Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Цели урока:  способствовать осознанию обучающимися  идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Задачи:

1.      развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;

2.      вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;

3.      продолжить формирование  нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию  произведения, давать характеристику героя.

Метапредметные результаты

•          Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•          Развитие коммуникативной компетенции.

•          Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

•          Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

•          Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•          Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

•          умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

•          умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Технология: РКМЧП

 Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства обучения: компьютер,  учебник,  раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Цели урока:  способствовать осознанию обучающимися  идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Задачи:

  1. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;
  2. вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;
  3. продолжить формирование  нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию  произведения, давать характеристику героя.

Метапредметные результаты

•        Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•        Развитие коммуникативной компетенции.

•        Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

•        Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

•        Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•        Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Технология: РКМЧП

 Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства обучения: компьютер,  учебник,  раздаточный материал.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг.момент

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Мои чувства вызваны не только встречей с каждым из вас, но и той возможностью, которую мы получаем каждый раз, соприкасаясь с произведениями художественной  литературы.

Обучающиеся готовятся к уроку. Внимательно слушают.

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

I. Вызов

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Знаете, один ученик несколько лет назад сказал: «Да вообще это скучная книга! Никакого развлечения! Никаких приключений!» И это было сказано о произведении Альберта Лиханова «Последние холода». Помню, как ему тут же возразили многие дети, сказав, что он ничего не понимает. И мы начали анализировать повесть. В конце урока мальчик сказал: «Ну, надо же! Так ведь такая интересная повесть, оказывается!» Да! Мы не всегда правильно при беглом, торопливом чтении, как это часто бывает в школьном возрасте,  понимаем авторский замысел.  Что  хотел нам сказать писатель? Чему научить? Какими мыслями поделиться!

Воспринимают информацию. анализируют мотивы внутренней потребности в обучении.

Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося.

1. Актуализация

Организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий, является подготовка мышления учащихся.

  • Сегодня мы попытаемся погрузиться в мир рассказа «Васюткино озеро», узнать новое, понять авторский замысел. Давайте вспомним, а кто его автор?
  • Каким вы его себе представляете, познакомившись на прошлом уроке с биографией этого человека.
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нем собран фотоматериал, иллюстрирующий некоторые факты биографии  писателя. Всмотритесь внимательно в его лицо. Предположите, какими качествами характера обладал этот человек?
  • Как вы думаете, а человек рождается таким смелым, мужественным, решительным?

Вспомните, какие биографические факты говорят о смелости Астафьева?

Рассказ, который будет в центре нашего внимания, создан на основе автобиографии писателя. Что такое автобиография?

Есть произведения автобиографические и автобиографичные.

Рассказ «Васюткино озеро» автобиографический или автобиографичный?  

Как вы думаете почему?

Автор рассказа – Виктор Петрович Астафьев.

Смелый, мужественный, добрый…

Его таким делает жизнь.

Ответы

Ответы

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, стремление к совершенствованию своих способностей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации умственных сил и энергии.

2. Постановка цели, проблемного вопроса.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

Вы знаете, что основой рассказа стало детское сочинение Астафьева, которое он назвал «Жив». Как вы думаете, почему Астафьев поменял название на «Васюткино озеро»?

Давайте определим, на какой вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего урока?

Выскажите предположения?

Продумайте в группах  пути достижения результатов.

Чтобы иметь возможность оценить наш труд,  давайте заполним таблицу, которая покажет нам в конце урока, выполнили ли мы задачу. Во 2 колонке поставьте перед собой личную цель (что вы хотите узнать на уроке?!, что открыть для себя?) последнюю, третью колонку, вы заполните в конце занятия.

Предположения

Формулируют вопросы

(Почему поменял название? В чем его смысл?)

Гипотезы

Анализ рассказа, выявление авторской позиции, средства выразительности.

заполнение 2-х колонок таблицы

Личностные: смыслообразование,  сформированность внутренней позиции обучающегося.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  прогнозирование, оценка.

II. Стадия осмысления.

Сопоставление новой  информации с уже имеющимися знаниями и опытом.

      Акцентирование  внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Выявление неясности.      

      Стремление  отследить сам процесс знакомства с новой информацией, акцентирование  внимания на аспектах.     Подготовка  к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

А чтобы вам удалось  выполнить все задачи,  мы работаем в мини-группах.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Напоминаю, что во время выступления группы остальные участники урока внимательно слушают, задают «толстые» и «тонкие» вопросы, и конечно, оценивают выступление. Сегодня мы усложняем задачу. Если группа активно задает вопросы, то она может получить дополнительные баллы к своему результату.  

Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, по каким критериям вас будет оценивать другая группа.

-Оцените выступление другой группы, приняв общее решение.

(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

Давайте вспомним сюжетную линию рассказа. Чтобы было удобнее работать, я приготовила для вас вот такой материал, который показывает развитие  сюжета. Но, по-моему, с ним произошли чудеса. И они перемешались «Будни рыбаков». «Глухарь». «Заблудился». «Живём!» «Унылое озеро» «Озеро проточное!»

«Енисеюшко!» «Огромное пламя костра». «Дома!»

Перед погружением в работу прошу проанализировать материал на листах с заданиями и поставить перед группой цель деятельности!

Формулировка критериев., актуализация правил работы в группах.

Составляют правильную сюжетную линию рассказа.

Определяют цель работы в группах.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физминутка

Снятие физического и психологического напряжения

Перед серьезной работой давайте отдохнем! Сегодня нам помогут пословицы, поговорки и народные приметы. Если речь пойдет о зиме, приседаем. О весне и лете– поднимаем руки вверх

 Хороший снежок урожай сбережет.

