«Тема Рождества в лирике и прозе ХХ века» (проект)
проект по литературе (6 класс) на тему

1.      Изучение библейского понятия Рождества, отражение его в литературном жанре святочного рассказа.

2.      Чтение произведений русских поэтов и писателей ХХ века, посвященных теме Рождества.

3.      Анализ произведений с точки зрения раскрытия тематического и идейного содержания.

4.      Обобщение полученных результатов.

5.      Написание собственных литературных произведений на тему Рождества.

6.      Создание брошюры с собственными произведениями.

 

Проанализировать обращение писателей и поэтов ХХ века к рождественской теме, обобщить полученные результаты и создать собственные произведения на тему Рождества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rozhdestva_v_lirike_i_proze_hh_veka.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

(143000, Московская область, г. Одинцово, бульвар Маршала Крылова, д.20

тел.: (498)720-34-56)

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

по литературе

«Тема Рождества в лирике и прозе ХХ века»

(проект)

Выполнила:  

Колпакова Нина Евгеньевна, 6 класс

Московская область,

Одинцовский район,

с. Знаменское, д. 172.

Руководитель:  

Хоруженко Валентина Алексеевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии

Одинцово

2016


Паспорт проектной работы

Во ть


Оглавление.

Введение……………………………………………………………………..

I. Библейское понятие Рождества, отражение его в

литературном жанре святочного рассказа, обращение к           рождественской       теме авторов ХХ века……………………………...

I.1. Характеристика понятия «Рождество», связь этого понятия

      с христианской традицией………………………………………...

I.2. Жанр рождественского (святочного) рассказа…………………..

I.3. Тема Рождества в прозе ХХ века ………………………………...

I.3.1 «Свет» Рождества, тоска по царской России в рассказе

         И. С. Шмелева «Рождество» …………………………………

I.3.2. Тема рождественского чуда и служения людям в рассказе

          А. И. Куприна «Чудесный доктор» ………………..……......

I.3.3. Богатство внутреннего мира ребенка в рассказе

         В. А. Никифорова-Волгина «Серебряная метель» …………

I.3.4. Тематическое и краткое содержание рассказа

         Л. Н. Андреева «Ангелочек» ………………………………...

I.4. Тема Рождества в лирике ХХ века……………………………….

I.4.1 Ожидание рождественского чуда в стихотворении

         А. А. Блока «Рождество» …………………………………….

I.4.2. Обращение к вечным образам в стихотворении

         И. А. Бунина «Бегство в Египет» …………………………....

I.4.3. Тема Рождества в стихотворении И. А. Бродского    

         «Рождественская звезда» …………………………………….

II. Практический раздел …………………………………………………....    

 II.1. Создание собственных произведений   ………………………..

 II.2. Создание брошюры «Праздник Рождества» ………………......

 II.3. Реклама изделия………………………………………………….

Заключение ...………………………………………………………………..

Список литературы.

Приложения.


Во тьму веков та ночь уж отступила,

Когда, устав от злобы и тревог,

Земля в объятьях неба опочила,

И в тишине родился с нами Бог.

В. Соловьев.

Введение.

Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Праздник этот наполнен особым смыслом, имеет нравственное начало: рождение Спасителя, принесшего миру проповедь Любви и Добра, научившего спасению от Ненависти и Лжи. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника.

В литературе достаточно часто возникает обращение к библейским сюжетам и в первую очередь к Рождеству. Сложился определенный жанр рождественского рассказа, без которого не обходился ни один журнал начала ХХ века в канун Рождества. Рождественские сюжеты в этом рассказе наполнены ожиданием чуда, способного изменить человеческую жизнь, чуда, совершаемого человеком для человека.

Темой нашей работы «Тема Рождества в лирике и прозе ХХ века» стало обращение к рождественской тематике в русской литературе ХХ века, исследование рождественского рассказа и рождественского стихотворения.

 Актуальность исследования состоит в первую очередь в том, что сейчас в нашем обществе восстанавливается утраченное духовное наследие, утверждается значение вечных человеческих добродетелей: любви к ближнему, добра, сострадания и милосердия. Нам необходимо глубоко осознавать важность этих ценностей, уметь их хранить, бережно передавая из поколения в поколение.

Сегодня Рождество вновь стало одним из самых почитаемых праздников и жанр рождественского рассказа, утративший свое значение в советскую эпоху, получил свое второе рождение.

Цель работы - проанализировать обращение писателей и поэтов ХХ века к рождественской теме, обобщить полученные результаты и создать собственные произведения на тему Рождества.

Цель работы определила постановку следующих задач:

  1. Изучить художественную и научную литературу, посвященную теме рождественских традиций в русской литературе.
  2. Рассмотреть понятия «Рождество», «рождественское чудо» и их связь с христианскими традициями.
  3. Раскрыть понятие рождественского (святочного) рассказа.
  4. Выбрать произведения, созданные на тему Рождества в лирике и прозе русскими авторами ХХ века и проанализировать их с точки зрения соблюдения традиций рождественского рассказа и раскрытия в них понятия «Рождество» и «рождественское чудо».
  5. Выявить особенности написания выбранных для анализа рождественских произведений.
  6. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
  7. Привлечь учащихся к обсуждению темы Рождества через знакомство с классической русской литературой.
  8. Создать собственные произведения в прозе и лирике на тему Рождества.

