Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год
рабочая программа по литературе (8 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_moskvin_fgos.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждено приказом руководителя                

образовательного учреждения                            

№________ от___________                                

Рабочая программа  учебного предмета

«Литература»

8 «А, Б» классы

Составила Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

п. Пречистое, 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17»  декабря  2010 г. № 1897 / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.:  Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  5. Основная образовательная программа образовательного учреждения, составленная на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
  6. Авторская программа по литературе под редакцией  Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
  7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.
  8. Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №136 от  31.08.2016 г.)

Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией  Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

УМК под редакцией Г.В. Москвина:

  1. Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Отличия от авторской программы

На изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа (70 часов), программа Г.В. Москвина для 8 класса – двухчасовая (70 часов). Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.

Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, в учебный план были внесены следующие изменения в распределении времени на программные темы.

Вариант распределения часов

в авторской программе

в рабочей программе учителя

Аудиторные занятия – 51 ч

Аудиторные занятия – 49 ч

Аудиторные сочинения – 8 ч

Аудиторные сочинения (+ анализ работ) – 4 + 4 = 8 ч

Внеклассное чтение – 4 ч

Внеклассное чтение – 7 ч

Обобщение изученного – 2 ч

Обобщение изученного –  4 ч, в том числе 2 ч итоговый контроль

Резерв – 5 ч

Резерв – нет

Всего – 70 ч

Всего – 68 ч

Вариант тематического распределения часов

в авторской программе

в рабочей программе учителя

Литература как искусство слова -        1 ч

Литература как искусство слова -        2 ч

Кто такой автор? -11 ч

Кто такой автор? -13 ч

Кто такой герой? – 11 ч

Кто такой герой? – 17 ч

Есть ли герой в лирическом стихотворении? - 16 ч

Есть ли герой в лирическом стихотворении? - 21 ч

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч        

Аудиторные сочинения – 8 ч

Часы распределены в течение всего учебного года по темам

Внеклассное чтение – 4 ч

Обобщение изученного материала – 2

Обобщение изученного материала – 3

Резерв – 5

Резерв - нет

Всего – 70 ч

Всего – 68 ч

Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе.  

Добавлены часы на стартовую и итоговую контрольную работу, т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.

Опираясь на «ПРИМЕРНУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в содержание рабочей программы были внесены изменения:

  • Поэзия конца 19-начала 20 вв. Поэзия Ивана Бунина. «Люблю цветные стекла окон».
  • Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны».
  • М.И. Цветаева. Стихотворения из цикла «Стихи о Москве».
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Звук осторожный и глухой».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Раздел

(дидактическая единица)

Кол-во часов

Из них

РР

Вн.чт

1

Литература как искусство слова

2

2

Кто такой автор?

13

3

1

3

Кто такой герой?

17

3

1

4

Есть ли герой в лирическом стихотворении?

22

1

3

5

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?

11

3

2

6

Обобщение изученного материала

3

2

1

итого

68

12

8


Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание раздела, темы

Характеристика

деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

Литература как искусство слова

2

Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Автор-писатель, автор повествователь.

Применять полученные ранее знания на практике

Воспринимать текст критической статьи.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно и письменно отвечать на вопросы

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка

Кто такой автор?

13

«Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца»

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове»)

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Капитанская дочка»

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася»

И.С. Шмелёв. «Лето господне»

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно и письменно отвечать на вопросы.

Воспринимать текст критической статьи.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Выявлять проблему и идею произведения.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Составлять план произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Кто такой герой?

17

У. Шекспир. Слово о писателе. «Трагедия о Гамлете, принце Датском»

М. де Сервантес. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы I, VI, VII, XXXV, XXXXIX)

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А.Н. Островский. Слово о писателе. Драма «Бесприданница»

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Два гусара»

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди»

В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Есть ли герой в лирическом стихотворении?

22

А.С. Пушкин. Стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Жил на свете рыцарь бедный…», «Мадонна»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Поэзия конца 19-начала 20 вв. Поэзия Ивана Бунина. «Люблю цветные стекла окон».

Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны».

М.И. Цветаева. Стихотворения из цикла «Стихи о Москве».

О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Звук осторожный и глухой».

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся»

А.А. Блок. Слово о писателе. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…»

А.А. Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости…»

Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…»

Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться»

Поэзия второй половины XX века.

Р.И. Рождественский. Слово о писателе. Стихотворение «Мгновения».

А.А. Вознесенский. Слово о писателе. Стихотворение «Сага».

Е.А. Евтушенко. Слово о писателе. Стихотворение «Идут белые снеги»

В.С. Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Б.Ш. Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно и письменно отвечать на вопросы.

