Тема Рождества в лирике и прозе 20-го века
проект по литературе (6 класс) на тему

Работа посвящена изучению и анализу лирических и прозаических произведений 20- го века, посвященных теме Рождества. Итогом работы стала книга "Праздник Рождества", в которой напечатаны стихотворения ученицы 6 класса, Колпаковой Нины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rozhdestva_v_lirike_i_proze_hh_veka.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Праздник этот наполнен особым смыслом, имеет нравственное начало: рождение Спасителя, принесшего миру проповедь Любви и Добра, научившего спасению от Ненависти и Лжи. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника.

В литературе достаточно часто возникает обращение к библейским сюжетам и в первую очередь к Рождеству. Сложился определенный жанр рождественского рассказа, без которого не обходился ни один журнал начала ХХ пвека в канун Рождества. Рождественские сюжеты в этом рассказе наполнены ожиданием чуда, способного изменить человеческую жизнь, чуда, совершаемого человеком для человека. Обращение писателей и поэтов XX   к теме Рождества в русской литературе ХХ века, исследование рождественского рассказа и рождественского стихотворения стало темой нашей работы.

 Актуальность исследования состоит в первую очередь в том, что сейчас в нашем обществе восстанавливается утраченное духовное наследие, утверждается значение вечных человеческих добродетелей: любви к ближнему, добра, сострадания и милосердия. Нам необходимо глубоко осознавать важность этих ценностей, уметь их хранить, бережно передавая из поколения в поколение.

Сегодня Рождество вновь стало одним из самых почитаемых праздников и жанр рождественского рассказа, утративший свое значение в советскую эпоху, получил свое второе рождение.

Цель работы - проанализировать обращение к рождественской теме  русской художественной литературе ХХ века, обобщить полученные результаты и создать собственные произведения на тему Рождества.

Цель работы определила постановку следующих задач:

  1. Изучить художественную и научную литературу, посвященную теме рождественских традиций в русской литературе;
  2. Выбрать произведения, созданные на тему Рождества в лирике и прозе русскими авторами ХХ века и проанализировать их.
  3. Выявить особенности написания рождественских произведений.
  4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
  5. Создать собственные произведения в прозе и лирике на тему Рождества.

Методами исследования в нашей работе являются анализ и сопоставление.

Предметом исследования являются произведения в лирике и прозе авторов ХХ века И. С. Шмелева, В. А. Никифорова-Волгина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. А. Блока, И. А. Бунина, И. А.Бродского.

 Объектом исследования являются сюжеты произведений, рождественские образы, созданные авторами.

В процессе работы были использованы толковые словари В. И. Даля, С. И. Ожегова, цитаты и афоризмы великих писателей и критиков, касающиеся выбранной темы, научная литература, посвященная теме Рождественского произведения.

Предполагается, что результаты данной работы могут быть использованы при изучении литературных произведений на тему Рождества для более глубокого понимания особенностей рождественских рассказов и стихотворений, при исследовании других произведений авторов И. С. Шмелева, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, В. А. Никифорова-Волгина, И. А. Бунина, А. А. Блока, И. А. Бродского. Описание процесса создания собственного произведения может помочь школьникам в создании своих стихотворений и прозы.   

Работа состоит из введения,3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

2.1. Рождественские традиции и жанр рождественского рассказа.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Это один из важнейших христианских праздников, государственный праздник более чем в 100 странах мира.

Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан. Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.

Все события рождения младенца Иисуса, потомка царя Давида и Мессии, подробно описаны в Евангелии от Матфея. В своих комментариях к Евангелию, исследователь Нового Завета Баркли утверждает, что Мария и Иосиф, родители Иисуса, направлялись в Вифлеем на перепись населения. Они решили переночевать в пещере, недалеко от города. Когда у Марии начались схватки, Иосиф побежал в город за помощью, но, вернувшись с лекарем, он увидел, что его жена уже родила.

О рождении нового Пророка и царя Иудейского возвестила всему миру засиявшая на небе Вифлеемская звезда, которая и указала волхвам дорогу к маленькому Иисусу. Вифлеемская звезда является одним из главных символов праздника.

Событие Рождения Христа наглядно отображено в иконописи.

Икона – в переводе с греч. «образ» - это изображение Христа, Богоматери и святых, которые призваны напоминать о священных событиях. Так как цель иконы – показать мир духовный, то «язык» её должен быть особый, символический. Внешнее изображение является лишь частью глубокого смысла, каждый знак здесь – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.