Объектом исследования являются лирические и прозаические произведения авторов ХХ века И. С. Шмелева, В. А. Никифорова-Волгина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. А. Блока, И. А. Бунина, И. А. Бродского.

Предметом исследования являются сюжеты рассматриваемых произведений, рождественские образы, созданные авторами.

Новизна нашей работы очевидна, поскольку работ с идентичным названием в русском литературоведении нет, но И. А. Ильин, Е. С. Панкова, Л. А. Иезуитова, Л. Лосев, В. В. Брусянин в своих монографических исследованиях анализировали святочные рассказы и стихотворения поэтов и прозаиков ХХ века.

Так, творчеству И. С. Шмелева посвящена монография И. А. Ильина «Утонченная и незабываемая ткань русского быта». Автор обращает внимание на вещный мир в романе «Лето Господне»: «Великий мастер слова и образа, Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта; этим словам и образам не успеваешь дивиться, их поглощаешь воображением, ими наслаждаешься; и только иногда в душе тихо всплеснешь руками, когда выбросится уж очень точное, очень насыщенное словечко…Шмелев показывает нам Россию и православный строй ее души – силою ясновидящей любви…» [15]

В. В. Брусянин в монографии «Л. Андреев. Жизнь и творчество» рассматривает жизненный и творческий путь писателя. [18]

Личность и творчество А. А. Блока стали предметом исследования монографии Л. К. Долгополова с одноименным названием. [19]

Поэтику И. А. Бродского исследовал Л. Лосев в работе «Бродский. От мифа к поэту». [17]

Анализируя творчество И. А. Бунина, О. Н. Михайлов в работе «И. А. Бунин в жизни и творчестве» пишет: «Полагаю, что поэзия Бунина еще не понята по достоинству, что Бунин-прозаик и по сию пору часто и несправедливо заслоняет Бунина-поэта». [16]

Методами исследования в нашей работе являются анализ и сопоставление.

Для достижения цели работы, полноценного выполнения поставленных задач были определены следующие этапы работы:

  1. Изучение библейского понятия Рождества, отражение его в литературном жанре святочного рассказа.
  2. Чтение произведений русских поэтов и писателей ХХ века, посвященных теме Рождества.
  3. Анализ произведений с точки зрения раскрытия тематического и идейного содержания.
  4. Обобщение полученных результатов.
  5. Написание собственных литературных произведений на тему Рождества.
  6. Создание буклета с собственными произведениями.

В процессе работы были обращения к энциклопедиям и толковым словарям, использованы цитаты писателей и критиков, касающиеся выбранной темы, научная и критическая литература, посвященная теме Рождества в произведениях авторов ХХ века.

Предполагается, что результаты данной работы могут быть использованы при изучении литературных произведений на тему Рождества для более глубокого понимания особенностей рождественских рассказов и стихотворений, при исследовании других произведений авторов И. С. Шмелева, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, В. А. Никифорова-Волгина, И. А. Бунина, А. А. Блока, И. А. Бродского. Описание процесса создания собственного произведения посвященного рождественской тематике может помочь школьникам в создании своих стихотворений и прозы. 

 Работа состоит из введения, теоретического раздела (4 главы), практического раздела (2 главы), заключения, списка использованной литературы и приложений.

I. Библейское понятие Рождества, отражение его в литературном жанре святочного рассказа, обращение к рождественской теме авторов ХХ века.

1. Характеристика понятия «Рождество», связь этого понятия с христианской традицией.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Это один из важнейших христианских праздников, государственный праздник более чем в 100 странах мира. [9]

Все события рождения младенца Иисуса, подробно описаны в Евангелии от Матфея [21], где утверждается, что Мария и Иосиф, родители Иисуса, направлялись в Вифлеем на перепись населения. Им пришлось заночевать в пещере, недалеко от города, где и родился Спаситель.

Событие Рождения Христа наглядно отображено в иконописи. 

Икона – в переводе с греч. «образ» - это изображение Христа, Богоматери и святых, которые призваны напоминать о священных событиях. [11] Так как цель иконы – показать мир духовный, то «язык» её должен быть особый, символический. Внешнее изображение является лишь частью глубокого смысла, каждый знак здесь – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.

Центральное положение в композициях Рождества занимает Богоматерь, чем подчеркивается ее место и роль в устроении человеческого спасения.

Обязательно в сегменте неба изображение Вифлеемской звезды, которая, по преданию, засияла над пещерой, в которой родился Иисус. Звезда определяет ось композиции, и луч ее, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента — Рождение Спасителя.

Другие традиционные элементы иконописной композиции Рождества — пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождении Христа, — это простые, безыскусные души, «ничтожные мира сего», они слышат ангельское пение и с радостью внимают ангельской вести. В яслях они видят чудо - Младенца, удивляются и поражаются божественному видению.

Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Это ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Предание указывает, что волхвами были три царевича: один из Персии, другой из Эфиопии, третий из Аравии, получившие знание от Бога, что новое светило знаменует рождение в мире Мессии, Царя Неба и земли.  В качестве даров волхвы принесли Иисусу ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну (благовонное масло) – как смертному человеку.

Классический образец рождественской иконографии икона Андрея Рублева «Рождество Христово» (1405 год, Благовещенский собор Московского Кремля). [11]

Праздник Рождества, как, пожалуй, ни один другой праздник, богат традициями и обычаями. 

В канун праздника соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

Хорошо известен обычай колядования. Колядка (от латинского «календы» — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. [9] Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. В ответ колядующие получали подарки: пирожки и сладости.

Еще одна традиция праздника Рождества - обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели, как символ райского древа с изобильными плодами.

I.2. Жанр рождественского (святочного) рассказа.

К Рождеству создавался особый вид литературы – рождественский или святочный рассказ.

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа [8].

Календарная литература – это литература, приуроченная к каким-либо календарным датам, в которой принято выделять святочные, пасхальные и т.п. тексты [8].

Святочная литература - возможность обратится к каждому человеку: богатому или бедному, злому или доброму, взрослому или ребёнку. Это книги о возвышенном и несуетном. Накануне великих праздников ничто не должно отвлекать от мыслей о Боге и о Добре. Ведь Добро делает жизнь осмысленной и прекрасной.

 День, когда родился Спаситель человечества, должен сопровождаться из года в год совершением новых чудес, потому что Рождение Христа - главное Чудо мира.

Обратимся к толковым словарям С. И. Ожегова и В. И. Даля, чтобы уяснить лексическое значение слов «чудо», «чудотворный», «диво».

 Чудо - в религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. [12]

 Чудотворный - в религиозных представлениях: оказывающий чудесное воздействие, вызывающий чудо. [12]

Диво - чудо, невидаль, диковина, вещь или дело редкое.  [13]

Рождественские праздники становились, по выражению Ф. М. Достоевского [7], «днями семейного сбора», днями милосердия, примирения и всеобщей любви. Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно свершаться в этот день. Задача авторов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, напомнить о нуждающихся и обремененных, о необходимости милости и любви, поэтому чаще всего героями таких рассказов становились дети. Ведь только ребенок, способен так искренне радоваться подаркам, быть счастливым от одного только вида наряженной елки, так доверчиво ожидать Чуда!

Большинство произведений начинается с описания несчастий героев. Но Великое Чудо праздника изменяет жизнь людей. Не всегда оно сверхъестественное, чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как счастливая случайность. И в этом авторам и их героям видится Небесное заступничество. В конце святочной истории Добро должно победить зло хотя бы на мгновение. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

Рождественская лирика более символична. В стихотворениях, посвященных Рождеству, как правило, присутствуют образы и символы, обязательные в иконографии «Рождества Христова». Поэты, рисуя картины библейских сюжетов, осмысливают глубокий смысл описываемых событий, их значимость для каждого человека и для всего человечества.

В связи с политическими изменениями в начале ХХ века, в русской литературе происходила переоценка старых литературных традиций, поиск новых средств выразительности, что ознаменовало наступление «серебряного века» в русской литературе. Это нашло свое отражение и в рождественских произведениях.

I.3. Тема Рождества в прозе ХХ века.

I.3.1 «Свет» Рождества, тоска по царской России в рассказе И. С. Шмелева «Рождество».

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё царскую Россию – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками, и золотыми маковками куполов. Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости.

После революции, писатель эмигрировал за границу, но память о той, прежней России согревала его душу и выливалась в его произведениях. Прежде едкий и насмешливый Иван Сергеевич в своих произведениях с любовью рисует картины российского «старого житья», красочно описывает религиозные празднества и обряды, русские традиции.

Рассказ «Рождество», написанный в 1928 году в Париже - глава будущего романа «Лето Господне», очень светлый, он пронизан трепетом писателя перед тем, что для него свято. Великий праздник словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным.

«Рождество...

Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым…» [3]

Мы, читатели попадаем в морозную, снежную зиму. Рождество. Ожидание праздника, чуда. Мы видим глазами мальчика Вани предпраздничную Москву, красочные картины щедрой, богатой торговли. Как будто сами ощущаем в воздухе дым, еловый аромат, душистый пар горячего сбитня.

Отовсюду стекаются индюшки, поросята, тетерева… Кончился долгий пост! «Тянутся обозы – к Рождеству. Везут поросят, гусей, индюшек – с пылкого морозу. Рябчик идёт, сибирский, тетерев-глухарь». Мясники рубят свиней, целые горы мяса, а «кусок отскочит, хоть с полфунта – наплевать! Нищий поуберёт». [3]

Но Шмелёв видит не только атмосферу праздника, не одни только возы и лихие тройки. Он вникает в самую суть. Настоящее Рождество – дома, где колядуют и в окно светит Звезда. Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. Да и не только люди у Шмелёва – счастливые. В воображении маленького Вани встаёт картина: около яслей овцы, коровы, голуби взлетают… Даже Зола, тощий, кривой сапожник, «который выщипывает за вихры мальчишек», словно перерождается и ходит с этими же мальчишками славить.

