Метапредметный подход в обучении бурятской литературе
статья по литературе на тему

Жамбалова Баярма Базаргуруевна

В метапредметных формах обучения есть единый подход к предмету разговора. Интеграция предметов – объединение разных частей в одно целое на основе общего подхода.В интегрированный курс могут быть включены такие предметы, как литература, язык, история, театр, музыка, живопись.Установление взаимосвязей бурятской литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин, предполагает активное вхождение учеников в определенную эпоху культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метапредметный подход в обучении бурятской литературе»

В практике обучения и воспитания школьников раздробили мир на предметы: история и литература, физика и математика, химия и биология и т.д. «Разложили на части» человека, начали и «воспитывать» по частям: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, трудовое, экологическое и т.д. И, чтобы осваивающему знания, умения и навыки школьнику легче было постигать культуру, было больше времени на самопознание, на строительство собственной личности, возникает идея интеграции курсов различных школьных дисциплин. А реализуется она в форме метапредметных связей. В метапредметных формах обучения есть единый подход к предмету разговора. Интеграция предметов – объединение разных частей в одно целое на основе общего подхода.

В интегрированный курс могут быть включены такие предметы, как литература, язык, история, театр, музыка, живопись.

Установление взаимосвязей бурятской литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин, предполагает активное вхождение учеников в определенную эпоху культуры.

Поможет уму в этом связь литературы, которая раскроет ему психологию, переживания людей того времени, их взаимопонимания, и:

  1. языка, который нужно знать основательно, чтобы понять литературу. Взаимодействие языка и литературы как учебных предметов определяет два основных направления в реализации их органических взаимосвязей. Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без чуткого  понимания изобразительных средств языка и их идейно-художественной функции в художественном произведении.

Программы по бурятскому языку рекомендуют широко использовать на уроках языка изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, форм устного народного творчества.

Поэтическая речь позволяет воспитывать языковое эстетическое чувство и раскрывает богатства родного языка.

Мы убеждаем учащихся в том, что недостаточно располагать определенным запасом слов, чтобы считать себя владеющим родным языком. Надо овладевать умением точно и образно выражать свои мысли, чему следует учиться у мастеров слова – поэтов и писателей.

 В поэтических текстах заключены огромные возможности произведения юных читателей к «чуду родной речи».

Кроме закрепления орфографических и пунктуационных навыков, они дают материал учителю для изучения и углубления сведений по всем разделам языка:

  • в фонетике помогают выявить звучность и мелодичность звуковой системы бурятского языка, роль пауз, логического ударения, различных видов интонаций, повторения слов, звукоподражания
  • в лексике – богатство словарного запаса языка, разнообразие синонимов, слов, употребленных в переносном значении
  • в морфологии – богатство форм словоизменения
  • в синтаксисе – разнообразие синтаксических конструкций, способствующих достижению поставленной авторской цели

      В сборниках стихотворений Г. Чимитова, Ц-Д. Дондоковой, Ц-Д.Дондогой, Б.Жанчипова и т.д. находим очень много ярких стихотворений, чтобы использовать на уроках бурятского  языка, отдельные строфы из них постоянно звучат на уроках, помогая учащимся зорче вглядеться в «очарование пейзажа», через красоту поэтического слова испытать радость от общения с родной природой, воспитывая тем самым любовь к родному языку, любовь к родной природе.

Работа с поэтическим текстом обычно проводится следующим образом. Сначала текст выразительно прочитывается. Если это программное произведение, то его читает ученик. Если новое, неизвестное ученикам, то сначала читает учитель, а потом ученики. Затем привлекается внимание к выразительным и изобразительным особенностям использованных поэтом слов, к ритмической организации речи, к известным ученикам видам словесно-предметной изобразительности (олицетворениям, сравнениям, эпитетам и т.д.).

Конечно, литературоведческий анализ элементарен по своему содержанию и очень краток по времени. Значительно больше  внимания уделяется языковому анализу: объяснению орфограмм и пунктограмм, выделению грамматической основы предложений, а также задания в связи с изучаемой темой урока.

В 5 классе при изучении темы «Синонимы», я прочитала стихотворение Б.Д.Абидуева «Сонхоор малайһан һара» и задала вопросы: «Какую картину природы нарисовал поэт? Какой вы ее представляете?» Обращаем внимание на сравнение, на переносное значение слова «жүдхэнэ»:

Тарган шалхагар шарайтай,

Хүлдэһэн хүйтэн бэетэй,

Шаргал һара сонхоорни,

Шагаан харан жүдхэнэ.

