Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему  «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryuk_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе на тему

 «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Цель: Продолжить приобщение детей к литературе на основе обучения  внимательному отношению к слову; помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приемы, используемые автором;

Задачи: развивать познавательную деятельность; умение сравнивать факты, явления; обобщать; делать выводы; пользоваться справочной литературой, словарями; устанавливать причинно-следственные связи; выделять логически законченные части в прочитанном; выразительно читать; воспитание личности с активной жизненной позицией;

Оборудование: мульти-медиа; художественные тексты; рабочие карты; литературоведческие словари.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. 

           Вся жизнь и творчество известного русского писателя И.С.Тургенева были пронизаны любовью и сочувствием к русскому народу. Писателя восхищало, что несмотря на горе и страдания, унижения и обиды, в русском характере сумели сохраниться такие удивительные черты, как терпение и милосердие, огромная внутренняя сила и трудолюбие. Об этом говорит И.С.Тургенев и в своем рассказе «Бирюк».          

        Тема сегодняшнего урока:

СЛАЙД №1

СЛАЙД №2

        Ребята! Давайте обратимся к эпиграфу. Известный критик к.XIX-н.XX столетия Кропоткин Петр Алексеевич в воспоминаниях об И.С.Тургеневе писал: (внимание на доску)

                                    В крепостном крестьянине Тургенев показал     человека,

                            который так же, как и все люди имеет человеческие права.

                                                                                  П.А.Кропоткин

        Вот сегодня мы и рассмотрим, как это удалось великому писателю.

        Мне удалось найти и представить вам первую страницу раннего издания рассказа «Бирюк».Посмотрите на слайд, на котором показана эта страница.

                                                  СЛАЙД №3

          Вы прочитали дома рассказ.

?      Понравилось ли вам это произведение? Кто из героев вызвал сочувствие, кто осуждение?

?      Какова главная мысль произведения?

?      Как эпиграф соотносится с главной мыслью очерка?

??????? работал с «Толковым словарем» Ожегова Сергея Ивановича и сейчас он даст толкование слова «бирюк»

Бирюк – 1. Волк-одиночка (обл).   2. Перен. Нелюдимый человек (разг). (с.43)

?       Что вас удивило в этом образе? Соответствуют ли внутренние качества внешнему обличью?

          Так какой же он на самом деле? Почему хороший человек назван бирюком? На этот вопрос мы ответим вместе с вами.

          С чего мы начнем? Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Для работы нам понадобятся художественные тексты, рабочие карты.

          В рабочих картах вы будете заполнять таблицу.

Внешние проявления героя

Внутренние качества героя

          Сегодня на уроке мы будем работать в группах. 1-я группа работает по теме «Портрет», 2-я – по теме «Интерьер», 3-я рассмотрит речь и поведение героя, а 4-я- пейзаж.

          Каждой группе предложены задания разного уровня. Вам предоставляется возможность выбрать каждому по одному вопросу, приготовить ответ и защитить его. Вопросы записаны в рабочих картах. Уровень сложности  отмечен в скобках( А – простой уровень, В- средний уровень, С – повышенный уровень сложности). Время работы в группах – 5 минут.

(Запись на доске:  А – простой уровень

                                  В – средний уровень

                                 С – повышенный уровень сложности)

Первой начинает защищает свои ответы группа, отвечающая за портрет.

1 группа.  Портрет.     Во время защиты своих ответов используйте слайд №4         СЛАЙД№ 4

- Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)

- Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка? (В)

- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?(С)

    Группа 2. Интерьер   Продолжит работу 2-я группа, которая расскажет об интерьере.     Во время защиты использовать слайд №5     

- Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)

- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. (В)

- Устно нарисуйте картину быта, которая вам представилась во время чтения.(С)

СЛАЙД №5

Группа  3. Речь и поведение героя.

- Что говорят в деревне о Бирюке?(В)

- Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)

- Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?(С)

           Особо нужно обратить внимание на речь героя. Над вопросом «что можно узнать о герое по его речи» индивидуально работала???????

            Пейзаж помогает раскрыть характер героя. Как природные явления (ливень, гроза) соотносятся с образом главного героя и сюжетом рассказа, исследует 4-я группа. А в это время у доски работает ??????????. (составляет таблицу для проверки из отдельных табличек со словами)

 Группа 4. Пейзаж  

СЛАЙД№6

- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?(А)

- Найдите и выразительно прочитайте описание природы.(В)

- Как пейзаж соотносится с образом главного героя?(С)

Проверка таблицы. Сравните свои записи с  таблицей на доске.

3.ИТОГ УРОКА  Итак, образ главного героя перед нами. Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:    

СЛАЙД №7

- Заслушать 2-3 ответа

-  Соотнести эпиграф с темой урока.

   Мы завершаем разговор об этом человеке. Изменилось ли у вас мнение о нем на уроке?

-  Оценки за урок.

Д/З. ( Записано на рабочей карте)В:

  1. Продолжить судьбу Бирюка в рассказе собственного сочинения, основываясь на внешних и внутренних проявлениях героя.(С)
  2. Написать стихотворение о главном герое очерка И.С.Тургенева.(В)
  3. Ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?»(А)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...