Тезисы выступления на тему: «Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки"»
методическая разработка по физике на тему
Методическая разработка открытого урока по физике "Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки""
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая выставка-семинар
«Учитель-ученик: совместная творческая деятельность»
Тезисы выступления на тему:
«Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки"»
Автор: Лютов Артём Александрович,
учитель физики и математики МБОУ СОШ№7
г. Вязьмы Смоленской области
2016г.
Введение
Одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни является естественно-научное образование.
Физика – фундаментальная часть всех естественных наук. В последнее время востребованность предмета возросла, однако увеличилась и сложность освоения этой науки.
В современном мире каждый учитель при преподавании физики с учетом новых федеральных стандартов основного и среднего образования сталкивается с рядом проблем:
соотношение объема информации по предмету к количеству часов, отводимых на ее изучение
низкая мотивация к учебе со стороны учеников
проблемы преподавания в непрофильных классах
некоторые разделы имеют высокую наукообразность
и т.д., в итоге мы получаем самый сложный для изучения предмет в школе.
Каков же выход из сложившейся ситуации?
На мой взгляд, одним из направлений решения данной проблемы является изменение формы, стиля преподавания.
Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать АКТИВНЫЕ формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.
В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности.
Для физики – собственная деятельность - это учебный эксперимент.
Виды физического эксперимента:
- Демонстрационные опыты преподавателя.
- Лабораторные работы.
- Фронтальные опыты.
- Экспериментальные задачи.
- Внеклассные (домашние) эксперименты.
Именно о последних и будет далее идти речь.
Цель, задачи, результат
Обучающиеся в школе все чаще стали задавать мне вопросы об опытах, увиденных в СМИ (интернет, журналы и т.д.), и просить провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали опыты, увиденные в интернете - лайфхаки.
Что такое лайфхак? Прежде всего, это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. При этом лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование уже чего-то существующего. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".
Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания метапредметного урока «Физические лайфхаки».
Цель данного урока: обсудить полезность (вредность и опасность) лайфхаков в повседневной жизни современных людей; проверить их на практике и объяснить с точки зрения естественных наук и школьного курса физики.
Задачи урока:
мотивировать учащихся на изучение естественных наук с помощью массмедиа ресурсов и модных веяний и направлений;
использовать деятельностный подход к изучению школьных предметов в рамках ФГОС;
привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики.
Результат урока: способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов; заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.
Содержание
Основные этапы урока:
1. Постановка задачи: перед уроком ставится цель ученикам найти в средствах СМИ лайфхак, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака, и объяснить с точки зрения науки наблюдаемые явления и процессы.
2. Проведение эксперимента и оформление вывода.
Учащийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на уроке.
3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний.
На уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одноклассников.
Пример: Найденный в интернете на "Ютубе" лайфхак рассказывает нам, что если опустить куриное яйцо в ёмкость с подсоленной водой, то оно упадет на дно, когда свежее, и всплывет, если испорченное. При проверке опыта и формулировании выводов затрагиваются предметные области биологии (строение яйца), химии (процессы, происходящие в яйце) и физики (явление плавания при разных условиях). Ученик приобретает и применяет знания сразу по трем предметным областям.
Также учащимися были показаны и другие лайфхаки: (перечислить).
4. Итог: Данный урок мною был опробован в рамках предметной недели и получены следующие результаты:
1) получена заинтересованность учащихся предметами естественного цикла;
2) выявлена способность применять знания, получаемые в школе, на практике в повседневной жизни;
3) отмечен навык самостоятельно ставить эксперимент и делать выводы, проверять увиденные явления и процессы методом опыта;
4) показана учащимся взаимосвязь между предметами естествознания.
Заключение:
В современнном мире учителю для успешного преподавания своего предмета обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения урока, искать и использовать продуктивные педтехнологии - одними из которых является деятельностный подход к обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни является естественнонаучное образование . Физика – фундаментальная часть всех естественных наук .
