Мастер- класс учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Волкова Галина Ивановна

« Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения их познавательной  активности».

Я подробнее  остановлюсь на видах самостоятельной работы творческого характера. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс  учителя русского языка и литературы Волковой Г.И.

« Организация самостоятельной деятельности учащихся как средство повышения их познавательной  активности».

В педагогической литературе  существуют различные классификации видов самостоятельной работы:

  1. По дидактическому назначению или цели;
  2. По источникам знаний, т.е. по характеру учебной деятельности;
  3. По содержанию и уровню продуктивной творческой деятельности учащихся.

Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций ( анализ, аргументация, собственные выводы).

Я подробнее  остановлюсь на видах самостоятельной работы творческого характера. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:

  • Соотнесение терминов с разъяснением содержания;
  • Заполнение пропусков в предложениях или анализ текста с ошибками;
  • Замена исходных данных в определённом тексте;
  • Толкование или комментарий иллюстраций;
  • Работа «редактора» над заголовком или частью текста/ или, наоборот, дать заголовок без текста и предположить, о чём текст;
  • Сочинение стихов-экспромтов по заданным условиям;
  • Составление опорных схем, рисунков, таблиц, кроссвордов, решение ребусов;
  • Организация словарной работы ( как вариант, можно с презентацией);
  • Выдвижение и проверка гипотез;
  • Сочинение сказок о разных частях речи ( как варианты: о морфемах, о словах, о книгах, фразеологизмах, юмористических ситуациях и т.п.);
  • Написание эссе по поводу услышанного или увиденного ( например, какие ассоциации вызывает определённая музыка, эпизод, картина и т.п.);
  • Конструирование текста по данным предложениям;
  • «Беспроигрышная лотерея», когда на «лотерейном» билете напечатано определённое задание и указана его « стоимость»;
  • Умение поставить себя на место героя или героини ( личная аналогия);
  • Составление рецензии на ответ (ы) других учащихся;
  • Составление монологов (диалогов), вопросов по заданной теме;
  • Интеллектуальное казино
  • Составление памяток- рифмовок по сложным орфограммам ( пунктограммам);

Организация практикума с аудиторией на выполнение самостоятельных работ творческого характера. ( задания розданы на разные столы или группы).

  1. О каких событиях русской истории идёт речь в этих произведениях?

Пушкин «Песня о вещем Олеге», Лермонтов «Бородино», Крылов «Волк на псарне», Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»

  1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведёнными ниже:

1

Летопись

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

Б

«Авгиевы конюшни»

3

Баллада

В

Повесть временных лет»

4

Сказка

Г

«Каша из топора»

5

Рассказ

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

Е

«Узник»

7

Миф

Ж

«Кубок»

  1. Составить  из данных слов пословицу, поговорку, крылатое выражение:

А) пруд, труд, вынимать , рыбка.

Б) будет, наша, улица, праздник.

В) ухо, наступать, медведь.

Г) смотреть, конь, дарёный, зубы.

Д) соловей, басни, кормить.

Е) семь, дитя, глаз, няньки.

4. Вставьте недостающие по смыслу слова.

В мифах о Геракле, сыне бога…………… и смертной женщины…………., рассказывается о его…………… подвигах. Он совершал их не только в ……………….Он был……………. Судьбу Геракла определяли боги на горе………………

5.С именами каких  писателей и поэтов связаны литературные места России:

А) Ясная Поляна;

Б) Спасское- Лутовиново;

В) Нежин;

Г) Тарханы;

Д) Михайловское;

6. Исключите из каждой цепочки «лишнее». Объясните, по какому принципу строились эти цепочки.

А) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Заколдованное место», «Волк на псарне».

Б) И.А.Бунин, Д.Дефо, А.И.Куприн, П.П.Бажов.

В) С.А.Есенин, А.А.Блок, Ф.И.Тютчев, А.П.Чехов.

Г) «Спящая царевна», «Светлана», «Кубок», «Медной горы хозяйка».

Д) «Снежная королева», «Тапёр», «Хирургия», «Муму».

7. Перед вами термины, которые были собраны в 3 группы, но их нечаянно перепутали. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов и внесите нужные исправления.

Дактиль                                       сравнение                                      аллегория

Рассказ                                         ямб                                                басня

Роман                                           анапест                                          баллада

Хорей                                           метафора                                       поэма

Эпитет                                         олицетворение                             антитеза

Гипербола                                   пословица                                     инверсия

8.Сочините четверостишие по заданным рифмам:

--------------------------------------------дом

------------------------------------------Русь

-----------------------------------(над) прудом

-----------------------------------грусть.

9. Разгадайте кроссворд, состоящий из слов, обозначающий тропы и художественные особенности произведения, помогающие авторскому замыслу.

с

г

г

т

10. Проба пера.

Разновидности стихов- экспромтов:

  • Каждая строка начинается на одну букву;
  • Каждое слово в стихотворении начинается на одну букву;
  • Сочинение стихотворения в стиле , манере какого- либо поэта ( например, В.Маяковского);
  • Стихотворение, включающее 10 слов – существительных на – МЯ;
  •  Стихотворение по заданному началу;
  • Стихотворение с обязательными словами ( например, мысль, труд, дело);
  • Стихотворение по последним словам рифмы;

Задание:  Сочините стихотворение , в котором все слова бы начинались на одну букву.      ( например, на «З»)

Свой вариант :           «Зеркало зимы».

Зима заковала зеркальную заводь,

Звонко- звонко зовёт завихрень.

Завтра засверкает зябкими звездами,

Завоет зловеще зимний запев.

Залесок заснежен, задумал

Загадку задорно задать:

«Зачем, зима, злишься? Здесь зря

Заунывно закрутишь завал».

Закат загорится златою зарницей,

Засветит заветное зрелище- солнце!!

( Прошу прощения за свободную рифму- белый стих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Мастер-класс "Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы"

  В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в ...

Презентация мастер-класса по русскому языку и литературе "В мире литературы"

Мастер-классы проводятся для 10-11 кл. с целью многоаспектного анализа текста....