Конспект урока по литературе (7класс) по очерку И.С.Тургенева "Хорь и Калиныч"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Варламова Светлана Леонтьевна

Конспект

Урок по литературе в 7 классе

по теме Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Роль пейзажа в произведении

(по очерку И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч").

Рабочая программа по литературе для 7 класса со­ставлена по программе курса «Литература» для 5-9 классов  (Авторы-составители:  Г.С. Меркин, С.А. Зинин).  Урок составлен в режиме составного урока (3 по 30)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7_klass_po_ocherku_hor_i_kalinych.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

г. Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 имени Деева В.Н. , учитель русского языка и литературы Варламова С.Л.

Конспект

Урок по литературе в 7 классе

по теме Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Роль пейзажа в произведении

(по очерку И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч").

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена по программе курса «Литература» для 5-9 классов  (Авторы-составители:  Г.С. Меркин, С.А. Зинин).  Урок составлен в режиме составного урока (3 по 30)

В результате ученик должен знать/понимать

  • особенности жанра очерк;
  • содержание очерка «Хорь и Калиныч»;
  • факты жизни и творческого пути И.С.Тургенева, связанные с созданием «Записок охотника»;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Материал:

Презентация к уроку, «Зачетная книжка ученика»

Дата ________ Зачетная  ведомость  Ф.И. __________________________________

Формы работы

СО

КО

Творч. задание

« ……..»

«    ….»

Тест   + Приз. балл

«……»    +   «……»  =  средний «…»

Работа в тетради (умение грамотно и рационально вести записи на уроке, оформлять таблицы, записывать ответы товарищей)

Групповая работа

«…….»     Ставит командир группы

 ФИ……………

Примечание: в течение всего урока учащиеся за ответ получают «призовые карточки».

В конце урока (по рейтинговой системе) они выставляются в «Зачетную книжку»

Презентация

Деятельность

Содержание

Результаты обучения

Формируемые УУД

1 Этап. Приветствие

1.

У-ль

После  приветствия

Учитель: Ребята, почему одни люди могут легко найти общий язык с собеседником, а другие нет?

Ученики высказывают свои предположения и сходятся на том, что одни люди могут понять собеседника и подстроиться под него, а другие не могут, так как, не все учитывают его настроение, характер.

Учитель: Что же нужно знать, чтобы узнать другого человека поближе, как научиться понимать его? Об этом мы с вами сегодня и поговорим. А поможет нам в этом И.С.Тургенев.

Личностные УУД – смыслообразования на основе развития мотивации и целеполагания учения;

Коммуникативные УУД

Введение в тему. Целеполагание

2.

Слайд 1

Портреты И.С.Тургенева

У-ль

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского писателя, мастера слова, психолога. Это был человек, который своим творчеством пробуждал в  своем читателе «добрые чувства», который глубоко верил в творчество света, добра и нравственной красоты. Это Иван Сергеевич Тургенев.

Современники писали о нем так: «Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепкого телосложения, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой... Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей... В особенности была замечательна беседа Тургенева. Он говорил, как писал, образами.

Обратимся с вами к портретам писателя, написанным, И.С. Репиным и В.Г. Перовым.

Каким вам представляется этот человек?

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Личностные УУД –развития Я-концепции и самооценки; развития морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно- этических отношений.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД –формирование элементов комбинаторного мышления; освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

Личностные УУД –развития морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно- этических отношений.

Познавательные УУД –переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

Регулятивные УУД – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности;

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления;

Уч-к

       Ученики отмечают пристальный взгляд его умных глаз, глубокие морщины у переносицы и в уголках рта, свидетельствующие, по их мнению, о каких-то раздумьях и нелегком прошлом писателя. Им видится человек незаурядного ума, строгости взглядов. А тепло, излучающееся  из глаз, говорит о его одухотворенности и доброте.

          И. С. Тургенев, судя по его портрету, представился им человеком воспитанным, интеллигентным.

У-ль

Уч-к

Учитель: Благодаря чему художники, изображая внешний вид человека, смогли передать его внутреннее состояние, "дать" о нем "духовную" информацию?

Ученики отвечают, что в этом им помогли изображение глаз, позы, положение рук, мимика лица, цветовая гамма портрета, интерьер, одежда

Слайд 2

Психологический портрет

-глаза

-взгляд

-прическа

-нос

-губы

-мимика

-жесты

У-ль

Уч-к

У-ль

Уч-к

Учитель:

Портрет - это жанр изобразительного искусства, главная задача которого через средства выразительности художника (цвет,! линия, пятно, колорит) передать внешний вид .человека и его внутреннее состояние.