Воспринимать текст критической статьи.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Воспринимать текст лирического стихотворения.

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять идею произведения.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом.

Сопоставлять литературные произведения.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?

11

А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель»

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи»

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы.

Воспринимать текст критической статьи.

Воспринимать текст литературного произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Выявлять проблему и идею произведения.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Составлять план произведения.

Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Инсценировать пьесу.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Обобщение изученного материала

3

Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему  или тематическое тестирование за курс 8 класса

Вн.чт. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя): отзыв о любимых произведениях; защита творческих и исследовательских работ; тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе.

Обсуждение вопросов.

Ответы на вопросы анкеты.

Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 8 классе.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах


КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

факт

Вводный урок – 2 часа

1

Стартовая контрольная работа (отзыв по рассказу Р. Брэдбери «Всё лето в один день»)

Подготовить презентацию читательского дневника

2

Анализ стартовой работы. Работа над ошибками.

Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Автор-писатель, автор повествователь. Выборочное чтение и обсуждение статьи

Пересказ статьи и записей в тетради.

Кто такой автор?  –  13 час (3Рр + 1Вн.чт)

3

Автор в древнерусской литературе. Многообразие жанров древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского»: комментированное чтение. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов. Черты житийности в классической русской литературе. Способы создания характера в жанре жития. Тема Русской земли. Историческая реальность и литературная традиция.

Выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

Для желающих: подобрать иллюстрации к произведению, подписать соответствующую фразу из текста.

4

Н.М. Карамзин. Слово о писателе.  Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Литературные направления. Понятие о сентиментализме (сентиментализм как литературное направление). Чтение и анализ повести «Бедная Лиза». Изображения чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности.  

 Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

5

Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы. Чтение и анализ повести «Бедная Лиза». Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа».

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

Для желающих: синквейн о героях

6

А.Н. Радищев. Слово о писателе. Жанр путешествия в литературе. Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения.  Комментированное чтение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

Для желающих: творческая работа в жанре путешествия «Путешествие из …  в …» (о своём летнем путешествии)

7

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа произведения. Соотношение исторического факта и вымысла. Замысел и воплощение. Сюжетно – композиционный анализ романа «Капитанская дочка».

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

8

Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Чтение и анализ содержания глав романа.

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

Для желающих: синквейн о героях (на выбор)

9

Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика главных героев романа. Обучение составлению сравнительной характеристики.. Анализ эпизодов.

Пересказ от лица героя (на выбор). Составить сравнительную характеристику по плану

10

Р.Р. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Комментированное чтение эпизодов глав романа. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Составить характеристику по плану. Ответы на вопросы.

 Для желающих: кроссворды «Герои романа», «Сюжет романа». 

11

Р.Р. Обучающее классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект научной статьи. Ю.М. Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки»

12

Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

13

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие любовного конфликта. Чтение и анализ повести «Ася». Образ автора. Автор и рассказчик.

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы.  

Для желающих: синквейн о героях (на выбор)

14

Образ главной героини повести И.С. Тургенева «Ася»: чтение и анализ содержания повести.  Проблема счастья в повести. Образ «тургеневской девушки». Лирический сюжет. Злободневное и вечное в повести.  

Пересказ от лица героя (на выбор).

Отзыв или письмо герою.

15

Вн.чт. И.С. Шмелёв. «Лето господне»:  обсуждение ключевых проблем.

Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту.

Кто такой герой? – 17 часов (3 Рр + 1 Вн.чт)

16

Эпохи в истории мировой литературы. Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. Гуманистический пафос литературы Возрождения.

Герой в литературном произведении. Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения. В. Шекспир. Слово о писателе. Комментированное чтение статьи.

 Чтение и пересказ указанных фрагментов трагедии, составить синквейн на тему «Гамлет»

17

Чтение и анализ  фрагментов трагедии У. Шекспира «Г а м л е т».  «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип.

Отзыв или письмо автору или герою.

18

М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: чтение и анализ части первой  романа.  Проблема истинных и ложных ценностей. Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое.

Чтение и пересказ указанных эпизодов. Письмо Дон Кихоту или эссе.

Индивидуальные сообщения: «Иллюстрации Гюстава Доре и Сальвадора Дали к роману «Дон Кихот».

19

«Заступник обиженных и утесняемых власть имущими»: чтение и анализ глав романа. Дон Кихот - вечный образ в литературе. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении. Юмор и ирония как авторские приёмы повествования

Составить характеристику главного героя. Пересказ от лица главного героя.

