Методическое пособие для проведения занятия по теме: «Путешествие в страну Поэзия»
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) по теме

Дубинская Наталья Рафаельевна

Данное пособие может быть использовано для проведения итогового занятия в рамках одной учебной группы или для проведения конкурса между командами нескольких (до 5) учебных групп.

Материалы для прослушивания (песни и стихи) в конкурсе "Послушайте!" могут быть подобраны на усмотрение преподавателя. Презентацию к уроку пришлось разделить на 2 части по техническим причинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Тема: Поэзия «Серебряного века»

Время проведения: 90 минут

Место проведения: МК №2, учебная аудитория

Вид занятия: Викторина

Группы: 101 – 106

Обоснование темы:

Серебряный век – это феномен русской культуры конца XIX  – начала  XX века, удивительный подъем во всех областях духовной жизни России. Не случайно этот период часто называют  «русским ренессансом».  По словам Н.Бердяева «это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания…». Это было время поиска новых форм и средств художественной выразительности, новых способов воспроизведения действительности.  В русской поэзии произошел настоящий «взрыв» новых  течений и новых имен: появились десятки великих, крупных и просто значительных поэтов. Их творчество отразило в себе все те процессы, которые происходили в жизни России на рубеже веков, и, потому, его изучение так важно для понимания исторической, культурной, духовной и эстетической жизни общества, а так же для правильного восприятия русской литературы последующих эпох.  

Для проведения итогового занятия не случайно была выбрана форма игры-викторины.  Участие студентов  в литературных викторинах позволяет определить  не только уровень их знаний по данной теме, но и степень их эстетического, историко-культурного и  духовного  развития. В процессе  проведения викторины  подключается эмоционально-духовная сфера, активизируются  художественно-эстетические потребности студентов, развивается  их культурный вкус и происходит их подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественных произведений.

Цель занятия:  

Определить общий уровень усвоения материала по данной теме;

Задачи занятия:

  • Углубить знания студентов о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • Совершенствовать навыки монологического ответа;
  • Развивать умение мыслить логически;
  • Продолжать формирование навыков анализировать и синтезировать информацию;
  • Развивать творческие способности студентов;
  • Развивать умение сосредотачиваться, концентрировать внимание, наблюдательность, быстроту реакции;
  • Формировать навыки работы в коллективе.

Предполагаю, что студент знает:

  • Историко-хронологические рамки Серебряного века
  • Литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и т.д.)
  • Творческие биографии поэтов Серебряного века.

Студент имеет представление:

  • Об изменениях происходивших в экономике, политике, науке, культуре и искусстве на рубеже XIX-XX веков;
  • О русском фольклоре и православных традициях;

На занятии студент сможет:

  • Объяснить художественное своеобразие произведений представителей различных литературных течений изучаемой эпохи;
  • Определить принадлежность предложенных литературных произведений;
  • Продемонстрировать знание стихотворений поэтов Серебряного века;

Межпредметные связи:

ИСТОКИ                                                                                                                                  ВЫХОД

История  

«Поэзия Серебряного века»

                                                                                                         религиоведение и служба                                                хосписа

Литература(школьный курс)

Основы философии

История культуры

Русский язык и культура речи

                                                                                                                 

Внутрипредметные связи:  

ИСТОКИ                                                                                                                            ВЫХОД

Поэзия 19 века                                       «Поэзия Серебряного века»                   Поэзия 20 века

Особенности литературного                                                                    

процесса начала 20 века.

Ход занятия:

Этап

Пояснение к реализации

Примерное время

Оснащение

1

2

3

4

5

I

Вводная часть:

Организационный

Постановка целей

Мотивационный

Приветствие, перекличка, деление на команды.

Сообщение целей и хода занятия.

8

5

3

Журнал

 Система мультимедиа

II

Основная часть занятия:

Проведение викторины

  1. Представить литературное направление (каждая команда по двум предложенным стихотворениям должна определить, представителями какого литературного течения были авторы этих строк, пояснить свой ответ и дать характеристику данного направления в форме синквейна) .
  2. Конкурс на знание биографии (1 часть задания - каждая команда дает краткую биографическую справку, не называя поэта; 2 – узнать по фактам биографии поэта).
  3. Прослушать стихотворение и назвать автора.
  4. Вопросы – ответы (каждая команда получает задание, включающее в себя 9 различных вопросов на знание биографий и творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии)
  5. Стихи – посвящения                        (определить кому из поэтов Серебряного века посвящены предложенные стихотворения)
  6. Образ Санкт-Петербурга в поэзии Серебряного века

20

10

7

23

8

7

Распечатанные тексты,

Система мультимедиа

Система мультимедиа

Распечатанные тексты,

Система мультимедиа

III

Заключительная часть:

Подведение итогов

Прощание

Итоговая оценка знаний.