Центральное положение в композициях Рождества занимает Богоматерь, чем подчеркивается ее место и роль в устроении человеческого спасения.

Обязательно в сегменте неба изображение звезды, из которой иногда исходит луч. Часто внимание нескольких групп персонажей оказывается сосредоточенным на звезде: на нее указывают волхвы как на свою путеводительницу ко Христу, ей дивятся пастыри, вокруг нее славословят ангелы. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента — Рождение Спасителя.

Другие традиционные элементы иконописной композиции Рождества — пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождении Христа, — это простые, безыскусные души, «ничтожные мира сего», они слышат ангельское пение и с радостью внимают ангельской вести. В яслях они видят чудо - Младенца, удивляются и поражаются божественному видению.

Волхвов (Мф. 2:1—12) в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Это ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Предание указывает, что волхвы были три царевича, один из Персии, другой из Эфиопии, третий из Аравии, были чудесно научены Богом, что новое светило знаменует рождение в мире Мессии, Царя Неба и земли (Числ 24:17).  В качестве даров волхвы принесли Иисусу ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну (благовонное масло) – как смертному человеку.

Классический образец рождественской иконографии икона Андрея Рублева «Рождество Христово» (1405 год, Благовещенский собор Московского Кремля).

Праздник Рождества, как, пожалуй, ни один другой праздник, богат традициями и обычаями.

В канун праздника соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. Пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды.

Хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами.

Колядка (от латинского «календы» — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество.

Еще одна традиция праздника Рождества - обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.  Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе, и украшеннаую разноцветными шарами ель стали устанавливать в домах как символ райского древа с изобильными плодами.

К Рождеству создавался особый вид литературы – рождественский или святочный рассказ.

Святочная литература - возможность обратится к каждому человеку: богатому или бедному, злому или доброму, взрослому или ребёнку. Это книги о возвышенном и несуетном. Накануне великих праздников ничто не должно отвлекать от мыслей о Боге и о Добре. Ведь Добро делает жизнь осмысленной и прекрасной.

 День, когда родился Спаситель человечества, должен сопровождаться из года в год совершением новых чудес, потому что Рождение Христа - главное Чудо мира.

ЧУДО ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. (Даль)

чудо в религиозных представлениях:явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. (Ожегов)

Тема семьи – одна из центральных тем святочных рассказов. Рождественские праздники становились, по выражению Ф. М. Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия, примирения и всеобщей любви. Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно свершаться в этот день. События происходят в великую ночь Спасения, поэтому неутешенных и непримиренных не должно оставаться. Задача авторов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, напомнить о нуждающихся и обремененных, о необходимости милости и любви, поэтому чаще всего героями таких рассказов становились дети. Ведь только ребенок, способен так искренне радоваться подаркам, быть счастливым от одного только вида наряженной елки, так доверчиво ожидать Чуда! Недаром Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей.

Большинство произведений начинается с описания несчастий героев. Но Великое Чудо праздника изменяет жизнь людей. Не всегда оно сверхъестественное, чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как счастливая случайность. И в этом авторам и их героям видится Небесное заступничество. В конце святочной истории Добро должно победить зло хотя бы на мгновение. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

Рождественская лирика более символична. В стихотворениях, посвященных Рождеству, как правило, присутствуют образы и символы, обязательные в иконографии «Рождества Христова». Поэты, рисуя картины библейских сюжетов, осмысливают глубокий смысл описываемых событий, их значимость для каждого человека и для всего человечества.

В связи с политическими изменениями в начале ХХ века, в русской литературе происходила переоценка старых литературных традиций, поиск новых средств выразительности, что ознаменовало наступление «серебряного века» в русской литературе. Это нашло свое отражение и в рождественских произведениях.

2.2 Тема Рождества в прозе ХХ века.

2.2.1 И. С. Шмелев. «Рождество».

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё царскую Русь – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками, и золотыми маковками куполов. Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости.

После революции, Шмелёв, этот искренне верующий светлый человек, видящий, что страна стала совсем другой и прошлую Русь не вернуть, не смог вписаться в новый режим. Жизнь его стала очень тяжёлой. Писатель уехал из России, потерял сына, тяжело болел. Но он не озлобился и не удалился от людей, и вера в Бога и память о той, прежней Руси согревала его душу и выливалась в его произведениях.