 Без дождя и трава не растет.

Мороз и метели под февраль налетели.  Утренний дождь не долог. Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод.  Будет дождичек — будут и грибки. Как роса упадет, так и след пропадет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.  Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.

Активно работают.

4. Групповая работа:

 Реализация плана.

Приём - «Групповая дискуссия»

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.


Ну а теперь мы приступаем к основной части нашей работы.

Работа в группах. 5 минут

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

5. Выступление групп: первичное закрепление

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Наблюдение

Во время выступления групп на доске оформляется кластер-лестница, которая показывает формирование характера героя.

Над «ступенькой» - название эпизода – день в тайге, на ступеньке – главное качество характера, под ступенькой – правила поведения в тайге.

Ответы  групп, взаимооценка деятельности.

После выступления каждой группы  другие участники задают «толстые и тонкие» вопросы, происходит оценивание по критериям.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

6. Включение в систему знаний.

Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Ребята, посмотрите на наш кластер-лестницу.  Мы с вами проследили путь Васютки к спасению. Но вы сами понимаете, что ступеньки не могут находиться в воздухе, они  должны иметь опору. В нашем случае опорой является главное нравственное качество героя, которое помогло ему выжить. Какое это качество?

Давайте вернемся к вопросу: Давайте вернемся к нашим  ГИПОТЕЗАМ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ. Выполнили ли мы задачи урока?

Мы с вами часто говорим о том, что литература дает нам нравственные уроки. Ребята, а  данный рассказ помимо нравственных, дает еще важные уроки. Как вы думаете, какие? 

Как вы можете в связи с этим прокомментировать слова  восточного  писателя первой половины 20 века Лу Синь.  «Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Астафьев рассказывает нам не только историю своего героя, но и демонстрирует изменения, который с ним произошли. И эти перемены свидетельствуют о самом главном: как вы думаете, какой процесс показывает нам писатель?

Вы видите, что  одна запись на доске осталась нераскрытой. Как вы думаете, какая?

Ответы

Вера в себя

«Васюткино озеро» - значит, в честь героя. Он проявил сильные качества характера. Названием Астафьев показал свое отношение к поступку героя.

Уроки жизни

Ответы

Формирование характера

Тема урока

Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро»

Личностные: формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

III. Рефлексия

 

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

Приём «6 шляп» (на уроке используются возможности 4 «шляп»)

Учитель: В качестве послесловия мне бы хотелось предложить вам рефлексивное задание, которое поможет вам выразить мысли. А для этого я предлагаю вам  волшебные шляпы мышления. 

«Шляпы» предлагаю в зависимости от особенностей развития полушарий головного мозга обучающимся. (право-левополушарность)

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Астафьева?

 «Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Васютке.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

.

Участвуют в рефлексивной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: формирование самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Домашнее задание

Предложить на выбор использовать полученные на уроке знания.

Дома я предлагаю вам на выбор 2 задания:

1 - на основе наших выводов составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях». 2 – написать рассуждение по прочитанному  на основе высказывания Лу Синь.  «Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Личностные умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех


ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа

На основе вопросов докажите, что рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив»! Докажите, что именно такое название передает основное содержание рассказа.

  1. Что такое ЗАЛГАВИЕ произведения?
  2. Какова его роль?
  3. Какие события легли в основу сочинения?
  4. Докажите, что рассказ «Васюткино озеро» должен  иметь первоначальное название «Жив».

2 группа

На основе вопросов расскажите о первом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Почему Васютка заблудился?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Почему не растерялся?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

3 группа

На основе вопросов расскажите о втором дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Как Васютка провел  предыдущую ночь?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Какой план спасения придумал?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

4 группа

На основе вопросов расскажите о третьем дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

Расскажите, какой Васютка увидел природу, проснувшись на 3 день в тайге. Найдите и прочитайте слова, описывающие природу.

  1. Почему он удивился, увидев белую рыбу в озере?
  2. Какие чувства испытывал? (какие слова помогают автору передать душевное состояние Васютки?)
  3. Почему герой боялся поверить в то, что озеро проточное? (прочитайте слова: стр.141, которые помогают понять душевное состояние героя)
  4. Почему этот день для Васютки был более тяжелым, чем предыдущие? (какое природное явление лишило героя сил?)
  5. Сделайте общий вывод: как чувствовал себя Васютка перед сном.

5 группа

На основе вопросов расскажите о четвертом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4  маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.

  1. Каким мы видим Васютку в начале четвертого дня?
  2. Прочитайте описание героя (ПОРТРЕТ).
  3. Какой звук обрадовал героя?
  4. Как он добрался до Енисея?
  5. Какой увидел реку? (прочитайте описание)
  6. Почему эта ночь стала самой тяжелой для Васютки?

6 группа

На основе вопросов докажите, что В.П. Астафьев поступил правильно. Когда изменил первоначальное название рассказа с «Жив» на «Васюткино озеро».  Докажите, что именно такое название не только  передает основное содержание рассказа, но и выражает основную идею.

  1. Расскажите, какие географические объекты называли в честь кого-либо. (воспользуйтесь материалом из домашнего задания)
  2. Сформулируйте, что хотел донести до читателей Астафьев своим рассказом.
  3. Какой образец поведения показывает герой рассказа Васютка?
  4. Сделайте вывод, что изменится в понимании смысла рассказа, если бы он имел  название «Жив»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...

Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....