Стихотворение детей удивило, оно им показалось необыкновенным. После уточнения всех поэтических образов пришли к выводу, что так мог написать поэт, зрительно представляющий то, о чем пишет, с тонкой душой, любящий природу, и вместе поневоле любуемся этой луной. И только этот поэт мог словом нарисовать такую картину. Когда я назвала поэта, ученики перечислили известные им по начальным классам стихотворения Б.Абидуева: «Эреэн гүрөөһэ эмээллэгшэ», «Алтан далай» и т.д.

Записывая четверостишие, подчеркнули грамматическую основу (һара жүдхэнэ), выяснили значение слова «жүдхэнэ» и почему именно это слово употребил поэт, нашли и выделили слова, близкие по значению (тарган шалхагар, хүлдэһэн хүйтэн, шагаан харан)

При изучении темы «Омонимы» мы читали стихотворения Г.Чимитова, Ц-Б.Бадмаева, Ц-Д.Дондогой, и дети должны были в них найти слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но разные по значению. Например: Ажалша хүнүүд һуудаг юм даа манай Агаар,

           Аажам зохид, һонор юм даа эндэхи агаар. (Ц-Б.Бадмаев)

Стихотворение не вызвало удивления (вспомнили «тарган шалхагар шарайтай»). Здесь отметили, что в Аге живут трудолюбивые люди, что воздух там спокойный и чистый.

И так я стараюсь использовать поэтический текст различный по тематике и объёму почти на каждом уроке, стремясь помочь учащимся употреблять в своей речи богатства бурятского языка.

  1.  театра, если ученик будет в нём играть роли героев той литературы, больше всего поможет ему познать среду того времени, в котором написано произведение, наших предков и понять себя, поскольку драматургия «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез».

Как известно, главным содержанием театрального творчества учащихся является работа над сценическим воплощением, инсценировки, литературно-драматической композиции. Театральное творчество требует от исполнителей правдивого, подлинного поведения на сцене, умения увлекаться художественным  вымыслом, активно включаться в жизнь героев.  Поэтому учителю в целях развития и воспитания активного творческого воображения кружковцев, необходимо применять целый комплекс методов и приемов. Наиболее оправданными являются такие виды, как импровизация, этюды по мотивам произведений живописи, устного народного творчества и творческие этюды самих детей.

Обучение сценической грамоте  на уроках бурятской литературы мы начинаем с простейших этюдов – импровизаций, по содержанию наиболее близких жизненному опыту детей. Мы исходим из того, что доступность, близость сюжетов находит эмоциональный отклик, пробуждает выражение и творческую активность. Например, можно начинать с маленьких этюдов, как «Сабшалан дээрэ», «Уһанай эрьедэ», «Ой соо» и т.д. На примере этюда «Сабшалан дээрэ» я вам покажу воспитательное действие этюдных занятий. Дети косят воображаемую траву. По сигналу они должны были увидеть в траве гнездышко с птенцами или змею. Каждый ребенок должен проявить с этим обстоятельством свое отношение и действовать так, как если бы это произошло на самом деле. Результаты самые разные: один быстро реагировал, хватал палку и сильным ударом «убивал змею»; другой, вообразив, что змея не ядовитая, клал её в карман; третий, закричав, убегал. Другой этюд с «гнездом с птенцом». Почти все дети с нежным чувством отнеслись к птенцам.  Лишь 1-2 ребенка ребенка могут замахнуться косой и срезать их. Дети учатся на достижениях и ошибках других. Поэтому каждый этюд должен подвергнуться обсуждению.  И разговор от этих собственных задач соответственно переходит к повседневной жизни, к вопросам нравственного воспитания, о необходимости быть сердечным, чутким, гуманным.

