Конспект урока "Сыновний долг"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Галимова Гюзель Хакимовна

Урок литературы в 9 классе с применением технологии критического мышления, системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока485.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в  9 классе

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела,  оглянуться не успела…»
«Чтение с остановками»  

                                                                 Галимова Гюзель Хакимовна,

                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                  МБОУ «СОШ №10»   

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) 
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) 
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) 
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

 Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Остановка №1  «Корзина идей»

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»                                                                                       слайд № 2

Звучит отрывок из басни: «Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»

- Ребята, у нас сегодня  намечается  урок, который пройдет в необычной форме. Прослушав строчки известной басни Крылова, вы, безусловно, задумались над темой сегодняшнего урока.

- Как вы думаете,  о чем мы будем сегодня говорить?                       слайд № 3

-Не буду оспаривать ваши предположения, начнем наш разговор  с чтения рассказа начинающей писательницы Ирины Курамшиной  «Сыновний долг».

                                                                                   Слайд 4  (портрет) краткая биография

Имя молодого прозаика вам  должно запомниться, думаю, и рассказ не оставит вас равнодушными, хотя текст вам незнаком.

Член московского содружества литераторов (МСЛ), член Русского литературного клуба. Родилась в Сибири, по образованию экономист, проживает в Москве, пишет стихи, повести, рассказы.

Чтение с остановками – такой прием, я думаю,   для нас сегодня будем самым подходящим.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности                     слайд № 5

Остановка №2 слайд 6

Строчки из детского стихотворения прицепились намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чем. Абсолютно ни о чем.

- Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… - ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать мать свою! Совесть есть? – Это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.

Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и…

 «Остапа понесло»… Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слезы, слезы - в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом - успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.

Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстраненно.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

-Прочитав  отрывок, вы обратили внимание на особый стиль писателя.  Какие  приемы  использует автор в этих абзацах? Что означает выражение «Остапа понесло…»?:

  •  С какой целью?
  • Как называется эта композиционная часть сюжета?       Слайд № 6

- Что мы узнали из прочитанного фрагмента ?  (простые вопросы)

 - То есть вы утверждаете, что у героини  …?

-Вы говорите, что женщина…?            (уточняющие вопросы)        

         Остановка №3        Слайд № 7

      «Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы, в конце концов. Они знают, что их кто-то выслушает. Поможет. Посоветует. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Все равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга

- Как называется структурный элемент произведения, в котором начинается  быстрое развитие сюжета?

Остановка № 3 помогает раскрыть внутренний мир героини.

 -Какую новую информацию мы узнали из этого фрагмента?

-То есть Вы утверждаете, что героиня рассказа тяжело   больна, и ей некому помочь?                

- Следующий эпизод приоткрывает некоторые страницы биографии нашей героини. Перелистаем и мы.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Остановка №4   Слайд № 8

Истерики были частью ее жизни. Её панцирем, скорлупкой. В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление, запряженное в одну упряжку с нападением, рано или поздно приведет к нужному результату, и упрямо сопротивлялась. Сначала родительским советам и приказам. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось 14 лет, она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени – Раиса, превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи, кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся перевоспитать ее. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребенка, а Вадик исчез из ее жизни в тот день, когда родился Макс. Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу.

  •  Какие средства выразительности  используются в  этом эпизоде?

      -     Кто такие «хиппи»?                                                                                Слайд № 9

- Почему  у Рены нет никого, кто бы мог ей помочь?________________

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения                                                  Слайд  № 10   

      В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребенком, Рэна обнаружила некоторые плюсы. Во-первых, её жалели окружающие. Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, врожденная интуиция – открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все, до сих пор дремлющие, таланты девушки. Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть, листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.

                                                                      ***

       «  -  Жить, как миллионы российских затюканных тёток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что!»

       Частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг  у нее не было, и заводить их она не собиралась - конкурентки…

-Что  для героини  стало самым важным в жизни?

-Как  она добивалась поставленной цели?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

5. Этап реализации построенного проекта.

Какой  художественный прием помогает раскрыть внутренний мир героини?

