РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Цели.

Изучение литературы в 8 классе  направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·         развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·         освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·         овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи:

·        Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

·        Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства

·        Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений

·        Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении

·        Формировать культурологическую, коммуникативную и др.компетентности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_literatura.docx68.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»№2 с. Дивное

рассмотрено

на заседании школьного

методического

объединения учителей

русского языка и литературы

Протокол №________

от «____»________________2016 г.

Руководитель МО________________

согласовано

Заместитель директора                                    по учебно – воспитательной                   работе

______________________________

Т.В. Кимсас

«____»__________________2016 г.

утверждаю

Директор школы

________________________________

Н.И.Денисенко

 «____»________________2016 г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по ________________литературе___________________

учебный предмет

______________2016 – 2017 уч. год______________

учебный год

____________8 класс (2 часа в неделю)_____________

класс, количество часов в неделю

2016 - 2017

Пояснительная записка

Планирование  составлено на основе:
- государственных общеобразовательных стандартов  по литературе 2004 г.;

- программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Н.А. Демидова. Е.Н. Колокольцева и др. – М.: Дрофа, 2006

УМК: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013.

Цели.

Изучение литературы в 8 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи:

  • Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
  • Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства
  • Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений
  • Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении
  • Формировать культурологическую, коммуникативную и др.компетентности обучающихся

Специфика курса

 в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.

Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Программа рассчитана на 70 часов: 35 учебных недели по 2 часа.

        Литература:

для учащихся: базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс.

Учебник-хрестоматия в 2 частях, М.Дрофа, 2013

для учителя: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2012

 О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2010

Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

Ученик должен знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений

-базовые теоретико-литературные понятия;

 -содержание программных произведений;

-общую характеристику развития русской литературы;

Ученик должен понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой монологической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом  и годовым графиком ОУ: 2 часа в неделю,  70 часов в год ,из них развитие речи -  7 часов. В программу включен региональный компонент, так как предмет преподается в кадетском классе. На изучение произведений данной тематики отведено 13 часов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в V классе — 1-1-5 тетрадные страницы,

VI классе— 1,5-2,

VII классе—2-2,5,

VIII классе —2,5-3,

IХ классе — 3-4,

X классе —4-5,

XI классе — 5—7.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
  5. в классе и прочитанных самостоятельно.
  6. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  7. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс— 100—11О слов в минуту,

VI класс—110—120 слов в минуту,

VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

В соответствиисэтим:

Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса

Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся.их общего развития и почерка

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителями

. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц

Список литературы:

1) Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2012

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8 класс: к учебнику Т.Ф. Курдюмовой «Литература: 8 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2012

3) Литература 8 кл. Поурочные планы. / Составитель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».

5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 8 классе: Метод.рекомендации. – М.: Просвещение, 1996

6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2012

7) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003

9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004  


Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс

№п./п.

Дата

Основное содержание программного материала

Кол-во

часов

Основные знания, умения, навыки

Теория литературы

Методические приёмы

Примечания

1

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Литература и другие виды искусства.

1

Сформировать у  учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано

        ФОЛЬКЛОР – 3 ЧАСА

2

Русский фольклор. Народные песни. Русская историческая песня

1

Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями

Историческая песня

Лекция

чтение

3,4

РК Песни жителей Ставропольского края

2

Познакомить с жанровым своеобразием казачьей песни, основной тематикой песен и главными героями

Песня как жанр литературы

Исполнение песен

5

Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»

1

Народный театр как жанр фольклора;

Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра

Народная драма

Работа с учебни-ком

беседа

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 5 ЧАСОВ

6

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.

«Смерть Олега от своего коня»

1

Дать понятие о древнерусской литературе;

Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития  и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;

Духовная литература

Канонизация(причисление к лику святых)

Рассказ учителя с элементами беседы

7

Русская воинская летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

Дать понятие воинской летописи;

Раскрыть историческую основу воинской повесть;

Работа над особенностями воинской повесть

Воинская повесть

Междуусо-бицы

Работа с текстом

беседа

8

Жития святых как исторические повествования

«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

«Преподобные Сергий Радонежский»

1

Дать понятие о жанре жития;

Раскрыть историческую основу ;

Работа над особенностями «Жития»

Духовная литература

Житийная литература

святые

Беседа

Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»

9

РР Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

1

Продолжит работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

        ЛИТЕРАТУРА XVIIIВЕКА – 3 ЧАСА

10

Русская литература 18 века.

История на страницах произведений  XVIII века

1

Познакомить с этапами жизни Карамзина;

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении

Сообще-ние учащихся

беседа

11

Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…».

Сопоставление  исторического труда и художественного текста.

Отличие героини повести и исторического персонажа

1

Понять о чем рассказывается в повести;

Проследить дух  сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов повести

ЛИТЕРАТУРА  XIX ВЕКА – 34 ЧАСА

12

Русская литература 19 века.

Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека

1

Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом

13

Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы

1

Дать понятие о былинах;

Раскрыть связь былина с русской историей;

Вызвать желание  учащихся изучать историю Отечества

былина

Чтение былины с элементами беседы

14

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Интерес автора  и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Сюжет и герои «Песни…»

1

Познакомить с  жизнью и  творчеством Г.У.Лонгфелло;

Дать представление о романтическом герое и мире

Трубка мира

15

В. Скотт.

Жизнь и творчество .«Айвенго».

В.Скотт – создатель исторического романа

1

Познакомить с творчеством В.Скотта;

Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;

16

И.А. Крылов.

Отражение  истории во всех жанрах литературы.

Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

1

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;

Повторить знание терминов

Аллегория

Басня

Иносказание

Эзопов язык

Чтение басни

беседа

17

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина

1

Вспомнить  основные сведения о Пушкине,  о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

18

РК Пушкин и Кавказ

1

19

«Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление с историческим источником

1

Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»

Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;

Хазары

Перун

Цареград

Пращ

Сеча

Комментированное чтение

беседа

20

«Полтава»

Общий обзор произведений Петра I автором

1

Познакомить с многоплановостью героической  поэмы;

Раскрыть историческую значимость  двух  монархов – полководцев – Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть

Паладин

Комментированное чтение

21

«Борис Годунов»

Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.

Тема власти и неизбежной расплаты за преступление

1

Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;

Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым

Аналитическая беседа

22

РР Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина

1

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина

Выступление учащихся

23

Роман «Капитанская дочка».Создание «Истории Пугачёва»

1

Познакомить  с творческой  историей написания повести «Капитанская дочка»

Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип

Прообраз

Мятеж

восстание

Сообщение уч-ся

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

24

Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения

1

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;

беседа

25

Роль Пугачева в развитии сюжета

1

Проследить по тексту, как каждая  встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести

Благородство

Великоду-шие

безразличие

Аналитическая беседа

Чтение эпизодов

26

Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова

1

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя

Сообщение

Аналитическая беседа

27

Историческая повесть и исторический труд.

Пейзаж, интерьер, манера повествования.

1

Обобщение и систематизация материала;

Индив. сообщения

28

РР Изложение по тексту произведения

1

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

29

РК Лермонтов и Кавказ

1

30

М.Ю.Лермонтов.

 Слово о поэте и его судьбе

1

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;

Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;

опричник

31-32

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2

Дать характеристику героям поэмы;

Проникнуть в замысел автора;

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

Образ в литературе

Беседа комм.чтение

33

Н.В.Гоголь.

 Слово о творчестве Н.В.Гоголя.

Повесть «Тарас Бульба»

1

Повторить  известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о романтической повести;

Раскрыть сюжет и идейный замысел повести

Романтичес-кая повесть

История

Сюжет пейзаж

Сообщение

Лекция

беседа

34

Сопоставительная характеристика образов  и судеб двух братьев

1

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;

беседа

35

Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

1

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

гипербола

героическая личность

Беседа

Комментирован-ноечтение

36-38

РК Жизнь казачества в произведениях Н.В.Гоголя

3

39

РРСочинение  по произведению Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочине-ние

40

А.К.Толстой

.Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.

1

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в  истории и балладе

Баллада

Беседа

чтение

41

Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

1

Помочь учащимся  раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с  историческими лицами на страницах романа

Реализм

Романтическое повествова-06ние

Аналитическая беседа

42

Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

1

Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;

Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;

фольклор

43

Историческое прошлое в русской лирике XIX века.

Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…

1

Проследить  за основной тематикой стихотворений;

Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;

Чтение наизусть

анализ

44

РК Историческое прошлое в  лирике. Поэты Ставрополья

1

45

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

 Сюжет и композиция.

1

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

46

Роль контраста  при создании образа героя

1

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни

Элементы диспута

тест

47

РР Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему  «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

48

РК Толстой и Кавказ

1

        РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX  ВЕКА – 22 ЧАСА

49

Русская литература 20 века.

История на станицах художественной литературы XX века

1

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление  о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;

Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;

Лекция

беседа

50

РК Писатели Ставрополья

1

51

Былины и их герои на страницах  поэзии XX века

1

Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)

Былинный эпос

Чтение

Анализ

52

Ю.Н.Тынянов. Тема истории  на страницах произведений Тынянова

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

1

Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1

Чтение беседа

53

«Восковая персона». Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

1

Показать своеобразие  рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию

Аналитическая беседа

54

Марк Алданов. Тема героического прошлого  России. Тетралогия «Мыслитель».

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

1

Познакомить с творчеством М.Алданова;

Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;

Обратиться  к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;

тетралогия

Лекция

Аналитическая беседа

Сообще-ние

55

Литература народов России. Героический эпос.                Р. Гамзатов, М. Джалиль.

1

Помочь учащимся увидеть в творчестве

Поэтов любовь к родине.

56

С.Цвейг «Невозвратимое мгновение»

1

Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории

Беседа

пересказ

57

Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман  о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

1

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Показать взаимоотношение власти и народа;

Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого

Лекция

беседа

58

Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина.

1

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования

59-60

Великая Отечественная война в русской лирике.

(урок-концерт). В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б. Окуджава

2

Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей

61-62

РК Великая Отечественная война в творчестве поэтов Ставрополья

2

63

В.И. Белов.

Тема Великой Отечественной войны.

1

Познакомить учащихся с творчеством В.И. Белова.

Провести обзор содержания рассказа;

Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу

Комментированное чтение

64

Л. М. Леонов «Золотая карета». Судьбы героев пьесы и их идеалы

1

Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Научить видеть позицию автора в пьесе;

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;

65

РР Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

66

История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике

1

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;

Помочь осмыслить прочитанное

Звукопись

Аллитерация

Ассонанс

анализ

67-68

РК  А.Губин «Молоко волчицы»

2

69

РРСочинение на тему «Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора»

1

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

70

Тест  по теме «История и литература»

1

Развитие умений работать с тестом

Количество контрольных работ

Развитие речи

сочинение

изложение

тест

Региональный компонент

2

4

1

1

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Срезовая контрольная работа политературе в форме ЕГЭ .10 класс

Контрольная работа по литературе в форме ЕГЭ за 1 полугодие. 10 класс....

рабочая программа политературе в 5 классе

Ррабочая программа по литературе для 5 класса.  Учебник -  «Литература»  Москва,  «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина,  В. П. Журавлёв,   В. И.  Коровин. Пр...

Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)

КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю...

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...

Рабочая программа политературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс...