Литературно-музыкальная композиция "Бурятии достойные сыны..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Данжеева Надежда Арсалановна

Литературно-музыкальная композиция "Бурятии достойные сыны..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatii_dostoynye_syny.docx51.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ “Заиграевская средняя общеобразовательная школа”

671310 РБ Заиграевский район, п.Заиграево, ул.Октябрьская 3, тел 4-22-13

Анкета

участников конкурса

1. Данжеева Надежда Арсалановна, зам. директора по ВР, Дамбиева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы   МБОУ «Заиграевская СОШ»

2. В рамках национально-регионального компонента в учебный план школы был включен 1 час в неделю на изучение литературы Бурятии в 7-х классах. В составленных «Рабочих программах» (календарно-тематическое планирование) находит место изучение писателей и поэтов Заиграевского района.

3. Название проекта «Организация самостоятельной и проектно-исследовательской деятельности при изучении школьного краеведения»

 

Краткое описание проекта

Основные характеристики проекта.

1. Цель:

  Целью проведения литературной гостиной является формирование  у учащихся знаний о знаменитых людях родного края, внесших вклад в развитие литературы Бурятии.

   Данное внеклассное мероприятие предусматривает решение следующих задач:

- познакомить учащихся с писателями и поэтами Заиграевского района, внесших вклад в развитие литературы Бурятии;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, формировать общую культуру личности;

- воспитание позитивного отношения к истории родного края, чувства сопричастности к сохранению истории, самоуважения и уважения окружающих; воспитание толерантного сознания школьников.

2. Ожидаемые результаты:

  В результате подготовки и проведения мероприятия у учащихся сформируется толерантное отношение, любовь к малой родине, чувство уважения к писателям и поэтам, прославившим родной край. Они должны овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

 1. Общекультурные компетенции.

2. Учебно-познавательные.

3. Компетенции личностного самосовершенствования.

4. Коммуникативные.

5. Самоорганизационная.

3. Методы, приемы, средства:

  В ходе подготовки и проведения литературной гостиной использовались исследовательский метод, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод иллюстраций, словесный.

4. Описание видов работ:

1) Знакомство с творчеством писателей и поэтов Заиграевского района.

2) Исследовательская работа, связанная с изучением малой родины писателей и поэтов нашего района.

3) Создание литературной карты Заиграевского района.

5. Образовательный продукт: «Литературная карта Заиграевского района»

Ожидаемые результаты проекта:

1.Значение результатов нашего проекта мы видим в воспитании патриотизма, любви к малой родине, в приобщении учащихся к изучению творчества писателей и поэтов нашего района.

2. Одним из критериев оценки эффективности проекта мы видим в читательской активности учащихся.

МБОУ Заиграевская средняя общеобразовательная школа

п. Заиграево, улица Октябрьская, 3, телефон 4-22-13

«Бурятии

достойные сыны»

(литературная карта Заиграевского района,

посвящённая

году культуры)

Автор разработки литературной гостиной:

учитель русского языка и литературы

Данжеева Надежда Арсалановна

п. Заиграево

 2016 год

Обоснование:

   Данное мероприятие актуально для учащихся общеобразовательной школы. Вопросы формирования толерантности, единой гражданской идентичности, профилактики национализма, экстремизма в молодежной среде очень важны в современном мире. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

   Литературная карта «Бурятии достойные сыны» позволяет углубить, расширить литературный и эстетический кругозор учащихся, обогатить имеющиеся знания учащихся о людях родного края, развивает умение самостоятельно пополнять знания, формировать нравственные идеалы о гражданском долге, о нравственной чистоте, учит понимать других людей, воспитывает человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Оформление:

На сцене – портреты писателей и поэтов Заиграевского района, зажжённая лампада, благовоние, плакат «Литературная гостиная «Бурятии достойные сыны».

Оборудование:

1. Мультимедийная установка

2. Экран

3. Компьютерная презентация «Бурятии достойные сыны»

Ход мероприятия:

 (выходят 2 ведущих)

(музыка «Цветок Байкала»)

1 ведущий:

Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!