Портрет "изображается" и в литературном произведении. Но здесь писатель пользуется не красками, а словом. Еще в 5 классе на уроках изобразительного искусства вы говорили об использовании портрета в живописи и в литературе и определили, что между ними есть много общего. Однако литературный портрет по восприятию более субъективный, он образнее.

В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Ученики называют «составляющие» внешности человека

Учитель:

Скажите, а что еще помогает нам понять характер человека?

Ученики вспоминают о речи героя

Слайд 3

Тема урока (1часть формулировки)

Цели урока

Учитель:

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о произведении И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч». Как вы думаете, какова будет сегодня тема нашего урока? Попробуйте сформулировать его цели?

Ученики предлагают свои версии

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Личностные результаты использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Предметные результаты понимание ключевых проблем изученных произведений

РАЗМИНКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

У-ль

Уч-к

Т/З

Тест-разминка

Учитель:

А теперь разомнемся и проверим свои знания текста и статьи учебника, с содержанием которой вы должны были познакомиться дома

Ученик представляет свою презентацию с 10 вопросами, подготовленными дома.

По окончании (взаимоконтроль) проверяются ответы и выставляются баллы за тест в «Зачетную книжку»

Примерные вопросы (4 примера-4 ответа)

Вопросы на соответствие.

- в каком году…..

- какой проблемы нет ….

- назовите жанр….

- от чьего лица ведется повествование..

- кто это сказал….

- чей это портрет…

- соотнесите понятия….

- назовите средство выразительности…

- найдите ошибку…

- вставьте слово…

Регулятивные УУД –планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание.

Познавательные УУД –переработка и структурирование информации; работа с научными понятиями, освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

2 этап Работа с понятиями

Слайд 4

Работа с текстом

Портрет А. Фета, И.Тургенева, пейзажи

У-ль

Уч-к

Т/З

Учитель:

А теперь обратимся к произведению И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч" и подробнее поговорим о психологическом портрете и основных средствах его изображения.

По Орловской, Тульской, Курской. Калужской губернии пролегли охотничьи тропы И.С. Тургенева. Он был страстным охотником. Поэт Афанасий Фет, приятель Тургенева и тоже заядлый охотник, вспоминает дни, отданные любимому увлечению так.

Ученики: 2 ученика наизусть  рассказывают отрывки из воспоминаний А. Фета, приведенные на страницах учебника

Предметные результаты умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Слайд 5

 Обложка «Записок»

И конспект по истории создания

У-ль

Уч-к

Т/З

Учитель:

Для барина-помещика охота - развлечение, спорт. Для мужика-крестьянина -  способ прокормить семью. Но для обоих - радость. И если сойдутся они на лесной или полевой тропинке, не так уж важно, мужик ты или барин. Им есть о чем поговорить, чему друг у друга поучиться. Ведь оба они - охотники.

Тургенев полюбил oxoтy раньше, чем стал писателем. А литературную известность приобрел благодаря охоте. Книга, которая сделала его знаменитым писателем, называлась "Записки охотника" . Но это не учебник охоты.

Ученики 

3-й ученик пересказывает отрывок из вступительной статьи в учебнике к творчеству И.С. Тургенева, начиная со слов: "Бродя с ружьем..." до слов "...как его охватывает сладкая и таинственная теплота". (Здесь сообщаются сведения о том, что книга вышла в 1852 г и состоит она из двадцати пяти рассказов и т.д)

Рассказ с использованием ключевых слов статьи учебника и дополнительного материала (даты, люди, факты, события).

Личностные результаты использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Предметные результаты умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

Регулятивные УУД – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности.

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации;

Коммуникативные УУД

Слайд 6

Работа с понятиями

(появляются постепенно)

ОЧЕРК

РАССКАЗ

Работа с понятием жанра очерк

У-ль

Уч-к

Учитель:

"Записки охотника" включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественное законченное произведение. Но в то же время "Записки" составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью, которая достигается посредством введения единого образа - образа рассказчика - главной постановки общей проблемы.

Рассказчик в живой и увлекательной форме повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая свой рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов и говоров Орловского края.

