план-конспект открытого урока "Царь-рыба" Астафьева
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цели урока:

      -познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;

      показать нравственные идеалы писателя;

      Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба”;

      проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

        прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного                               произведения в соответствии с ситуацией;

-классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

-умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока . 11 класс.

Человек и природа (по повествованию в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба")

Цели урока:

        -познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;

        показать нравственные идеалы писателя;

        Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба”;

        проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

        прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного                               произведения в соответствии с ситуацией;

-классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

-умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

                            Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,                   даже в самой темной тайге должен быть человеком!

                                                                                                          В.П.Астафьев

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Стадия вызова

Слово учителя.

Сегодня наш урок я предлагаю начать с просмотра фильма, снятого нашим выпускником Усеиновым Арсеном.

-Просмотр фильма «Счастливое?»

Беседа.

-О чём этот фильм? Что так волнует автора?

Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений  человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.

«Нам не привыкать к потерям, - писал  С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет  момент потерять природу,  –  после этого терять уже будет нечего».

- Тема нашего урока "Человек и природа” (по повествованию в рассказах В.П.Астафьева "Царь-рыба”). слайд)

Цели: слайд)

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.П.Астафьева:  «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге, должен быть человеком!» слайд)

Определим лексическое значение слов «природа» и «человек». слайд)

 Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.  

Природа – все существующее во Вселенной, органический и  неорганический мир.

Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа -  единое целое.

Но кто же мы: враги  или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно  уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

Результатом должна стать запись в тетради : «Человек-часть природы, человек и природа – единое целое».

Как вы думаете, какие проблемы мы постараемся сегодня рассмотреть?

Человек и природа, их единство и противоборство

экономное использование ресурсов

распад естественных связей человека с природой и с другими людьми 

неотделимости человека от природы. 

В освещении  этой темы  не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев – чуткий художник – не мог остаться в стороне от проблемы.

II.Стадия осмысления

1.Слово учителя литературы

В. П. Астафьев — выходец из народа. За свою жизнь он прошел немало «народных университетов», сменил множество профессий и исколесил всю Россию. Этот человек действительно много испытал и выстрадал, прежде чем взяться за перо. Его произведения — это его жизнь, рассказы о пережитом и увиденном, размышления и личные впечатления

Мы сегодня будем говорить не только об авторе, о проблемах, затронутых в произведении, но и постараемся рассмотреть современные экологические проблемы, о которых упоминает сам В.П.Астафьев. Мне кажется, что тема урока актуальна, не оставляет равнодушными ни читателей, ни просто обычных людей, живущих в нашем обществе.

 

На уроке вам помогут ключевые слова, значения которых многим из вас известны, но сегодня на уроке вам предстоит заново осмыслить их и использовать в своих ответах.

Ключевые слова:

Мораль – нравственные нормы поведения.

Ответственность – высоко развитое чувство долга, ревностное отношение к свои обязанностям.

 Жизненная позиция – взгляды, в которых выражается отношение жизни к окружающей действительности.

Окружающая среда – природное и социально-экологическое окружение человека, определяющее условия его жизни и деятельности.

 Подлинный хозяин земли – человек, считающий себя ответственным за судьбу планеты.

Человек – часть природы, человек и природа – единое целое слайд)

Домашнее задание (по выбору) (слайд)

– В тетради закончите предложение: «В его книгах...».

– Написать эссэ «А так ли важно для нас чтение таких произведений, как «Царь– рыба» В.Астафьева».

-Написать небольшое сочинение «Письмо от природы будущему поколению».

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печали, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности- и на его произведения. Пожалуй, В.П.Астафьев-один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой. слайд)

Сам Астафьев в одной из своих работ писал: "…ни себе, ни читателям не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: "Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”. слайд)

2.Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева.(презентация)-Айше слайд)

3. Слово учителя литературы.

Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР. Сам писатель говорил, что книга "Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь

Книгу «Царь-рыба» составляют небольшие рассказы, центральной фигурой которых является человек — хозяин природы. Но не в каждом рассказе человек показан как созидатель, творец. Писатель как бы подводит нас к тому, что не каждый человек достоин распоряжаться природой. В произведении представлены два типа людей. С одной стороны, браконьеры — Командор и Зиновий Игнатьевич Утробин, им противопоставлены Аким и рассказчик. Герои Астафьева имеют реальных прототипов. Сам автор вспоминал: «“Царь-рыба” обязана своим появлением на свет моим братьям, выросшим на Севере, их рассказам.

Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев "кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.

Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? И как это отразиться на нас с вами.

Ответить на эти вопросы может писатель, который являясь страстным защитником родной природы, подчеркивал важность ее охраны. Это Виктор Астафьев

Обратимся  к рассказу, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- "Царь-рыба”. слайд)

4.Слово историка.В первобытную эпоху культ рыбы был распространен во всем мире, в том числе и в Сибири (свидетельством тому служат каменные рыбы из неолитических погребений, а также наскальные изображения). Следы данного культа легко обнаружить не только в современных нам обычаях и верованиях многих народов, но и в мировых религиях. В Индии и Китае, где рыба также символизирует второе рождение, ее образ нашел свое применение в похоронных ритуалах. В рамках этой же темы рассматривается и библейское предание об Ионе, проглоченном гигантской рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и через три дня и три ночи извергнутом ею на сушу.
5.Слово  эколога.

Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.

Осетр и его многочисленные сородичи постепенно превращались в маниакально преследуемых человеком реликтов эпохи динозавров. Одним из определяющих фактов, влияющих на снижение численности осетровых рыб, является их нелегальное изъятие.

Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами незаконно изымается количество осетровых как минимум равное квоте установленной для легального коммерческого использования.

6.Слово биолога.В биологии есть понятие «биологического регресса». Это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида.
Сколько же тысячелетий и миллионов лет шли по пути эволюции предки нашего осетра? Корни осетровых рыб уходят в глубокую древность.
Ископаемые остатки первых осетрообразных рыб обнаружены в нижнеюрских отложениях (около 200 млн. лет назад) . Однако, по данным биохимических генетиков, появление осетрообразных следует относить к пермскому периоду (около 300 млн. лет назад). В течение последних ста лет наблюдается резкое снижение численности осетровых, и происходит это по вине человека.
Вывод: человек – лишь один из биологических видов на нашей планете, и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что биосфера без человека существовала и может существовать, человек без биосферы существовать не может.

     7.Анализ главы "Царь-рыба”.

----

А)История появления слова «Царь- рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями,  умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

Главный  герой рассказа «Царь-рыба»-Зиновий Игнатьич Утробин. (слайд)

Таблица заполняется в ходе урока

Б).Как чушанцы относятся к Игнатьичу?

Главный герой рассказа «Царь-рыба» Зиновий Игнатьич, уважаемый в посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний – сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его «дюралька» (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой – гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата,  и не просто руку – ружьё!

--- Что происходит с  Игнатьичем на рыбалке?(на крючок попалась огромная рыбина, стр. 133, 161)

--- Какой увидел рыбу Игнатьич? (Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил, стр. 135») .(текст)

В).Как изображён Игнатьич в момент схватки с царь-рыбой?

--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

(жадность, настырность, самолюбие не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) (Зачитать  отрывок на стр. 136-137) .(текст)

                                                                     

 Учитель : Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьича – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

«Кто он сейчас? Какой его облик вылупается?..с.138. Все хапуги схожи нутром и мордой! Только иным удается спрятать себя, притаиться до поры до времени, но накатывает случай, предел жизни настигает, как говаривал покойный Куклин, и сгребает всех в кучу — потом одного по одному распределяет по местам». Чувствуя подступающую смерть, Игнатьич почти с ненавистью думает о своем пристрастии к рыбной ловле, отодвинувшем все остальное, заслонившем для него жизнь: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!»

Г).Какое значение имеет образ царь-рыбы?

. Образ царь-рыбы имеет огромное значение для понимания замысла писателя. Царь-рыба — это не просто большой осетр, это символ человеческой мечты о чем-то небывалом и величественном, о том, чего не удавалось сделать никому. В кругу рыбаков о ней постепенно складываются легенды, и каждый надеется ее поймать, да только не всякому это удается. Но тут возникает проблема выбора: что лучше для человека — поймать свою мечту, свою царь-рыбу и знать, что ничего подобного больше не повторится («царь-рыба попадается раз в жизни...») или жить с мечтой о ней? Человеку необходимо стремиться вперед, из осуществленной мечты должна рождаться другая. Но какая же еще мечта появится у рыбака, который с раннего детства только и думал что о рыбе? Мудрый старый рыбак поэтому и наставлял молодежь, говоря на первый взгляд совершенно, абсурдные слова: «...лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее».

Чтобы идти к своей мечте, человек должен очиститься от своих пороков и грехов — таков всеобщий нравственный закон. Поэтому столь опасна встреча с царь-рыбой, с могучей стихией воды, для того, кто совершил в своей жизни недостойное деяние.  Герой рассказа «Царь-рыба», очутившись на пороге гибели, внезапно вспоминает свой бессердечный поступок с девушкой, которую когда-то любил. Но, наверное, не только это, а еще и его жадность, заставившая его бороться с рыбой в одиночку вместо того, чтобы позвать брата, тянет его на дно реки.

Д).В чём опасность встречи с царь-рыбой?-стр.144-.(текст)

Чувствуя подступающую смерть, Игнатьич почти с ненавистью думает о своем пристрастии к рыбной ловле, отодвинувшем все остальное, заслонившем для него жизнь: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» Вспоминает он и трагически погибшую племянницу, упрекая себя в том, что не уберег ее: «Девочка небось в миг последний отца родимого, дядю любимого пусть про себя кликнула. А они? Где были они? Чего делали?».

Ж).Какую роль играет образ царь-рыбы

От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления?

А что такое совесть? (слайд)(словарь)

  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
  • Самоконтроль человека
  • Стеснение, стыд, неловкость

Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)                                                                          

--- О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас!  Не по рукам она мне!»с.140)

  И).- В чем состоит самая главная  вина  Игнатьича? –стр.147-148.(текст)

 Это –  надругательство над любившей его девушкой.  Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник  Игнатьича.  Круги  жестокости распространяются  широко и  беспощадно.