7

Представление содержания учебного материала:

Вводная часть включает в себя приветствие студентов, проверку присутствующих и  деление группы на пять команд, в соответствии с количеством литературных направлений, существовавших в эпоху Серебряного века. Далее следует сообщение целей и хода занятия.

Основная часть

Команды в определенной последовательности получают задания, выполнение каждого из которых может быть оценено исходя из максимально возможного количества баллов.  В том случае, если команда не сможет дать правильный ответ на предназначавшийся ей вопрос, право ответа переходит к другой команде.

Задание №1   Представить литературное течение .

Каждая команда по двум предложенным стихотворениям должна определить, представителями какого литературного течения были авторы этих строк (2 балла), пояснить свой ответ(2 балла) и дать характеристику данного направления в форме синквейна (3 балла) . Максимальная оценка – 7 баллов.

Составление синквейна.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Он является средством творческого самовыражения, обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).

Правила написания:

  • Первая строка - одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
  • Вторая строка - два прилагательных или причастия, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
  • Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
  • Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
  • Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. 

Примеры синквейна:

Есенин

Поэт

Вспоминающий,  страдающий.

Любит, страдает,  верит.

Очень любит свою страну.

Патриот. 

 

Маяковский

Поэт

Чувственный, страстный.

Творит, любит, борется.

Маяковский пытается изменить мир.

Борец, Человек!

Задание №2   Конкурс на знание биографии 

1 часть задания - каждая команда дает краткую биографическую справку, не называя поэта (3 балла);

2 – узнать по фактам биографии поэта (2 балла).

Максимальная оценка – 5  баллов.

Задание №3   Прослушать стихотворение и назвать автора.

Студентам предлагаются для прослушивания аудиозаписи, представляющие песни на стихи поэтов Серебряного века и музыкально-литературные композиции. Задача – узнать автора стихотворения и первыми назвать его. За каждый правильный ответ –1 балл.

Задание №4  Вопросы – ответы 

Каждая команда получает задание, включающее в себя 10 различных вопросов на знание биографий и творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание №5  Стихи – посвящения                       

Определить кому из поэтов Серебряного века посвящены предложенные стихотворения

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание №6  Образ Санкт-Петербурга в поэзии Серебряного века

Марафон стихотворений о Санкт-Петербурге. Команды по очереди цитируют произведения о Петербурге и его окрестностях. Побеждает  команда, которая последней сможет процитировать стихотворение на заданную тему. 2 балла.  

Подведение итогов:

В результате игры команда может заработать в среднем 28- 29 баллов.

Критерий оценки:

24 – 28 баллов – оценка «5»

20 – 23 баллов -  оценка «4»

15 – 19 баллов – оценка «3»

Менее 15 баллов – оценка «2»

Приложение №1

1.

Хорошо ввечеру при лампадке
Погрустить и поплакать втишок,
Из резной низколобой укладки
Недовязанный вынуть чулок.

Ненаедою-гостем за кружкой
Усадить на лежанку кота
И следить, как лучи над опушкой
Догорают виденьем креста,

Как бредет позад дремлющих гумен,
Оступаясь, лохмотница-мгла...
Всё по-старому: дед, как игумен,
Спит лохань и притихла метла.

Лишь чулок - как на отмели верши,
И с котом раздружился клубок.
Есть примета: где милый умерший,
Там пустует кольцо иль чулок,

Там божничные сумерки строже,
Дед безмолвен, провидя судьбу,
Глубже взор и морщины... О, Боже -
Завтра год, как родная в гробу!

Бродит темень по избе,
Спотыкается спросонок,
Балалайкою в трубе
Заливается бесенок:

"Трынь да брынь, да
тере-рень..."
Чу! Заутренние звоны...
Богородицына тень,
Просияв, сошла с иконы.

В дымовище сгинул бес,
Печь, как старица, вздохнула.
За окном бугор и лес
Зорька в сыту окунула.

Там, минуючи зарю,
Ширь безвестных плоскогорий,
Одолеть судьбу-змею
Скачет пламенный Егорий.

На задворки вышел Влас
С вербой, в венчике сусальном.
Золотой, воскресный час,
Просиявший в безначальном.

Ответ: новокрестьянская поэзия (создается картина сельского быта, образ деревенской избы, используются христианские мотивы, фольклорные элементы)

2.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

В Генуе, в палаццо дожей
Есть старинные картины,
На которых странно схожи
С лебедями бригантины.

Возле них, сойдясь гурьбою,
Моряки и арматоры
Все ведут между собою
Вековые разговоры,

С блеском глаз, с усмешкой важной,
Как живые, неживые…
От залива ветер влажный
Спутал бороды седые.

Миг один, и будет чудо;
Вот один из них, смелея,
Опросит: —«Вы синьор, откуда,
Из Ливорно иль Пирея?