Книга создавалась в то время крепостного права, когда крестьяне находились в личной зависимости от помещика. И это положение было закреплено юридически. Об этом времени вы подробнее говорили на уроках истории и знаете, что мужик не имел права на собственную свободу и находился еще и в экономической зависимости от своего барина: многие из крестьян отрабатывали барщину, некоторые, а их было очень мало, находились на оброке.

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с одним из рассказов "Записок" - "Хорь и Калиныч". Вы дома уже его прочитали. Понравился ли вам этот рассказ;

Ученики 

Ответы учеников, конечно же, разные, и большинство из них отвечали, что это произведение не так увлекательно, как, например, "Сказки Салтыкова-Щедрина" или "Левша" Лескова (о них мы говорили ранее).

Предметные результаты понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Познавательные УУД –переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

Коммуникативные УУД

Фабула

У-ль - Уч-к

Учитель: Попробуйте передать фабулу этого произведения. Почему это трудно сделать?

Ученик: В этом рассказе много описаний, мало действия, отсутствует какой либо конфликт, нет захватывающего острого сюжета.

Если ребята затрудняются ответить, то учитель может задать другой вопрос.

Учитель: Ребята, вспомните, с какими рассказами мы уже с вами познакомились в 5-6 м классах?

Ученики называют рождественские рассказы, юмористические, детективные, рассказы о животных, игровые и шуточные рассказы, бытовые, сказания.

Учитель: Чем же этот рассказ отличается от перечисленных вами рассказов?

Ученики отмечают, что в "Хоре и Калиныче" много диалогов, портретных характеристик, описаний героев.

Учитель:  Кто описывает героев и все события в рассказе Тургенева?

Ученики: Автор-рассказчик, охотник.

Учитель: Таким образом, подведем итог: в "Хоре и Калиныче" описание героев субъективно. А следовательно, авторская характеристика героев очень важна - она служит идее произведения в целом.

Рассказ "Хорь и Калиныч" написан в жанре очерка. Теперь попробуем в тетрадях сформулировать определение этого жанра.

Учащиеся записывают в тетрадях, что очерк -это литературный жанр, разновидность эпического произведения. Он отличается отсутствием быстро разрешающегося конфликта, привычной событийной основы. В очерке особое внимание уделяется описанию и характеристике героев. 

Учитель: Очерки бывают не только литературные, но и публицистические. Кто является основным героем очерка "Хорь и Калиныч"? А кто второстепенным?

Ученики называют основными героями Автора, Хоря и Калиныча. А второстепенными - господина Полутыкина

Учитель: Для чего вводятся в очерк второстепенные герои?

Ученики отмечают, что эти герои помогают полно охарактеризовать основных героев.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель литературного очерка заключается в том, чтобы наиболее полно и ярко; охарактеризовать главных героев и высказать к ним свое отношение. В очерке "Хорь и Калиныч" И.С. Тургенев с тонким психологическим мастерством показал людей из народа. Такое пристальное внимание мужику до него не уделял никто. Он показал нам его совсем не задавленного тяжелым непосильным трудом, а мужика как человека с его мечтою и увлечениями.

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Предметные результаты владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Личностные УУД – смыслообразования на основе развития мотивации и целеполагания учения; выработка - смыслообразования (построения новых смыслов)

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); работа с научными понятиями, освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

3 этап работа с текстом

2x25

Слайд 6

Иллюстрации с изображением Хоря и Калиныча

Очерк

и его основные признаки

Контраст

Антитеза

У-ль

Уч-к (по домашнему заданию)

У-ль –

Уч-к

Учитель: А теперь перейдем к разговору о самом произведеА, его художественных особенностях и попробуем ответить на вопрос: каким увидел И.С. Тургенев русского мужика и каково его отношение к нему?

Определим композицию очерка. Ученики предлагают свои версии формулировок. В конце останавливаемся на варианте, где четко прослеживается антитеза.

Далее после ответов учащихся все в тетради записывают:

Композиция очерка «ХОРЬ И КАЛИНЫЧ».

  1. Рассуждения о породах русского мужика (Орловская и Калужская губернии)
  2. Рассказ о героях очерка: Хоре и Калиныче.

- 1 день. В гостях у помещика Полутыкина и первое знакомство с семейством Хоря.

- 2 день. Охота и знакомство с Калинычем.

- 3 день. В гостях у Хоря и знакомство с ним.

- 4 день. Хорь и Калиныч – добрые приятели. Охота.

3 дня в общении с Хорем и Калинычем. Сравнительная характеристика обоих мужиков.

