Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2016-2017 учебный год.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Калашникова Юлия Сергеевна

Рабочая программа  по литературе  для 8 класса составлена по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник  для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я.Коровина,  В.И.Коровин и др. – М.: Просвещение, 2015 г.» в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089), примерной программой («Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе», рекомендуемые письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263)., с авторской программой по литературе В. Я. Коровиной «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин– М: Просвещение, 2011г.».Программа рассчитана на 2 часа в ннделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_liter_2016-2017.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сагуновская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО учителей-филологов

           Ю.С.Калашникова

        Протокол № 7  от31.08.2016г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР __________Е.В.Карпенко.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Сагуновской СОШ

__________В.И.Вдовина.

Рабочая программа

по литературе

для 8 класса

на 2016-2017 учебный год.

Составила:                                                                                 Калашникова Юлия Сергеевна,                                                                                                                                  учитель русского языка                                                                                                                   и литературы,

1КК.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по литературе  для 8 класса составлена по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник  для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я.Коровина,  В.И.Коровин и др. – М.: Просвещение, 2015 г.» в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089), примерной программой («Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе», рекомендуемые письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263)., с авторской программой по литературе В. Я. Коровиной «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин– М: Просвещение, 2011г.».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих

ЦЕЛЕЙ:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этикоэстетический компонент искусства;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно художественных произведений.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю  (70 часов).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Вводный урок. Русская литература и история.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)

Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки.

Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О   покорении Сибири Ермаком».

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)

Житийная литература как особый жанр. Житие князя Александра Невского.

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17 века.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч)

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Воспитание и образование в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

РР. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века на примере 1-2 произведений.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (31ч)

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева.

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История Пугачёвского бунта.

Творческая история повести «Капитанская дочка».

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор 1 и 2 глав.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3-5 глав.

Падение Белогорской крепости. Разбор 6, 7 глав.

Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 глав. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Обобщающий урок.

РР. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «19 октября».

Тема Родины, природы, любви в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Туча», «К***».

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Образ Мцыри в поэме.

Своеобразие поэмы «Мцыри».

 «Мцыри как романтическая  поэма».

Начальное представление о романтизме.

РР. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Н.В. Гоголь писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

Хлестаков  и Хлестаковщина.

Мастерство Н.В. Гоголя  в создании образа Хлестакова.

Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор».

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Практическая работа по комедии «Ревизор».

Цикл «Петербургские повести».

«Шинель» как центральная повесть цикла.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Л.Н. Толстой. Личность и судьба  писателя.

Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

РР. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Поэзия родной природы.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ  «О любви» как истории об упущенном счастье.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19ч)

И.А. Бунин. Слово о писателе.

Тема любви в рассказе «Кавказ».

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

А.А. Блок  «На поле Куликовом.

С.А. Есенин. Слово о поэте.

«Пугачёв» - поэма на историческую тему.

И.С. Шмелёв. Слово о писателе.

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Зарисовка «из народной жизни» «У мельницы».

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Журнал «Сатирикон».  Сатирическое изображение исторических событий.

Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни».

А.Т.  Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин».

Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.

А. Платонов.  Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве. Знакомство с книгой «Последний поклон».

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан.

Русские поэты 20 века о Родине,  родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч)

У. Шекспир. Писатель и его время. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды.

Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Д. Свифт. Сатирический роман «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей – плод  долголетних раздумий писателя над современной ему жизнью.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Литература и история, в произведениях, изученных в 8 классе. Урок-зачёт

Итоги года и задание на лето.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

Исторические песни. О Пугачёве, Ермаке. (на выбор).

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Твардовский. Василий Тёркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Обучающиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления); классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия,  эзопов язык, художественная деталь,
    антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;  
  • сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;
  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;        
  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;            
  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;   
  • сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, режиссерской интерпретацией;
  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

ПЕРЕЧЕНЬ  УМК

Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. – М.: Просвещение, 2015 г.

        Для учителя:

  1. Золотарёва И.В. , Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М., 2014.
  2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. - М., ВАКО, 2014.
  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM / Сост, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2015.
  4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2014.
  5. Кританова  Ж.Н. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс» Москва, «Экзамен»,2014.