«Если будете в Брабанте,
Там мой брат торгует летом,
Отвезите бочку кьянти
От меня ему с приветом».

Ответ: акмеизм (обращение к культурным ценностям предшествующих эпох – античности и Возрождения; предметность и точность образов, отсутствие мистической туманности, создается ощущение реальной красочной и многозвучной картины жизни).

3.

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!

***

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Ответ: футуризм (нарушение привычных норм стихотворной речи, эксперимент в области ритмики, рифмы, наличие неологизмов).

4.

Зыбь пыльной пелены.

Небо сочная полудыня.

Звезды семечки синие.

Режу небо щербатым ножом луны.

Опускаюсь в зарево травы.

Кушаю ломтики прохладной синевы.

А луна, как белый дедушка,

Прихромав ползет к заутрене,

Облачко – в платочке девушка,

Глянцем розовым запудрена.

Утро бледно-синеватое

Нежит небо в шарф шафрановый…

От меня ушли так рано вы,

Недовольной, виноватою.

А луна, как дед хромающий,

Белый лунь сутулый, сгорбленно

Ковыляет в небе тающем,

Унося с собою скорбь мою.

Ответ: имажинизм (создание красочных образов, обилие метафор, стихотворения представляют собой каталог образов, одинаково читаются с начала и с конца).

5.

Среди людей, я средь — чужих...
Мне в этом мире не до них,
Как им, в борьбе и шуме дня,
Нет в жизни дела до меня...

В дороге дальней им, как мне,
Тужить, блуждать наедине...
Мне в мой простор, в мою тюрьму,
Входить на свете одному...

Пока в пути не встанет грань,
Нам всем томительную ткань
Рукою сирой в жизни ткать —
Душою замкнутой алкать...

Звучит по разному у всех
Один и тот же стон и смех,—
На всех ткачей один станок,
Но каждый сир и одинок...

***

Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому?

С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто.

И движеньем спугнуть этот миг
Мы боимся, иль словом нарушить,
Точно ухом кто возле приник,
Заставляя далекое слушать.

Но едва запылает свеча,
Чуткий мир уступает без боя,
Лишь из глаз по наклонам луча
Тени в пламя сбегут голубое.

Ответ: символизм (музыкальность, легкость слога;  мистика, таинственность; поэтика намека и иносказания; тема безысходности,  одиночества человека в этом мире).

Приложение 2.

1 вариант

Вопрос 1.   Как называется произведение А.А. Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только «революционный шаг» героев, «но и весьма значимая... любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки»?

Ответ: «Двенадцать»

Вопрос 2. Восстановите строку:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела …
Ответ: Перчатку с левой руки. 

Вопрос 3. Какой год М. И. Цветаева считала счастливейшим в своей жизни?

Ответ:  1912-й. Замужество, рождение дочери Ариадны, выход второй книги стихов «Волшебный фонарь».

Вопрос 4. 0 каком городе стихи?

 ...Царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый

Город в свой уходил туман...

Ответ:  О Петербурге. По преданию, царица Авдотья (первая жена Петра I, была заточена им в монастырь) прокляла этот город. Достоевский здесь упомянут в связи с тем, что в его произведениях много места уделено описанию Петербурга.

Вопрос 5 Что означает название первого есенинского сборника «Радуница»(1916)?

Ответ: Радуница  (Радоница)  -   день  поминовения  усопших, обычно первый четверг (в некоторых местах вторник) первой послепасхальной недели, так называемой Фоминой. Слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые по-настоящему весенние дни.


Вопрос 6. Эти есенинские строки нравились В. Маяковскому, который цитировал их,  как пример звукописи, делающей поэзию поэзией:

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой ....

Завершите четверостишие. Откуда оно взято?

Ответ: Расскажу про тебя дорогую,

              Что когда-то я звал дорогой.

(«Вечер черные брови насупил…»)

Вопрос 7. Что предлагает поэт собаке Качалова - Джиму?

Ответ: Давай с тобой полаем при луне

              На тихую, бесшумную погоду.

Вопрос 8. Как называется стилистический прием, использованный К.Бальмонтом для усиления звуковой выразительности стиха?

          Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

        Величавый возглас волн.

        Близко буря. В берег бьется

        Чуждый чарам черный челн…

Ответ: Аллитерация.

Вопрос 9. Что предлагает и что обещает своей любимой В.В.Маяковский в стихотворении «Письмо к Татьяне Яковлевой»?

 Ответ: Иди сюда, иди на перекресток

Моих больших и неуклюжих рук…

Я все равно тебя когда-нибудь возьму –

Одну или вдвоем с Парижем.

