Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг»
план-конспект занятия по литературе (6, 7 класс) на тему

Ермакова Наталья Владимировна

Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг»

среди 6-7 классов

К 210 годовщине со дня рождения

А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualno-poznavatelnaya_igra_breyn-ring.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 17»

Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг»

среди 6-7 классов

К 210 годовщине со дня рождения

А.С. Пушкина

Разработала и провела преподаватель русского языка и литературы    

Наталья Владимировна Ермакова

II квалификационная категория

Электросталь, 2009

1

Интеллектуально-познавательная игра

“Брейн-ринг”

        Интеллектуально-познавательная деятельность развивает кругозор, умственные способности и творческие начала детей. Полученные знания оказывают большое влияние на развитие сознательности, нравственности и культуры поведения.

        Важность интеллектуально-познавательной деятельности детей школьного возраста обуславливается тем, что именно этот возраст является сензитивным, то есть наиболее восприимчивым как к усвоению информации, так и для умственного развития личности.

        Одной из форм организации интеллектуально-познавательной деятельности является игра «Брейн-ринг».

        Брейн-ринг - интеллектуально-познавательная игра, пропагандирующая научные знания, развивающая логическое мышление детей, навыки быстрого и точного выражения мысли.

        Брейн-ринг помогает выработать навыки совместной работы в коллективе, уважение чужого мнения, позволяет ориентировать детей на рациональную организацию труда и свободного времени, здоровый образ жизни, приоритет интеллекта и других культурных ценностей, воспитывает чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других людей.

           Сценарий игры разрабатывается инициативной группой детей с помощью педагога, которые создают обстановку коллективного творчества, сотрудничества.

        Требования к вопросам: четкость формулировки, однозначность ответа, возможность для игроков проявить не только конкретные знания, но и умения логично, последовательно рассуждать в поисках ответа на вопрос. Вопросы должны быть на уровне восприятия зала (от “заумных” задач и информации дети заскучают).

        Можно провести отборочный тур (до 3 очков), два полуфинала и финал.

Правила игры

        В игре принимают участие по 1 команде от класса,  в каждой из которой - по 6 участников. Команды выбирают капитанов.

                Ведущий читает вопрос. Обсуждение начинается после сигнала “Время!”. Время обсуждения - 1 минута.

        Ответ на вопрос принимается только после поднятия руки (или карточки).

        Если команды прослушали вопрос ведущего и ответ знают заранее, то команда имеет право сразу же дать ответ.

        За правильный полный ответ ведущий назначает команде 1 очко.

        Если на заданный вопрос ни одна из команд не дала правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в 2 очка.

        Команды не имеют права вступать в обсуждение с ведущим и апелляции не подлежит.

        В перерывах между обсуждениями можно провести игры и конкурсы со зрителями. Можно сделать музыкальные паузы, подготовленные детьми.

        Если во время обсуждения из зала поступила подсказка, игра останавливается. Последний вопрос, снимается и задается новый.

        Выигрывает та команда, которая в течение игры дала наибольшее количество правильных ответов.

        Победители награждаются подготовленными до игры призами.

2

Цели игры:

         Просветительная:

  1. Расширяет круг знаний воспитанников по литературе.
  2. Дальнейшее знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина.

 

          Ориентирующая:

  1. Воспитание бережного, внимательного отношения к родной литературе.
  2. Воспитание чувства уважения к родной культуре.  

Направляющая:

  1. Развитие интереса к осознанному изучению предмета.
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.
  3. Стимулирование процесса самообразования у школьников.

Оформление: 

Портрет А.С. Пушкина, музыкальное сопровождение, столы для команд и счетной комиссии, листочки для ответов, секундомер, гонг, калькулятор, дипломы, призы.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Объяснение правил игры.
  3. Ответы на вопросы.
  4. Подведение итогов.
  5. Вручение дипломов.

3

3

Вопросы:

1. Как известно, "пестрая лента" убила двух человек – доктора Ройлотта и его падчерицу Джулию. Погоня за "голубой лентой" привела, как известно, к гибели в 1912 г. гораздо большего количества людей. По сравнению с ними "черная лента" оказалась гораздо менее опасной, – ведь, по словам Пушкина, она погубила всего одного человека. А как звали этого человека? 