20

«Вечные» образы в литературе. Типы героев в литературном произведении. Учимся работать с научной и критической литературой. И.С. Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот» (отрывки)

Стр. 310 (конспект)

21

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Проблема жанра произведения.  Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Быт и нравы XVI века в поэме. Конфликт и проблематика. «Песня про купца Калашникова… »: сюжетно – композиционный анализ

Чтение и пересказ сюжета. ответы на вопросы, чтение по ролям, пересказ эпизода

22

Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного: комментирование чтение отрывков. Трагическое столкновение героев. Нравственные проблемы песни.

Составить характеристику главного героя. Пересказ от лица главного героя.

23

Героико-романтическая личность как герой произведению Герои поэмы и нравственный идеал автора. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова. Развитие понятия о романтическом герое: анализ содержания, обсуждение ключевых проблем.

выразительное чтение, наизусть понравившийся отрывок.

Подобрать материал по теме сочинения.

24

Р.Р. Обучающее сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова… » (сочинение с элементами повествования, описания и рассуждения).

Индивидуальное сообщение: «А.Н. Островский: слово о писателе». Чтение драмы «Бесприданница»

25

Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

26

А.Н. Островский. Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенность конфликта: сюжетно – композиционный анализ.

Пересказ эпизодов, выразительное чтение по  ролям понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

27

Образ главной героини: чтение и анализ эпизодов драмы.  Художественный мир Островского-драматурга.

Отзыв о повести или письмо автору или герою.

Для желающих: синквейн о героях

28

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Своеобразие стиля Л.Н. Толстого. Комментированное чтение статьи.

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

29

Повесть «Два гусара». Образы героев:  комментированное чтение повести. Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей

Отзыв о повести.

30

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди»: чтение и анализ повести.  Идеал и действительность. Образы героев.

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы.

31

Р.Р. Мечта и действительность. Тип героя – идеалиста:  обучение монологическому высказыванию. Своеобразие стиля Достоевского.

Письмо автору или герою.

Индивидуально: сообщение о В. Гюго

32

Вн.чт. В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»: обсуждение ключевых проблем.

Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту.

Для желающих: кроссворд, синквейн.

Есть ли герой в лирическом стихотворении – 22 ч (1 Рр + 3 Вн.чт)

33

А.С. Пушкин. Любовная лирика. Актуализация изученного ранее. Любовь как пробуждение души. Чтение и анализ программных стихотворений («К***», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»).

Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: синквейн «А.С. Пушкин» или «Стихи Пушкина».

34

Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Чтение и анализ программных стихотворений («Я вас любил, любовь ещё быть может…», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»).

Выразительное чтение стих-я. Анализ стихотворения по плану

35

М.Ю. Лермонтов. Философская лирика. Актуализация изученного ранее. Чтение и анализ программных стихотворений («Когда волнуется желтеющая нива…»)

Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: подобрать иллюстрации к стих-ю., подписать соответствующую фразу из текста.

36

Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Чтение и анализ программных стихотворений («И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю …»).

Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся, ответы на вопросы.

Мини-сочинений «Чем дорог мне мой дом».

37

Поэзия конца 19 – начала 20 века: Иван Бунин: слово о писателе. И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон». Образ родины, дома, семьи. Поэтический мир стихотворений.

Выразительное чтение стихотворения.

Написать сочинение-размышление по одной пословице о доме.

38

С.А. Есенин. Слово о писателе. Родная земля в творчестве Есенина. Чтение и анализ программных стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты, рощи голы»).

Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: подобрать иллюстрации к стих-ю., подписать соответствующую фразу из текста.

39

Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Песнь о собаке» и др.).

Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся. Анализ стихотворения

40

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Чтение и анализ программного стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: письмо автору

41

Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программного стихотворения «Прозаседавшиеся».

Выразительное чтение стих-я, ответы на вопросы.

Составить словарик неологизмов поэта.

42

А.А. Блок.  Слово о писателе. Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Россия», «Родина»,  «О доблестях, о подвигах, о славе»,  Девушка пела в церковном хоре», «О, я хочу безумно жить» и др. ).

Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся, ответы на вопросы.

Для желающих: синквейн «А. Блок» или «Стихи Блока».

43

А.А. Ахматова. Слово о писателе. Лиризм поэтического мира Ахматовой. Чтение и анализ программных стихотворений («Песня последней встречи», «Я научилась просто мудро жить», «Я пришла к поэту в гости…»).

Выразительное чтение отрывка стих-я по выбору обучающихся.

Для желающих: оформить интервью с  автором.

44

Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Мужество», «Родная земля», «Мне голос был. Он звал утешно…»).

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

45

Н.С. Гумилёв: слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стих-я. Анализ стихотворения.

