Урок внеклассного чтения Поклонись Земле, человек!
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Аширова Лиля Рашитовна

Поклонись Земле, человек!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_poklonis_zemle_chelovek.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Поклонись Земле, человек!»

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Аширова Л.Р., учитель русского языка

Цель:

-воспитание ответственности за жизнь планеты и на планете;

-показать стремление поэтов, литераторов, биологов, экологов к объединению людей во имя спасения красот Земли.

Задачи:

-привитие чувства прекрасного через поэзию и прозу;

-осознать себя частичкой могучей силы, на долю которой приходится ответственность за поступки людей

(Зал украшен плакатами, рисунками учащихся, развернута книжная выставка.)

У глобуса два малыша (звучит музыка).

-Земля?

-Земля!

-Наша Земля! (Хором)

Слово учителя:

-Человек безмерно богат. Он владеет целой планетой «Земля», идеально приспособленной к жизни. На заре своей истории человек чувствовал себя частью природы, стремясь к её осмыслению и художественному воспроизведению. Взаимодействие человека с природой породило широкую и сложную гамму чувств: от созерцательного восхищения и изумления до ярости и боли, боли за судьбу природы и ярости в отношении собрата- губителя и расхитителя.

Ученик:

-Восторгаюсь, читая, как Василий Песков нежно, восторженно описывает Землю.

Послушай, как гнутся березы родной земли. Гудение комбайнов и ржание лошадей. Перепелиная песня, крики диких гусей по озёрам. Поспели хлеба. Согнулись ветки от яблок, душистым мёдом пополняются кадки. Порхают дрозды на рябинах. (Ученики читают отрывки из произведений Василия Пескова)

Ученица:

-Удивляешься сравнениям Джоаны Мейси «В послании вождя Сиэтла», её правоте:

Благоухающие цветы- наши сёстры;

Олень, лошадь, великий орёл,

Все они- наши братья.

Скалистые вершины гор, соки лугов,

Жар лошадиной крови и человек-

Все мы- члены одной семьи.

Ученик:

-Писатель- эколог Джон Сид считает, что «Земля- наша мать. Всё, что случается с Землёй, происходит и с её детьми. Если люди плюют на Землю, они плюют сами на себя. Земля не принадлежит человеку- человек принадлежит Земле.»

Ученица:

-Эти стихи Михаила Дудина перекликаются с мыслями писателя Чингиза Айтматова, который в одном из своих интервью говорил, что самое главное- это внимание. Внимание к распускающемуся цветку, к прилетевшим птицам, к состоянию Земли.

Михаил Дудин:

Берегите Землю, берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю, берегите

Чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесной,

Старости последнюю отраду.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы.

Небо в звёздах, океан и сушу,

И в бессмертье верящую душу.

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю, берегите

Откровения земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради…

Ученик:

Не спокойно и рассудочно, а на самом высоком накале чувств, с какой-то долей оправданных преувеличений поэты и писатели внушают: «берегите природу!»

Об этом пишут поэты Михаил Дудин, Расул Гамзатов, Николай Рубцов, Александр Яшин. (Музыкальное сопровождение, звучат стихи поэтов о природе, о Земле)

Ученица:

Наша планета в опасности! Так или иначе, каждый из нас это чувствует. Стремительно углубление экологического кризиса, угрожающего самой жизни на земле, стало теперь очевидным не только профессионалам- биологам, ботаникам, но и всем нам.

Трагические катастрофы в Бхопам, Чернобыле, гибель Рейна воспринимаются уже не как нечто из ряда вон выходящее, а как часть глобального загрязнения окружающей среды, ежедневно отвоёвывающего у природы всё новые и новые участки. (Слова Чивилихина из книги «Сердцем писатель», стр.38)

Ученик:

-Природа не знает шуток. Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права. Ошибки же и заблуждения всегда исходят от людей. Чтобы спасти её, человек должен помнить основные заповеди:

1. Я сделаю всё, чтобы воздух не был загрязнён.

2. Я сделаю всё, чтобы вода была чисто.

3. Я сделаю всё, чтобы защитить Землю.

4. Я никогда не оставлю после себя мусор.

5. Я сделаю всё, чтобы защитить животных.

6. Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум.

7. Я сделаю все, чтобы следовать этим заповедям каждый день.

Ученица:

Поэт Олжас Сулейменов выразил наше чувство в словах:

Кружись, дорогая Земля моя!

Как никто я сегодня тебя понимаю,

Все болезни твои на себя принимаю… (Ученица читает стихотворение О. Сулейменова)

Ученик:

Природа призывает нас сдаться ей:

  1. Прекратить отравление атмосферы, воды и почвы.
  2. Прекратить подготовку в войнам и приняться за действительные наши проблемы.
  3. Учить детей и учится самим тому, как нужно жить на маленькой планете, не способствуя её разрушению.

А иначе природа нас жестоко накажет. (Звучит стихотворение Николая Майорова «Мольба Земли»)

Н. Майоров

                     Мольба земли

Жизнь ли вам надоела?

И младенца не жаль?

Как меня одолела

Вековая печаль!

Неразумные дети

Не щадите меня?

Кто же будет в ответе?

Ждать ли судного дня?

Я ещё не успела преклонить головы,

Накормить всех голодных,

Обласкать всех сирот.

Пусть в пустыне безводной

Синью море блестит.

Неужели застыну

В саркофагах глухих?

Лето пахнет полынью.

Ветер слаб, ветер тих…

(Звучат песни на слова Расула Гамзатова)

Расул Гамзатов:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою…

Заключительные слова:

Спасая Землю, мы спасаем природу, себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_

 Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...