Жизнь вдали от Родины полна горечи ностальгии. Прежде едкий и насмешливый Иван Сергеевич в своих произведениях с любовью рисует картины «старого житья» в России, красочно описывает религиозные празднества и обряды, русские традиции. В романе «Лето Господни» он показывает быт «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.

Рассказ «Рождество», написанный в 1928 году в Париже - глава будущего романа «Лето Господни», в котором описан круглый год православного календаря.  Шмелёв считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворённым, «обожествлённым», а значит, осмысленным. Название «Лето Господне» восходит к Евангелию от Луки, где упоминается, что Иисус пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». Лето здесь обозначает год жизни в Боге.

Рассказ «Рождество» очень светлый, он пронизан трепетом писателя перед тем, что для него свято. Великий праздник словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным.

«Рождество...

Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым…»

Мы, читатели попадаем в морозную, снежную зиму. Рождество. Ожидание праздника, чуда. Мы видим глазами мальчика Вани предпраздничную Москву, красочные картины щедрой, богатой торговли. Как будто сами ощущаем в воздухе дым, еловый аромат, душистый пар горячего сбитня.

Отовсюду стекаются индюшки, поросята, тетерева… Кончился долгий пост! «Тянутся обозы – к Рождеству. Везут поросят, гусей, индюшек – с пылкого морозу. Рябчик идёт, сибирский, тетерев-глухарь». Мясники рубят свиней, целые горы мяса, а «кусок отскочит, хоть с полфунта – наплевать! Нищий поуберёт».

Но Иван Сергеевич Шмелёв видит не только атмосферу праздника, не одни только возы и лихие тройки. Он вникает в самую суть. Настоящее Рождество – дома, где колядуют и в окно светит Звезда. Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. Да и не только люди у Шмелёва – счастливые. В воображении маленького Вани встаёт картина: около яслей овцы, коровы, голуби взлетают… Даже Зола, тощий, кривой сапожник, «который выщипывает за вихры мальчишек», словно перерождается и ходит с этими же мальчишками славить.

И радостно, и грустно мальчику Ване, он понимает, что такое – только раз в году… «В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними – звёзды. Светит большая звезда, но это совсем другая. А та, святая, ушла до будущего года…» - так оканчивается рассказ.

Автор использует эпитеты: усатые, живые звезды, морозный, гулкий звон, священный. Ласковый напев, серебряная звездочка; глубокие снега; черное небо; древний степенный звон; звонный бархат; синий крепкий снег; розовые огоньки; синий дымный звездный воздух; звездный звон, певучий, сонный; морозное стеклышко; черные окна; красные языки пламени;

метафоры: воздух синий, звездный, святой снег, новые, святое звезды, тихий, святой свет; усатые, живые звезды; морозный звон; звонный бархат; звездный звон певучий, сонный; теплый напев; золотой цветочек; красные языки из печи;

олицетворения: звезды бьются, колют глаз; звон плывет, славит Бога; звезда ушла; подскажет сердце; санки несутся; визжат полозья; стон стоит; скачут тени; позванивает колокольчик; языки пламени прыгают;

сравнения: снег как мука;

2.2.2. А. И. Куприн. «Бедный принц».

В рассказе «Бедный принц» главный герой – мальчик из дворянской семьи, описываются его обиды на взрослых, стремление убежать из дома, сложные отношения к «дурным детям» и к отцу.

2.2.3. В. А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель».

Василий Акимович Никифоров-Волгин (1900 —1941).

Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно внутри России. Его произведения — трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и лиризмом.

Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов. С. Есенин.

Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажи, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди. Один из постоянных мотивов произведений Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души.

В рождественском рассказе «Серебряная метель» писатель показывает богатый и сложный внутренний мир ребёнка, способного вобрать в себя красоту мира, только-только начинающего определять значение понятий «добро» - «зло», открытого миру, c чистотой и наивностью несущего веру.

Композиция произведения разделена на три части. В первой части мальчик, герой рассказа полон «предпраздничности», ожидания Рождества, которое «снится по ночам в виде веселой серебряной метели».

Рождество воспринимается героем рассказа не просто как праздник с ёлкой и подарками, но как торжество духа, праздник души, и это своё сокровенное знание герой оберегает от постороннего взгляда, отстаивает и защищает.