46

М.И. Цветаева. Слово о писателе. Краткий очерк жизни и творчества. Лирическая биография поэтессы. Обучение анализу лирического стихотворения. Образ родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

47

Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Быть знаменитым некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…» и др.)

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: оформить интервью с  автором.

48

О.М. Мандельштам: русский поэт, прозаик, переводчик. "Улица Мандельштама", «Звук осторожный и глухой», «Равноденствие» (судьба и творчество поэта): чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Для желающих: кластер

49

Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Чтение и анализ программных стихотворений («не позволяй душе лениться …», «Некрасивая девочка» и др.)

Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся.

Подготовиться к презентации творческих работ.

50

Вн.чт. Презентация информационных проектов (защита буклетов) или исследовательских проектов. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».

Домашнее  сочинение  на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».

51

Р.Р. Обсуждение сочинений «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».

Индивидуальное сообщение о поэтах 20 века.

52

Поэзия второй половины XX века. Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины 20 века. Е.А. Евтушенко. А.А. Вознесенский. Р.И. Рождественский. Слово о писателях.

Выразительное чтение стихотворений.

Для желающих: синквейн «Стихи …».

53

Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений:

  • Е.А. Евтушенко «Я спросил у ясеня…»,
  • А.А. Вознесенский «Я тебя никогда не забуду»,
  • Р.И. Рождественский «Мгновение».

Выразительное чтение стихотворений наизусть (на выбор учащегося).

Индивидуально: сообщение о В.С. Высоцком, Б.Ш. Окуджаве.

54

Вн.чт. В.С. Высоцкий. Чтение и анализ стихотворений «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Б.Ш. Окуджава.  Чтение и анализ стихотворений «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Поэтический мир стихотворений.

Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту.

Зачем и для кого писатель создаёт литературные произведения – 11 ч (3 Рр + 2 вн.чт)

55

Читатель литературного произведения. Комментированное чтение статьи.

А.С. Грибоедов. Личность и судьба (обзор). История создания и публикации. Система персонажей. Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии. Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 1 действия. 

Пересказ статьи и записей в тетради.

Выразительное чтение по ролям. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента.

Для желающих: кроссворд, синквейн

56

Р.Р. Обучение анализу монолога. Чтение и анализ 2 действия комедии. Молодое поколение в комедии. Мастерство драматурга в создании характеров. Диалог и монолог.

Выраз.чтение диалогов; дочитать пьесу, письменно ответить на вопросы

57

Анализ сцены бала. Чтение и анализ 3 действия комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпох. Споры вокруг главного героя.

Выразительное чтение наизусть монолога героя (отрывок).

Разбиться на группы, выбрать эпизод, распределить роли и создать постановку

58

Чтение и анализ 4 действия комедии. Смысл названия. Проблема жанра. Традиции и новаторство (новаторский характер стиха и языка) в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. Пушкин и Гончаров о комедии.

Составление толкового словаря крылатых слов и выражений из комедии.

Подобрать рабочий материал к сочинению.

59

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Найти и прочитать статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

60

Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Вн.чт. Обучение тезированию.  И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Доклад «Жанр … в лирике А.С. Пушкина» (на выбор учащегося).

61

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания. Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении.

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы.  Отзыв по прочитанному тексту

Для желающих: кластер, синквейн «Самсон Вырин»

62

Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкина-прозаика. Повесть «Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания.

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

63

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести «Шинель»: чтение и анализ содержания. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.

Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода,  ответы на вопросы.

64

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»: обсуждение ключевых проблем. Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали

Выразительное чтение по ролям. Пересказ, ответы на вопросы.

65

Вн.чт. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи»: обсуждение ключевых проблем.

 Самостоятельная подготовка к итоговому сочинению

Обобщение изученного – 3 ч

66

Р.Р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему  или тематическое тестирование за курс 8 класса

Подготовиться к литературному словарному диктанту.

67

Р.Р. Анализ итоговых сочинений (теста). Работа над ошибками.

Самостоятельная подготовка к заключительному уроку

68

Вн.чт. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя):

  • отзыв о любимых произведениях;
  • защита творческих и исследовательских работ;
  • тематических портфолио,
  • презентация исследовательских работ по литературе.

Список книг на лето.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Литература как искусство слова – 2 ч

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений, выбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;
  • различать основные теоретико-литературные понятия.
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Выпускник получит возможность научиться:

  •  определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выполнять письменные работы различного характера, в том числе писать сочинения разных жанров;
  • работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.

Кто такой автор? – 14 ч

Кто такой герой? – 18 ч

Есть ли герой в лирическом стихотворении? – 22 ч

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Обобщение изученного материала- 3 ч

Выпускник научится:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
  • для выполнения исследовательских работ.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять свой круг чтения и оценки литературных произведений.