2 ведущий:

Мы рады приветствовать вас в нашей школе и представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Бурятии достойные сыны»

(слайд 1)

(звучит музыка)

(девушки 9 «б» класса исполняют приветственный бурятский танец…)

1 ведущий:

По отрогам хребтов,

У тайги вековой,

По долинам, где блещет

Илька и Уда,

Мы живём и работаем

Дружной семьёй,

Заиграевцы – люди труда.

2 ведущий:

   Действительно, главное богатство нашего района – это люди, руками которых создано всё, чем мы гордимся.

1 ведущий:

   Сегодня мы расскажем о наших замечательных земляках, уроженцах Заиграевского района, кто внёс огромный вклад в просвещение и литературу Бурятии. Вот как сказал об этом певец родной земли Дамба Зодбич Жалсараев:

2 ведущий:

Сколько светлых дорог на земле –

Пусть твой конь на каждой из них

След оставит своих подков!

Сколько светлых сердец на земле –

Так оставь же в каждом из них

След поступков добрых и слов!

1 ведущий:

Наша инициативная группа составила литературную карту Заиграевского района, где представила лучшие имена поэтов, писателей, просветителей.

(слайд 2 «Карта Заиграевского района»)

2 ведущий:

   И первым в этом ряду ярким огнём пылает имя Агвана Доржиева – Цаанид-Хамбо-ламы.           (слайд 3)

1 ведущий:

   Предлагаем вашему вниманию отрывок из документального фильма «Агван Доржиев. Жизнь на благо Отчизны».

(отрывок из документального фильма – слайд 4)

2 ведущий:

   Он стал основателем Санкт-Петербургского дацана, действующего и в наши дни

(на фоне слайдов 5-6 с изображением Санкт-Петербургского дацана звучит

«Ом мани бадмэ хум»)

2 ведущий:

   Мы, благодарные потомки, всегда будем помнить имя Агвана Доржиева …

(зажигается лампада у портрета Агвана Доржиева и благовоние)

 (слайд  «Карта Заиграевского района»)

1 ведущий:

Составляя литературную карту Заиграевского района, мы побывали на  малой родине каждого писателя, поэта, родившегося в нашем прекрасном крае.

(слайд 7)

2 ведущий:

   Мы решили прикоснуться к истокам малой родины, откуда черпали своё вдохновение наши земляки.

(слайд 8 «Село Тарбагатай»)

1 ведущий:

   А свою экскурсию по местам малой родины мы начали с села Тарбагатай, в котором родился и вырос Данзан Дагбаевич Данзанов – писатель, видный общественный деятель, заслуженный работник культуры.

(слайд 9 – Д. Дагбаев)

2 ведущий:

   Это маленькое село встретило нас пронизывающим ветром, ярким весенним солнцем, мы как будто попали в другой мир, мир тишины и покоя.

(слайд 10)

1 ведущий:

   В доме,  построенном своими руками, в селе Тарбагатай Данзан Дагбаевич писал свои воспоминания об отце-фронтовике, отдавшем жизнь за всех живущих на земле.

(музыка «Священная война»)

2 ведущий:

Ему он посвятил документальную повесть «Он погиб подо Ржевом…»

(слайд 11)

(чтение отрывка из документальной повести учеником 9 «б» класса Ширинкиным Димой)

   «Один из жарких августовских дней незабываемого 1941 года.

   Тяжёлые минуты расставанья… Сердце моё сжималось от тяжести и боли расставанья с дорогим человеком, уходившим на войну. Он с заметной грустью чуть повлажневшими глазами поглядел на меня, крепко обнял…

   Тогда, конечно, я не знал, что простился с ним навсегда и что никогда больше его грудь не наполнит густой запах степной травы ая-ганги, что никогда он не увидит богатого травостоя на берегах перекрытой плотиной Ильки. Я не верил и не мог верить в это. И он, конечно, тоже. Так я простился с отцом. В ту грозную пору так же расставались с отцами, братьями и сёстрами, уходящими на фронт, миллионы советских детей. На этом безымянном полустанке двадцать второго километра узкоколейной железной дороги всем сердцем и умом я понял, какая страшная угроза нависла над нашей родиной».