Во второй части описывается сочельник и необыкновенные чувства, переполняющие мальчика. Весь мир вокруг него как будто наполнен святостью и ожиданием Чуда.

«Наше крыльцо занесло снегом, и, разгребая его, я подумал: необыкновенный снег… как бы святой! Ветер, шумящий в березах, — тоже необыкновенный! Бубенцы извозчиков не те, и люди в снежных хлопьях не те…»

И, наконец, наступает рождественский вечер. Мальчик с трепетом идет на праздничную службу. Все сияет, серебрится, наполнено звонкими «высокими» песнопениями.

«Читал Силантий долго-долго… Вдруг он сделал маленькую передышку и строго оглянулся по сторонам. Все почувствовали, что сейчас произойдет нечто особенное и важное. Тишина в церкви стала еще тише. Силантий повысил голос и раздельно, громко, с неожиданной для него проясненностью, воскликнул:

— С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

Герой рассказа в этот «усветлённый вечер», после торжественной службы, сидя дома под елкой и произнося слова рождественских песнопений ощущает счастье и умиротворение.

Рассказ наполнен светом любви к миру, Богу, человеку и призывает сохранить в себе детское трепетное отношение к святому празднику и способность веры в Чудо.

Автор использует эпитеты: необыкновенный снег; рождественский вечер; серебряная метель; морозные стекла; морозные цветы; веселый ветер;

метафоры: серебряная метель; святой снег; колючая хвойная лапка, золотые и серебряные конфеты; морозные цветы;

сравнения: снег как бы святой; как чудной; как ни в какой другой день;

олицетворения: Рождество подходило, рисовало, ждало; звезды выбежали; сияние идет; метель утихла;

 

2.2.4. Л. Н. Андреев. «Ангелочек».

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) - яркий писатель «Серебряного века» русской литературы. Произведения Леонида Андреева, их неожиданные повороты сюжета, в сочетании с простотой слога, встречали   широкий отклик у читателей дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие.

Главный герой рассказа «Ангелочек» - мальчик Сашка тринадцати лет, из очень бедной семьи. У Сашки грубая пьющая мать, которая постоянно бьет и оскорбляет мальчика.  Отец мальчика - безвольный тяжелобольной бывший учитель, спившийся из-за несчастной любви. Он единственный, кто понимает Сашкино грубое вызывающее поведение и жалеет его.

Внутренний мир Сашки переворачивается, когда в гостях у богачей Свешниковых на елке он увидел маленького воскового Ангелочка, тронувшего мальчика до глубины души.

Рассказ разделен на две части: до появления Ангелочка и после.

В начале произведения Сашка не видит смысла жизни, и размышляет о том, как «перестать делать то, что называется жизнью». Сашка чувствует, что весь мир враждебен ему, он очень одинок. Даже находясь в шумном праздничном кругу, Сашка «думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет». И когда Сашка увидел Ангелочка, он понял, «чего не хватало в картине его жизни…»

«Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

— Милый… милый ангелочек!»

И когда Сашка взял Ангелочка в руки «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.»

То есть образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и неприветливым он не казался нам вначале.

Ангелочек сблизил отца и сына, уничтожил «бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым».

Ангелочек растаял… Рождественское чудо закончилось, но появилась надежда, Сашка наконец узнал ощущение счастья, и нам, читателям, хочется верить, что то доброе и светлое чувство, которое зародилось в душе мальчика, поможет ему жить.

Автор использует эпитеты: ржавый, морозный скрип; глухой переулок; серая снежная мгла; крикливый наглый блеск; прозрачные стрекозиные крылышки; уродливые и неподвижные тени; глубокое горе;

 метафоры: ржавый морозный скрип; глухой переулок; глубокое горе

олицетворения: голова горела; вздох вырвался; веяние счастья коснулось.

2.3. Тема Рождества в лирике ХХ века.

2.3.1 А. А. Блок. «Рождество».

Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) — одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века — философская глубина содержания, лиризм и гражданственность. Его стихи необычайно музыкальны, насыщены яркими образами, эпитетами, сравнениями и олицетворениями. Чувства переполняют душу, льются через край, их невозможно передать прозой.

В целом поэзия Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного историческими событиями той эпохи.

