Путешествие в страну Поэзию
план-конспект занятия ( класс) на тему

Цыпышева Валентина Викторовна

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное Всемирному Дню поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_poeziyu.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий на тему: “Путешествие в страну Поэзию»

Цели:

1.Образовательная : знакомство с тематическими направлениями и особенностями  лирики русских, башкирских  и зарубежных поэтов.

2. Развивающая: развитие кругозора, мышления, воображения, эмоциональной сферы учащихся при восприятии стихов.

3. Воспитательная: приобщение к миру поэзии, воспитание нравственной сферы учащихся - любви к человеку, чтению, труду, природе, патриотических чувств к родине.

Вступительное слово учителя: 21 марта во всех странах отмечался Всемирный День поэзии. Сегодня в нашей литературной гостиной мы с вами совершим путешествие в необычную страну- страну Поэзию. Мы много читали, учили наизусть стихи русских и зарубежных поэтов. Мы хорошо понимаем, чем отличаются стихи от прозы.

-Нужна ли нам поэзия в жизни, ведь в
обыденной жизни, разговаривая друг с другом,
нам и в голову не приходит говорить в рифму?

Ответьте на мой вопрос:

- Зачем нужна нам поэзия?
Давно известно, как велика сила воздействия поэзии на чувства человека. Порой четыре строчки талантливого автора могут заменить страницу текста прозы.
В наше время, трудное, интересное, непонятное и даже страшное,
мы ищем в печати конкретную информацию по разным проблемам (экономи-
ческим, политическим, национальным). Кажется, что все эти проблемы
лежат вне поэзии.
Конечно, поэзия не может нести в себе такого количества
цифр, фактов, документов, как публицистика. Однако поэтическое слово,
способное проникать в тайны человеческой души, призывает человека
мыслить образами, не дает нашей душе очерстветь.
А эпитеты, метафоры, олицетворения поэзии обогащают речь человека,
помогают общению, расширяют кругозор.
Психологи отмечают, что люди, обращающиеся к поэзии, мягче, добрее,
эмоциональнее тех, кто к ней равнодушен. Поэзия может даже открыть
тайны нашей души. Сегодня мы приоткроем окошко в мир поэзии. И так, в
путешествие... Как и во всяком путешествии, у нас будут остановки.
И первая остановка называется:
"Нравственность и поэзия ".

Ведущий 1

Нет ни одного человека, рано или поздно не задававшего себе
и другим вопрос: " что, значит, быть счастливым?". А быть счастливым
желает каждый, только каждый по - своему.
-  В чем видите вы счастье? (вопрос к ребятам).
-  У нас в гостях много взрослых гостей. Хочется, чтобы
и вы тоже ответили на мой вопрос.

-  Вы - счастливый человек?

А вот как на этот вопрос отвечает поэт Эдуард Асадов:
" Что же такое счастье?" – читает Дарья Луткова
.

Что же такое счастье?
Одни говорят: это страсти:
Карты, вино, увлеченья-
Все острые ощущения.

Другие верят, что счастье-
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных,
В трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье-
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мнению четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Есть еще такое мнение,
Что счастье - это горение,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по - моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека

-  А  А.С.Пушкин видел счастье в любви.

«Я помню чудное мгновенье» читает Илья Потеряев.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

- А в чем видит свое счастье наша молодежь? Меняют ли время и события трактовку этого понятия?
Многое настораживает, беспокоит сегодня. Послушаете цифры и факты: /выходят 2 ученика с папками/.
1. В среднем в стране каждые 30 мин. СОВЕРШАЕТСЯ умышленное
убийство.
2. Каждые 14 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения.
3. Каждые 40 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения.
4. Каждые 8 мин. грабеж.
5. Каждые 23 мин. наступает смерть потерпевшего в результате
нарушений безопасности движения.
6. А сколько гибнет наших ребят в горячих точках...
- Страшно от таких цифр. Об этом же стихотворении
Р. Рождественского
«Баллада о зенитчицах»  читает Карина Карабатова.