  1. «На другой день я покинул гостеприимный кров господина Полутыкина».

Учитель и учащиеся отмечают в композиции повторы и подчеркивают их. Это особенности очерковой характеристики героев. 

Учитель:  Какой художественный прием использует автор, строя композицию своего произведения?

Ученики отвечают, что с самого начала автор использует прием контраста.

Учитель и ученики отмечают во вступлении характерные особенности двух пород мужиков. 

Учитель: Рассказчик рисует по принципу антитезы предельно обобщенные портреты орловского и калужского мужиков, подчеркивая с самого начала различие между барщинным и оброчным существованием мужика. Казалось бы, вступление не связано с основным действием.

Но это не так. Автора интересует положение русского крестьянина не только бытовое, но и юридическое. Следовательно, сразу же мы можем отметить еще один образ в произведении – образ крепостного права.

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Предметные результаты определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

Регулятивные УУД – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание.

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации; работа с научными понятиями,

Коммуникативные УУД

Слайд 7

Конспект

«Средства характеристики образа героя» в форме «жучка»

У-ль –

Уч-к

Далее на слайде появляется схема анализа литературного героя, каждый параметр характеристики выделяется постепенно, после того, как его назовут дети. Ученики сами называют учителю основные средства характеристики образа

Прямая авторская характеристика

Характеристика другими героями

Самохарактеристика (реплика, монолог)

Косвенная авторская характеристика:

- портрет

- речь, мимика, жесты

- мысли (мечты, мировоззрение)

- поступки

Учитель: Какой основной прием характеристики своих героев использует автор? Какое художественное средство?

Ученики: Прием сопоставления. Художественное средство –антитеза.

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование);

Работа над таблицей в тетради

Работа в группах

(по домашнему заданию)

Учитель: Сравнивать героев можно попеременно, как это сделал автор во вступлении, и параллельно – как это делает в конце. Обычно в сочинении, где требуется дать сравнительный анализ героев, используется параллельное сравнение. Мы так с вами и поступим.

Учащиеся к этому уроку получили домашнее задание по тексту (у каждого было свое): выписать эпитеты, сравнения, метафоры, характеризующие речь поведение героев. Т.е. кто-то работал с пейзажем или с интерьером и пытался на основе этого охарактеризовать своего героя, кто-то с самохарактеристикой и т. д.

Далее учитель строит беседу на основе конспекта.

Учащиеся объединяются в группы по интересам (Портрет, Характер, Речь, Интерьер, Пейзаж, Авторское отношение (прямое))

Учитель следит, чтобы группы по количеству участников были одинаковыми. Обычно деление проводится на перемене.

В течение 5 минут каждая группа должна подготовить небольшое выступление (до 3 минут) по теме и сделать выводы. Роли распределяются самими участниками. НО правило одно: выступают все участники группы.

В тетради заполняется таблица. Наблюдения были следующими:

Портрет:

Хорь: «лысый, низкого роста, плечистый и плотный», «склад его лица напоминал Сократа», «курчавая борода», «длинные усы».

Калиныч: «человек лет 40, высокого роста, худой, с небольшой, загнутой назад головкой», «добродушное, смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинками», «прищуривал свои светло-голубые глаза», «жидкая клиновидная бородка», «кроткое и ясное лицо».        

Ученики сразу же отметили непохожесть, противоположность по внешности их друг другу. Мужмков описывал автор, и поэтому можно судить о том, что ему понравились оба: к Хорю чувствуется какое-то почтение, он видит в нем что-то большое (-ист-); к Калинычу сразу же потянулся душой, описывает его ласково (-инк-, -ушк-, -к-).

Хорь: «был суров со своими домочадцами («бабы народ глупый»), приказывал (много!), любил детей (сыновья-работники), называл их ласково («дитятко»).

Характер, поступки.

Калиныч: «был человеком самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны», «услуживал без раболепства», «за барином наблюдал, как за ребенком»

Выводы: оба были добрыми заботливыми, с чувством собственного достоинства.

Речь, мысли

Хорь: «вступал» в разговор, «чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно», «изредка посмеивался из-под длинных своих усов», толковал о посеве, об урожае, о крестьянском быте. В его речи много… (не догоАривал), «выражался мудрено… из осторожности». Использует афоризмы: «кто без бороды живет, тот Хорю и наибольший». (Борода – метафора, символ зависимости крепостной). Предложения короткие, говорит немногословно, отвечает вопросом на вопрос, «увиливает» от ответа.