(«Священная война» - к концу чтения музыку сделать громче)

(во время чтения отрывка слайд 11 с изображением уходящих на фронт людей, музыка на военную тему)

1 ведущий:

Отец Данзана Дагбаева погиб в страшном бою, защищая город Ржев…

(слайд 12)

(отрывок из стихотворения А. Твардовского «Он убит подо Ржевом…» в исполнении Ступичева Антона)

2 ведущий:

   Гибель отца не сломила Данзана Дагбаева, он нашёл в себе силы стать примером для своих младших сестёр и братьев, получить образование, стать известным писателем и поэтом Бурятии.

(слайд 13)

1 ведущий:

   Данзан Дагбаев – автор произведений: «Из истории родного Тарбагатая», «Автобиографические записки человека своей эпохи», автор песен и стихотворений.

Одно из них мы предлагаем вашему вниманию.

(ученик 8 «а» класса читает на бурятском языке стихотворение

Д. Дагбаева, посвящённое Агвану Доржиеву)

Агван Доржиевай дурасхаалда

Удэ голой хойморто

Ури хуугэн мундэлжэ

Уртын саган шулуунда

Унгын бурхан заларhан.

Гэгээн энэ нютагта

Гэрэл унгэ яларжа,

Али олондо суурхахаяа

Агван хубуун мундэлhэн.

Эдир залу наhандаа

Эрдэм шажан шудалжа,

Далай Ламада багшалhан,

Агваан Хамба гуулэhэн.

Арад олондо мэдээжэ

Агваан Хамба оршонай.

Ум мани бадмээ хум.

1 ведущий:

   Пожалуй, нет в Бурятии человека, который не знал бы Гимн нашей республики.

(слайд 14-15)

(слайд 16 «Портрет Дамбы Жалсараева»)

2 ведущий:

    Сегодня мы с гордостью говорим о том, что наш земляк Дамба Зодбич Жалсараев является его автором, он народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны. Первая книга «Слово о правде» вышла на родном языке в 1950 году.

(слайд 17)

1 ведущий:

   В общей сложности им выпущено около 40 сборников стихотворений и поэм, изданных в нашей стране и за рубежом общим тиражом более миллиона экземпляров.

(слайд 18)

2 ведущий:

   Дамба Жалсараев очень много стихотворений посвятил молодому поколению, и одно из них мы предлагаем вашему вниманию.

(в исполнении ученика 8 «а» класса звучит стихотворение «Мэндээ»)

(слайд 19 «Мэндээ»)

1 ведущий:                              (слайд 20)

   Большой вклад в развитие литературы Бурятии внёс и Цыден Галсанович Галсанов, поэт, публицист, автор многих популярных песен, редактор республиканской газеты «Бурят Унэн». Его малой родиной является село Илька Заиграевского района. А литературный дебют состоялся в 1931 году.

(слайд 21 «Илька»)

2 ведущий:

   А всего он издал более 50 книг, в содружестве с бурятскими композиторами создал около 200 песен, многие из которых стали народными. Он никогда не забывал о своей малой родине, прославлял Россию как великую державу, дорожил дружбой бурят и русских.

 

(звучит стихотворение Цыдена Галсанова

«Россия»   (слайд 22)

в исполнении

учащихся 11 классов)

Вот она,

            Россия,

                            Предо мною,

В рощах лип, берёз и камыша,

Что грозна, как в море в дни прибоя,

И нежна, как русская душа!

Нет начала и конца границам

У тебя, любимая земля.

Как тобой,

                 Россия,

                                Не гордиться,

Как тебя в веках не прославлять!

В чёрный век, когда дымились раны,

Ты спасла Бурятию мою

От когтей восточных хищных ханов

И дала надёжный ей приют.

Никогда,

              Россия,

                            Никогда ты

Не смирялась с рабством, с темнотой!

Не забудет наш народ навеки

То, чему Бестужев научил,

Как призвал нас к правде Кюхельбекер,

Как Серов на бой с врагом водил.

Никогда свободные араты,

Сыновья моих родных степей,

Не забудут помощь старших братьев

В их борьбе за радость светлых дней.

Как тобой,

     Россия,

             Не гордиться,

Как тебя в веках не прославлять!

(слайд 22)

(бурятский танец в исполнении 9в класса

в национальном костюме)

1 ведущий:

   Во время нашего путешествия в незатейливом сельском клубе села Тарбагатай мы увидели портрет известного бурятского писателя Чимита Цыдендамбаева, который с доброй улыбкой смотрел на нас, своих потомков.

(слайд 23 «Портрет Ч. Цыдендамбаева»)

(слайды 24 с изображением юбилея писателя в его родном селе)

2 ведущий:

   По воспоминаниям современников, он был одним из лучших представителей жанра рассказа в бурятской литературе с присущим ему лиризмом, мягким юмором; его рассказы отличаются философской глубиной мысли, традиционной эпичностью.

(слайд 25, 26)

1 ведущий:

   Для нас он написал повесть «Чернильница Банзарова». Он автор двух романов о первом бурятском учёном «Доржи, сын Банзара», «Вдали от родных степей».

   Чимит Цыдендамбаев – блестящий переводчик на бурятский язык древнерусского памятника «Слово о полку Игореве», стихотворений и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, басен И. А. Крылова.

(слайд 27)

(звучит в исполнении ученицы 9в класса стихотворение «Тарбагатэй»

Ч. Цыдендамбаева на бурятском языке под аккомпанемент чанзы)

2 ведущий:                                        (слайд 28)

   Мы имели возможность посетить музей в селе Хара-Шибирь и библиотеку, носящей имя писателя, актёра, режиссёра, драматурга, прозаика, выдающегося деятеля культуры Цырена Шагжина. В селе, расположенном в самом живописном месте нашего района в 60 км от Улан-Удэ, сохранено здание школы, где учился Цырен Шагжин.

(на слайде 29 фотографии с изображением

экспонатов музея, материалов, связанных с именем Ц. Шагжина)

1 ведущий:

   Им написаны произведения: «Первый год», «Совесть», «Пылающие джунгли», «Возмездие», пьесы «Хитрый Будамшу», «Чёрт в сундуке», «Клятва», «Не ждали, не гадали…». Его драматические произведения с успехом идут не только на сцене Бурятского драматического театра города Улан-Удэ, но и на сценах многих театров нашей страны.

(слайд 30)

2 ведущий:

   Его находчивый, весёлый Будамшу всегда придёт на помощь незаслуженно обиженным, несчастным, восстановит справедливость.

(звучит отрывок из пьесы Ц. Шагжина «Хитрый Будамшу» в исполнении ученика 6 «а» класса Зундуева Арсалана)

(слайд 31 -32)

(слайд 33 «Владимир Митыпов»)

1 ведущий:

   Президент нашей республики Вячеслав Наговицын в свой поздравительной речи по случаю юбилея района упомянул имя Владимира Митыпова, известного писателя, нашего современника, как выходца Заиграевского района. Да, действительно, Владимир Митыпов хоть и родился в Читинской области, но его детские и юношеские годы прошли в нашем районе, в посёлке Онохой. Мы побывали в поселке Онохой, увидели дом, в котором прошло его детство и взяли интервью у родственницы писателя.

(слайд 34)

2 ведущий:

   Он является первопроходцем в жанре фантастики в бурятской литературе, известным публицистом, общественным деятелем. Самым маленьким адресована сказка «Мамонтёнок Фуф», в повести «Инспектор золотой тайги» он сумел показать богатство и красоту не только родного края, но и замечательных людей, неравнодушных, смелых, честных…

(слайд 35)

1 ведущий:

   Мы преклоняем головы перед ныне живущим Владимиром Митыповым и будем помнить выдающихся земляков, которых сегодня с нами нет, но пусть свет их добрых мыслей отражается в сердцах многих и многих поколений!

