Образы-символы в поэзии ВОВ
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Родионова Оксана Викторовна

Какие образы встречаются в поэзии ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy-simvoly.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне.

ЦЕЛИ:Проследить,какие образы-символы встречаются в поэзии о ВОВ,выявить их роль.

                                                                 Ход урока

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя.

     «Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Если обратимся к жизни страны в 1941-1945 годах,  неизбежно придём к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия,- правда, в наибольшей степени в ее музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придает ей крылья, несущие ее по всей стране.

Листая страницы книг, написанных о днях военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.

     Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Булат Окуджава, В. Высоцкий, Дмитрий Кедрин,  М.Дудин , Р. Рождественский, О. Берггольц    и многие другие. Стихи, созданные в годы войны и об этих страшных днях, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.

3.Сообщение  ученицы.

«Птичий» пантеон в поэзии о Великой Отечественной войне чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка»,  «орел», более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое  значение.

      В поэзии о ВОВ  в образе ворона можно выявить  традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице. Ворон всегда черный, олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль:

  1. Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,

                         разорвали на рассвете тишину,

   наш Король, как король, он кепчонку, как корону -

                  набекрень, и пошел на войну.( Булат Окуджава «Король»)

  1. Разбрелись все от бед в стороны... Певчих птиц больше нет - вороны!

( В. Высоцкий «Аисты»)

  1. Здесь взлетали с пашен

Не вороньи стаи -

Это души наши

В небеса взлетали.

(Василий Кириллов «Поле боя»).

  4.Выступление ученика

   В поэзии о Великой Отечественной войне образ ворона ассоциируется с фашистскими захватчиками, именно они несут родной стране, семье, друзьям смерть и боль.

Картотека с образом птицы-ворона насчитывает 6 стихотворений .

     В  поэтическом творчестве соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало. Всё это воплощается для солдат в воспоминании о доме, о семье, о любимых и друзьях. Здесь соловей становится символом России, Родины, как , например, берёза. Как только солдаты слышат пение соловья, они переносятся в мирное, счастливое время - тёплый летний вечер, лавочка, речка, светлое будущее…:

  1. Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос,

И темная роща, где свищут

   Всю ночь напролет соловьи

( Дмитрий Кедрин     «Родина»)

2)Цветы твои опять взошли

На даче, а ты все не едешь…

Жужжат ожившие шмели,

И соловьи поют о лете.

( Терентий Травник «Памяти отца»)

3)Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: "Ребята, напишите Поле -

У нас сегодня пели соловьи".

(М.Дудин «Соловьи»)

Картотека с образом птицы-соловья  составляет 10 стихотворений.

     Журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли  взлетают или кричат в небе. Журавли- символы погибших солдат и солдаток, мирного населения:

  1. Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей

(Расул Гамзатов «Журавли»)

  1. Я в певце узнаю одногодка солдата,

Опаленного прошлой войной.

Нет, я с ним не знаком и не знаю подробно,

О каких журавлях он тоскует сейчас.

Но, должно быть, тоска и остра и огромна,

Если он выжимает слезу и у нас.

( Константин Беляев «Журавли улетели»)

Мы исследовали  5 стихотворений  с образом птицы-журавля.

     Скворец- труженик, хозяин. Эта птица символ мирной жизни. Война не должна вмешиваться и калечить судьбы, уклады людей. В стихотворениях, где встречаются скворцы, говорится, что война не может изменить течение жизни: живые существа должны жить, обустраивать жилища, рожать детей. А война-это чужеродное явление, которого не должно быть.

1)Тревожно снуют погорельцы-скворцы.

К знакомым местам из-за теплого моря

Они прилетели сегодня чуть свет.

(Алексей Сурков «Скворцы прилетели»)

2)На крыльце сидит боец.

На скворца дивится:

- Что хотите, а скворец

Правильная птица.

( А.Твардовский « О скворце»)

Картотека с образом птицы-скворца  составляет 8 стихотворений.

     В поэзии о ВОв  в образе ласточки можно угадать символ надежды, доброй вести, письма от любимых:

  1. И ласточку. И дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины

Пришло к ним это после.

В сорок пятом. Конечно, к тем,

кто сам пришёл с войны.

(Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах»)

  1. Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

(О. Берггольц  «Блокадная ласточка»)

Картотека с образом ласточки составляет 5 стихотворений.

Менее частыми в поэзии о Вов являются образы орла:

Чтоб десант повис орлом степей,

Чтоб героем стал товарищ каждый,

Чтобы мир стал больше и синей,

Чтоб была на песни больше жажда.

(Михаил Кульчицкий «Будни»)

Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица- божья птица, сила, победа над врагом.

      Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые традиционно символически связаны с возрождением и обновлением, в стихотворениях выступают в роли антитезы:

Дым и пепел встают как кресты,

Гнезд по крышам не вьют аисты.

4. Сообщение ученицы

Кукушка – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Олицетворяет женское начало. Кукушкой становится девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты семейно – родственных или брачных связей и отношений. Кукушка – птица, которая не вьёт гнёзда, подбрасывает яйца своих будущих птенцов в чужие гнёзда (за что птицы изгнали её из своего сообщества) и ассоциируется с матерью, бросившей своих детей. У кукушки нет пары, её образ связан с мотивом одиночества, неустроенности в жизни и вечным скитанием по свету, поскольку она нигде не может найти пристанища. В поэзии о Вов кукушка, наоборот, становится символом дома, детства:

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

При работе над исследованием в стихотворениях встречались и другие образы птиц, которое менее употребляемые: сороки, снегири, дрозды, жаворонки, стрижи: А на снегу, повесив нос, Стоит фашист безрадостный. Трещат сороки;

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену?;

Звенят стрижи. Малиновки поют. И где-то возле, где-то рядом, рядом Раскидан настороженный уют Тяжелым громыхающим снарядом... и т.д.

5.Заключительное слово учителя

Таким образом,  мы можем утверждать:

1.        «Птичий» пантеон в поэзии чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «ворон», «журавль», «орел» ; более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса.

2.        Для поэзии о Великой Отечественной войне характерно постоянство значений птичьих образов, восходящее  непосредственно к мифологическим традициям.

3.        Достаточно редко используются в поэзии образы орла, ястреба, снегиря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование. Небесные образы – символы в идейно – художественной структуре романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов - символов в идейно - ...

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Научная статья "Роль образов-символов природы в раскрытии замысла писателя 19 века"

Как научить школьников различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения....

Урок по МХК в 11 классе по теме «P.R.B.Братство прерафаэлитов.Истоки. Образы.Символы.»

Урок   освоения нового материала, урок-лекция с элементами беседы и  рефлексии,  урок-лекция с элементами беседы и  рефлексии. Презентация к уроку, опорный конспект для учащих...

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....