2 вариант

Вопрос 1. Укажите произведение А.А. Блока, о котором, по воспоминаниям современника, М. Горький сказал, что оно «самая злая сатира на все, что происходило в те дни», а другие писатели и критики утверждали, что оно — хвала событиям революции, гимн ей.

Ответ: «Двенадцать»

Вопрос 2. Какой университет удостоил Анну Ахматову звания доктора?

Ответ: Оксфордский (Великобритания).


Вопрос 3. Вставьте недостающие слова.

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как,...

Ответ: Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух...

Вопрос 4. Образ какого города  возникает у вас при чтении этих строк?

Гришка-вор тебя не ополячил,

Петр-Царь тебя не онемечил...

Ответ: Образ Москвы (М.Цветаева «Москве»).

Вопрос 5. (1)Матушка в Купальницу по лесу ходила.

    ...Охнула кормилица, тут и породила;

                  (2).. .Наверно, в осеннюю сырость

                      Меня родила моя мать.

Какое из этих утверждений Есенина - первое или второе - соответствует действительности?

Ответ: Второе: Есенин родился 21 сентября (по старому стилю). Купальница - ночь накануне праздника Ивана Купалы (24 июня по старому стилю).


Вопрос 6. «Я хожу в цилиндре не для женщин..,»

 А для кого и для чего?

Ответ: В нем удобней, грусть мою уменьшив,

             Золото овса давать кобыле.

(«Я обманывать себя не стану...»).


Вопрос 7. Кому был посвящен цикл «Любовь хулигана» и почему «имя твое звенит, / Словно августовская прохлада»?

Ответ: Цикл посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонидовне Миклашевской, отсюда и обыгрывание ее имени в поэтических строках («Ты такая ж простая, как все...»).


Вопрос 8. .... Старуха челюстью порога

                      Жует пахучий мякиш тишины.

Что это за старуха?

Ответ: «Изба-старуха...».

Вопрос 9.  Завершите мысль В.Маяковского:

                   Значит – это необходимо,

                   чтобы каждый вечер

                   над крышами……

Ответ: загоралась хоть одна звезда?!


3 вариант

Вопрос 1.   В дневнике писателя А.М. Ремизова есть запись: «Блок слышит «музыку» во всей этой метели, пробует писать и написал что-то». Как называется произведение Блока, написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя «музыку революции»?

Ответ: «Двенадцать»


Вопрос 2. Укажите черты автобиографичности в этом стихотворении.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна...

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Ответ: Муж Анны Ахматовой Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в заговоре. Сын поэтессы много лет провел в сталинских лагерях.


Вопрос 3. Я - бренная пена морская...

Почему М. Цветаева так сказала о себе?

Ответ:  Марина в переводе с латинского означает «морская».

Вопрос 4. М. И. Цветаева пишет:

Стихи растут, как звезды и как розы...

С ней полемизирует другой поэт:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи...

Кто этот поэт?

Ответ: А. Ахматова.


Вопрос 5. К какой «отколотой половине земли» обращался Есенин с предостережением?

Страшись по морям безверия

Железные пускать корабли.

Ответ: К Америке


Вопрос 6. Кому писал Есенин стихотворения-письма?

Ответ:   «Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре», «Ответ» (матери), «Письмо к женщине»,  «Поэтам Грузии»...


Вопрос 7. Какое произведение Есенина начинается признанием?

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен...

Ответ: «Черный человек».

Вопрос 8. На какие народные загадки опираются есенинские метафоры:

 Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна;

Луну, наверное,

Собаки съели.

Ее давно на небе не видать;

Ответ: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка»; «Собаки лают, а достать не могут»;

Вопрос 9. Какой литературный прием использовал В.В. Маяковский при написании следующих строк?

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разрыдалась

так по-детски...

Ответ: Олицетворение.

4 вариант

Вопрос 1.   Поэма А. Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Черный вечер./ Белый снег». Какой прием использует автор в приведенных строках?

Ответ: Антитеза, противопоставление


Вопрос 2. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
                 Очертанья столицы во мгле.
                 Сочинил же какой-то бездельник….

А что он сочинил?
Ответ: Что бывает любовь на земле.


Вопрос 3. Здесь столько лир повешено на ветки,

Но и моей как будто место есть.

Назовите это место. Чем оно знаменито?

Ответ: Царскосельский парк. Здесь бывал А. С. Пушкин и многие другие поэты.


Вопрос 4. С каким заявлением обратилась М. Цветаева в совет Литфонда после возвращения из эмиграции?

Ответ: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».


Вопрос 5. Ты одна мне помощь и отрада,

                   Ты одна мне несказанный свет.

К кому обращается С.Есенин?

Ответ: Мать поэта.


Вопрос 6.   Откуда взято выражение «Черный человек» в названии есенинской поэмы?

Ответ: Из «Моцарта и Сальери» Пушкина: Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек.

Вопрос 7. Кого имел в виду Есенин?