(слайд 36)

(слайд 37)

1 чтец: (русская девочка)

«Что за добрые люди – буряты!» -

В блокнот

Записал в годы давние русский Бестужев.

2 чтец: (мальчик-бурят)

Но ведь добрые люди

Лишь с добрыми дружат:

Был и есть самым добрым ты,

Русский народ!

2 ведущий:

Имя сменить стыдно, но можно,

Друга сменить больно, но можно,

Путь изменить трудно, но можно,

Но нельзя поменять,

Как ни хотел бы, ни тщился,

В кого б, во что б ни влюбился,

Тебя породившую мать,

Землю, где ты родился.

Использованная литература:

1. Цэдэн Галсанов. День рождения. Книга стихов. Бурят-Монгольское государственное издательство. Улан-Удэ, 1949

2. Данзан Дагбаев. Он погиб подо Ржевом… Улан-Удэ «Буряад унэн», 2000

3. Д. Д. Дагбаев. Тысячи мудрых шагов. Воспоминания, размышления, эссе. Улан-Удэ, издательство Бурятского госуниверситета, 2010

4. Дамба Жалсараев. Бурятские напевы. Книга стихов. Москва «Советская Россия», 1980

5. Народный поэт Дамба Жалсараев. Статья из газеты «Традиция» № 10, 11 от 19 марта и 26 марта 2009 г.

6. Анатолий Смирнов. Их свела война. Статья из газеты «Традиция»

7. Дамба Жалсараев. Резьба по дереву. Стихи и поэмы. Москва «Советский писатель», 1970

8. Дамба Жалсараев. Душа земли. Стихотворения и поэма. Москва «Современник», 1982

9. Чимит Цыдендамбаев. Охапка степных цветов. Рассказы. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1981

10. Чимит Цыдендамбаев. Буряадай угалзанууд. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. ГУП «Издательский дом «Буряад унэн», 2003

11. Цырен Шагжин. Пьесы. Москва «Советский писатель», 1976

МБОУ «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»

п. Заиграево, улица Октябрьская, 3, телефон 4-22-13

Исследовательская работа

«Бурятии достойные сыны.

Писатели и поэты Заиграевского района»

Выполнил:,

ученица 10 «б» класса

Проверил:

Данжеева Н.А.

2015 год

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

 

                                      Введение.

Проблемы формирования, развития личности, способной усвоить культуру не только своего, но и других народов особо актуальны в настоящее время. Вследствие этого существенным компонентом литературного образования является национально – региональный, в рамках которого происходит приобщение учащихся к богатству художественных произведений писателей и поэтов Бурятии. На уроках литературы школьники приобщаются к искусству слова, происходит воспитание чуткого, вдумчивого, читателя, способного к сотворчеству и диалогу. Литературное краеведение открывает широкие возможности для решения этих задач.

Изучение национальной литературы позволяет приобщить нас, школьников, к истории и культуре родного народа, познакомиться с новыми авторами и произведениями, расширить и углубить литературное образование на примере поэтов и писателей Заиграевского района.

Цель работы: формирование  знаний о знаменитых людях родного края, внесших вклад в развитие литературы Бурятии.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

- познакомиться  с писателями и поэтами Заиграевского района, чьи произведения внесли  вклад в развитие литературы Бурятии;

-  формировать общую культуру личности;

- способствовать воспитанию позитивного отношения к истории родного края;

-развивать чувство толерантности, терпимости на примере  произведений поэтов и писателей  Заиграевского района;            

- использовать результаты исследования и собранный материал  при изучении литературы родного края и во внеклассных мероприятиях,   а также для оформления стендов учебных кабинетов и будущего музея.