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений в 2 ч. - М.:         Просвещение, 2015.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.:         Просвещение, 2014.
  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM / Сост, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2015.  
  4. Ерохина Е.Л.  «Тесты по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной «Литература.8 класс». М., «Экзамен», 2013.

ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

  1. Древнерусская литература

http://pisatel.org/old

  1. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии:иллюстрированная энциклопедия

http://www.foksdesign.ru/legend/

  1. Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Писатели и литературные произведения

  1. Академик Дмитрий Сергевич Лихачёв

http://likhachev.ifond.net.ru

  1. Гоголь Николай Васильевич

http://www.nikolaygogol/org.ru

  1. Гончаров Иван Александрович

http://www.goncharov.spb.ru

  1. Достоевский Фёдор Михайлович

http://www.dostoevskiy.net/ru

  1. Лев Толстой и Ясная Поляна

http://www.tolstoy.ru

  1. Куприн Александр Николаевич

http://www/kuprin.org.ru

  1. Лермонтов Михаил Юрьевич

http:/www/lermontov/org/ru

  1. Пушкин Александр  Сергеевич

http://www/aleksandrpushikin.net/ru

  1. Тургенев Иван Сергеевич

http://www.tyrgenev.org.ru

  1. Тютчев Фёдор Иванович

http://www.tutchev.net.ru

  1. Фонвизин Денис Иванович

http://www.fonvisin.net,ru

  1. Чехов Антон Павлович

http://www.antonchehov.org.ru

  1. Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Календарно-тематический  план рассчитан на  2 часа в неделю (70 часов в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля  знаний, уроков развития речи.

Сочинение-4.

Практическая работа – 1

Зачёт -1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Колво ча

сов

Дата

по пла

ну

Дата

фактически

                        Тема урока

             Целеполагание

Работа в классе

Работа  дома

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

1

1

Вводный урок. Русская литература и история.

Показать учащимся особенности тесной связи и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной.

С.3-5

С.5

В.1-4

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)

2

1

Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки.

Отражение жизни народа  в народных песнях, частушках; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.

С.6-17

С. 12

В.1-6

3

1

Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О   покорении Сибири Ермаком».

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий.

С.13-17

С.16

В.1-3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)

4

1

Житийная литература как особый жанр.

Житие князя Александра Невского.

Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра. Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского.

С.18-26

С.27

В.1-3, 1-4

5

1

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17 века.

Дать понятие о демократической  литературе, помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.

С.31-36

С.36

В.1-4

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч)

6

1

Д.И. Фонвизин.  Комедия «Недоросль».

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии, Фонвизин-сатирик.

С.37-73

С.73

В.1-3

7

1

Воспитание и образование в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Обсудить проблемы воспитания и образования в комедии.

С.37-73

С.74

В.4-6

С.77

В.1-6

8

1

РР. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века на примере 1-2 произведений.

Развитие связной речи учащихся.

С.1-79

С. 80-82

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30ч)

9

1

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях. Повторить знание терминов: аллегория, басня, иносказание, эзопов язык.

С.80-87

С.84

В.1-6

С.87

В.1-3

10

1

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева.

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

Познакомить с личностью Рылеева, дать понятие о думе. Раскрыть связь думы «Смерть Ермака» с историей, вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.

С.88-93

С.93

В.1-9

11

1

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История Пугачёвского бунта.

Творческая история повести «Капитанская дочка».

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях, помочь учащимся  ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей повести «Капитанская дочка».

С. 95-230

С.95-105

С.96

В.1-4

12

1

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор 1 и 2 глав.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера  Петра Гринёва.

С.105-220

С.216

В. Гл.1,2.

13

1

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3-5 глав.

Проследить по тексту путь духовного становления Гринёва.

С.105-220

С.216

В. Гл.3-5.

14

1

Падение Белогорской крепости. Разбор 6, 7 глав.

Выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь; установить какими он видит людей и события на разных  этапах своего развития. Понять, в чём его оценки верны, в чём ошибочны, о чём он вообще умалчивает.

С.105-220

С.217

В. Гл.6-7.

15

1

Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 глав. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринёва с Пугачёвым позволяет провернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

С.105-220

С.217

В. Гл.8-12

16

1

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринёва; в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачёвым.

С.105-220

С.218

В. Гл.13-14

17

1

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Обобщающий урок.