Калиныч: «говорил немного в нос», «улыбался», «не раз загоАривал со мною», «пел довольно приятно и поигрывал на балалайке», «говорил с жаром».

Выводы: Оба героя разные: один скрытен, немногословен, чувствуется практическая жилка; другой – поэтическая натура. Но оба умны, с искрой в душе, увлекающиеся натуры, живо интересующиеся всем и т.д. Автор с восхищением описывает обоих и даже чувствует,! что они в чем-то превосходят его («сократовский» ум Хоря, «петровская» практичность и стремления к преобразованиям, у него и живая чувствительность ко всему прекрасному у Калинина, умение восхищаться и радоваться обычным вещам). Здесь как бы автор, человек город-

ской, отдает предпочтение крестьянам Хорю и Калинычу.        

Интерьер, пейзаж.

У Хоря: «одинокая усадьба… из нескольких сосновых срубов…», «чистые бревенчатые стены», «тяжелый образ в углу в серебряном окладе», «хороший квас», «огромный ломоть хлеба», «припасы», «сытый пегий жеребец», «расчищенная», «разработанная» поляна.

Выводы: Во всем чувствуется прочность, хозяйский подход к жизни – отсюда и достаток.

У Калиныча: «пасека в глуши леса», «избушка, увешанная пучками душистых трап», «свежее сено», «прозрачный теплый мед», «хозяйство в исправности, одначе содержать не может».

Вывод: Автор в хозяйстве его почувствовал природу, слился с ней душой: увидел в обычном необычное и восхитился («пчелы»), услышал природу, ощутил ее запахи. 

Учитель: Обратите внимание, что пейзаж в литературном произведении служит не только для описания фона, места действия, но и помогает автору полнее раскрыть, характеры своих героев.

Авторское отношение.

О Хоре: «крепок на язык», «человек себе на уме», « я от него многому научился», человек положительный, практический, административная голова, рациональный, понимал действительность, восхищался его семьей, достатком, Полутыкина насквозь видел; Калинычу оказывал покровительство, любил его, говорил мало, но много расспрашивал, стоял ближе к людям, к обществу, возвышался до иронической точки зрения на жизнь, много знал, видел. Автор сравнивал его с Петром Великим в его стремлении к преобразованиям, он, по его мнению, чувствовал «что хорошо» – вот то и правда.

О Калиныче: «понравился ему сразу», «я долго любовался его кротким лицом, как вечернее небо», «я не ожидал таких нежностей от мужика», романтик, идеалист, любил и уважал Хоря, лечил и любил людей, «он стоял ближе к природе», «его трогали описания природы».

Учитель: Как автор относится к своим героям: кто из них лучше? Кого из них он ставит выше? Почему в конце очерка он прибег к параллельной характеристике?

Ученики: Автору нравятся оба мужика, он видит в каждом из них достоинства и недостатки, ему трудно отдать кому-либо из них абсолютное предпочтение.

Далее учитель вместе с учениками приходит к выводу, что, прибегая к параллельному сравнению, автор пытается нарисовать для себя и для читателя идеальный образ народа – многоликий, непохожий, противоречивый, но единый, прекрасный в своей сущности; в нем таится начало мудрости и благородства, даже, можно сказать героичности.

В Хоре и Калиныче И.С. Тургенев попытался отразить «великую русскую душу», родную и необозримо широкую.

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Метапредметные результаты умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Метапредметные результаты умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Предметные результаты умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Предметные результаты умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

Предметные результаты понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты совершенствование духовно-нравственных Ачеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе

Предметные результаты понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Коммуникативные УУД

Личностные УУД – смыслообразования на основе развития мотивации и целеполагания учения; жизненное самоопределение, выработка – смыслообразования (построения новых смыслов), - нравственно-эстетической оценки, - ценностно-смысловой ориентации, - выделение нравственного аспекта поведения, - соотношение поступков и событий с этическими принципами

Регулятивные УУД – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание.

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; работа с научными понятиями, освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

4 этап Работа над идеей, художественным восприятием. Обобщение.

Подготовка к домашнему заданию. Рефлексия

3x25

Слайд 8

Репродукции картин

У-ль -

Уч-к

Учитель: Давайте вспомним с вами вопрос, который я вам задала в начале урока. Попробуйте сейчас на него ответить.