Объектом рассмотрения является изучение жизни писателей и поэтов Заиграевского района, их малой родины, литературных истоков творчества, вклад в литературу Бурятии и России.

Предмет исследования: произведения наших земляков-поэтов и писателей: стихотворения и проза.

В качестве материала для исследования послужила литература, посвящённая писателям и поэтам нашего края, буклеты о писателях и поэтах, составленные работниками районной библиотеки, художественные произведения, написанные нашими знаменитыми земляками.

Методы, приемы, средства:

Основными методами работы явились исследовательский метод, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод иллюстраций,  (экскурсия по малой родине писателей)

               Описание видов работ:

                 1) Знакомство с творчеством писателей и поэтов Заиграевского    района.

                 2) Исследовательская работа, связанная с изучением малой родины писателей и поэтов нашего района.

                 3) Создание литературной карты Заиграевского района.

                  4) Образовательный продукт: «Литературная карта Заиграевского района»

Основная часть

По отрогам хребтов,

У тайги вековой,

По долинам, где блещет

Илька и Уда,

Мы живём и работаем

Дружной семьёй,

Заиграевцы - люди труда.

           Действительно, главное богатство нашего района - это люди, руками которых создано всё, чем мы гордимся.

Сегодня мы расскажем о наших замечательных земляках, уроженцах Заиграевского района, кто внёс огромный вклад в просвещение и литературу Бурятии. Вот как сказал об этом певец родной земли Дамба Зодбич Жалсараев:

Сколько светлых дорог на земле-

Пусть твой конь на каждой из них

След оставит своих подков!

Сколько светлых сердец на земле

Так оставь же в каждом из них

След поступков и добрых слов!

         Наша инициативная группа составила литературную карту Заиграевского района, где представила лучшие имена поэтов, писателей, просветителей.

Составляя литературную карту Заиграевского района, мы побывали на малой родине каждого писателя, поэта, родившегося в нашем прекрасном крае. Это село Хара-Шибирь, откуда родом сразу два выдающихся писателя и просветителя: Агван Доржиев и Цырен Шагжин, поселок Илька - малая родина Цыдена Галсанова; село Тарбагатай, которое тоже подарило нам два имени Чимита Цыдендамбаева и Данзана Дагбаева; улус Додогол, в котором родился Дамба Жалсараев и поселок Онохой, в котором прошли детские и юношеские годы Владимира Митыпова.    

Мы решили прикоснуться к истокам малой родины, откуда черпали своё вдохновение наши земляки. И первым в этом ряду ярким огнём пылает имя Агвана Доржиева – Цаанид – Хамбо - ламы……..

Он стал основателем Санкт – Петербургского дацана, действующего и в наши, он учитель Хамбо – Ламы (7), писатель

А свою экскурсию по местам малой родины мы начали с села Тарбагатай, в котором  родился и вырос Данзан Дагбаевич Дагбаев – писатель, видный общественный деятель, заслуженный работник культуры.

Это маленькое село встретило нас пронизывающим ветром, ярким весенним солнцем, мы как будто попали в другой мир, мир тишины и покоя.

В доме, построенном своими руками, в селе Тарбагатай Данзан Дагбаевич писал свои воспоминания об отце - фронтовике, отдавшем жизнь за всех живущих на земле. Ему он посвятил документальную повесть «Он погиб подо Ржевом…»

    «Один из жарких августовских дней незабываемого 1941 года.

   Тяжёлые минуты расставанья… Сердце моё сжималось от тяжести и боли расставанья с дорогим человеком, уходившим на войну. Он с заметной грустью чуть повлажневшими глазами поглядел на меня, крепко обнял…

   Тогда, конечно, я не знал, что простился с ним навсегда и что никогда больше его грудь не наполнит густой запах степной травы ая-ганги, что никогда он не увидит богатого травостоя на берегах перекрытой плотиной Ильки. Я не верил и не мог верить в это. И он, конечно, тоже. Так я простился с отцом. В ту грозную пору так же расставались с отцами, братьями и сёстрами, уходящими на фронт, миллионы советских детей. На этом безымянном полустанке двадцать второго километра узкоколейной железной дороги всем сердцем и умом я понял, какая страшная угроза нависла над нашей родиной».

Гибель отца не сломила Данзана Дагбаева, он нашёл в себе силы стать примером для своих младших сестёр и братьев, получить образование, стать известным писателем и поэтом Бурятии.

Данзан Дагбаев – автор произведений: «Из истории родного Тарбагатая», «Автобиографические записки человека своей эпохи», автор прекрасных песен и стихотворений.

 Агван Доржиевай дурасхаалда

Удэ голой хойморто

Ури хуугэн мундэлжэ

Уртын саган шулуунда

Унгын бурхан заларhан.

Гэгээн энэ нютагта

Гэрэл унгэ яларжа,

Али олондо суурхахаяа

Агван хубуун мундэлhэн.

Эдир залу наhандаа

Эрдэм шажан шудалжа,

Далай Ламада багшалhан,

Агваан Хамба гуулэhэн.

Арад олондо мэдээжэ

Агваан Хамба оршонай.

Ум мани бадмээ хум.

Пожалуй, нет в Бурятии человека, который не знал бы Гимн нашей республики.

Сегодня мы с гордостью говорим о том, что наш земляк Дамба Зодбич Жалсараев является его автором, он народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны. Первая книга «Слово о правде» вышла на родном языке в 1950 году.

В общей сложности им выпущено около 40 сборников стихотворений и поэм, изданных в нашей стране и за рубежом общим тиражом более миллиона экземпляров.

Большой вклад в развитие литературы Бурятии внёс и Цыден Галсанович Галсанов, поэт, публицист, автор многих популярных песен, редактор республиканской газеты «Бурят Унэн». Его малой родиной является село Илька Заиграевского района. А литературный дебют состоялся в 1931году.

А всего он издал более 50 книг, в содружестве с бурятскими композиторами создал около 200 песен, многие из которых стали народными. Он никогда не забывал о своей малой родине, прославлял Россию как великую державу, дорожил дружбой бурят и русских.

Во время нашего путешествия в незатейливом сельском клубе села Тарбагатай мы увидели портрет известного бурятского писателя Чимита Цыдендамбаева, который с доброй улыбкой смотрел на нас, своих потомков.

По воспоминаниям современников, он был одним из лучших представителей жанра рассказа в бурятской литературе с присущим ему лиризмом, мягким юмором; его рассказы отличаются философской глубиной мысли, традиционной эпичностью.

Для нас он написал повесть «Чернильница Банзарова». Он автор двух романов о первом бурятском учёном «Доржи, сын Банзара», «Вдали от родных степей».

Чимит Цыдендамбаев – блестящий переводчик на бурятский язык древнерусского памятника «Слово о полку Игореве», стихотворений и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, басен И. А. Крылова.

Мы имели возможность посетить музей в селе Хара-Шибирь и библиотеку, носящей имя писателя, актёра, режиссёра, драматурга, прозаика, выдающегося деятеля культуры Цырена Шагжина. В селе, расположенном в самом живописном месте нашего района в 60 км от Улан-Удэ, сохранено здание школы, где учился Цырен Шагжин.

Им написаны произведения: «Первый год», «Совесть», «Пылающие джунгли», «Возмездие», пьесы «Хитрый Будамшу», «Чёрт в сундуке», «Клятва», «Не ждали, не гадали…». Его драматические произведения с успехом идут не только на сцене Бурятского драматического театра города Улан-Удэ, но и на сценах многих театров нашей страны.

Его находчивый, весёлый Будамшу всегда придёт на помощь незаслуженно обиженным, несчастным, восстановит справедливость.

