Внеклассное мероприятие. В.Г. Распутин "Уроки французского"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Денисова Ирина Михайловна

Обучающая задача данного мероприятия - познакомить с произведением В.Г. Распутина «Уроки французского», его биографией в связи с прошлым и настоящим. Связь через биографию писателя, героев произведения, воспоминания  нашей землячки и отрывки художественного фильма.В ходе мероприятия попробовали ответить на проблемный вопрос: «А оставалось ли у детей, живших в трудную послевоенную пору, время для игры?» Использованные методы и приѐмы: Ведущий метод – интерактивный. Был использован прием драматизации (инсценировка разговора главного героя и учительницы, выступление чтеца в начале). Игровой метод: изготовление куклы своими руками и как итог урока – игра «Твистер». Контрольные вопросы с элементами дискуссионного метода – анализ ситуации морального выбора (оценка поступка учительницы) и выбор ответа на поставленные вопросы, нужно было прийти к единому мнению и записать его на цветных листах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_frantsuzskogo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора, должность, место работы: Денисова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2.

Название работы: «Внеклассное мероприятие по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».

Номинация: Внеклассное мероприятие.

Участники: 5 класс, 11л.

Цель: Развитие у школьников интереса к  литературе, воспитание потребности изучать её.

Задачи:

  1. Познакомить с произведением В.Г. Распутина «Уроки французского», его биографией в связи с прошлым и настоящим.
  2. Осуществление нравственного, патриотического воспитания школьников.
  3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе.
  4. Развитие творческих и познавательных способностей.

Аннотация:

Обучающая задача данного мероприятия  - познакомить с произведением В.Г. Распутина «Уроки французского», его биографией в связи с прошлым и настоящим. Связь через биографию писателя, героев произведения, воспоминания нашей землячки. В ходе мероприятия попробовали ответить на проблемный вопрос: «А оставалось ли у детей, живших в трудную послевоенную пору, время для игры?»

Использованные методы и приёмы:

Ведущий метод – интерактивный. Был использован прием драматизации (инсценировка разговора главного героя и учительницы, выступление чтеца в начале). Игровой метод: изготовление куклы своими руками и как  итог урока – игра «Твистер». Контрольные вопросы с элементами дискуссионного метода – анализ ситуации морального выбора (оценка поступка учительницы) и  выбор ответа на поставленные вопросы, нужно было прийти к единому мнению и записать его на цветных листах. Мероприятие сопровождается презентацией.

I Орг. момент

        Чтение стихотворения учащимся.

Мечты блокадного мальчишки. 
На окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты,
Ведут меня по дедовому саду.

Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!

Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!

Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!

(Сон Светлана)

II Основная часть

Представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя обязанности взрослых. Но тяга к знаниям была очень сильной (слайд 2).

1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» -  11-ий мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая сочувствия и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные  запрещенные  игры. Учительница за этот  поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. [8] Давайте познакомимся с автором Валентином Григорьевичем Распутиным  и с главными героями рассказа (слайд 3-9).

Дети учились, в школе собирали посылки на фронт, а также участвовали во всех полевых работах: садили картошку, пололи. Собирали колоски, охраняли зерно, сопровождали подводы с хлебом. В общем, помогали, как могли (слайд 10 «Все для фронта, все для победы»).

- А как вы думаете, играли ли дети в то время, была ли у них для этого, хоть минуточка? (ответы детей, слайд 11 -16)

- Давайте попробуем изготовить своими руками куклу, человечка для игры из подручных материалов. А, может быть, у вас получится какой-нибудь зверёк. (Детям предлагается носовой платок, ленточка, грецкий орех, ножницы).

Слайд 17.Дети есть дети, и они играли и радовались жизни. Но голод и холод были постоянными спутниками их жизни, как в годы войны, так и послевоенное время.

И герой рассказа «Уроки французского» находит выход из этого положения, начинает играть на деньги (слайд 18).

Ребята, перед вами на столах цветные листочки, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Для чего рассказчик играл с мальчишками в «чику?», ответ запишите (слайд 19).

- Но, как вы понимаете, все тайное становится явным… В школе узнали, что мальчик играет в запрещенные игры на деньги (инсценировка).

Инсценировка  разговора с учительницей

— Это правда, что ты играешь на деньги? — сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

— Правда.

— Ну и как — выигрываешь, или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

— Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

— Вы… выигрываю.

— Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

— Покупаю молоко.

— Молоко? И все-таки на деньги играть не надо, — задумчиво сказала Лидия Михайловна. — Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

— Можно. [1]

- Что же происходит потом. С мальчишками наш герой играть больше не может, денег взять негде…Лидия Михайловна предлагает дополнительные занятия, Оказалось, что и это еще не самое страшное. Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. Но, странное дело, занимались они здесь меньше, чем в школе. Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала о том, как живется нашему герою, или рассказывала о себе. Приглашала его ужинать, но он так,  ни разу не согласился. Однажды, мальчику в школу приходит посылка, но он сразу понимает, что это дело рук учительницы французского. Т.к. макарон и гематогену в деревне не бывает.

Что же ему на это отвечает педагог: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». [1]

Позже Лидия Михайловна находит выход из ситуации. Какой? (ответы детей, слайд 20).

По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда? (слайд 21, слайд 22 с выводами, обсуждение поступка учительницы).

III Заключение

Ребята, и все-таки, каким тяжелым не было военное, послевоенное детство, время для игры находилось. И пусть,  иной раз, она превращалась в способ заработать себе на еду. Скажите, а в какие игры вы играете сейчас? (ответы детей)

 Я предлагаю принять вам участие в   веселой, подвижной игре «Твистер». И желаю, чтобы в вашей современной, насыщенной жизни всегда находилось время для игр.

Список источников

  1. Распутин В.Г. «Уроки французского», изд-во «Панорама», 2001 г., 96 стр.

 

Для презентации:

  1. http://nsportal.ru/ap/ap/literaturnoe-tvorchestvo/deti-voyny
  2. http://www.nachalka.com/book/export/html/929
  3. http://www.domarchive.ru/chronica/327
  4. http://www.pokrovka-info.ru/creation1_children_war2.php
  5. http://www.pomnivoinu.ru/home/tag/24/page/1/
  6. http://festival.1september.ru/articles/627256/
  7. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/konspekt-uroka-po-literature-6-klass-v-rasputin-uroki-frantsuzskogo
  8. http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-38770
  9. Видеоматериалы из личного архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с документами, составление плана на французском языке по теме "Французская революция 1789. Триколор" /Balbutiements vers la synthèse

4 приведённых документа могут быть использованы на уроке по истории Франции (по теме "Революция 1789 г. Французский триколор"), в них содержатся оригинальные тексты, презентация, а также статья с план...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

О французском языке и французских праздниках, о людях и их достижениях

Презентации рассказывают о французском языке и его роли в обшестве. О французских праздниках, о французах и их достижениях. В маленьком ролике - "Рождество во Франции"....

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...

Элективный курс "Современный разговорный французский язык", составленный на основе французской методики "Французский с Виктором" Victor Ebner "Le francais avec Victor" Ebner Institut, 2003. для 9 класса

Настоящая программа учитывает и сочетает как отечественный опыт обучения французскому языку, так и зарубежный опыт преподавания иностранного языка. Предлагаемая образовательная программа предназначена...