Дочитав рассказ “Царь-рыба”, понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.

З).В чем же смысл противоборства человека и царь-рыбы? 

Его можно понимать по-разному. С одной стороны, это борьба человека с природой, стремление во что бы то ни стало взять верх над рыбой, столкновение двух противоположных сил: «Да что же это я? — поразился рыбак. — Ни бога, ни черта не боюся, одну темну Силу почитаю... Так, может, в силе-то и дело?» Но дело не просто в силе физической — встреча с царь-рыбой, с мечтой всех рыбаков, требует и большой душевной силы. А героя рассказа грызет изнутри сознание собственной подлости, однажды совершенной пакости, за которую нужно держать ответ:с.147 «...женщина — тварь Божья, за нее и суд и кара особые... Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу — Богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину; прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Мы сталкивается и с другим аспектом борьбы человека с рыбой: Игнатьич борется и с самим собой, со своим прошлым, со своими грехами, которые стали препятствием для победы над «царем реки». Астафьев завершает рассказ на оптимистической ноте. Герой не победил рыбу, но встреча с ней, едва не окончившаяся его гибелью, может стать началом его нравственного перерождения и обновления: «...ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, …, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

.И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

                                                                                  (Зачитать отрывок на стр. 148)

К).- Какова же авторская позиция по отношению к  браконьерству?  

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе,  причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

Образы браконьеров

В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой Дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.

10.-Как решает Виктор Астафьев проблему «человек и природа»? Эля-Эмине

(он знает, что людям          необходимы рыба, лес, энергия воды, но пишет об этом как человек, остро чувствовавший пульс сегодняшней жизни, знающий ее боли и радости. Писатель остро осознает, что сегодняшний день- лишь одна из веточек на стволе великого дерева жизни, поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, «дети брата, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не испортить»мир, в котором живем.)

Л).- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

( Астафьеву больно смотреть, как его земляки  преступили старинную  заповедь  и решились на разбойный  зверский  лов рыбы.  Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

М).Что можно сказать об идее произведения?Анифе (слайд)

( Вмешиваясь в жизнь природы,  грубо нарушая экологическую среду,  человек совершает  нравственное преступление.  Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической  картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и  природа «повязаны одним смертным концом» )

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы  спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов  природы, но повинуются законам природы.

Н).В чем смысл конца книги? Как ответить на вопросы писателя: «отчего мучаюсь? Почему?

( Сейчас время мучиться и искать. Время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и сеяться и отвечать.)

О).В чем смысл показа судьбы  героя? (слайд)

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

III.Рефлексия

 Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока.

На какие вопросы мы ответили? Что добавим или уберём

Учащиеся выдвигают варианты проблем :

проблема воздействия человека на природу,

проблема духовного возрождения человека,

 проблема нравственного выбора,

 проблема смысла жизни , 

отношение людей друг к другу,

людская доброта и отзывчивость

проблема ответственности

Озвучьте синквейны –Игнатьич, царь-рыба, природа

Чтение хар-ки Игнатьича по таблице

В чем же наша ошибка на пути к прогрессу?

Ученик:

Мы утратили чувство ответственности, перестали чувствовать себя хозяевами своей земли.

Учитель литературы:

Как эта потеря отразится на нас?

Ученик:

Пострадают наши души. Человек, отчужденный от природы, от своей земли, от своего «дома» превращается в «нелюдя» Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

Берегите эту Землю,

Эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей

Внутри себя.

 -

- Сегодня на уроке мы поговорили только об одном  рассказе из всего повествования В.П.Астафьева "Царь-рыба”, но и эта малая часть произведения заставляет задуматься о тех экологических проблемах, которые существуют и в современном мире.

Было бы непростительной узостью трактовать «Царь-рыбу» в чисто экологическом плане, лишь как произведение, ратующее за сохранение окружающей среды. Природа важна для В. П. Астафьева постольку, поскольку она необходима для людей, для их тела и души. Его главная задача – человек.  

“Царь-рыба” воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги. Почему рассказ называется «Царь-рыба»? Ведь в нём больше речь идёт об Игнатьиче.

Прошло более 40 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба "царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. "Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”

Презентация о наших сёлах с листовками «Человек-царь природы?

Стих-е «Мать-земля»

«Не хвались человек..»

Какие выводы из этого урока мы можем сделать? Какой наш вклад в будущее Крыма?

Ученики:

- Каждому предприятию – по очистительному сооружению!

- Каждой выхлопной трубе – по фильтру!

- Каждому вымирающему виду – по защитнику!

- Каждой рыбе – по инспектору рыбнадзора!

- Каждому человеку – чистый воздух!

- Безопасные продукты питания!

- И бесконечно красивая природа!

Доп. мат-л.

Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы — колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.

Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой. До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства — хищнического поведения человека в тайге, на реке.

На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора. В повести много героев. Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, “работников рыбнадзора” и “браконьеров”. Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.

Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.

Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...