Президент нашей республики Вячеслав Наговицын в свой поздравительной речи по случаю юбилея района упомянул имя Владимира Митыпова, известного писателя, нашего современника, как выходца Заиграевского района. Да, действительно, Владимир Митыпов хоть и родился в Читинской области, но его детские и юношеские годы прошли в нашем районе, в посёлке Онохой. Мы побывали в поселке Онохой, увидели дом, в котором прошло его детство и взяли интервью у родственницы писателя. К сожалению,

Он является первопроходцем в жанре фантастики в бурятской литературе, известным публицистом, общественным деятелем. Самым маленьким адресована сказка «Мамонтёнок Фуф», в повести «Инспектор золотой тайги» он сумел показать богатство и красоту не только родного края, но и замечательных людей, неравнодушных, смелых, честных…

Мы преклоняем головы перед ныне живущим Владимиром Митыповым и будем помнить выдающихся земляков, которых сегодня с нами нет, но пусть свет их добрых мыслей отражается в сердцах многих и многих поколений!

Имя сменить стыдно, но можно,

Друга сменить больно, но можно,

Путь изменить трудно, но можно,

Но нельзя поменять,

Как ни хотел бы, ни тщился,

В кого б, во что б ни влюбился,

Тебя породившую мать,

                Землю, где ты родился.

 

Заключение

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что  молодое поколение не должно, а обязано знать историю и литературу своего родного края, поэтов и писателей, внесших огромный вклад в развитие бурятской  и российской литературы. Стыдно родиться и жить в Заиграевском районе, не имея представления о тех, кто воспевает наш родной край, кто все свои талантливые начала отдал, чтобы наш малая родина засверкала яркой звездой среди огромного российского пространства. Исследовательская работа будет продолжена, потому что каждый год появляются все новые и новые имена в нашем районе.  

В результате  проделанной работы мы ближе познакомились со своими поэтами и писателями- земляками и думаю, что на этом мы не остановимся, потому что уже сегодня в газете «Вперед» мы прочитали удивительно лиричные и тонкие стихотворения Сорокина М.Р. из поселка Ильки, рядом с нами живет самобытный поэт Волков А.Ю.  Наша литературная карта пополнится и расширится.

Использованная литература:

1. Цэдэн Галсанов. День рождения. Книга стихов. Бурят-Монгольское государственное издательство. Улан-Удэ, 1949

2. Данзан Дагбаев. Он погиб подо Ржевом… Улан-Удэ «Буряад унэн», 2000

3. Д. Д. Дагбаев. Тысячи мудрых шагов. Воспоминания, размышления, эссе. Улан-Удэ, издательство Бурятского госуниверситета, 2010

4. Дамба Жалсараев. Бурятские напевы. Книга стихов. Москва «Советская Россия», 1980

5. Народный поэт Дамба Жалсараев. Статья из газеты «Традиция» № 10, 11 от 19 марта и 26 марта 2009 г.

6. Анатолий Смирнов. Их свела война. Статья из газеты «Традиция»

7. Дамба Жалсараев. Резьба по дереву. Стихи и поэмы. Москва «Советский писатель», 1970

8. Дамба Жалсараев. Душа земли. Стихотворения и поэма. Москва «Современник», 1982

9. Чимит Цыдендамбаев. Охапка степных цветов. Рассказы. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1981

10. Чимит Цыдендамбаев. Буряадай угалзанууд. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. ГУП «Издательский дом «Буряад унэн», 2003

11. Цырен Шагжин. Пьесы. Москва «Советский писатель», 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "России славные сыны"

Материал может быть интересен классным руководителям...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

Сценарий районного конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!"

В рамках реализации районной целевой программы "Возрождение" традиционно проводится районный этап городского конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!" среди творческих коллект...

Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы.

Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы. Сюжетная линия композиции построена от начала горестных дней Великой Отече...

Литературно-музыкальная композиция «России верные сыны»

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Цели и задачи:  способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;  ознакомить учащихся с жизнь...

Литературно-музыкальный вечер: «России верные сыны...» (Российским офицерам посвящается)

Сценарий литературно-музыкального вечера: «России верные сыны…» (Российским офицерам посвящается)....