И радостно, и грустно мальчику Ване, он понимает, что такое – только раз в году… «В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними – звёзды. Светит большая звезда, но это совсем другая. А та, святая, ушла до будущего года…» [3] - так оканчивается рассказ.

Для более красочного описания чудесной рождественской атмосферы автор использует образные и поэтические литературные средства: эпитеты («усатые, живые звезды», «морозный, гулкий звон, священный», «ласковый напев», «серебряная звездочка», «глубокие снега», «черное небо», «древний степенный звон», «звонный бархат», «синий крепкий снег», «розовые огоньки», «синий дымный звездный воздух», «звездный звон, певучий, сонный», «морозное стеклышко», «черные окна», «красные языки пламени»), метафоры («святой снег», «новые, святые звезды», «тихий, святой свет», «теплый напев», «золотой цветочек»), олицетворения («звезды бьются, колют глаз», «звон плывет, славит Бога», «звезда ушла», «подскажет сердце», «санки несутся», «визжат полозья», «стон стоит», «скачут тени», «позванивает колокольчик», «языки пламени прыгают»), сравнения («снег как мука»). (приложение, таблица № 1)

Использование автором изобразительно-выразительных средств языка помогают читателю представить всю полноту картины подготовки москвичей дореволюционной России к Светлому дню рождения Иисуса Христа и саму атмосферу Рождества в России начала ХХ века.

I.3.2. Тема рождественского чуда и служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». 

Литературовед О. Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта Александра Ивановича Куприна (1870-1938), писал: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: «Добрый талант». [4] Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву. Собаке, воде, земле, человеку, небу».

Рассказ «Чудесный доктор» был опубликован в 1897 году в рождественском номере газеты «Киевское слово».

Сюжет рассказа очень прост. Беды и трудности могут превратить любого человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей Мерцаловых, когда глава семьи заболел и потерял работу, источник дохода для существования. В результате семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной, тесной и сырой каморке, один из детей умер, другие стали болеть и голодать. Емельян Мерцалов находится в полном жизненном тупике, все попытки найти работу и улучшить положение семьи оборачивались неудачей, он совсем отчаялся.

В канун Рождества волею судьбы Мерцалов попадает в городской парк. Его окружает царственная, спокойная, роскошная природа, вызывая в исстрадавшейся душе желание такого же покоя и тишины, и герой уже готов от безысходности наложить на себя руки.

«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.» [2]

Но случилось Чудо, в самый отчаянный момент жизни герою неожиданно пришло Спасение в лице случайного прохожего, протянувшего руку помощи.

После появления в жизни Мерцаловых «чудесного» доктора их нищая, неудачная жизнь входит в благополучное русло. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось.» [2] Дети выздоравливают, отец находит работу, мальчиков устраивают в гимназию. Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких! И мы всегда может сделать что-то, чтобы спасти нуждающегося.

Рассказ «Чудесный доктор» полон контрастов: весёлая предпраздничная суета что подчёркивается эпитетами «сияющие елки», «праздничное оживление», «прекрасные магазины», «весёлый гул», «разрумяненные лица», «нарядные дамы», и иная, несчастная реальность, описанная словами «мрачный, неосвещённый косогор», «ветхий, покосившийся дом», «грязный, обледенелый, тесный двор», «закоптелые стены», «пустые узкие переулки», «грязная постель». Герой рассказа - «тихий застенчивый человек», его несчастья и попытки спасти положение передаются с помощью эпитетов и сравнений: «у него синие опухшие руки», «отчаянная судорожная погоня», «нечеловеческие усилия», «беспорядочные, озлобленные крики».  Доктор описывается так: «умное, серьезное лицо», «дружелюбный, но серьезный тон», «точно благодетельный ангел, святой человек», «великое мощное и святое, что горело в чудесном докторе». (приложение, таблица № 1)

Рассказ «Чудесный доктор» о Рождественском Чуде, которое изменяет жизнь людей, о Чуде не сверхъестественном, а сотворенным простым человеком во имя спасения нуждающегося. В этом автору и его героям видится Небесное заступничество.

I.3.3. Богатство внутреннего мира ребенка в рассказе В. А. Никифорова-Волгина «Серебряная метель».

Автор рассказа «Серебряная метель» -  Василий Акимович Никифоров-Волгин (1900 —1941). Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно в России. Его произведения — трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и лиризмом.

Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Один из постоянных мотивов произведений Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души.

В рождественском рассказе «Серебряная метель» писатель показывает богатый и сложный внутренний мир ребёнка, способного вобрать в себя красоту мира, только-только начинающего определять значение понятий «добро» - «зло», открытого миру, c чистотой и наивностью несущего веру.

