Н.Заболоцкий
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Яценко Лариса Владимировна

В презентации рассказывается о непростой судьбе поэта и особенностях его творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabolotskiy_n.pptx569.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Заболоцкий Подготовила: Петухова А.С. 9Б Руководитель Яценко Л.В.

Слайд 2

бИОГРАФИЯ Родился 24 апреля (7 мая) 1903 в Казани в семье агронома и сельской учительницы. В первые годы после революции отец Заболоцкого заведует фермой-совхозом в уездном городе Уржуме. Здесь будущий поэт получает среднее образование. 1920 – Заболоцкий едет сначала в Москву, а на следующий год в Петроград. 1921-1925 – учится в Петрограде в Педагогическом институте имени А.И . Герцена (отделение языка и литературы). 1927 – Заболоцкий совместно с Д . Хармсом , А . Введенским и др. основывает литературно-театральную группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), которой свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска . 1938-1944 – Заболоцкий арестован и отбывает незаслуженное наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. 1945 – поэт вместе с семьёй живет в Караганде. 1946 – Заболоцкий реабилитирован и получает разрешение жить в столице. 14 октября 1958, Москва – Николай Заболоцкий умер.

Слайд 3

Основные произведения Сборники стихов: « Столбцы» (1929) « Вторая книга» (1937) « Стихотворения» (1948, 1957) Поэмы : « Торжество земледелия» (1929—30, опубл . 1933) « Безумный волк» (1931, опубл . 1965) « Деревья» (1933, опубл . 1965) « Рубрук в Монголии» (1958, опубл . 1960) Переводы Стихотворное переложение «Слова о полку Игореве» (1946) Рассказы для детей. Заболоцкий Н.А. Собрание сочинений: В 3т. – М, 1983-84 . Пастернак так писал о встрече с Заболоцким: «Когда он тут читал свои стихи, мне показалось, что он развесил по стенам множество картин в рамках, и они не исчезли, остались висеть…»

Слайд 4

Этапы творчества В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается от другого. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов , так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя». Диапазон идей лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов - обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – «в бокале плавало окно».

Слайд 5

«Мир - без прикрас, поэзия - без украшательства » - принцип, положенный обэриутами в основу творчества. Они утверждали, что поэзии пора перестать быть облегченным, романтически - отвлеченным жанром. Она должна соответствовать жестким условиям времени. Поэтому члены ОБЭРИУ отказывались пользоваться традиционными поэтическими приемами, и это была серьезная попытка сделать новый шаг в литературе в сторону от классических канонов. Перечисленные обстоятельства подвели Н. А. Заболоцкого к созданию "ребусной" формы стиха: стихотворений-ребусов, где в сложных словесных конструкциях, состоящих из алогичных метафор, гипербол и гротеска, зашифрованы высокие философские мысли. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства)

Слайд 6

В конце 20-х - начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема - тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец природы, «мысль её, зыбкий ум её». И всё же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца. Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…». В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит «множество диковин» («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце» («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»). Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. «Вечер на Оке» Тема природы

Слайд 7

Увлекаясь в 30-е годы изучением философских трудов , поэт размышляет о взаимоотношениях человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому всё живое на земле наделено разумом. Иногда в картины вкраплены философские и психологические комментарии и рассуждения, например: «Природа в речке нам изобразила скользящий мир сознанья своего». В философско-пейзажной лирике Заболоцкого можно проследить сходство с поэзией Тютчева. Но если Тютчев видел в природе сочетание гармонии и хаоса, души и свободы, то Заболоцкий увидел в ней движение противоречий бытия – «совершенного творения» и «давильни». Так же важно отметить, что в ней отсутствует ярко выраженное лирическое «я». Это «я» слито у Заболоцкого с объективным изображением предметов и событий. Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком. «Метаморфозы»

Слайд 8

«Что есть красота?...» В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка»). Красоту души мы «творим по мере наших сил», она не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде». Поэт часто обращается к излюбленному жанру портрета, так как это помогает ему проникнуть во внутренний , духовный мир человека, понять, насколько он красив и совершенен в нравственном отношении. По мнению Заболоцкого, красота не только во внешнем облике. Красота – это и доброта, и «младенческая грация души», и источник героического начала, соучастия в судьбе других, человечность.

Слайд 9

Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки ржавые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень , Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье, – Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье. А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? «Некрасивая девочка»

Слайд 10

В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»). Тема непосильного человеческого страдания, искреннего сочувствия к людям появляется в позднем творчестве Заболоцкого. Поэт не понаслышке знал о боли и беде, о непосильной физической работе: ему, осужденному ни за что в 1938 году, пришлось провести пять лет в лагерях на каторжных работах. Лагерная тема в соприкосновении с темой человеческого страдания отразилась в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана…» (1956). …Не нагонит больше их охрана, Не настигнет лагерный конвой, Лишь одни созвездья Магадана Засверкают, став над головой. «Где-то в поле возле Магадана…»

Слайд 11

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 1958 Николай Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55 лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира. Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое. Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы

Слайд 12

Ресурсы: all-biography.ru www.litra.ru c omposition . ru alpha.ru shpargalkino.com prediger.ru slovo.ws Книга «1700 лучших сочинений для школьников и поступающих в вузы» «Дрофа» Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы"

Стихотворение Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы" не входит в перечень обязательных для изучения произведений. Но строки, написанные зрелым мастером, способны затронуть не только умы, но и сер...

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...

Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...

Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей....

Презентация к уроку. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

В презентации  к стихотворению Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка" предлагается материал для практической работы по выработке нравстенных ценностей у учащихся....

Раннее творчество Н.А.Заболоцкого

Ранее творчество Н.А. Заболоцкого. Сборник « Столбцы». Участие в создании»Обериу». Основные мотивы поэзии Н.А. Заболоцкого 1950-х гг....