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Ответ: Очевидно, Айседору Дункан


Вопрос 8. . Он бы пел нежнее и чудесней,

                     Да сгубила пара лебедей.

О каких лебедях идет здесь речь? Как называется использованный художественный прием?

Ответ: «Руки  милой    -   пара  лебедей...»; метафора.

Вопрос 9. Кто и как иронически снизил предсмертные есенинские слова?

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей...

Ответ: В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»:

 В этой жизни умереть не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней.

5 вариант

Вопрос 1. В стихотворении А.Блока «Русь» есть такие строки:

«И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданье старины».

Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций.

Ответ: Олицетворение


Вопрос 2 Со стихами какого поэта перекликаются строки Ахматовой?

Он прав - опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит...

Ответ: Перекличка со стихами Блока: Ночь, улица, фонарь, аптека...

Вопрос 3 Моим стихам, написанным так рано,

                 Что и не знала я, что я - поэт...

К какому времени относятся самые ранние стихи М. Цветаевой?

Ответ: По некоторым источникам, она начала писать стихи с четырех-шести лет.


Вопрос 4.  Когда я ночью жду ее прихода,

                  Жизнь, кажется, висит на волоске...

Чьего прихода ждет поэтесса?

Ответ: Музы.


Вопрос 5.  О ком из поэтов-современников Есенин впоследствии писал: «Когда я смотрел на ..., с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта»;.

Ответ: Об Александре Блоке

Вопрос 6 Я люблю этот город вязевый,

                 Пусть обрюзг он и пусть одрях.

                 Золотая дремотная Азия

                 Опочила на куполах.

В любви к какому городу признается Есенин?

Ответ: Москве


Вопрос 7  Откуда эти строки Есенина и к кому они обращены?

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несет нас рок событий.

Ответ: Из «Письма к женщине»; к Зинаиде Райх, бывшей жене поэта.


Вопрос  8 Какой художественный прием использует В.Брюсов:

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ответ: Анафора

Вопрос 9 Какой вопрос задает своим читателям В.Маяковский в стихотворении «А вы могли бы?

Ответ: А вы

            ноктюрн сыграть

            могли бы

            на флейте водосточных труб?

Приложение 3

Стихи о поэтах:

1. Кому посвящены стихи?

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье...

Ответ: А.Блоку

2. Чьи это стихи? О ком?

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал забавницу,

Гадал - своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Ответ: Стихи Н. Гумилева «Из логова змиева» об Ахматовой.

3. Чьи это стихи? О ком?

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пение, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

... А я была его женой.

Ответ: А.Ахматова «Он любил» о Н.Гумилеве

4. Я знаю: наш дар - неравен.

Мой голос впервые - тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих...

Эти строки посвящены поэту-современнику, на котором, по мнению М. Цветаевой, лежит след «десницы Державина». Кто он?

 Ответ: Осип Мандельштам.

5. Всех героинь шекспировских трагедий я вижу в Вас...

В ком видит М. Цветаева «всех героинь шекспировских трагедий»?

Ответ: Софье Парнок («Подруге»).

6. Одно-единственное движенье губ,

Имя твое - пять букв...

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

О каком имени идет речь?

Ответ: Блок. (В то время фамилия поэта писалась с твердым знаком на конце - Блокъ, т. е. состояла из пяти букв.)

7. Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.

О ком эти стихи?

Ответ: Об Анне Ахматовой

8.Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
……
Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый…
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.

Кто заслужил такие эпитеты М. Цветаевой?

Ответ: В. Маяковский («Маяковскому», 1921).

9.  Кому из современников и по какому поводу М. Цветаева адресовала эти стихи?

...Я забыла об этом!

Что поэзия ваша из книг

И из зависти - критика.

Ранний старик,

 Вы опять мне на миг

Показались великим поэтом...

Ответ: В. Я. Брюсову. В ответ на рецензию сборника «Волшебный фонарь».

10. О ком из своих современников Есенин отзывался так?

Ты сердце выпеснил избе,

Но в сердце дома не построил;

Ответ: О Н. Клюеве.

11. Кого называет А. Ахматова своим учителем в поэзии?

А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел и тени не оставил...

Ответ: Иннокентия Анненского.

12. Задание для внимательных: кому посвящено стихотворение?

Ангел лег у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Ответ: Анна Ахматова (акростих)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряный век

Слайд 2

Представить литературное течение .