Композиция произведения разделена на три части. В первой части мальчик, герой рассказа полон «предпраздничности», ожидания Рождества, которое «снится по ночам в виде веселой серебряной метели».

Рождество воспринимается героем рассказа не просто как праздник с ёлкой и подарками, но как торжество духа, праздник души, и это своё сокровенное знание герой оберегает от постороннего взгляда, отстаивает и защищает.

Во второй части описывается сочельник и необыкновенные чувства, переполняющие мальчика. Весь мир вокруг него как будто наполнен святостью и ожиданием Чуда.

«Наше крыльцо занесло снегом, и, разгребая его, я подумал: необыкновенный снег… как бы святой! Ветер, шумящий в березах, — тоже необыкновенный! Бубенцы извозчиков не те, и люди в снежных хлопьях не те…» [2]

И, наконец, наступает рождественский вечер. Мальчик с трепетом идет на праздничную службу. Все сияет, серебрится, наполнено звонкими «высокими» песнопениями.

«Читал Силантий долго-долго… Вдруг он сделал маленькую передышку и строго оглянулся по сторонам. Все почувствовали, что сейчас произойдет нечто особенное и важное. Тишина в церкви стала еще тише. Силантий повысил голос и раздельно, громко, с неожиданной для него проясненностью, воскликнул:

— С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» [2]

Герой рассказа в этот «усветлённый вечер», после торжественной службы, сидя дома под елкой и произнося слова рождественских песнопений, ощущает счастье и умиротворение.

Рассказ наполнен светом любви к миру, Богу, человеку. Свое детское трепетное отношение к святому празднику и способность веры в Чудо автор доносит до нас, читателей, с помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов («необыкновенный снег», «рождественский вечер», «серебряная метель», «морозные стекла», «морозные цветы», «веселый ветер»), метафор («святой снег», «колючая хвойная лапка», «золотые и серебряные конфеты», «морозные цветы»), сравнений («снег как бы святой», «как чудной», «как ни в какой другой день»), олицетворений («Рождество подходило, рисовало, ждало», «звезды выбежали», «сияние идет», «метель утихла»). (приложение, таблица № 1)

Поражает творческий дар В. А. Никифорова-Волгина, так виртуозно использующего изобразительно-выразительные средства языка для передачи гармоничного соединения души ребенка с окружающим миром, духовностью, которой пропитаны святочные дни.

I.3.4. Тематическое и краткое содержание рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек».

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) - яркий писатель «Серебряного века» русской литературы.  Произведения Леонида Андреева, их неожиданные повороты сюжета, в сочетании с простотой слога, встречали   широкий отклик у читателей дореволюционной России.

Главный герой рассказа «Ангелочек» (1896) - мальчик Сашка. Сашке тринадцать лет, он из очень бедной семьи. У мальчика грубая пьющая мать, которая постоянно бьет и оскорбляет его.  Отец мальчика - безвольный тяжелобольной бывший учитель, спившийся из-за несчастной любви. Он единственный, кто понимает Сашкино грубое вызывающее поведение и жалеет его.

Внутренний мир Сашки переворачивается, когда в гостях у богачей Свешниковых на елке он увидел маленького воскового Ангелочка, тронувшего мальчика до глубины души.

Рассказ разделен на две части: до появления Ангелочка и после.

В начале произведения Сашка не видит смысла жизни, и размышляет о том, как «перестать делать то, что называется жизнью». Сашка чувствует, что весь мир враждебен ему, он очень одинок. Когда Сашка увидел ангелочка, он понял, «чего не хватало в картине его жизни…»

«Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

— Милый… милый ангелочек!» [2]

И когда Сашка взял Ангелочка в руки «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.» [2]

То есть образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и неприветливым он не казался нам вначале.

Весь контраст между тяжелым существованием Сашки и его окружения, между крикливым богатством Свешниковых и подлинной неземной красотой Ангелочка автор передает с помощью литературного таланта. Он использует эпитеты: «ржавый, морозный скрип», «глухой переулок», «серая снежная мгла», «крикливый наглый блеск», «прозрачные стрекозиные крылышки», «уродливые и неподвижные тени», «глубокое горе»; метафоры: «ржавый морозный скрип», «глухой переулок», «глубокое горе»; олицетворения: «голова горела», «вздох вырвался», «веяние счастья коснулось». (приложение, таблица № 1)

Леонид Андреев своим рассказом показывает нам, что только надежда, вера в чудо может спасти несчастную, ожесточившуюся душу ребенка, который бессознательно мечтает о своем ангеле-хранителе. И чудо случилось, Сашка наконец узнал ощущение счастья, и нам, читателям, хочется верить, что, то доброе и светлое чувство, которое зародилось в душе мальчика, поможет ему жить. Ангелочек растаял… Рождественское чудо закончилось, но появилась надежда…

I.4. Тема Рождества в лирике ХХ века.

I.4.1 Ожидание рождественского чуда в стихотворении А. А. Блока «Рождество».

Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) — одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века — философская глубина содержания, лиризм и гражданственность. Его стихи необычайно музыкальны, насыщены яркими образами, эпитетами, сравнениями и олицетворениями. Чувства переполняют душу, льются через край, их невозможно передать прозой.