В ранней лирике Блока все овеяно атмосферой совершающегося чуда, все имеет опору на божественное начало, которое должно возродить человечество к новой, совершенной жизни.

Стихотворение «Рождество» написано в 1906 году, когда поэт стал внимательнее, пристальнее вглядываться в окружавшую его реальную жизнь.

Произведение наполнено праздничным настроением, чувством радости: Свет приходит в мир. Праздник приносит людям ожидание Чуда, подарки. Но для девочки, героини стихотворения, подарок - рождение Христа. У неё есть добродетели: не просить, не ждать подарков, а дарить самой: заботу (покупала близким подарки, наряжала ёлку); свет, добро, любовь (прохожим); «веселила» - «светилась» и несла этот свет окружающим. Дед Мороз в ветвях ели- неожиданная награда девочке за ее светлую душу.

Автор использует эпитеты: звонким ударом; зимний воздух; легкий иней; серебристые звезды; золотой локон; звезды золотые; золотые нити;

 метафоры: серебристые звезды; звезды золотые; золотой локон.

2.3.2. И. А. Бунин. «Бегство в Египет».

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - классик русской литературы, поэт, прозаик, уникальная творческая личность в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века.

Поэзия И. Бунина завоевала особое место в истории русской литературы благодаря многим, только ей присущим достоинствам. Певец русской природы, мастер философской и любовной лирики, Бунин продолжал классические традиции, никогда не отрываясь от национальной почвы, оставаясь русским, самобытным поэтом.

С 1900-х годов поэт обращается к лирике философской. Библия и Коран - любимое чтение поэта в этот период. “Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому”, — писал И.А. Бунин.

Стихотворение «Бегство в Египет» - лирическое стихотворение. Поэт выражает свои чувства. Ярко нарисованная картина опасного пути Марии с Младенцем передаёт авторскую тревогу, сочувствие к Божьей Матери. Но мы как будто ощущаем уверенность в благополучном окончании этого пути. Над Младенцем — власть и защита Бога (“Божье полотенце” — “меч Ангела”) и материнская любовь, защищающая от окружающего беглецов зла.

Изобразительность— одно из главных качеств поэзии И.А. Бунина. Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен. Наряду с книжной, “высокой” лексикой: «очи», «глава», «без числа», «злоба», спокойно «уживаются» слова разговорные: «шубка», «плутать», «стлалось», «бились», «на дыбах», «жались», «табунились».

В стихотворении присутствуют непонятные, необычные образы: дива дивьи, седые медведицы, звери с бородами и в рогах. Да и в отличии от иконописной традиции изображения Марии легко одетой, в данном произведении описывается морозная ночь: «Божья Мать бежала по лесам, куньей шубкой запахнув Младенца…». Вероятно, евангельский сюжет вызвал в сознании Бунина ассоциации с русской традицией праздновать Святки: с колядками, ряжеными (обязательно с медведями). Да и сама “кунья шубка”, как и лиса с волками и медведями, — русские приметы.

Автор использует эпитеты: ночь холодна, морозна; ярая злоба; в дремучих зарослях; метафоры:  , сравнения:  .

2.3.3. И. А. Бродский. «Рождественская звезда».

Не секрет, что литературные произведения религиозной тематики в СССР были категорически запрещены. Иосиф Бродский (1940-1996), слывущий бунтарем и открыто высказывающий свое мнение, хотя сам был далек от православной веры, часто обращался к библейским сюжетам, оспаривая, главный лозунг коммунизма о том, что Бога не существует.

Тема Рождества в творчестве И. Бродского представлена обширно, около двух десятков стихотворений. Можно говорить даже об определенном рождественском лейтмотиве. Сам И. Бродский говорил следующее: “Прежде всего, это праздник хронологический, связанный с определенной реальностью, с движением времени. В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный. <…> С тех пор как я принялся писать стихи всерьез, — я к каждому Рождеству пытался написать стихотворение — как поздравление с днем рождения”.

В 80-х годах, находясь в эмиграции, Бродский чувствовал, что начинается духовное возрождение России, которая должна вернуться к своим истокам. В 1987 году, накануне главного христианского праздника поэт написал стихотворение «Рождественская звезда». Нестандартная рифма, образность и при этом точность формулировок стали отличительной особенностью этого произведения. 

В стихотворении присутствуют все традиционные рождественские символы: Мать, звезда, пещера, ясли, волхвы и их дары.