Слайд 3

Составление синквейна Первая строка - одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. Вторая строка - два прилагательных или причастия, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. Третья строка - три глагола : действия, которые производит существительное. Четвёртая строка - фраза из четырёх слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 4

Новокрестьянская поэзия 1 Хорошо ввечеру при лампадке Погрустить и поплакать втишок , Из резной низколобой укладки Недовязанный вынуть чулок. Ненаедою-гостем за кружкой Усадить на лежанку кота И следить, как лучи над опушкой Догорают виденьем креста, Как бредет позад дремлющих гумен, Оступаясь, лохмотница-мгла... Всё по-старому: дед, как игумен, Спит лохань и притихла метла. Лишь чулок - как на отмели верши, И с котом раздружился клубок. Есть примета: где милый умерший, Там пустует кольцо иль чулок, Там божничные сумерки строже, Дед безмолвен, провидя судьбу, Глубже взор и морщины... О, Боже - Завтра год, как родная в гробу! Бродит темень по избе, Спотыкается спросонок, Балалайкою в трубе Заливается бесенок: " Трынь да брынь , да тере-рень ..." Чу! Заутренние звоны... Богородицына тень, Просияв, сошла с иконы. В дымовище сгинул бес, Печь, как старица, вздохнула. За окном бугор и лес Зорька в сыту окунула. Там, минуючи зарю, Ширь безвестных плоскогорий, Одолеть судьбу-змею Скачет пламенный Егорий. На задворки вышел Влас С вербой, в венчике сусальном. Золотой, воскресный час, Просиявший в безначальном.

Слайд 5

Акмеизм 2 Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. В Генуе, в палаццо дожей Есть старинные картины, На которых странно схожи С лебедями бригантины. Возле них, сойдясь гурьбою, Моряки и арматоры Все ведут между собою Вековые разговоры, С блеском глаз, с усмешкой важной, Как живые, неживые… От залива ветер влажный Спутал бороды седые. Миг один, и будет чудо; Вот один из них, смелея, Опросит: —«Вы синьор, откуда, Из Ливорно иль Пирея ? «Если будете в Брабанте, Там мой брат торгует летом, Отвезите бочку кьянти От меня ему с приветом».

Слайд 6

Футуризм 3 Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей . Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей . В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей . Стая легких времирей ! Ты поюнна и вабна , Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны , Славу легких времирей ! Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. " Пинь , пинь , пинь !" - тарарахнул зинзивер . О, лебедиво ! О, озари!

Слайд 7

Имажинизм 4 А луна, как белый дедушка, Прихромав ползет к заутрене, Облачко – в платочке девушка, Глянце м розовым запудрена. Утро бледно-синеватое Нежит небо в шарф шафрановый… От меня ушли так рано вы, Недовольной, виноватою. А луна, как дед хромающий, Белый лунь сутулый, сгорбленно Ковыляет в небе тающем, Унося с собою скорбь мою. Зыбь пыльной пелены. Небо сочная полудыня . Звезды семечки синие. Режу небо щербатым ножом луны. Опускаюсь в зарево травы. Кушаю ломтики прохладной синевы.

Слайд 8

Символизм 5 Не мерещится ль вам иногда, Когда сумерки ходят по дому, Тут же возле иная среда, Где живем мы совсем по-другому? С тенью тень там так мягко слилась, Там бывает такая минута, Что лучами незримыми глаз Мы уходим друг в друга как будто. И движеньем спугнуть этот миг Мы боимся, иль словом нарушить, Точно ухом кто возле приник, Заставляя далекое слушать. Но едва запылает свеча, Чуткий мир уступает без боя, Лишь из глаз по наклонам луча Тени в пламя сбегут голубое . Среди людей, я средь — чужих... Мне в этом мире не до них, Как им, в борьбе и шуме дня, Нет в жизни дела до меня... В дороге дальней им, как мне, Тужить, блуждать наедине... Мне в мой простор, в мою тюрьму, Входить на свете одному... Пока в пути не встанет грань, Нам всем томительную ткань Рукою сирой в жизни ткать — Душою замкнутой алкать... Звучит по разному у всех Один и тот же стон и смех,— На всех ткачей один станок, Но каждый сир и одинок...

Слайд 9

Биографии поэтов Серебряного века

Слайд 15

Послушайте....

Слайд 16

Вопросы - ответы

Слайд 17

Вопрос 1 (1) Восстановите строку: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела … Ответ : Перчатку с левой руки.

Слайд 18

Вопрос 1 (2) Какой университет удостоил Анну Ахматову звания доктора? Ответ: Оксфордский (Великобритания).

Слайд 19

Вопрос 1 (3) Укажите автобиографические черты в этом стихотворении А.А.Ахматовой. Эта женщина больна, Эта женщина одна... Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Ответ: Муж Анны Ахматовой Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в заговоре. Сын поэтессы много лет провел в сталинских лагерях.

Слайд 20

Вопрос 1 (4) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник…. А что он сочинил? Ответ: Что бывает любовь на земле.

Слайд 21

Вопрос 1 (5) Со стихами какого поэта перекликаются строки Ахматовой? Он прав - опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит... Ответ: Перекличка со стихами Блока: Ночь, улица, фонарь, аптека...