Стихотворение «Рождество» написано в 1906 году, когда поэт стал внимательнее, пристальнее вглядываться в окружавшую его реальную жизнь.

В стихотворении описывается предпраздничное настроение маленькой девочки, ее искренняя радость от ожидания Великого дня, ее вера в Чудо. Лирический герой произведения – сторонний наблюдатель, он любуется девочкой, сопереживает ее чувствам и желаниям.

«Как пушист и мягко нежен

Золотой твой локон!

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!» [1]

Произведение наполнено праздничным настроением, чувством радости: Свет приходит в мир.

Для более красочного описания девочки и окружающего ее рождественского мира автор использует эпитеты и метафоры: «звонким ударом», «зимний воздух», «легкий иней», «серебристые звезды», «золотой локон», «звезды золотые», «золотые нити». (приложение, таблица № 2)

Праздник приносит людям ожидание Чуда, подарки. Но для героини стихотворения, главное в Рождестве - рождение Христа. Девочка не просит, не ждет подарков, а дарит сама заботу, свет, добро, любовь окружающим. Дед Мороз в ветвях ели (символ Рождества) - неожиданная награда девочке за ее светлую душу.

I.4.2. Обращение к вечным образам в стихотворении И. А. Бунина «Бегство в Египет».

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - классик русской литературы, поэт, прозаик, уникальная творческая личность в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века. 

Певец русской природы, мастер философской и любовной лирики, Бунин продолжал классические традиции, никогда не отрываясь от национальной почвы, оставаясь русским, самобытным поэтом. «Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому», — писал И.А. Бунин. [16]

Стихотворение «Бегство в Египет» (1915) - лирическое стихотворение. Поэт выражает свои чувства. Ярко нарисованная картина опасного пути Марии с Младенцем передаёт авторскую тревогу, сочувствие к Божьей Матери. Но мы как будто ощущаем уверенность в благополучном окончании этого пути. Над Младенцем — власть и защита Бога (“Божье полотенце” — “меч Ангела”) и материнская любовь, защищающая от окружающего беглецов зла.

«…Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы Ей не сбиться, не плутать…»

«…И огнем вставал за лесом меч,

Ангела, летевшего к Сиону…» [1]

Изобразительность— одно из главных качеств поэзии И.А. Бунина. Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен. Наряду с книжной, “высокой” лексикой: «очи», «глава», «без числа», «злоба», спокойно «уживаются» слова разговорные: «шубка», «плутать», «стлалось», «бились», «на дыбах», «жались», «табунились». Эпитеты «ночь холодна, морозна», «ярая злоба», «в дремучих зарослях».

«…Дива дивьи в эту ночь творились…» [1]

Вероятно, евангельский сюжет вызвал в сознании Бунина ассоциации с русской традицией праздновать Святки: с колядками, ряжеными (обязательно с медведями). Да и сама “кунья шубка”, как и лиса с волками и медведями, — русские приметы. (приложение, таблица № 2)

Библейский сюжет, описанный в стихотворении, переосмыслен автором, в его картине много деталей, передающих личное отношение И. А. Бунина к событиям, изображенным в произведении.

I.4.3. Тема Рождества в стихотворении И. А. Бродского «Рождественская звезда».

Иосиф Бродский (1940-1996), слывущий бунтарем и открыто высказывающий свое мнение, хотя сам был далек от православной веры, часто обращался к библейским сюжетам, оспаривая, главный лозунг коммунизма о том, что Бога не существует. 

Тема Рождества в творчестве И. Бродского представлена обширно, около двух десятков стихотворений. Сам И. Бродский говорил следующее: «С тех пор как я принялся писать стихи всерьез, — я к каждому Рождеству пытался написать стихотворение — как поздравление с днем рождения». [17]

В 80-х годах, находясь в эмиграции, Бродский чувствовал, что начинается духовное возрождение России, которая должна вернуться к своим истокам. В 1987 году поэт написал стихотворение «Рождественская звезда». Нестандартная рифма, образность и при этом точность формулировок стали отличительной особенностью этого произведения. Автор описывает первые минуты после рождения Иисуса, мир, каким увидел его Младенец.

Автор сразу подчеркивает необыкновенность момента Рождения Младенца: «В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе…» [1]

Самого Иисуса Христа поэт отождествляет со всем человечеством, которое хоть и славится своей многовековой историей, но все же по сравнению с Богом является сущим младенцем и весь мир находится под пристальным вниманием его Создателя. С самого момента появления на свет Иисуса божественное внимание сосредоточено на Младенце: «звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца». [1] (приложение, таблица № 2)

Поэт с любовью рисует картину рождения Спасителя, которому предстоит трудный земной путь, он сопереживает маленькому Иисусу. Стихотворение пронизано значительностью события Рождества.