-По ключевым словам попробуем составить рассказ о том, как далее будут развиваться события

«Ключевые слова»        Слайд  № 11   

Успешная, привлекательная 

Интуристская гостиница 

Иностранный друг 

Круглосуточный интернат                 Дипкорпус                          

Салоны красоты 

Попрыгунья-стрекоза допрыгалась

И денег нет 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Остановка №5  

«Ключевые слова» (на слайде)

Творческие  вопросы

-По ключевым словам попробуем составить рассказ о том, как далее развивались  события.                       (учащиеся отвечают)

-А сейчас обратимся к тексту для подтверждения ваших предположений.                                                                         Творческие  вопросы                                                                             Слайд  № 12   

     - Я – умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все, без исключения, мужчины боготворят меня. Говорят, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.

      Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками . «Принца» она-таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице. На дворец «принц» не раскошелился, и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь импортные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым другом  в круглосуточный интернат при Дипкорпусе, и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком, она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила Рэнино холеное лицо. И никто не мог дать ей больше сорока лет.

-Давайте  определим значение мало знакомых слов:  Интуристская гостиница, Дипкорпус,  круглосуточный интернат,

Слайд  № 13

Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.

«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.

Творческие  вопросы

- Предположите, как  развернутся события далее?  Приближается самый напряженный момент. -  Как называется этот композиционный элемент?

Остановка № 6  Слайд  № 14   

       А сынок правильно делает. Все верно. Какая я мать была? Никудышная. Ехидна. Кукушка. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то маленьким? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит. И ненавидит меня. Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает... Донора нет... И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода уже не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила. Половой тряпкой... Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! в свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну... новую её…»

Остановка №7   Слайд  № 15   

- Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.

- О чем договорился?

- Об операции…

- Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок?   Рэна в недоумении уставилась на сына

- Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.

- Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.

«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребенок в отличие от своей непутевой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может и больше».

                                                                                                                                                                Слайд  № 16   

- Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?

- Да нет же, нет.

- Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом?  - недоумевала Рэна.

- Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, - он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьет воду.

– Донором выступлю я. – Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс. У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева от первого шейного позвонка. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же, строгим голосом.

Чтобы разобраться в мотивах  поступков героев, заполним  кластеры.

1 группа –Рена, 2 группа – Майкл, 3 группа - Макс

Слайды  № 16, 17, 18 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Оценочные  вопросы

1 группа   Можно ли назвать Рэну счастливой?  Почему?

2 группа  -  Какое впечатление произвел на вас Майкл? Какой он ?

3 группа    - Почему  Макс, а не  Максим?  Как вы отнеслись к поступкам  этого героя?

Остановка №8            Слайд   20

- У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? – Мать непроизвольно кивнула – получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.

- Вот и хорошо. Раз близкие - моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.

      Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Однако он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:

- Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь? 

-  Эпизод их жизни рядовой матери-одиночки  перерастает  в клубок очень серьезных социальных и нравственных проблем.    - Какие проблемы поднимаются в рассказе?   Фишбоун

8. Этап включения в систему знаний и повторение       Слайд  №  21 

 

                                                                                                                                                             Слайд  № 22   

Остановка №8                                                                                                           Слайд  №  23   

Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»

       А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше. – Я пошел телек смотреть. Там футбол. – Буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.

- Мы прочитали с вами рассказ-миниатюру с  метким названием «Сыновний  долг».

Какой смысл вложил автор в название рассказа?  О чем он заставил вас задуматься?

- Как бы вы поступили на месте сына?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Как  надо  поступать, чтобы не оказаться на  месте героини?

- Как бы вы поступили на месте сына?

Домашнее задание        Слайд  № 24    
«Оставьте за мной последнее слово»

. 

«НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ»   ЭССЕ на тему  «ОСТАВЬТЕ ЗА МНОЙ   ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО»,

 в котором  хотелось бы написать о том,  о чем мы не успели  поговорить на уроке  

 (проблема,  тема, вопрос – то, что осталось «за кадром») 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

   В   настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...

конспект познавательного мероприятия с детьми 15-17 лет "Долг памяти"

конспект мероприятия преднозначен для подростков 15-17 лет. Основан  на уже имеющихся у детей знаниях о памятных датах. Разработан  в рамках  подготовки празднования 70-летия Великой По...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

конспект занятия о долге Родине

Занятие разработано для старшего подросткового возраста. Затрагиваются нравственные, законодательные аспекты....

План-конспект урока на тему "Долг Родине - служба по призыву"

Урок из раздела "Основы военной службы"...

Долг. Человек долга

помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...