Олег.

2. Как звали предка А.С. Пушкина, первым получившего прозвище, давшее название роду Пушкиных?

Григорий по прозвищу Пушка был потомком Радши в четвертом колене, жил в конце XIV – начале XV века.

3. Перечислите все, что составляло обстановку комнаты лицеиста.

Узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод

4. Найдите соответствие (поставьте стрелки) между фамилиями лицеистов и их прозвищами:

Пущин – Бекеркюхель
Вольховский – Большой Жанно
Пушкин – Тося
Дельвиг – Француз
Кюхельбекер – Суворочка

Пущин – Большой Жанно
Вольховский – Суворочка
Пушкин – Француз
Дельвиг – Тося
Кюхельбекер – Бекеркюхель

5. Какой город и почему был “барабаном пробужден”, а какой просыпался от раннего звона колоколов?

Сигналы утренней побудки в казармах гвардейских полков, расположенных в разных концах Петербурга, подавались барабанной дробью. Звук этот, разносясь в утренней тишине по пустынным улицам, будил трудовое население города. Москву будил “ранний звон колоколов”.

6. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

О Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”

4

7. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком? Каким образом чернила удерживались в гусином пере? Для чего служил песок?

Перо особым образом обтачивалось, посредине делался разрез, удерживающий чернила. Песок служил «промокашкой».

8. Какие сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью? Связать с физикой.

«Золотой петушок» - радиолокатор; «Зеркальце» – телевизор; Полеты Руслана в воздухе – самолеты

9. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидаться с отцом, царём

Салтаном?

Комар, муха, шмель

10. Какую песню пела Белочка  при честном при всем народе?

«Во саду ли в огороде»

11. К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?

 

Месяц, солнце и ветер

12. А. С. Пушкин использовал псевдонимы в течение всей своей творческой жизни, особенно в лицейские годы. Назовите некоторые из них.

Арзамасец, Сверчок, Феофилакт, Косичкин.

13. О каком из своих портретов Пушкин сказал: «себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»?

Портрет О. Кипренского

14. Назовите лучших лицейских друзей поэта.

И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг

15. В выпуске первых 13 номеров газеты принимал активное участие А. С. Пушкин. Как называлась газета и издается ли она сегодня? 

«Литературная газета», издается под тем же названием

16. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?

Пушкин написал 7 сказок: «Жених», «Сказка о попе..», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»

5

 17. Какую сказку А. С. Пушкин написал первой?

Жених – 1825, «Сказка о попе и его работнике балде» - 1830

 18. Из каких сказок эти предметы?

  1. бочка, хрустальный дом; (Сказка о царе Салтане)
  2. землянка, соболья душегрейка (Сказка о рыбаке и рыбке)
  3. заяц, кобыла (Сказка о попе…)

19.  О ком говорил А.С.Пушкин: “То академик, то герой,

                                           То мореплаватель, то плотник -

                                           Он всеобъемлющей рукой

                                               На трое вечный был работник”.

        О Петре I

20.  Пушкин пишет: "Хочешь быть умен - учись, хочешь быть в раю - молись, хочешь быть в аду - ..." Что?

Женись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Брейн-ринг"

Элемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Игра "Брейн - ринг"

обучающимся предлагаются на выбор утверждения  о культуре Британии...

Урок в форме игры «БРЕЙН-РИНГ».«Древнерусская литература и литература допушкинского периода».

Цель: В игровой форме обобщить и повторить весь пройденный по данной теме материал.Образовательная задача: закрепить те знания, которые были получены учащимися на предыдущих уроках.Воспитательна...

Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...

Интеллектуально-познавательная игра "Брейн-ринг"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "WenQua...

Интеллектуально-познавательная игра Брейн-ринг "По Лазовскому заповеднику"

Игра для детей 5 классов, можно использовать с 4 по 6 классы . По ходу игры дети закрепляют знания в игровой форме по флоре и фауне Лазовского заповедника, полученные на занятиях....

Интеллектуально - познавательная игра брейн ринг "В мире профессий"

Представленная интеллектуально - познавательная игра способствует расширению  знаний детей о мире профессий, развитию познавательного интереса детей, их интеллектуальных и творческих способн...