Ученики говорят о том, что для того чтобы хорошо узнать человека, нужно быть очень внимательным к его портрету, мимике, жестам, уметь оценить его поступки (если с ним давно знаком), прислушаться к мнению окружающих. Иногда о нем самом могут рассказать и его вещи, предпочтения, хобби.

Учитель: Спасибо. Сегодня дома вам предстоит написать сочинение, поэтому постарайтесь использовать полученные вами на уроке знания и навыки в своей работе.

Учитель: Перед вами репродукции картин И.И. Шишкина.

"Солнечный день Мерикюль".

"Лесная чаща"

"Папоротники в лесу"

"Береза и рябинки"

"Сосны, освещенные солнцем"

"Заросший пруд у опушки леса"

Левитан И. "Вечерний звон"

А.И. Куинджи "На острове Валааме"

Задание. Какой из этих репродукций вы бы проиллюстрировали Хоря и Калиныча? В своем ответе при характеристике героя используйте прозвучавшие на нашем уроке эпитеты, сравнения. Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся используют разные репродукции и пытаются сравнить героев с деревьями ссылаясь на их характер, с освещеним картины; подбирают для описания героев соответствующую им цветовую гамму и т.д. Таким образом, получаются устные сочинения-миниатюры описания литературного героя.

Учитель: Сразу видно, что вам тоже понравились эти герои.

Метапредметные результаты умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Предметные результаты усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности

Предметные результаты формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Личностные УУД –развития Я-концепции и самооценки; развития морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно- этических отношений.- соотношение поступков и событий с этическими принципами

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

Коммуникативные УУД

Слайд 9

Кольцевая композиция с образом крепостного права

Портрет г- на Полутыкина

У-ль -

Уч-к

Учитель: Обратимся опять к тексту. Какова роль в очерке г-на Полутыкина?

Ученики отмечают, что г-н Полупуыкин описан скупо, по сравнению главными героями. Дом его не описывается, автор был у него в конторе, где "две пустые комнаты" и "кривой сторож", Калиныч следит за ним, как за ребенком. Г-н Полутыкин противопоставлен обоим мужикам: перед ними, исполинами, он выглядит каким-то маленьким, не приспособленным к жизни, занимающимся ненужными делами (вспомним о причине отъезда помещика). Он тунеядец, гриб-трутень "питающийся соком" другого живого организма (оброк Хоря, Калиныч ухаживает за ним). У него нет чувства собственного достоинства (вспомним историю Полутыкина). И определение "хороший человек" в устах Хоря, Калиныча и автора звучит с глубокой иронией.

Учитель: Как он относится к Хорю и Калинычу?

Ученики: О Хоре он говорит, что "он у меня мужик умный", называет его "бестией" (с уважением и юмором). Калиныча называет добрым мужиком за то, что тот услужливый, усердный.

Учитель: На фоне г-на Полутыкина, хозяина жизни, мы понимаем, как прекрасны Хорь и Калиныч, в сравнении с которыми он выглядит жалким и ненужным. Где на своих репродукциях вы-увидели г-:на Полутыкина?

Ребята ассоциируют его с "трухлявым пнем", "упавшим деревом" с чем-то неживым, отжившим.

Учитель: А теперь обратимся к нашей композиции. Вспомните, о каком образе мы говорили с вами во вступлении? Где он встречается еще? И не основе этого сделайте обобщение - вывод об особенности композиции.

Ученики отмечают, что образ крепостного права, появившийся во вступлении, вновь показывается в заключении в образе г-на Полутыкина. В заключении чувствуется авторская ирония: рассказчик, конечно же, покинул "гостеприимный кров" не г-на Полутыкина, а Хо-

ря и Калиныча. Но в том-то и парадокс, что настоящие хозяева не являются таковыми, они бесправны, они являются собственностью ничтожного человека.

Предметные результаты усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности

Предметные результаты формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Предметные результаты понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Предметные результаты понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса Предметные результаты понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Личностные УУД –развития Я-концепции и самооценки; развития морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно- этических отношений.

- нравственно-эстетической оценки, - ценностно-смысловой ориентации, - выделение нравственного аспекта поведения, - соотношение поступков и событий с этическими принципами

Познавательные УУД –переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления;

Коммуникативные УУД

Слайд 10

Проблемные вопросы

(они выделены )

репродукции

Слайд 11

Слова Тургенева

Слайд 11

Итоговые вопросы

и

 цели урока (1 слайд, но с полной информацией)

Слайд 12

С домашним заданием

Слайд 13

Считаем баллы, звучит музыка

У-ль -

Уч-к

Учитель: Какова же основная идея очерка?

