статья "Любите ли вы читать, или буктрейлер как средство привлечения внимания к книге"
статья по литературе на тему

Статья - сопровождение долгосрочного  проекта, цель которого: создание небольшой видеотеки, состоящей из созданных учащимися буктрейлеров по классической и современной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Любите ли вы читать,

или буктрейлер как средство привлечения внимания к книге

   

 Долотова Елена Анатольевна,

 МБОУ «лицей №12» г.Лениногорска РТ,

 учитель русского языка и литературы

 

     На современном этапе человек позиционируется, в том числе и в системе образования, как субъект, а его развитие становится ведущей целью.    Этот новый социальный подход обуславливает серьезную модернизацию российского образования, отражением которой стал Федеральный государственный стандарт основного общего образования, формулирующий совершенно новые требования к результатам освоения  обучающимися образовательной программы, согласно которым результатом  обучения должен стать «человек компетентный».

Необходимым условием для реализации требований  ФГОС является переход на активные формы и методы обучения, под которыми понимаются методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Одним из таких методов является проектный метод. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.           Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Хотелось бы поделиться опытом создания проектов нового типа, позволяющих решить первоочередную задачу учителя литературы – вовлечение обучающихся в процесс активного чтения. Такими проектами у моих учащихся стали буктрейлеры.

 Буктрейлер (видеоролик, представляющий книгу) является новой и набирающей популярность формой привлечения внимания к литературе, к чтению. История буктрейлеров коротка: появились они чуть более десяти лет назад в качестве рекламного продукта издательств. Однако цель наших проектов была несколько иной: с помощью новых технологий привлечь внимание подростков как к классической, так и современной литературы, передав «бразды правления» в руки самих старшеклассников.

Начинали мы с буктрейлера по классическому произведению русской литературы (А.С.Пушкин «Пиковая дама»), предложив его учащимся 7-9 классов   в дни традиционных  лицейских праздников.  Однако нам захотелось изобрести что-то необычное в этом новом синтетическом виде искусства, поэтому мы решили сделать буктрейлер не по одной книге, а по нескольким, причем таким, которые были бы тесно взаимосвязаны. Выбор пал на жанр антиутопии как чрезвычайно популярный в наше время  в кино и в литературе для молодежи. Фильмы «Голодные игры» или «Дивергент» смотрели, наверное, все; многие читали и книги Сьюзен Коллинз и Вероники Рот. Мои же ученики   решили привлечь внимание   ровесников к классике жанра, романам, которые, возможно, вдохновили многих современных писателей (романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Леонарда Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984»).

 Причем в работу над проектами постепенно включились и другие учащиеся 11 класса, и создание буктрейлеров приобрело более широкий масштаб и более значимые задачи, так как ребята решили обратиться к   возрождению традиций  семейного чтения. В результате возникла идея, объединяющая очень разные произведения: совершить виртуальное и литературное путешествие «вокруг света за 80 дней», то есть представить произведения англоязычных авторов из разных стран мира, причем одно из них хорошо известно взрослым, другие популярны среди подростков, а некоторые еще не очень известны.

       Мои учащиеся, создатели буктрейлеров, закончили свой последний проект так: «Уважаемые читатели и зрители, мы бросаем вам вызов! Сумеете ли вы совершить вслед за нами увлекательное путешествие по волшебной планете книг? Успеете ли вы вернуться за 80 дней, как известный  герой знаменитого романа Жюля Верна, эксцентричный и флегматичный англичанин  Филеас Фогг?» 

…Сейчас многие   стремятся вернуть чтение книг в «моду». Создаются различные флешмобы, один из самых популярных называется "#onebookaweek", и его суть заключается в том, что человек, принимающий участие, должен прочитывать минимум одну книгу в неделю. На различных сайтах создаются другие флешмобы - например, на сайте Livelib каждый год проводят "Книжный вызов" - человек определяет количество книг, которое хочет прочитать за этот год, и сайт периодически выдает ему статистику - сколько он прочитал, сколько осталось, и так далее. Если человек опередил свой график, количество книг можно увеличивать. Может быть и нам, учителям литературы,  стоит обратиться к современному опыту, тем более, что это поможет достигнуть большего взаимопонимания с подростками.

Как бы то ни было, буктрейлер действительно не только становится одним из неотъемлемых атрибутов книжной индустрии, но и все чаще используется в библиотеках и на уроках   в школах. И предлагаемая работа - попытка ответить на вопросы: что именно следует считать буктрейлером? Как взаимодействуют художественный текст и его видеопрезентация? Как меняются в связи с этим стратегии чтения и жизнь книги в культурном пространстве? Каково возможное влияние буктрейлера на читательское восприятие произведения и на литературно-критическую полемику о нем? Самое же главное – как привлечь   школьников к чтению книг, не заставляя или уговаривая…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Тезисы выступления на тему: «Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки"»

Методическая разработка открытого урока по физике "Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхак...

Буктрейлер как средство развития интереса к чтению

Буктрейлер -это создание ролика на прочитанную книгу. Они бывают разных видов....

Предлагаю вашему вниманию новую книгу

Excel в деятельности учителя физкультуры и не толькона Литрес...

Буктрейлер как средство приобщения к чтению

Мастер - класс с практической частью и презентацией...

Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы

Практическая значимость проекта:- приобщение к чтению книг;- развитие речи;- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;- приобретение коммуникативных навыков....

Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности.

Проект по литературе ученицы 5 класса " Буктрейлер как средство повышения читательской грамотности"...