Автор сразу подчеркивает необыкновенность момента Рождения Младенца: «В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе…»

Самого Иисуса Христа поэт отождествляет со всем человечеством, которое хоть и славится своей многовековой историей, но все же по сравнению с Богом является сущим младенцем и весь мир находится под пристальным вниманием его Создателя. С самого момента появления на свет Иисуса божественное внимание сосредоточено на Младенце: «звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца».

2. 4. Создание собственных произведений.

  1. Чтобы приступить к созданию произведений мне потребовалось узнать больше о Рождестве и традициях его празднования. Для этого я изучила энциклопедические источники [], литературные источники [], электронные ресурсы [].
  2. Я прочитала рождественские произведения писателей ХХ века, сравнила их, выявила основную идею. Во всех прочитанных произведениях Рождество – это светлый, радостный праздник, в котором все наполнено Чудом или ожиданием Чуда: душа человека, его мысли, его сны, природа вокруг него, словом, весь мир. Все произведения имеют счастливый финал, или финал, дающий героям надежду на счастье.
  3. Я разобрала произведения и определила, какими литературными средствами пользовались авторы при создании своих творений. Определила, какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использовались авторами для наиболее точного раскрытия темы Рождества. (приложение  , таблица )
  4. Создавая собственные стихотворения и рассказы, я представляла картину праздника, вспоминала церковные рождественские каноны и личные ощущения празднования, наши семейные традиции. Работа над своими произведениями заставила меня задуматься, что есть Рождество для меня, какие чувства у меня вызывает этот праздник, насколько глубоко он меня трогает.
  5. Работа выполнялась вначале на черновике, затем была перепечатана.

Некоторые произведения позже были доработаны.

  1. Был издан буклет (типографским способом), содержащий личные произведения. В буклет вошел краткий словарь терминов, часто используемых в рождественских произведениях. Иллюстрации, содержащиеся в буклете, были взяты с электронных ресурсов.

3. Заключение.

Рождественские произведения авторов ХХ века созданы под влиянием богатых культурных традиций «золотого века» русской литературы. Русский рождественский рассказ имеет характерные черты, такие как  

  • привязанность сюжета к Рождественской ночи, святкам;
  • описание чудесных событий таким образом, что они предопределяют душевное прозрение, перерождение героя;
  • в сюжете всегда присутствует счастливая развязка;
  • основным мотивом всегда является милосердие и сострадание;
  • сюжет имеет божественное начало;
  • в святочных рассказах для детей создается правильная и понятная им картина мира, в которой строго разграничивается понятие добра и зла;
  • именно в русских рождественских произведениях писатели вызывают у детей чувство сопереживания для того, чтобы у ребенка «о ком-нибудь болело сердце».

В отличие от рождественских рассказов рождественская лирика более символична. Поэты рисуют чудно-сказочную картину библейского сюжета, а художественные детали делают эту картину зримой, осязаемой. Глубокий смысл описываемых событий, их значимость передается с помощью изобразительно-выразительных средств.

Итогом нашей работы стало создание буклета с собственными произведениями: рассказами «Олененок», «Сказочная ночь», эссе «Моя ёлка», стихотворениями «Праздник Рождества», «Зимняя пора», «В Рождество», «Звездный хоровод», «Колядка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Художественный мир русской прозы 19-20 века

Презентация составлена по учебнику Кутузова "В мире литературы. 11 класс"...

Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX - начала XX века

Данная презентация может быть использована при обзорном изучении лирики конца XIX - начала XXвека  в 11 классе...

Урок по английскому языку по теме "Русская проза на рубеже веков" 9 класс

План - конспект урока по теме первого раздела учебника по английскому языку для 9 класса....

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека XVII века. Видеоэкскурсия по памятнику русского деревянного зодчества.

Труднодоступная для любителей русского деревянного зодчества постройка. Рождественская церковь, датируемая 1659-1695 годами, в деревне Гимрека Подпорожского района Ленинградской области. Экскурсия (вн...

«Тема Рождества в лирике и прозе ХХ века» (проект)

1.      Изучение библейского понятия Рождества, отражение его в литературном жанре святочного рассказа.2.      Чтение произведений русских поэтов и пи...

Анализ литературного произведения (лирика и проза)

Образец анализа литературного произведения...