Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Тимофеева Марина Владимировна

Учебник: Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_6_a_klass.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Утверждена

Директором МБОУ

учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.М. Котова

_______________Е.В.Гулькина

__ _________ 2015г.

__ _________ 2015г.

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

для 6 «А» класса

Составитель:

Тимофеева М.В.,

учитель русского языка и литературы

Инсар 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе,  ориентирована на учащихся  6 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.

        Учебник:

  1.  Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2008

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
  2. «Поурочные разработки по литературе в 6 классе», авторы: И.В. Золотарева, М.С. Корнеева и др.,  М., «Вако», 2009  

Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели  программы:

 

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;
  • формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей.
  • помочь учащимся войти в мир культуры;

Основные задачи:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике

Межпредметные  связи:  При работе  используются:

По русскому языку темы:   «Прямая речь», «Диалог»;

по истории темы: «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»,         «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» и др.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

сочинение, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 6  классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан   70  ч -  (35 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти -   18

Количество часов во 2-й четверти -   14

Количество часов в 3-й четверти -   20

Количество часов в 4-й четверти -  18

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные методы:

разные виды пересказа, чтение, говорение, написание   творческих работ: отзыв, сочинение-характеристика  персонажа.

Содержание учебного предмета

  

Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение.

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.

Пословицы и поговорки

Загадки. Внеклассное чтение.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

«Сказание о белгородском киселе».

Русская басня.  Басни  И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.

А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину».  Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести. Тест.

 М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес».

И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня. Тест.

Лирика Ф.И. Тютчева.

Лирика А.А. Фета.

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога».

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша».

Анализ «Сказа…»

 Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий».

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

 Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение)

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.  «Неизвестный цветок».

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца».

«Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни.

 «Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского).

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

Почему бабушка купила «пряник конем»?

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка».

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Тест.

В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба.

«Странные люди» - герои Шукшина

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова.  

 Из литературы народов России. Творчество Г. Тукая, К. Кулиева.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

«Легенда об Арионе».

Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра.

И.Ф. Шиллер. «Перчатка».

П. Мериме. «Матео Фальконе».

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАССА

 В  результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

        - содержание изученных литературных произведений;

        - основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

        - такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении;  кольцевая композиция;

        уметь:

        - воспринимать и анализировать художественный текст;

        - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - определять род и жанр литературного произведения;

        - выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

        - давать характеристику героев;

        - находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

        - выявлять авторское отношение к героям;

        - выражать своё отношение к прочитанному;

        - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

        -владеть различными видами пересказа;

        - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

        Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения  и аргументированно отстаивать свою.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

1

 Введение.

1

1

-

2

 Устное народное творчество

3

3

-

3

 Из древнерусской литературы

3

 3

 -

4

Из русской литературы 18 века

2

2

-

5

Из русской литературы 19 века

25

23

2

6

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

1

1

-

7

Из русской литературы 20века

10

9

1

8

Произведения о Великой Отечественной войне

13

13

-

9

Родная природа в русской поэзии

20 века

2

1

1

10

Из литературы народов России

2

2

-

11

Из зарубежной литературы

8

7

1

Всего

70

65

5

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

18ч

2

Р. Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?»

1

II

Четверть

14ч

1

  Р. Контрольное сочинение «Левша в гостях у англичан»

1

III четверть

20

2

 Р. Контрольное сочинение «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были М.М. Пришвина М.М. «Кладовая солнца»)

1

IV четверть

18

2

Р. Контрольное сочинение  «Мой родной дом»

1

Итоговый тест

1


Тематическое планирование

Тема урока

Кол. ч.

1 четверть (18 ч.)

1

Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение.

1

Устное народное творчество  (3ч.)

2

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.

1

3

Пословицы и поговорки

1

4

Загадки. Внеклассное чтение.

1

Из древнерусской литературы (3ч.)

5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

1

6-7

«Сказание о белгородском киселе».

2

Из литературы 18 века (2ч.)

8-9

Русская басня.  Басни  И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.

2

Из литературы 19 века  25ч.  (2 к/р)

10

А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину».  Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

1

11

Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

12-15

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

4

16

Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести.

1

17

 Р.  Подготовка к контрольному сочинению  «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?»

1

18

Р. Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?»

1

2 четверть (14 ч.)

19

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

1

20

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес».

1

21

И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня.

1

22

Лирика Ф.И. Тютчева.

1

23

Лирика А.А. Фета.

1

24

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога».

1

25

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

1

26

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.

1

27

Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша».

1

28-30

Анализ  сказа  Н.С.Лескова «Левша».

3

31

Р. Подготовка к контрольному сочинению «Левша в гостях у англичан»

1

32

Р. Контрольное сочинение «Левша в гостях у англичан»

1

3 четверть (20 ч.)

33

Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

34

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника»

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (1ч.)

35

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

1

Из русской литературы 20 века  9ч.  (1 к/р)

36-38

 Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение)

3

39

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.  «Неизвестный цветок».

1

40

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

41

Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца».

1

42

 Р. Подготовка к контрольному  сочинению «Быть счастливым – делать добро»

(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

1

43

Р. Контрольное сочинение «Быть счастливым – делать добро»

(по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)

1

44

«Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского).

1

Произведения о Великой Отечественной войне 13 ч.

45-46

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

2

47

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

48

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

49

Почему бабушка купила «пряник конем»?

1

50

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка».

1

51

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

1

52

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства. Тест.

1

4 четверть (18 ч.)

53

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1

54

В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба.

1

55

«Странные люди» - герои Шукшина

1

56-57

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

2

Родная природа в русской поэзии 20 века  2 (1к/р)

58

Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова.  

1

59

Р. Контрольное  сочинение  «Мой родной дом»  или «Мой любимый уголок природы».

1

Из литературы народов России  (1ч.)

60

Творчество Г. Тукая, К. Кулиева.

1

Из зарубежной литературы 8 (1к/р)

61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

62

«Легенда об Арионе».

1

63

Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

1

64

Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра.

1

65

И.Ф. Шиллер. «Перчатка».

1

66-67

П. Мериме. «Матео Фальконе».

2

68-69

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

2

70

Итоговый тест «Обобщение и систематизация изученного за курс 6 класса»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...