П роблемы преподавания физики: соотношение объема информации по предмету к количеству часов отводимых на ее изучение низкой мотивации к учебе со стороны учеников проблемы преподавания в НЕпрофильных классах Некоторые разделы имеют высокую наукообразность и т.д Итог: САМЫЙ СЛОЖНЫЙ для изучения предмет в школе.
В ыход из ситуации изменение формы , стиля преподавания; уход от « преподавания у доски » ; использование АКТИВНЫХ форм ведения уроков ; переход к деятельностному обучению . Это интереснее, это повышает мотивацию , а значит способствует лучшему усвоению .
В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того , чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности . Для "физики"– собственная деятельность - это учебный эксперимент .
Виды физического эксперимента : Демонстрационные опыты преподавателя . Лабораторные работы . Фронтальные опыты . Экспериментальные задачи . Внеклассные(домашние) эксперименты . Именно о последних и будет далее идти речь.
Метапредметный урок «Физические лайфхаки » Учащиеся часто задают мне вопросы об опытах, увиденных в интернете и просят провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали опыты, увиденные на « ютубе » - « лайфхаки ». Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания метапредметного урока «Физические лайфхаки ». Данный урок: его форма проведения и способы оформление результатов, был создан мной вместе с учащимися 8 Б класса.
Лайфхак - это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".
Цель урока обсудить полезность (вредность и опасность) лайфхаков в повседневной жизни современных людей; проверить их на практике и объяснить с точки зрения естественных наук.
Задачи урока мотивировать учащихся на изучение естественных наук с помощью массмедиа ресурсов и модных веяний и направлений; использовать деятельностный подход к изучению школьных предметов в рамках ФГОС; привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики.
Результат урока: способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов; заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.
Основные этапы урока: 1. Постановка задачи: перед уроком ставится цель ученикам найти в средствах СМИ лайфхак, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака , и объяснить с точки зрения науки наблюдаемые явления и процессы.
2. Проведение эксперимента и оформление вывода: у чащийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на уроке.
3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний: на уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одноклассников.
Пример Найденный в интернете на " Ютубе " лайфхак рассказывает нам, что если опустить куриное яйцо в ёмкость с подсоленной водой, то оно упадет на дно, когда свежее, и всплывет, если испорченное. При проверке опыта и формулировании выводов затрагиваются предметные области биологии (строение яйца), химии (процессы, происходящие в яйце) и физики (явление плавания при разных условиях). Ученик приобретает и применяет знания сразу по трем предметным областям.
Лайфхаки изученные учениками Отделение яичного желтка с помощью бутылки
Макрофотография с помощью телефона
Светильник из телефона и бутылки
Способ быстро вылить бутылку
«Открытие бутылки с деревянной пробкой без штопора и других инструментов (моделирование при демонстрации в классе)»
Способ ускорить охлаждение жидкости
Автономное поливание комнатных растений
Проверка куриных яиц на состояние (сырое или сваренное; • Автономный обогреватель из батарейки и фольги; • Бытовая проверка заряда батарейки; Электромагнит из батарейки; • Зажигалка из батарейки; • Стилус для телефона из фольги или батарейки; • «Если закончился заряд на телефоне и надо срочно позвонить»; • и т.д.
Итог Данный урок мною был опробован в рамках предметной недели и получены следующие результаты: заинтересованность предметами естественного цикла; учащихся самостоятельно ставят себе цели, планируют свою деятельность, находят пути решения поставленной задачи, применять знания, получаемые в школе, на практике в повседневной жизни; у чащиеся самостоятельно ставят эксперимент и делают выводы , проверяют увиденные явления и процессы методом опыта.
Заключение В современном мире для успешного усвоения обучающимися любого предмета учителям обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения урока, искать и использовать продуктивные педтехнологии - одними из которых является деятельностный подход к обучению.
Спасибо за просмотр!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Вязьмы Смоленской области
Домашняя лабораторная работа:
«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»
Выполнила:
ученица 8 класса Б
Батькова Елизавета
Проверил:
учитель физики
Лютов А.А.
2016г.
Тема: «Светильник из телефона и бутылки»
Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.
Оборудование: банка или бутылка, наполненная водой, телефон.
Описание работы.