Таким образом, мы видим, что тема Рождества в литературе ХХ века была актуальна, в жанре рождественского произведения было создано много рассказов и стихотворений, и сегодня трогающих душу читателя. Проанализировав некоторые произведения на тему Рождества в прозе и лирике авторов ХХ века, можно выделить характерные черты русского рождественского рассказа и стихотворения. (приложение, таблица № 1, таблица № 2)

Рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро непременно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса и спасением для них является Чудо, которое оказывается счастливой случайностью, удачным совпадением, помощью окружающих, но всегда это Чудо - знак свыше, вмешательство высших сил. Поэты, обращаясь к теме Рождества, передают свои чувства, свое трепетное отношение к Великому событию появления в мире Спасителя и рисуют яркую картину Святого праздника.

II. Практический раздел.   

  II.1. Создание собственных произведений.

Для меня Рождество самый светлый и волшебный праздник, он дарит всем веру в счастливое будущее. Читая святочные произведения, мы погружаемся в дивную атмосферу Святого праздника. Авторы рождественских произведений говорят нам, что в Рождество действительно происходят чудеса, даже у тех, кто совсем в них не верит, учат не терять надежды и никогда не отчаиваться. Мне очень нравятся святочные истории, они трогают меня до глубины души и вызывают желание самой создавать подобные произведения.

Перед тем, как приступить к написанию своих работ мне потребовалось узнать больше сведений о Рождестве и традициях его празднования. Для этого я изучила информацию из энциклопедических источников и научную литературу на рождественскую тематику.

Я прочитала рождественские произведения писателей ХХ века, сравнила их, выявила основную идею. Во всех прочитанных произведениях Рождество – это светлый, радостный праздник, в котором все наполнено Чудом, или ожиданием Чуда: душа человека, его мысли, его сны, природа вокруг него, словом, весь мир. Все произведения имеют счастливый финал, или финал, дающий героям надежду на счастье.

Я проанализировала произведения И. С. Шмелева «Рождество», В. А. Никифорова-Волгина «Серебряная метель», А. И. Куприна «Чудесный доктор», Л. Н. Андреева «Ангелочек», А. А. Блока «Рождество», И. А. Бунина «Бегство в Египет», И. А. Бродского «Рождественская звезда», и определила, какими литературными средствами пользовались авторы при создании своих творений. Определила, какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использовались авторами для наиболее точного раскрытия темы Рождества. (приложение, таблица № 1, таблица № 2)

Создавая собственные стихотворения и рассказы, я представляла картину праздника, вспоминала церковные рождественские каноны и личные ощущения празднования, наши семейные традиции. Работа над своими произведениями заставила меня задуматься, что есть Рождество для меня, какие чувства у меня вызывает этот праздник, насколько глубоко он меня трогает.

Создавая свои тексты, я зачастую перерабатывала их, дополняла написанное, исправляла неточности. Мучительны были поиски точного слова, рифмы, выразительных средств языка. Иногда приходилось ждать вдохновения, чтобы передать все свои чувства и эмоции, наиболее полно отразить мысли, возникающие по велению души. Работа выполнялась вначале на черновике, затем была перепечатана. Некоторые произведения позже были доработаны.

II.2. Создание брошюры «Праздник Рождества».

Для создания брошюры, в первую очередь, были изучены виды и методы издания полиграфической продукции. После проведенного анализа рынка типографских услуг, мы пришли к выводу, что предпочтительней всего издать брошюру формата А4 с обложкой.

Написанные мной произведения были собраны в макет с использованием компьютерного приложения Microsoft Word’14 (классическое приложение), дополнены иллюстрациями, представленными на электронных ресурсах. Затем макет брошюры был конвертирован в формат, используемый в полиграфической печати, и передан в типографию. (см. таблицу №3 Приложений)

Расчет стоимости изготовления брошюры «Праздник Рождества» представлен в таблице №4 Приложений. Она составляет 1550,00 рублей.

Ценность созданной брошюры заключается в ее уникальности, поскольку в ней собраны литературные произведения собственного сочинения, авторского оформления. Купить подобную книгу в магазине не представляется возможным.

II.3. Реклама изделия.

Брошюра «Праздник Рождества» получилась красиво и аккуратно оформленной, не очень дорогой, нужной и созданной от всего сердца. Очень надеюсь порадовать родителей, удивить своих подруг и одноклассников. 

Созданную мной брошюру можно использовать для чтения детям, на уроках литературы, для привлечения моих сверстников к литературному творчеству.

Заключение.

Наше общество сейчас очень нуждается в возрождении христианских традиций, поскольку оскудела духовность людей, потеряны многие нравственные устои. Мы стали нетерпимее к друг к другу, жестче.

Невозможно в рамках одной работы раскрыть все аспекты отображения темы Рождества в произведениях авторов ХХ века, однако, выполняя поставленные задачи, нам удалось рассмотреть обращение к рождественской тематике И. С. Шмелева в рассказе «Рождество», В. А. Никифорова-Волгина в рассказе «Серебряная метель», А. И. Куприна в рассказе «Чудесный доктор», Л. Н. Андреева в рассказе «Ангелочек», А. А. Блока в стихотворении «Рождество», И. А. Бунина в стихотворении «Бегство в Египет», И. А. Бродского в стихотворении «Рождественская звезда».