Систематизация знаний по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести.

С.105-220

С.218-219

В.1-9

18

1

РР. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.

С.105-220

С.220-230

19

1

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «19 октября».

Тема Родины, природы, любви в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Туча», «К***».

Познакомить учащихся с темой дружбы, Родины, природы, любви в лирике А.С. Пушкина, анализ стихотворений.

С.220-230

С.224 В.1-4

С.226 В.1-4

С.228 В.1-4

20

1

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения.

С.230-253

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Жизнь за стенами монастыря».

21

1

Образ Мцыри в поэме.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

С.230-253

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из «Мцыри».

22

1

Своеобразие поэмы «Мцыри».

 «Мцыри как романтическая  поэма».

Начальное представление о романтизме.

Сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.

С.253-259

С.258-259

В.1-7

Подготовка к сочинению.

23

1

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри».

С.230-259

С.260-265

24

1

Н.В. Гоголь писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

Повторить известные сведения о Н.В. Гоголе как о писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении, раскрыть идейный замысел комедии.

С.260-265

С.262

В.1-3

С.265

В.1-3

Д.1-2

25

1

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

Раскрыть жизненную основу комедии, понять обстоятельства, привлёкшие чиновников к их роковой ошибке.

С.265-358

С.356

В.1-4

Д.3

26

1

Хлестаков  и Хлестаковщина.

Мастерство Н.В. Гоголя  в создании образа Хлестакова.

Получить представление о характере Хлестакова;  понять, что такое Хлестаковщина.

С.265-358

С.356

В.5-8

Д.4

27

1

Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор».

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы.

С.265-358

С.356

В.9-13

Д.5

28

1

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Практическая работа по комедии «Ревизор».

Обобщение, систематизация знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии.

С.265-358

С.354

В.1-6

29

1

Цикл «Петербургские повести».

«Шинель» как центральная повесть цикла.

Обзор цикла, именуемого «Петербургские повести», «Шинель» как центральная повесть цикла, знакомство с темой «маленького человека» в повести.

С.358-390

С.391

В.1-3

30-31

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

В доступной форме познакомить с отрывком из главы  «О корени происхождения глуповцев».

Ч. 2

С.3-14

С.5

В.1-3

С.14

В.1-7

32

1

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Познакомить с биографическими сведениями о Н.С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

С.15-26

С.26

В.1-5

33

1

Л.Н. Толстой. Личность и судьба  писателя.

Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания рассказа «После бала». Помочь учащимся раскрыть  особенности рассказа и писательский замысел.

С.27-41

С.29

В.1-3

С.40

В.1-5

34

1

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни; контроль знаний.

С.27-41

С.40

В.6-9

Подготовка к сочинению.

35-

36

2

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Развитие связной речи учащихся, умение подбирать материал по теме и связно излагать мысли.

С.27-41

С.41-44

37

1

Поэзия родной природы.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

Пробудить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

С.41-44

Подготовить для выразительного чтения наизусть стихотворение на выбор.

38-39

2

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ  «О любви» как истории об упущенном счастье.

Познакомить учащихся с личностью А.П. Чехова, выявить философский смысл рассказа «О любви».

С.45-58

С.47

В.1-2

С.45-58

С.58

В.1-5

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20ч)

40

1

И.А. Бунин. Слово о писателе.

Тема любви в рассказе «Кавказ».

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества И.А. Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности.  Разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев, рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

С.59-66

С.60

В.1-3

С.66

В.1-5

41

1

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А.И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа  «Куст сирени».

С.67-75

С.68

В.1-4

С.75

В.1-4

42

1

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

Краткое знакомство с жизнью поэта, выделение в его творчестве исторической темы.

С.76-80

С.77        С.80

В.1-2        В.1-2

43

1

А.А. Блок  «На поле Куликовом.

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного, об ответственности каждого перед родной страной».

С.81-87

С.86

В.1-7

44

1

С.А. Есенин. Слово о поэте.

«Пугачёв» - поэма на историческую тему.

Познакомить с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы «Пугачёв», выявить, каким Пугачёв предстаёт у Есенина и А.С. Пушкина в «Капитанской дочке».

С.88-95

С.95

В.1-4

45

1

И.С. Шмелёв. Слово о писателе.