Лайфхак: если на включённую вспышку телефона поставить бутылку или банку с водой, то света от неё будет намного больше.
Ход работы:
- Наполним банку или бутылку водой.
- Выключим свет в комнате.
- Включим фонарь на телефоне.
- Поставим на него бутылку или банку с водой.
- Получим лампу.
Объяснение:
Свет попадая в другую оптическую среду (в нашем случае в воду), преломляется и распространяется под другим углом. Доходя до границ среды, он либо частично выходит и частично отражается, либо испытывает полное отражение ,попадая на другую грань и опять частично отражаясь, таким образом свет от фонарика выходит не пучком вдоль одной линии, а рассеивается в разные стороны.
Вывод: лайфхак работает, и я считаю, что он полезен в жизни человека, и безопасен.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Вязьмы Смоленской области
Домашняя лабораторная работа:
«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»
Выполнила:
ученица 8 класса Б
Волкова Анастасия
Проверил:
учитель физики
Лютов А.А.
2016г.
Тема: «Способ быстро вылить воду из бутылки»
Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.
Оборудование: бутылка, наполненная водой.
Описание работы.
Лайфхак: Если нужно вылить бутылку с водой, раскрутите ее и вода выльется быстрее.
Ход работы:
- Наполним бутылку водой.
- Придаём воде вращательное движение.
- Ждем пока выльется вся вода.
- Снова наполним бутылку водой.
- Просто выливаем её.
Объяснение:
При вытекании воды из бутылки ее место занимает входящий снаружи воздух (он вталкивается туда силой атмосферного давления). Итак, вниз течет вода, а вверх движутся пузырьки воздуха. Это движение определенного объема воды вниз и такого же объема воздуха вверх можно сравнить с движением транспорта на суженном участке дороги. Сначала проезжает автомобиль в одном направлении, а тому, кто едет навстречу, приходится подождать, пока встречная машина проедет и освободит путь.
Когда вода вращается, центробежная сила прижимает ее к стенкам бутылки. В середине, вдоль оси вращения, образуется воздушный канал. По этому каналу воздух поступает в бутылку, занимая место вытекающей из нее воды. При этом он не препятствует вытеканию воды.
Вывод: опыт проведён и лайфхак работает. В первом случае, когда мы придали бутылке с водой вращательное движение, вода вылилась намного быстрее, чем во втором случае, когда мы просто вылили воду из бутылки. Я считаю данный лайфхак полезным и безопасным.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Вязьмы Смоленской области
Домашняя лабораторная работа:
«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»
Выполнила:
ученица 8 класса Б
Погодина Алина
Проверил:
учитель физики
Лютов А.А.
2016г.
Тема: «Макрофотография с помощью телефона»
Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.
Оборудование: телефон, капля воды, пипетка.
Описание работы.
Лайфхак: Если нанести на объектив камеры каплю воды, телефон сможет делать неплохие макрофотографии.
Ход работы:
Аккуратно нанесем с помощью пипетки на объектив камеры телефона каплю воды и сделаем фото.
Объяснение:
За счёт сил поверхностного натяжения воды, капля не будет стекать с объектива камеры, а попытается уменьшить свою потенциальную энергию, приняв форму полусферы, за счет сил поверхностного натяжения. Из за такой формы из капли получается оптическая линза, причём выпуклая, а значит увеличительная.
Вывод: опыт проведён и лайфхак работает. Макрофотография получается с помощью капли за счёт того, что она принимает форму полусферы и получается выпуклая линза, которая за счёт своей выпуклости увеличивает. Я считаю данный лайфхак безопасным, но малополезным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"
Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....
открытый урок "Живые организмы как объекты изучения естественных наук"
открытый урок по естествознанию...
Представление опыта практической деятельности "Дидактические игры при изучении естественных наук"
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой де...
Представление опыта практической деятельности "Дидактические игры при изучении естественных наук"
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой де...
Преемственность в изучении естественных наук
методическая работа...
«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»
Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов. Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...
Статья на тему "Исследовательская деятельность учащихся на уроках естественных наук в современной школе"
В данной статье отражены основные моменты исследовательской деятельности учащихся на конкретном примере. Представлены элементы исследования....