Сценарий внеклассного мероприятия. Таблица Менделеева на сцене школьного театра (трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)
материал по литературе (9 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Совмесместная работа учителей литературы и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_mendeleeva_na_stsene_shkolnogo_teatra.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица Менделеева на сцене школьного театра

(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)

                                 

                                              Авторы: Волохова М.Л., учитель химии

                                                              Сидорова Т.П., учитель литературы

Пролог

1 (Ученик с таблицей Менделеева)

Ты мне снишься под утро,

Как ты милая снишься!....

Элементы как дуло,

Наведённое снизу.

Алюминий и висмут

Магний, кальций и радий –

Понимаю, завис я,

 И чего чахну ради.

Затерзали до боли

Эти орды из формул

А задачи про моли…

Как увидел – так обмер.

От кислот безобразных

Я, как лакмус, краснею.

Я учусь в муках страшных,

Я учусь, как умею.

Мне не надо заданий,

Мне не надо контрольных,

Мне достаточно знаний

Я хочу дышать вольно.

(Вздрагивает, протирает глаза, просыпается и смотрит на таблицу Менделеева с ужасом).

   

     Холодно… Хочу спать…. Но еще ничего не выучил. (Шевелит губами, как будто читает). Что за гадость эти диспрозий и гадолиний. Если сделать морфемный разбор (с русским-то у меня хорошо!), выделить корень (смеется)…( появляется разбор слова! ГАДОЛИНИЙ

Входит 2 ученик

Стихи Николая Глазкова

Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
   Зачем ее я выучил?
   Могу сказать зачем,
   В ней стройность и величие
   Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
   В ней пробужденье дерева
   И вешних льдинок хруст,
   Таблицу Менделеева
   Я знаю наизусть.

1 Ученик

Вот нашел гордиться чем

Делать нечего совсем

Не ходил в Макдональдс с нами,

Не играл в хоккей с друзьями,

В твоих опытах всегда

Пользы меньше чем вреда.

2 Ученик

Я с тобой не буду спорить

И не буду убеждать,

Должен ты мне, друг, позволить

Пользу делом доказать.

В недра земли и пучину морскую

Вместе отправимся спор разрешить,

В небо поднимемся, и докажу я,

Что нам без химии жизнь не прожить.

(Уходят)

Действие I  Металлы

Хор элементов

Менделеева таблица….

Каковы ж её границы?

Элементов больше ста!

Не вместит всех голова!

Основные надо знать!

Таблицу стоит изучать!

(элементы выходят и представляются)

Номер первый – водород.

         

Номер восемь – кислород.

Шестой номер – углерод.

Кто меня оспорит, люди?

Золото – без всех прелюдий!

А мне, железу, целый век

Поклонялся человек!

А я мышьяк – не просто так,

Таинственный, опасный знак:

Цари, вельможи про меня все знали,

Недругов травя.

Ученик:

Элементы все бесценны,

Но на этой нашей сцене

Собрались лишь только те,

Что важны для нас везде.

Углерод:

Разрешите представиться:

Я углерод.

Знает меня, но не ценит народ.

Львиная доля меня в веществах,

Не каждый способен на этот размах.

Я человеком как будто забыт,

Но тело его из меня состоит.

Цепи мои образуют белок

И в них же обжоры свой прячут жирок.

Сластены меня обожают на вкус

2 ученик

Что, несомненно, для химии плюс

Углерод:

Разнообразен я сам по себе,

Но дивное диво таится во мне:

В карандаше я – невзрачный графит,

Который прекрасную тайну хранит.

В недрах земли превращаюсь в алмаз,

А после огранки я радую вас

Своим ослепительным радужным светом,

Даря вдохновенье великим поэтам.

3 Ученик:        Павелин В.

Прозрачный, как росы, в кристалле своем

Он светлости сгусток вмещает,

Лучистым огнем и ночью и днём

Горит, как звезда, не сгорает.

Свидетель крушений владык и оков,

Осколок нетленный природы,

Прославлен в легендах с древнейших веков,

Как символ любви и свободы.

4 Ученик:          А. Фет

Бриллианты в свете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

(Появляется Кислород, на лице которого написано явное неудовольствие. Говорит с важностью в голосе.)

Небо в алмазах представить решил?