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Зарисовка «из народной жизни» «У мельницы».

Познакомить учащихся с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения.

С.96-107

С.97

В.1-2

С.105-106

В.1-5, 1-4

46

1

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Познакомить учеников с жизнью М.А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству, выявить своеобразие рассказа «Пенсне».

С.108-114

С.109

В.1-2

С.114

В.1-3

47

1

Журнал «Сатирикон».  Сатирическое изображение исторических событий.

Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

С.114-125

С.119        С.125

В.1-2        В.1-5

С.121

В.1-2

48

1

Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни».

Помочь понять, как создаётся юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.

С.125-135

С.130

В.1-3

С.135

В.1-5

49

1

А.Т.  Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.  Твардовского, с творческим замыслом «Василия Тёркина».

С.136-163

С.137

В.1-3

50

1

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

С.136-163

С.161

В.1-5

51

1

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, анализ глав произведения, контроль знаний учащихся.

С.136-163

С.162

В.6-10

52

1

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин».

Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.

Обобщить полученные учащимися знания о Василии Тёркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие  между автором и его героем.

С.136-163

С.162

В.11-15

53-54

2

А. Платонов.  Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

Познакомить учащихся с биографией А. Платонова, выявить нравственную позицию писателя и способы её выражения.

С.164-190

С.189

В.1-5

С.164-190

С.189-190

В.1-5

55

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.

С.190-201

С.201

В.1-4

56

1

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве. Знакомство с книгой «Последний поклон».

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева, вызвать интерес к его произведениям.

С.202-220

С.203

В.1-4

57

1

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан.

Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие, работать над образами бабушки и учителя.

С.202-220

С.220

В.1-4

(Развивайте дар слова)

58

1

Русские поэты 20 века о Родине,  родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное.

С.221-230

С.222        С.226

В.1-3        В.1-6

С.224         1-3

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9ч)

59

1

У. Шекспир. Писатель и его время. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

С.235-240

С.237

В.1-3

60

1

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды.

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

С.240-252

С.250

В.1-4

С.251

В.1-4

61-63

3

Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Рассмотреть признаки классицизма в драме, познакомиться с биографией и очерком творчества Ж.-Б. Мольера.

С.253-306

С.306  В.1-2

С.253-306

С.306  В.3-4

С.253-306

С.306  В.5-6

64-65

2

Д. Свифт. Сатирический роман «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей – плод  долголетних раздумий писателя над современной ему жизнью.

Познакомить с жизнью и творчеством Д. Свифта. Анализ произведения: веселой книги, полной ненависти к угнетателям и поработителям.

С.307-326

С.309

В.1-3

С.307-326

С.326

В.1-6

66-67

2

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, вывить своеобразие «Айвенго» как исторического романа, сопоставить его с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.

С.327-372

С.329 (вопросы и задания)

С.372

В.1-2

С.327-372

С.372

В.3-4

68-69

2

Литература и история, в произведениях, изученных в 8 классе. Урок-зачёт

Познакомить с понятием «историзм» в широком и узком смыслах этого слова в русской литературе.

С.231-234

С.234

В.1-2

70

1

Итоги года и задание на лето.

                СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

При выставлении оценок за устный ответ по литературе учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изучаемого произведения;

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступки героев;

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изучаемого произведения;

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героя, а также роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст при аргументации своих выводов, хорошее владение литературной речью;

отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста, умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанного произведения, умение привлекать текст  для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по 1-2 из этих компонентов могут быть допущены неточности;

отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста, умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания текста, знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченные навыки разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается не более 2-3 ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке;

отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ ставится в соответствии с «Положением о соблюдении единого орфографического режима в школе».

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сравнительная характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.   Итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выборо ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017

Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017...

Рабочая программа по физкультуре 7 класс ФГОС 2016-2017

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по физической культуре, оформленную с новыми требованиями ФГОС на 2016-2017 год. Создана в Office 2016, возможно некорректное отображение в ранних версиях о...

Рабочая программа по истории 10 класс на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательно...

Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по черчению 8 класс на 2016-2017 учебный год

Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательским центром Москв...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС 2016-2017 уч год.

Пояснительная записка.        Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличитель...

Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин 2016-2017 уч.год

       Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый ...