Урок по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Мишустина Вера Викторовна

Технологическая карта  урока по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", тема " На пути к счастью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_korolenko.docx30.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  № 56 г. Курска»

Автор урока: Мишустина Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 56» г. Курска

Тема:   «На пути к счастью» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Предмет:  литература

Класс:  8 В

Характеристика темы и место урока в образовательном процессе:  урок внеклассного чтения

Методическая информация

Тип урока  комбинированный

 Методы обучения:  диалогово - проблемный, наглядный,  исследовательский, частично-поисковый,  познавательный, коммуникативный.  

Формы организации обучения:  индивидуальная, групповая и фронтальная

Цель урока: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения, ощущению счастья.

Планируемые образовательные результаты:

а) предметные: повысить уровень восприятия художественного текста; показать  перерождение человека с ограниченными возможностями; научиться слушанию, говорению, письму; составлению характеристики героев, сопоставлению героев событий.

б) метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели;  аргументированно  строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку

в) личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  приобщение  к миру музыки; воспитание милосердия, терпимости,  чувства прекрасного на основе знакомства с  отечественной художественной культурой;

Решаемые  учебные проблемы:

           познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

        коммуникативные – контролировать действия партнера;

         регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Оборудование    

  • Компьютер
  • Проектор
  • Мультимедийная презентация
  • Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
  • Опорные карты для каждого учащегося
  • музыкальное сопровождение: мелодия славянской свирели

Предварительная подготовка учащихся к уроку:

 Индивидуальные и групповые задания по вопросам:

  1. Дать по различным словарям толкования слов «тьма», «свет».
  2. Проиллюстрировать отдельные эпизоды повести

Этапы урока   

1.Настрой на сотрудничество. Создание благоприятного психологического климата.

Мотивация.

2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

3.  Формулировка темы и целеполагание. Постановка индивидуальных целей учащимися.

 4. Работа с опорными картами, беседа с постановкой проблемных вопросов.

5.  Релаксация.

6.  Работа по осмыслению содержания повести.

7. Рефлексия.

8. Задание на дом(дифференцированное).

Работа учащихся:  урок полностью рассчитан на продуктивную работу учащихся: индивидуальную, групповую. Опора идет на знания учащихся. Сочетаются разные формы работы: устная, письменная, с текстом, индивидуальная, групповая, творческая.

Мотивация учащихся:

-индивидуальное целеполагание;

-сотрудничество;

-познавательный материал;

-использование ИКТ (опорные карты, презентация, музыка);

 

Компетентностный подход - работа со словарями, с новыми словами, терминами, создание оригинального текста.

Здоровьесберегающие ресурсы урока :

1.Смена учебной деятельности, режимов работы (чередуется работа с текстом, с компьютером, с опорной картой; самостоятельная, групповая работы; слушание, письмо, чтение и говорение).

2.Происходит расслабление и релаксация во время прослушивания музыки.

 3.Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

4.Проблема, обсуждаемая на уроке, затрагивает нравственное здоровье человека.

5.Выход на позитив в конце урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Настрой на сотрудничество.

Создание благоприятного психологического климата.

2.Мотивация.

I. Организационный момент Психологический настрой учащихся.

(Учитель беседует с учащимися для создания  положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка)

Приветствие. Садитесь, девочки, теперь мальчики.

Мы начинаем урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться…  Помогите мне, ребята! Продолжите… Достаточно, спасибо.

Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Отвечают: узнавать новое, радоваться, огорчаться, удивляться, анализировать….

(Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…).

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные)

3. Подготовка к формулировке темы урока, целеполаганию.

4.Целеполагание. Постановка индивидуальных целей учащимися

5.Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

6.Работа с текстом,  беседа с постановкой проблемных вопросов.

7.Релаксация.

8. Работа в группах, анализ эпизодов

9.Рефлексия..

10. Домашнее задание.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать творчество интереснейшего русского писателя – В.Г.Короленко. Закройте глаза и послушайте отрывок из его  повести «Слепой музыкант».

--Как вы считаете, легко или сложно представить окружающий мир, не видя его?

- А как происходит это познание у слепого 3-хлетнего мальчика?

-А какие слова мастерски подбирает автор, чтобы описать весну?

- Рождение слепого ребёнка – это всегда горе. Как сложится его жизнь? Сумеет ли он преодолеть трагедию и стать счастливым? Пройти сложный путь от тьмы к свету?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишите её в опорную карту.

- А какова цель нашего урока?

Отметьте в опорной карте, чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке.

- Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, как птица для полёта», - читаем мы в очерке Короленко «Парадокс», но герой с грустной иронией добавляет « только счастье не всегда создано для него».

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

- Поразмышляем над названием произведения. Напишите в опорной карте, какие ассоциации у вас вызывают слова

 Слепой -  ?  Музыкант - ?

(работа в парах)

- В повести слова «тьма» и «свет» имеют и прямое и переносное значение.  Найдите в словаре толкование этих слов.(работа со словарями была предложена предварительно).

- Что такое «тьма» по Короленко?

-Что такое «свет» в понимании автора?

Мы ещё вернёмся к этим понятиям, а сейчас рассмотрим основные этапы пути к счастью слепого Петра.

-Как вы думаете, что повлияло на становление личности ребёнка?

-Кто из самых близких людей принял  особое участие в судьбе мальчика?

- Оба одинаково?

- К чему стремится дядя Максим?

-Кроме чуткой матери и мудрого дяди судьба подарила Петру ангела-хранителя в лице Эвелины. Какая она?

Подтвердите свои слова текстом!

- А что явилось для Петра  настоящим проводником из мира тьмы к свету? Стало главной ступенькой на пути к счастью?

Звучит мелодия  славянской свирели.