Анализ художественных произведений и критической литературы помог раскрыть определение рождественского (святочного) рассказа и стихотворения, его специфику.

Рождественские произведения авторов ХХ века созданы под влиянием богатых культурных традиций «золотого века» русской литературы. Русский рождественский рассказ имеет характерные черты, такие как  

  • привязанность сюжета к Рождественской ночи, святкам;
  • описание чудесных событий таким образом, что они предопределяют душевное прозрение, перерождение героя;
  • в сюжете всегда присутствует счастливая развязка;
  • основным мотивом всегда является милосердие и сострадание;
  • сюжет имеет божественное начало;
  • в святочных рассказах для детей создается правильная и понятная им картина мира, в которой строго разграничивается понятие добра и зла;
  • именно в русских рождественских произведениях писатели вызывают у детей чувство сопереживания для того, чтобы у ребенка «о ком-нибудь болело сердце».

В отличие от рождественских рассказов рождественская лирика более символична. Поэты рисуют чудно-сказочную картину библейского сюжета, а художественные детали делают эту картину зримой, осязаемой. Глубокий смысл описываемых событий, их значимость передается с помощью изобразительно-выразительных средств.

Итогом нашей работы стало создание брошюры «Праздник Рождества» с собственными произведениями: рассказами «Олененок», «Сказочная ночь», эссе «Моя ёлка», стихотворениями «Праздник Рождества», «Зимняя пора», «В Рождество», «Звездный хоровод», «Колядка».


Список литературы.

  1. Рождественские стихи русских поэтов. М., Никея, 2016.
  2. Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М., ОлмаМедиаГрупп, 2014.
  3. Рождественский Ангел. Рассказы и стихи для чтения детям. М., Никея, 2016.
  4. А. И. Куприн. Собр. Соч. в 6-ти томах, т.4. М., Художественная литература, 1958.
  5. Е. Ким. Елка. Сто лет тому назад. М., «Лабиринт Пресс», 2016.
  6. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь в 2-х ч. Ч. 2. М., Просвещение,
  7. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб. 1995.
  8. Литературный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1987.
  9. Энциклопедия для детей Аванта+. Россия: православие. М., Мир энциклопедии Аванта Астрель, 2002.
  10. Энциклопедия для детей Аванта+. Русская литература, т.10. М., Аванта+,2002.
  11. Владышевская Т. Икона «Рождество Христово». Искусство,2001.
  12. В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка, современное написание. М. АСТ, Астрель, Хранитель, 2002.
  13. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., АСТ Мир и Образование, 2001
  14. Большой фразеологический словарь русского языка. М., АСТ-ПРЕСС, 2004.
  15. Любомудров А. М. Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев в жизни и творчестве. М., Русское слово – учебник, 2012.
  16. О. Н. Михайлов. И. А. Бунин в жизни и творчестве. М., Русское слово – учебник, 2013.
  17. Л. Лосев. Бродский. От мифа к поэту. М., Русская мысль, 1984.
  18. В. В. Брусянин. Л. Андреев. Жизнь и творчество. М., Русское слово, 2012.
  19. Л. К. Долгополов. Личность и творчество А. А. Блока. Л., 1980.
  20. Рождественский рассказ. [Электронный ресурс]

URL: http://ru.wikipedia.org/

  1. Евангелие от Матфея: с толкованиями и комментариями. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/evangelie-ot-matfeya-s-tolkovaniyami-i-kommentariyami-chitat-onlajn/
  2. Рождество Христово. История праздника. [Электронный ресурс]

URL: http://to-name.ru/historical-events/rozhdestvo-hristovo.htm

  1. Анализ стихотворений А. Блока.  [Электронный ресурс]

URL: http://pishi-stihi.ru/

  1. Анализ поэзии Иосифа Бродского.  [Электронный ресурс]

URL: http://detklass.narod.ru/

  1. Творчество В. А. Никифорова-Волгина. [Электронный ресурс]

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/

  1. Жизнь и творчество Бунина. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/
  2. Творчество Леонида Николаевича Андреева. [Электронный ресурс] URL: http://www.uznaem-kak.ru/tvorchestvo-leonida-nikolaevicha-ndreeva/
  3.  И. С. Шмелев: биография, фото, творчество. [Электронный ресурс]

URL: http:// http://fb.ru/article/210145/ivan-shmelev-biografiya-foto-i-tvorchestvo

  1.  Куприн Александр Иванович. Биография.  [Электронный ресурс]

 URL: http://kuprin.velchel.ru/

  1. Краткий словарь православных терминов. [Электронный ресурс]

URL:  http://lib.pravmir.ru/library/readbook/123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

Тема Рождества в лирике и прозе 20-го века

Работа посвящена изучению и анализу лирических и прозаических произведений 20- го века, посвященных теме Рождества. Итогом работы стала книга "Праздник Рождества", в которой напечатаны стихотворения у...

Анализ литературного произведения (лирика и проза)

Образец анализа литературного произведения...