Ну и кого ты, мой друг, удивил?

Вот если бы люди дышали тобой,

Тогда бы я первый воскликнул: «Герой»!

А известно ли тебе,

Что вся жизнь людей во мне!

Спроси её, спроси его,  (показывает рукой в зал)

Смогли б прожить без Н2О?

Кислород

Век за веком пролетали - люди многое познали,
Тем не менее, народ знать не знал про кислород.
Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?!
Газ без запаха, без вкуса, не заметен на просвет,
На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Производство кислорода возрастает каждый год.
К металлургам, в газорезку, в медицину газ идет,
К водолазам, космонавтам, в производство кислоты,
Окислителем в ракете, словом, всюду встретишь ты.

По запасам в целом Мире нет богаче никого -
Газ, оксиды, руды, соли - всюду мы найдем его.
Можно только удивляться, как смогла Природа-Мать
Из космических просторов кислорода столько взять.

Кислород в разрядах тока превращается в озон –
Так за свой особый запах получил названье он.

Слой озона в стратосфере поглощает вредный свет,
А разрушим слой озона, то и жизнь сойдет на нет!
Кислород - восьмой по счету, если вес за меру брать,
Если ж мера место в жизни - номер надо б поменять!

1 Ученик:

Номер первый – кислород?

Не смешил бы ты народ!

Номер первый – Петр Чех,

В Челси он имел успех.

Вальтер Дзенга – вот герой

За «Милан» стоял горой.

Им в футболе равных нет,

А ты мне все про элемент.

Ну, узнаю я про бром,

Про аргон, титан и хром.

Только это мне зачем?

Чтоб засохнуть что ль совсем?

2 Ученик

Не засохнешь никогда,

Н2О спасет – вода.

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

С Щипачев

1 Ученик:

Знаю я, что без воды –

Ни туды и ни сюды.

Вся планета залита:

Тут вода и там вода,

И везде одна вода.

2 Ученик:

Не так-то запасы воды велики,

Мы всё, что смогли, загрязнили.

Пожалуй, уже не осталось реки,

Где б чистые воды катили.

3 Ученик:

Нам снится немая, как камень Земля.
И небо нагое без птицы,
И море без рыбы и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский

2 Ученик:

Ты знаешь хоккей и в футболе силен,

В компьютере тоже смекаешь,

Бываешь в каких-то вопросах смышлен,

Но главного не понимаешь.

Не может Земля бесконечно давать

Все то, что у ней отнимают.

И  недра её начинают страдать:

Запас их стремительно тает.

Действие II  Неметаллы

3 Ученик:

Через века прошли металлы:

Век Бронзовый, Железный, Золотой.

Земля их людям с щедростью давала –

Они взамен ей труд дарили свой.

Орудия труда, кольчуги,  копья, шлемы

И наконечники для стрел –

Металлы помогли решить проблемы

И людям облегчили их удел.

4 Ученик

Звенела кованая медь,
Мой щит, холодное презренье,
И на щите девиз: «Терпенье».
Звенела кованная медь,
И зазвенит она и впредь
В ответ на всякое гоненье.
Звени же, кованая медь,
Мой щит, холодное презренье.

Сологуб Ф.

Медь

Заставили меня вы покраснеть,
Но я не золото, я – медь.
По цвету я на золото похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший я электропроводник  -
Об этом знает каждый ученик.
Не замечаю я разбавленных кислот,
Зато предпочитаю кислород.
При нагревании я с ним даю оксид,
Который окисляет альдегид.
Прошу вас всех учесть момент:
Я важный биоэлемент.
К моллюскам я храню любовь,
И синей делаю их кровь.
Со мною их пигмент несет
По клеткам тела кислород.

1 Ученик

Но не моллюск я, братцы, нет,

С их голубой холодной кровью,

И крови моей красный цвет

Нисколько не вредит здоровью.

Я слышал, в ней железо есть,

А это меди не вреднее.

Нам надо много яблок съесть,

Чтоб стали мы еще сильнее.

Железо

Я – хладное железо,

Я властвую над всем,

И без меня в развитии

Отстали б вы совсем.

Железом мечен человек,

И дети вскормлены железом,

Когда-то был железный век,

В котором стало я полезным.

Через века мой путь идёт,

А я по-прежнему в фаворе.

С любым металлом до сих пор

Могу на равных я поспорить.

Стальной прокат, чугун литейный,

Ядро Земли, метеорит,

И алой крови наполненье,

Могу с ума свести магнит.

Я компас поведу с собою,

Как путеводная звезда;

Все залежи свои открою,

Отдам их людям навсегда.

1 Ученик:

Что за металл?! Ржавеешь быстро.

Труха – и больше ничего.

В тебе не промелькнет и искра

Металла желтого. Его

Не только обожают – ценят,

Жизнь отдают за звон монет,

Над ним не властно даже время -

В тебе такого близко нет.

( С восхищением, растягивая слово, произносит)

Аурум….Дорого…Престижно…Аурум…..

Золото:

Я Золото, я очень благородно!
Хоть кольца золотые обручают,
Само я независимо, свободно!
Мои соединенья получают
С большим трудом в растворе царской водки,
В других кислотах я не окисляюсь!
А в древних кладах и других находках
Я лучше всех металлов сохраняюсь.
Я Золото! Как Солнце, я сверкаю,
К себе людей веками привлекаю,
Маню их, как ребёнка шоколадка,
Гублю их золотою лихорадкой!
Я Золото! Я дорого, шикарно!
Я – деньги, и поэтому коварно!

2 Ученик:

Да, благородно ты и, может быть, шикарно,

Но только не всегда несешь вражду,

И не всегда бываешь ты коварно.

Я про тебя другое расскажу.

Не так давно учёные открыли,
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живём, как говорится,
Согреты этим золотым огнём.

Мы знаем фразу: "Золотые руки!"
Иль, скажем: "Золотая россыпь слов!"
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: "Золотая кровь!"

И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.

И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!

Эдуард Асадов

3 Ученик:

А я еще могу добавить,

Что золотом блестят слова,

В них смысла ни прибавить, ни убавить.

Вот, например: он золотая голова.

4 Ученик:

Золотое солнце в вышине

Золотым лучом ласкает землю.

Золотое слово в тишине

Слушаю и суть его приемлю.

Золотая нива колос льёт,

Золотая рожь зерном играет.

Золотая осень к нам придет

И Шарами Золотыми запылает.

А в реке под голубой волной

Золотая рыбка проплывает,

И несет она подарок дорогой,

Тем, кто свадьбу золотую отмечает.

Эпилог

2 Ученик:

Химия  не скучная наука.

Я думаю, ты понял всё теперь.

Только от незнанья твоя скука

А ты в себя немножечко поверь.

Тебе открыли тайны элементы –

Без них не сможем мы прожить.

Они тебе в тяжелые моменты

Дадут возможность с химией дружить.

Много на белом свете

Разных сокровищ есть,

Их под землей и в море

Невозможно счесть.

Пусть пролетят столетья,

Пусть пробегут года,

Но элементов группы

Будут жить всегда.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Да, всегда, всегда, всегда.

Золото, никель, висмут,

Хлор, кислород, азот –

Дружненько образуют

Сложный бутерброд.

Чтобы в котле реакций,

Просто на раз и два,

Новыми веществами

Полнилась земля.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Полнилась всегда Земля.

Все вещества природой отданы навсегда,

Чтобы служили людям

Долгие года,

Чтобы однажды утром,

Прям на рассвете дня

Кто-то сказал природе

Важные слова.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Ты, природа, к нам добра

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Ты, природа, нам нужна.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Будем мы беречь тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .

Сценарий  внеклассного мероприятия  «КРЫМСКАЯ  МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г.     Класс:10-Б...

сценарий внеклассного мероприятия интеллектуальная игра "Химические элементы"

Буду рада , если мой сценарий поможет в проведении внеклассного мероприятия, предметной недели по химии...

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни".

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни"....

Сценарий внеклассного мероприятия "Со страниц на сцену"

Материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Со страниц на сцену" (инсценировки знакомят учащихся с жанрами)...

Таблица Менделеева на сцене школьного театра

Таблица Менделеева на сцене школьного театра(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)...

"Сцены из лицейской жизни". Сценарий внеклассного мероприятия по книге Л. Рубинштейна "В садах Лицея"

Внеклассное мероприятие для учеников 5-8 классов, посвященное Дню лицейской годовщины....