Как разглядеть за днями 
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее 
были сплошь – 
девчонки.
А старшей было 
восемнадцать лет.
Лихая чёлка 
над прищуром хитрым, 
бравурное презрение к войне…
В то утро 
танки вышли 
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая, 
действительно старея, 
как от кошмара заслонясь рукой, 
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! – 
И – 
залп!
И тут они 
заголосили, 
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы 
вся бабья боль 
России 
в девчонках этих 
вдруг отозвалась.
Кружилось небо – 
снежное, 
рябое.
Был ветер 
обжигающе горяч.
Былинный плач 
висел над полем боя, 
он был слышней разрывов, 
этот плач!
Ему – 
протяжному – 
земля внимала, 
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. – 
И снова:
- Батарея-а-а! – 
И уже 
пред ними, 
посреди земного шара, 
левее безымянного бугра 
горели 
неправдоподобно жарко 
четыре чёрных 
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями, 
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали 
и стреляли, 
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву 
и честь свою 
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность 
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать 
в родильном 
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье 
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, 
кто сам пришёл 
с войны.

1973г.

ЭТО НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. На 10 км. от Симферополя во время ВО войны было расстреляно 12 тыс. мирных
жителей. Поэт
Александр Твардовский, сам был участником той войны. Картина, которую он застал однажды, потрясла поэта:

«Немые» исполняет Евгения Ушакова.

Я слышу это не впервые,

В краю, потоптанном войной,

Привычно молвится: немые,—

И клички нету им иной.

Старуха бродит нелюдимо

У обгорелых черных стен.

— Немые дом сожгли, родимый,

Немые дочь угнали в плен.

Соседи мать в саду обмыли,

У гроба сбилися в кружок.

— Не плачь, сынок, а то немые

Придут опять. Молчи, сынок...

Голодный люд на пепелище

Варит немолотую рожь.

И ни угля к зиме, ни пищи...

— Немые, дед?— Немые, кто ж!

Немые, темные, чужие,

В пределы чуждой им земли

Они учить людей России

Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали.

Входя в любой, на выбор, дом.

В дому, не спрашивая, брали,

Платили пулей и кнутом.

К столу кидались, как цепные,

Спешили есть, давясь едой,

Со свету нелюди. Немые,—

И клички нету им иной.

Немые. В том коротком слове

Живей, чем в сотнях слов иных,

И гнев, и суд, что всех суровей,

И счет великих мук людских.

И, немоты лишившись грозной,

Немые перед тем судом

Заговорят. Но будет поздно:

По праву мы их не поймем...

1943

Сегодня много пересматривается в политике,
экономике, истории. Но сквозь века, сквозь года человечеством вырабатывались ценности, которые не подлежат пересмотру.
Культура, нравственность, этика - эти слои переходят из поколения
в поколение. Когда мы называем имена - Менделеев, Дм. Лихачев, Капица, Солженицын, Сахаров, Михалков - мы одновременно говорим о том, что это были интеллигентные, культурные люди.
Почему уходит интеллигентность? Часто приходится слышать:
" Внешне он приятный человек, а стоит заговорить...".
Да, речь очень скоро выдает человека, его кругозор, общую
культуру, воспитанность.
А кат это печально, что сегодня так злободневно стихотворение
Э. Асадова
"О брани" читает Василиса Шарафиева.
Существует оно давно,
Злое, грубое, озорное,
И отнюдь не секрет, что оно
Где-то в древности рождено
Горем, пьянством и все такое.
Почему же теперь, когда
Человек, оседлав надежды,
Сел в могучие поезда,
Взмыл на спутнике, как звезда
Сквернословье шест как прежде?
Да еще обрело сейчас
И такие, увы, тенденции:
Отходя от народных масс,
Зреет в сферах интеллигенции.
В общем, чуть ли не высший шик:
Как узор на дорожке скатертей,
Как второй иностранный язык,
Скажем: русский, французский и матерный!
Все найдешь в языке богатом:
Юмор, нежность и гневный меч
Так зачем же чугунным матом
Услащать человечью речь?
Говорят: в технический век
Человек- это мысль и дерзанье.
Значит, должен такому званью
Соответствовать человек!


- Много поучительного в стихотворении. Не правда ли?

Учитель:

Итак, мы убедились, что в поэзии самое главное – чувства, душевные переживания поэта. А поэта волнует всё, что происходит в мире, и он об этом пишет так, что и мы все это чувствуем, переживаем, волнуемся
и ... делаемся лучше.
Ведь поэты всегда мечтали, чтобы Россия - великая страна-
стала замечательной, образованной и культурной.
Вторая остановка в нашем путешествии называется
"Родина моя".