Ученики: Обличение крепостного права, губящего судьбы людей, мешающего им быть людьми, личностями, хозяевами своей судьбы, своей страны

Учитель: О чем же еще это произведение?

Ученики: О Родине, о России, О ее судьбе.

Учитель: Скажите, конец этого очерка оптимистичный или пессимистичный?

Ученики затрудняются ответить на этот вопрос. И тогда учитель предлагает им еще раз посмотреть на композицию и обратиться к цифрам.

И тогда учащиеся неожиданно для себя "открывают: конечно же, оптимистический конец.'

7 дней автор был в гостях.

Учитель: Прочитаем конец очерка: "Славная погода будет", заметил я и "Нет, дождь пойдет", - возразил Калиныч. Почему не совпал прогноз погоды?

Ученики: Калиныч имел в виду погоду в прямом значении, а автор - в переносном: он ощущал наступление лучших времен, когда отменят крепостное право и народ достигнет благополучия, вздохнув легко и свободно.

Учитель: А теперь опять обратимся к репродукциям картин.

Представьте себе, что вы издатель "Записок охотника" И.С. Тургенева. Какую из этих картин вы бы поместили на форзацах книги в качестве символической иллюстрации, отражающей идею произведения?

Ученики выбрали 2 репродукции:

А.И. Куинджи "На острове Валааме"

И.И. Шишкин "Сосны, освещенные солнцем" Они, на их взгляд, отражают 2 главные мысли книги:

любовь к Родине, поэтизацию русской души и антикрепостническое звучание произведений.

Учитель: Надписями под этими иллюстрациями и эпиграфами к сегодняшнему нашему уроку послужат слова самого И.C. Тургенева:

"В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: Враг этот был -- крепостное празо. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться..."

"Знайте, что без веры, без глубокой и сильной веры не стоит жить - гадко жить... без горячей любви и веры ирония - дрянь и критика хуже брани ".

Учитель: Урок закончен. Вспомним, как автор с помощью своего ощущения природы передал свое чувство от этой поездки. А теперь попытайтесь это сделать и вы.

Какое у вас осталось впечатление от сегодняшнего нашего разговора. Давайте на доске
оставим только ту или тс картины, которые отра-жают ваши чувства в данный момент.

Что вам сегодня понравилось на уроке?

Чему вы сегодня научились?

Что пригодится вам в дальнейшем:

О чем узнали?

Ребята совещаются и оставляют почти все картины, так как, по их мнению, они переполнены разными чувствами: и радостью, и жалостью, и негодованием, и восторгом и т. д.

Учитель объясняет домашнее задание:

"Издать" книжку со своим сочинением на тему: 1.  Каким я увидела Хоря (Калиныча)?

2.  Каким увидел идеального русского мужика автор очерка?

3. Чему меня научил И.С.Тургенев? ( с опорой на произведение)

4. Что значит быть настоящим читателем? (с опорой на произведение)

Обязательно нарисуйте символический орнамент и символическую иллюстрацию, раскрывающих образ описываемого героя.        

Учитель

Мы сегодня хорошо поработали, поэтому подведем итоги.

На уроке могут быть использованы иллюстрации других картин разных художников.

Личностные результаты совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе

Предметные результаты умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Предметные результаты собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений

Предметные результаты написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

Метапредметные результаты умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Регулятивные УУД – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание.

Познавательные УУД – исследовательские действия (поиск информации, исслендование); переработка и структурирование информации; формирование элементов комбинаторного мышления; работа с научными понятиями, освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления

Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по баскетболу 7класс ФГОС

Конспект урока по баскетболу  7класс по ФГОС...

Конспект урока по баскетболу 7класс ФГОС

Конспект урока по баскетболу 7класс ФГОС...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока геометрии для 7класса на тему: "Сумма углов треугольника"

Технология: информационно-коммуникативная.Тип урока: изучение новой темы.Вид урока: комбинированный.Формы урока: фронтальные, индивидуальные, самостоятельная работа, диалог....

конспект урока по географии 7класс

Данный урок по географии 7 класс можно использовать на стандартных уроках, так и на уроках по фгос....

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета Цели урока: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомст...

конспект урока "Значение леса" 7класс

конспект урока "Значение леса" 7 класс школа 8 вида...