И так, по ходу этюдной работы идем от простого к сложному, от детей предлагается более сложные обстоятельства, требующие проявления большой фантазии, разнообразных чувств и эмоций.  Например, при чтении в 7 классе романа Ч.Цыдендамбаева «Банзарай хүбүүн Доржо» есть такая сценка, где маленький Доржо  сидит и отцовскими инструментами делает себе лук и стрелы, а в это время заходит мать. И вот, игравшему роль доржо ученику нужно показать, как он должен работать, когда матери нет (увлеченный, довольный) и как он должен повести себя, когда заходит мать (ведь Доржо испугался, что мать начнет обвинять, что он взял отцовские инструменты, насорил). И дети с удовольствием играют эту сцену, потому эта сцена и в обыденной жизни у них может происходить, и еще потому, что они гордятся, что хоть и в такой маленькой сцене они могут быть маленьким первым ученым-бурятом.

И вот таких этюдов на наших уроках очень много, дети в разных ситуациях проявляют свою душевную доброту, щедрость, отзывчивость, внимание и заботу к людям. Усложняя задачи и виды учебных творческих занятий, мы широко используем фольклор, особенно пословицы и сказки. Бурятские пословицы и поговорки скупы на слова, но образны, метки и глубоки по смыслу, имеют воспитательное значение.

Учитывая большой воспитательный эффект произведений устного народного творчества, мы обращаемся и к сказкам. И если этюды по мотивам пословиц  и репродукций картин чаще всего сочинялись и исполнялись на занятиях, то разработка этюдов по сказкам дается как домашнее задание. Такая вера во внутренние духовные силы младших школьников, представление творческой свободы побуждает их к более глубокому самостоятельному проникновению в характеры, линию поведения  персонажей сказок.

Таким образом, специально созданные в процессе театрального творчества сложные трудовые, моральные, эстетические отношения детей, образность, близость произведений устного народного творчества и живописи обогащают детей новыми знаниями о нормах поведения, о художественном творчестве, эффективно формируют интеллектуальную культуру, обогащают знание своего родного языка.

3) живописи, которая даст возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками той эпохи. Например, обращение на уроках литературы к портрету. Портрет в живописи является одним из жанров живописи. Художник, создавая портрет, кистью и красками «выявляет» существенные индивидуальные  черты человека. Изображение человека стоит и в центре внимания литературы. Например, в изучении произведения Ч.Цыдендамбаева «Банзарай хүбүүн Доржо»  очень яркий, четкий портрет маленького Доржо: «Доржын сэлмэгхэн шарай зол баяраар гэрэлтэнэ. Мяхалиг хасарнуудынь ягаа улаанууд. Хүбүүн тунгалаг хара ошо долгэжэ байһандал харагдадаг хурса харасатай: тоомгүй зээрэгхэн нюдэдынь ходо энеэбхилнэ. Зузаахан уралай саанаһаа сайбалзаһан, багахан забһартай жэжэхэн шүдэдынь, дэрэгэрхэн шэхэдынь, морхогор хөөрхэн хамарынь хүбүүнэй шарайе улам урихан, улам өөрэхэн болгоно». И так мы сравниваем на уроке как художник создает словом портрет Д.Банзарова и как писатель создает словом портрет Д.Банзарова. На фоне увиденного, прочитанного наши дети пробовали сами написать кистью портрет Д.Банзарова.

4) музыки, которая помогает понять и почувствовать душевные переживания автора, героев той среды, в которой они созданы.

Привлечение музыки на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации метапредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому воспитанию. Например, на уроках литературы при изучении творчеств Д.Дамбаева, Г.Чимитова, Д.Жалсараева, Б.Жанчипова обязательно включаются, прослушиваются песни, потому что их стих пронизан «духом музыки».

В процессе всей этой жизнедеятельности в пространстве культуры ученик приобретает не только «стереоскопическое» видение картины мира, но и глубокое понимание законов, по которым он живет и развивается. Кроме того, будет происходить формирование личности ученика, совершенствование знаний и умений учащихся.

        Жамбалова Б.Б.,  учитель бурятского языка и литературы Ульдургинской СОШ им.Ц.Номтоева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"

Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....

Метапредметный подход в обучении на уроках русской литературы

В 9 классе при изучении повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова учащиеся размышляют о категории «свобода». Метапредметный урок обществознания и литературы позволяет социализировать личность ученика, ...

«Метапредметный подход в обучении студентов на уроках литературы»

Целью создания метапредметов и метапредметных технологий является создание нового типа сознания обучающегося и преподавателя. Такой тип сознания информационно не ограничивается рамками определенного у...

Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход в обучении  на уроках русского языка и литературы...

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...

Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"

В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практ...