  1. Родина моя - Россия. Слово-то какое звонкое , чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Это ей, нашей красавице России, любимой и дорогой, во все времена слагали свои песни поэты. И конечно же, образ России немыслим без стихов Сергея Есенина. Ведь кто не любит Есенина, тот не любит Россию. Тем более, что в этом году поэту исполняется 120 лет.

«Я покинул родимый дом»

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Еще одно стихотворение на башкирском языке «Письмо» Малиха Хариса  читает Диана Гильметдинова.

- Родина- самое святое, что есть у каждого человека. Родина - это
богатство, бесценное сокровище, которое человек получает в подарок
от судьбы в начале своей жизни, раз и навсегда. Наши местные поэты
тоже посвятили стихи Родине. Послушаем их.

-  Родина - это понятие постоянно ширится и углубляется. Изо дня в день ты заново открываешь для себя Родину

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить",-

писал великий русский поэт Тютчев.

- Мы любим свою Родину, поем ей песни, посвящаем стихи.
Но ведь ее нужно не только любить. Её нужно беречь и защищать.
Неспокойно на сердце у нашей Родины. Оно болит и скорбит. Афганистан, Карабах, Абхазия, Таджикистан, Чечня. Горькой болью звучат эти слова. Можно об этом говорить прозой, но лучше стихами. Стихотворение нашего земляка, соседа из Кигинского района –
Рафаэля Сафина «Журавли» читает Василиса Шарафиева.

-  Люди должны быть высоконравственными в любом случае,
всегда. Этим мы и отличаемся от других живых существ. В своих сочинениях вы писали, что любить Родину - это значит любить, беречь, охранять природу,
Природа - часть нашей родины.
И она вызывает к нам с немой болью: помоги, человек.
Сейчас за рубежом, и у нас организуются общества защитников
природы. Члены этих обществ понимают эту проблему не только как
борьбу с истреблением животных, природных ресурсов, но как истребление человеческой души.


Э.Асадов "Стихи о рыжей собаке" – Редреева Елизавета читает..

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза,
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: "Что? Оставлен бродяга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А-то ведь простая дворняга!"
Не ведал хозяин, что где-то
по шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты.
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила»
Собака на мост полетела
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

- А сколько бродячих собак в нашем селе! А ведь когда-то у них были хоэяева!
Бросил собаку, убил жука, бросил в кошку камень...
Не эта ли цепочка, начавшаяся с такого безобидного, приводит
к печальным последствиям, жертвами которых становятся друзья, соседи, родственники,
Если человек с первых лет своей жизни не способен на любовь,
сострадание к живому, трудно ждать их от него и к человеку.

-Страшно включить телевизор, страшно выпустить на улицу
маленьких детей, которых могут обидеть, украсть.
Почему люди становятся жестокими? Откуда это?
Задумайтесь обо всем, о чем вы услышали. Загляните в свою
душу, сердце. И тогда, может быть каждый в себе найдет силы противостоять злу. И тогда мы его победим! Пусть в жизни будет больше доброты!

"Доброта" Э.Асадов, читает Дмитрий Домрачев.

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей за зря разбиться,

Если ты с любимой в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов.
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь.

В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно, -
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно!

Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку.
Только подлости не прощай
Никому: ни любимой, ни другу.

- Хорошо, что у нас есть Поэзия, наш вечный учитель.
Пусть 
книга, стихи побуждают нас к серьезной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее. Достоевский говорил : "Красота спасет мир, а может быть любовь, доброта, чистота наших душ? Послушайте стихотворение Н.Рубцова в исполнении Мадины Назуровой

"До конца, до тихого креста".
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.

Перед этой желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной,
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она останется чиста

До конца,
До смертного креста!


3 остановка- "Труд - всему основа".

\ Происходящие в нашей стране перемены невозможны без главных ценностей человечества. И ОДНА ИЗ ГЛАВЫХ НАШИХ ЦЕНОСТЕЙ – ТРУД.

О важности труда в обществе говорили многие
выдающиеся люди:
1. Эзоп: "Истинное сокровище для людей- умение трудиться".
2. Ломоносов:" ...неусыпный труд препятствие преодолевает".
3. Чехов: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был
необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни".

- Так говорят великие известные люди. Хотелось бы услышать от наших гостей: - что для вас означает олово "труд"?

А вот стихотворение Н. Палагуты

"Это здорово уметь"прочтет Лиза Токарева.