Методический блок

Контроль планируемых результатов обучающихся 8 класса

Творческие работы (сочинения)

аудиторное

домашнее

  1. Обучающее классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  1. «Поэзия Серебряного века: любимые страницы»
  1. Обучающее сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова… » (сочинение с элементами повествования, описания и рассуждения).

  1. Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. Итоговое контрольное сочинение

В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующих развитию учащихся.

Для заучивания

8 поэт.+3пр.+2др.

Вн. чтение

поэзия:

1. М.Ю. Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок), «Когда волнуется желтеющая нива...»,  «И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (2 стих-я на выбор).

2. А.С. Пушкин – «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», Мадонна» (2 стих-я на выбор).

3. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая...».

4. А.А . Блок «О доблестях, о подвигах, о славе».

5. А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить...».

6. Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».

7. А.А. Вознесенский «Я тебя никогда не забуду...»

8. В. Высоцкий, Б. Окуджава – 1 стих-е на выбор любого поэта.

проза:

9. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (отрывок «А теперь обратимся к Лизе...»).

10. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок «Вокруг всѐ сделалось мрак и вихорь...»)

11. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (отрывок).

драма:

12. А.Н. Островский «Бесприданница» (монолог героини)

13. А.С. Грибоедов «Горе  от ума» (монолог Чацкого).

  1. И.С. Шмелёв «Лето господне».
  2. Презентация информационных проектов (защита буклетов) или исследовательских проектов. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».
  3. В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава – стихотворения.
  4. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение тезированию.  
  5. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи».
  6. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя): отзыв о любимых произведениях, защита творческих работ и тематических портфолио.

Раздел 10. Обзор

5 класс

2013-2014

6 класс

2014-2015

7 класс

2015-2016

8 класс

9 класс

Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час

И.В. Гёте. «Лесной царь» - 1 час

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) – 1 час

 Иван Бунин. «Люблю цветные стекла окон» - 1 час

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час

Ф. Шиллер. «Перчатка» - 1 час

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - 1 час

Н.С. Гумилёв «Капитаны» - 1 час

Жанр басни. Эзоп.   Жан де Лафонтен.  Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час

В. Скотт. «Клятва Мойны» - 1 час

М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша» - 1 час

 А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» - 1 час

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» - 1 ч

Р. Брэдбери «Всё лето в один день» - 1 час

М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час

Н.С. Лесков. «Левша» - 2 часа

П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI» - 1 час

А.А. Фет.  «Чудная картина» - 1 час

А.П. Чехов.   «Мальчики» - 1 час

М. Горький «Детство» (фрагменты)

И.С. Никитин «Русь».  И. Северянин «Запевка» - 1 час

О. Генри. «Вождь краснокожих» - 1 час

И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»).  «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час

Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс» - 1 час

М.М. Пришвин.  «Кладовая солнца» - 5 часов

В.П. Астафьев.  «Жизнь Трезора» - 1 час

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час

Дж. Лондон. «Белый клык» - 1 час

А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час 

Э. Сетон-Томпсон.   «Королевская аналостанка» - 1 час

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час

В. Катаев. «Сын полка» - 1 час

А.Т. Твардовский  «Рассказ танкиста».  Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час

Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты) – 1 час

18 часов

14 часов

6 часов

4 часа


Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе

учителя: Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  


Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию

По: литературе

Учитель: Булыгина Н.В.

Класс: 8 а,б

Количество часов: в неделю 2  часа; в год  68 часов

Программа: Авторская программа по литературе под редакцией  Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Учебник: Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 1.2.  – М.: Вентана-Граф, 2015.

Темы

По программе

По РП

РР

Внекл

чтен

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Литература как искусство слова

1

2

Кто такой автор?

11

13

3

1

Кто такой герой?

11

17

3

1

Есть ли герой в лирическом стихотворении?

16

22

1

3

Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?

12

11

3

2

Обобщение изученного материала

2

3

2

1

Аудиторные сочинения

8

-

Внеклассное чтение

4

-

Резерв

5

-

итого

70

68

12

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017

Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017...

рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в 5-6 класса ФГОС...

рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017

календарно-тематическое планирование 5-6 кл ФГОС 2016-2017...

рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017

Программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по физкультуре 7 класс ФГОС 2016-2017

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по физической культуре, оформленную с новыми требованиями ФГОС на 2016-2017 год. Создана в Office 2016, возможно некорректное отображение в ранних версиях о...

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса_ФГОС_2016-2017

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными прог...

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса_ФГОС_2016-2017

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными прогр...