Слайд 22

Вопрос 2 (1) Какой год М. И. Цветаева считала счастливейшим в своей жизни? Почему? Ответ: 1912-й. Замужество, рождение дочери Ариадны, выход второй книги стихов «Волшебный фонарь».

Слайд 23

Вопрос 2 (2) Вставьте недостающие слова. Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как,... Ответ: Иль, как Бетховен, глух...

Слайд 24

Вопрос 2 (3) Я - бренная пена морская... Почему М. Цветаева так сказала о себе? Ответ: Марина в переводе с латинского означает «морская».

Слайд 25

Вопрос 2 (4) Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть. О каком пригороде Санкт-Петербурга идет речь? Чем он знаменит? Ответ: Царскосельский парк. Здесь бывал А. С. Пушкин и многие другие поэты.

Слайд 26

Вопрос 2 (5) Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт... К какому времени относятся самые ранние стихи М. Цветаевой? Ответ: По некоторым источникам, она начала писать стихи с четырех-шести лет.

Слайд 27

Вопрос 3 (1) 0 каком городе стихи? ...Царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый Город в свой уходил туман... Ответ: О Петербурге. По преданию, царица Авдотья (первая жена Петра I , была заточена им в монастырь) прокляла этот город.

Слайд 28

Вопрос 3 (2) Образ какого города возникает у вас при чтении этих строк? Гришка-вор тебя не ополячил, Петр-Царь тебя не онемечил... Ответ: Образ Москвы (М.Цветаева «Москве»).

Слайд 29

Вопрос 3 (3) М. И. Цветаева пишет: Стихи растут, как звезды и как розы... С ней полемизирует другой поэт: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи... Кто этот поэт? Ответ: А. Ахматова.

Слайд 30

Вопрос 3(4) С каким заявлением обратилась М. Цветаева в совет Литфонда после возвращения из эмиграции? Ответ: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».

Слайд 31

Вопрос 3 (5) Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске... Чьего прихода ждет поэтесса? Ответ: Музы.

Слайд 32

Вопрос 4 (1) Что означает название первого есенинского сборника «Радуница»(1916)? Ответ: Радуница ( Радоница ) - день поминовения усопших, обычно первый четверг первой послепасхальной недели. Слово означает «блестящая», «просветленная».

Слайд 33

Вопрос 4 (2) (1)Матушка в Купальницу по лесу ходила. ...Охнула кормилица, тут и породила; (2).. .Наверно, в осеннюю сырость Меня родила моя мать. Какое из этих утверждений Есенина - первое или второе - соответствует действительности? Ответ: Второе: Есенин родился 21 сентября (по старому стилю). Купальница - ночь накануне праздника Ивана Купалы (24 июня по старому стилю).

Слайд 34

Вопрос 4 (3) Кому писал Есенин стихотворения-письма? Ответ: «Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре», «Ответ» (матери), «Письмо к женщине», «Поэтам Грузии»...

Слайд 35

Вопрос 4 (4) Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. К кому обращается С.Есенин? Ответ: Мать поэта.

Слайд 36

Вопрос 4 (5) Я люблю этот город вязевый , Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. В любви к какому городу признается Есенин? Ответ: Москве

Слайд 37

Вопрос 5 (1) Что предлагает С.Есенин собаке Качалова - Джиму? Ответ: Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду.

Слайд 38

Вопрос 5 (2) Кому был посвящен цикл «Любовь хулигана» и почему «… имя твое звенит, Словно августовская прохлада»? Ответ: Цикл посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонидовне Миклашевской , отсюда и обыгрывание ее имени в поэтических строках («Ты такая ж простая, как все...»).

Слайд 39

Вопрос 5 (3) Какое произведение Есенина начинается признанием? Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен... Ответ: «Черный человек».

Слайд 40

Вопрос 5 (4) Кого имел в виду Есенин? И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою. Ответ: Очевидно, Айседору Дункан

Слайд 41

Вопрос 5 (5) Откуда эти строки Есенина и к кому они обращены? Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий. Ответ: Из «Письма к женщине»; к Зинаиде Райх , бывшей жене поэта .

Слайд 42

Вопрос 6 (1) Как называется стилистический прием, использованный К.Бальмонтом для усиления звуковой выразительности стиха? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… Ответ: Аллитерация.

Слайд 43

Вопрос 6 (2) .... Старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Что это за старуха? Ответ: «Изба-старуха...».

Слайд 44

Вопрос 6 (3) На какие народные загадки опираются есенинские метафоры: Ковригой хлебною над сводом Надломлена твоя луна; Луну, наверное, Собаки съели. Ее давно на небе не видать; Ответ: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка»; «Собаки лают, а достать не могут»;

Слайд 45

Вопрос 6 (4) Он бы пел нежнее и чудесней, Да сгубила пара лебедей. О каких лебедях идет здесь речь? Как называется использованный художественный прием? Ответ: «Руки милой - пара лебедей...»; метафора.