- Волшебные звуки музыки завораживают, но чтобы достичь определённых высот, необходим постоянный труд. Путь к прозрению и счастью очень тернист.

- Когда герой повзрослел, в его душе борьба света и тьмы становится наиболее острой. Он ощущает себя глубоко несчастным человеком.

- Подтвердите эти слова текстом.

- Какие наиболее важные эпизоды можно отметить в этот период взросления Петра?

1 группа: анализ эпизода «Приглашение студентов»(глава 5, ч.5)

2 группа: анализ эпизода «Пётр за роялем»(глава 5, ч.11)

3 группа: анализ эпизода «Встреча со слепыми звонарями» (глава 6, ч.3)

4 группа: анализ эпизода «Песня слепых» (глава 6, ч.8)

Диалог с дядей!!!

- К какому прозрению приходит Пётр после странствий со слепыми? Обретает ли он счастье?

- Почему именно к судьбе слепого обращается Короленко в своей повести?

-  Верно, Короленко, обращается к судьбе слепого, чтобы всем доказать - если слепой смог достичь в жизни всего, то и человек здоровый тем более не должен останавливаться перед трудностями.

- Заполните, пожалуйста, в опорной карте лист самооценки.

1. Всем

Написать синквейн на тему «Счастье».

На выбор:

  1. Сочинение-миниатюра «Чему нас учит повесть?»
  2. Сочинение-рассуждение «Считаю ли я себя счастливым человеком?»

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из гл.1, п.6(весна в восприятии 3-хлетнеого ребёнка).СЛАЙД 1

Слушают внимательно учителя, определяют смысл предстоящего поиска.

Ответы детей:

Он болезненно вслушивается в мир звуков, тревожно протягивает руки к матери, прижимается к ней.

Звенящая капель, нежно журчащая вода, черёмуха, шелестящая листва, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей.

СЛАЙД 2

«На пути к к счастью…» ( по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Показать путь духовного обновления человека, обиженного судьбой; путь к осознанию своего предназначения, ощущению счастья.

На слайде дан эпиграф.

Работают с опорной картой.

Слепой - ……тьма

Музыкант -…..свет

СЛАЙД 3

Дают толкования слов.

Ответы детей:  СЛАЙД 4

- это жизнь для себя, эгоистические страдания, озлобленность на всех окружающих;

- это ощущение полноценной жизни, умение отдавать частичку себя окружающим.

Семья, среда, увлечение, самовоспитание.

СЛАЙД 6

Мама, дядя Максим Яценко

Нет! Мама – нежная, заботливая, поэтичная.

Дядя – мужественный старый воин, тоже инвалид. Именно он не даёт сестре сделать из племянника «тепличное растение».

Нельзя жалеть мальчика, потому что он должен научиться сам преодолевать трудности. Нельзя оберегать его от жизненных невзгод, надо помочь научиться преодолевать свой недуг.

Добрая, милосердная, чувствительная, понимающая, любящая. Для героини  выбор, который она сделала, не был жертвой. Это проявление чистой, самоотверженной любви. Девушка ради счастья любимого готова пожертвовать своим благополучием.

Дети зачитывают отрывок (глава 4, п.1)

Музыка!!!

Ученик зачитывает глава 5, ч.2

-свирель Иохима;

-встреча с семьёй Ставрученко;

-споры студентов о будущем;

-объяснение с Эвелиной в любви;

-легенда о Юрке-бандуристе;

-встреча со слепыми монахами;

-путешествие со слепыми;

-возвращение в усадьбу, возрождение.

Вывод: юноша понимает, что он лишний в этой жизни, герой  подавлен.

Чувство вдохновения, радости, счастья и в то же время тоски, т.к. не хочет приносит боль любимой девушке.

Разочарование, ощущение ненужности, подавленность.

Желание осознать свой путь в жизни, поиски своего места; стремление к счастью.

Вывод: дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий, внушает, что личное несчастье ничтожно по сравнению со страданиями других!

Герой получает важный нравственный урок.

После долгого странствования на смену злобе приходит сострадание к людям, желание им помочь. Душа героя прозрела, исцелилась. Он обретает счастье: и личное, и семейное, становится отцом здорового сына, востребованным музыкантом.

А обрести Душевный покой ему помогла МУЗЫКА!

В конце повести мы видим концерт, во время которого Пётр уверен, силён, счастлив. Здесь он стал зрячим, только по-своему.

Осуществляют самооценку, взаимооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему)

Извлечение информации из текста;

анализ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные),

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения                                               ( коммуникативные).

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

Установление связи между поведением героев  и  мотивами поступков

(личностные).

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

( коммуникативные)

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные)

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, обоснования своего суждения

( коммуникативные).

Осознанно строят свои высказывания (коммуникативная деятельность)

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения (регулятивная деятельность)

Самостоятельное решение учебной проблемы на основе выявления способов преобразования новой задачи в ранее освоенную.

(регулятивные)

Оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний) - познавательная деятельность.

Рефлексия своих действий –коммуникативная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Урок-игра: Брейн-ринг "Все мы музыканты"

Обобщение и закрепление тем, пройденных в течение года – «Композитор», «Музыкальные инструменты и их звук», «Виды оркестров»....

Открытый урок "А. А. Фет - поэт, художник, музыкант"

Интегрированный урок(литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А. А. Фета...

Разработка урока английского языка по теме "Бременские музыканты идут к нам в гости" 3 класс

На данном уроке повторяется тема "школьные принадлежности и цвета", повторение вопросительной конструкции "How many", и модального глагола "must". Урок построен на основе путешествия по школьным предм...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Урок - как звено общевоспитательного процесса становления музыканта.

большая часть урока с учеником посвящается прохождению различных сочинений педагогического репертуара. в это время и протекает та сложная и разносторонняя музыкально-воспитательная работа, которую при...