Это здорово:
Уметь!-
Сеять 
хлеб и песню петь.

Стог метать,
Дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.

Это здорово:
Строгать! -
Делать стол или кровать.

Бак нудить,
Трамвай водить,
Дом на зорьке возводить.

Сталь ковать,
Деталь точить,
Мастерству других учить.

Сад лелеять,
Хлебы печь,
Матерей от бед беречь.

Добрым быть,
Друзей иметь.
Это здорово - уметь!

- Эх! Хорошие стихи прочитала Лиза. Это здорово - уметь! А еще здорово уметь читать стихи на английском яыке и понимать поэзию этой страны. Для вас стихи на англ языке читают Ксения Аристова и Лиза Токарева.

Вы скоро войдете во взрослую жизнь  и уже сейчас надо твердо усвоить,
чтобы лучше жить, чтобы все трудности преодолеть, нужно любить труд,
чисто и добросовестно трудиться.

Привычка хорошо трудиться не возникает сразу, она воспитывается с детства.
Труд - это и посаженное тобой дерево, и тщательно вымытый
пол, и желание помочь другу. Не забыли ли мы о помощи мамам, бабушкам, ветеранам?
Ведь это тоже труд.
Для вас главное сейчас - учеба, и вам есть на кого разняться.
Среди выпускников нашей школы есть  врачи, экономисты, строители,
инженеры, химики, военные, юристы. А чтобы овладеть этими профессия-
ми, нужен упорный, кропотливый, каждодневный труд.
И в труде, и в учебе помогают стихи и песни.
«Изгиб гитары желтой» в исполнении Ирины Самойловой и Мадины Назуровой.


- Каждому человеку необходима счастливая жизнь для того,
чтобы трудиться, приносить пользу.
Счастье, оно должно быть у каждого. Помните, у Тургенева:

" У счастья нет завтрашнего дня, у него
нет и вчерашнего: оно не помнит про-
шедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее". Ищите и берегите свое счастье. Ведь оно бывает разного роста: От кочки и до Казбека
в ЗАВИСИМОСТИ от человека".

Но чтобы оно было, каждому необходим мир - не завтра. Сегодня!

3. Заключение.

Итак, наше путешествие закончено. Поэзии подвластно все. Нет
таких людей, которых она не затрагивала бы. В стихах, как мы убедились, могут быть выражены разные чувства: радость и гнев, политический призыв и философские раздумье, восхищение красотой природы и человека.

Нужна ли нам поэзия, каждый решит для себя сам.
Поэзия - моя держава
Я верный подданный её.

На память о нашей встрече мы дарим вам открытки с нашими
пожеланиями;

 Желаем счастья и терпенья,
И всех желаний исполненья!

По окончании вечера присудить следующие номинации участникам:

  1. Номинация «Лучший исполнитель стихотворений на русском и башкирском языках» -  Шарафиева Василиса, 9 класс.
  2. Гран-при в номинации «Молодой поэт», приз «Зрительских симпатий»  - Ткалич Сергей, 8 класс.
  3. Номинация «Трепетное отношение к авторскому тексту» - Ушакова Евгения, 10 класс.
  4. Номинация «Лучшее прочтение патриотического стихотворения на башкирском языке» - Гильметдинова Диана, 5 класс.
  5. Номинация «Самое эмоциональное прочтение стихотворения» - Назурова Мадина, 8 класс.
  6. Номинация «Отличная дикция» - Луткова Дарья, 6 класс.
  7. Номинация «Харизма голоса» - Потеряев Илья, 8 класс.
  8. Номинация «Актерское мастерство в исполнении стихотворения» - Домрачев Дмитрий, 8 класс.
  9. Номинация «Самое позитивное исполнение стихотворений на русском и английском языках» - Токарева Елизавета, 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Литературно-музыкальная композиция «Романтическое путешествие в страну французской поэзии» - « Le voyage romantique au pays de la poésie française»

Мы предлагаем вам совершить романтическое путешествие в страну французской поэзии и познакомиться с творчеством самых известных поэтов XYIII , XIX , XX веков. Тема нашей встречи – любовь. Со...

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Методическое пособие для проведения занятия по теме: «Путешествие в страну Поэзия»

Данное пособие может быть использовано для проведения итогового занятия в рамках одной учебной группы или для проведения конкурса между командами нескольких (до 5) учебных групп.Материалы для прослуши...