Слайд 46

Вопрос 6 (5) Какой художественный прием использует В.Брюсов: Ты - женщина, ты - книга между книг, Ты - свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ответ: Анафора

Слайд 47

Вопрос 7 (1) Что предлагает и что обещает своей любимой В.В.Маяковский в стихотворении «Письмо к Татьяне Яковлевой»? Ответ: Иди сюда, иди на перекресток Моих больших и неуклюжих рук… Я все равно тебя когда-нибудь возьму – Одну или вдвоем с Парижем.

Слайд 48

Вопрос 7 (2) Завершите мысль В.Маяковского: Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами…… Ответ: загоралась хоть одна звезда?!

Слайд 49

Вопрос 7 (3) Какой литературный прием использовал В.В. Маяковский при написании следующих строк? Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разрыдалась так по-детски... Ответ: Олицетворение.

Слайд 50

Вопрос 7 (4) Кто и как иронически снизил предсмертные есенинские слова? В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей... Ответ: В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»: В этой жизни умереть не трудно, Сделать жизнь значительно трудней.

Слайд 51

Вопрос 7 (5) Какой вопрос задает своим читателям В.Маяковский в стихотворении «А вы могли бы? Ответ: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посвящения поэтам

Слайд 2

Кому посвящены стихи? Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье...

Слайд 3

А.Блок

Слайд 4

Чьи это стихи? О ком? Из логова змиева , Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал забавницу, Гадал - своенравницу , Веселую птицу-певунью.

Слайд 5

Стихи Н. Гумилева об Ахматовой.

Слайд 6

Чьи это стихи? О ком? Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. ... А я была его женой.

Слайд 7

А.Ахматова «Он любил» о Н.Гумилеве

Слайд 8

Я знаю: наш дар - неравен. Мой голос впервые - тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих... Эти строки посвящены поэту-современнику, на котором, по мнению М. Цветаевой, лежит след «десницы Державина». Кто он?

Слайд 9

Осип Мандельштам

Слайд 10

Всех героинь шекспировских трагедий я вижу в Вас... В ком видит М. Цветаева «всех героинь шекспировских трагедий»?

Слайд 11

Софии Парнок

Слайд 12

Одно-единственное движенье губ, Имя твое - пять букв... Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. О каком имени идет речь?

Слайд 13

Блок

Слайд 14

Узкий, нерусский стан - Над фолиантами. Шаль из турецких стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной черной линией. Холод - в весельи , зной - В Вашем унынии. О ком эти стихи?

Слайд 15

Об Анне Ахматовой

Слайд 16

Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ — …… Певец площадных чудес — Здорово, гордец чумазый… Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул — и снова Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового. Кто заслужил такие эпитеты М. Цветаевой?

Слайд 17

Маяковский

Слайд 18

Кому из своих критиков М. Цветаева адресовала эти стихи? ...Я забыла об этом! Что поэзия ваша из книг И из зависти - критика. Ранний старик, Вы опять мне на миг Показались великим поэтом...

Слайд 19

В.Брюсову

Слайд 20

О ком из своих современников Есенин отзывался так? Ты сердце выпеснил избе, Но в сердце дома не построил;

Слайд 21

О Н.Клюеве

Слайд 22

Кого называет А. Ахматова своим учителем в поэзии? А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел и тени не оставил...

Слайд 23

Иннокентия Анненского

Слайд 24

Задание для внимательных: кому посвящено стихотворение? Ангел лег у края небосклона, Наклоняясь, удивлялся безднам. Новый мир был темным и беззвездным. Ад молчал. Не слышалось ни стона. Алой крови робкое биенье, Хрупких рук испуг и содроганье, Миру снов досталось в обладанье Ангела святое отраженье. Тесно в мире! Пусть живет, мечтая О любви, о грусти и о тени, В сумраке предвечном открывая Азбуку своих же откровений.

Слайд 26

Санкт-Петербург в поэзии Серебряного века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в страну десятичных дробей"

Представлен конспект урока по математике с применением игровой формы обучения   для учащихся  5 классов....

Путешествие в страну Поэзию

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное Всемирному Дню поэзии...

Методическая разработка на тему «Путешествие в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему "Путешествие в страну знаний" для детей страшего дошкольного возраста...

Методическая разработка занятия по ЗОЖ Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи: Образовательные:    • Познакомить детей с правилами, помогающими сохранит...

Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме "Путешествие в страну знаний"

Данный урок является уроком, закрепляющим и обобщающим знания учащихся по темам "About myself", "My family", "Colours", "Animals", "Sport" и грамматич...