Тезисы выступления на тему: «Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки"»
методическая разработка по физике на тему

Лютов Артем Александрович

Методическая разработка открытого урока по физике "Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая выставка-семинар  

«Учитель-ученик: совместная творческая деятельность»

Тезисы выступления на тему:

«Исследование опытов, взятых из СМИ, как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки"»

Автор: Лютов Артём Александрович,

учитель физики и математики МБОУ СОШ7

г. Вязьмы Смоленской области

 

2016г.

Введение

Одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни является естественно-научное образование.

Физика – фундаментальная часть всех естественных наук. В последнее время востребованность предмета возросла, однако увеличилась и сложность освоения этой науки.

В современном мире каждый учитель при преподавании физики с учетом новых федеральных стандартов основного и среднего образования сталкивается с рядом проблем:

соотношение объема информации по предмету к количеству часов, отводимых на ее изучение

низкая мотивация к учебе со стороны учеников

проблемы преподавания в непрофильных классах

некоторые разделы имеют высокую наукообразность

и т.д., в итоге мы получаем самый сложный для изучения предмет в школе.

Каков же выход из сложившейся ситуации?

На мой взгляд, одним из направлений решения данной проблемы является изменение формы, стиля преподавания.

Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать АКТИВНЫЕ формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.

В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности.

Для физики – собственная деятельность - это учебный эксперимент.

Виды физического эксперимента:

  1. Демонстрационные опыты преподавателя.
  2. Лабораторные работы.
  3. Фронтальные опыты.
  4. Экспериментальные задачи.
  5. Внеклассные (домашние) эксперименты.

Именно о последних и будет далее идти речь.

Цель, задачи, результат

Обучающиеся в школе все чаще стали задавать мне вопросы об опытах, увиденных в СМИ (интернет, журналы и т.д.), и просить провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали опыты, увиденные в интернете - лайфхаки.

Что такое лайфхак? Прежде всего, это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. При этом лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование уже чего-то существующего. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".

Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания метапредметного урока «Физические лайфхаки».

Цель данного урока: обсудить полезность (вредность и опасность) лайфхаков в повседневной жизни современных людей; проверить их  на практике и объяснить с точки зрения естественных наук и школьного курса физики.

Задачи урока:

мотивировать учащихся на изучение естественных наук  с помощью массмедиа ресурсов и модных веяний и направлений;

использовать деятельностный подход к изучению школьных предметов в рамках ФГОС;

привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики.

Результат урока: способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов; заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.

Содержание

Основные этапы урока:

1. Постановка задачи: перед уроком ставится цель ученикам найти в средствах СМИ лайфхак, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака, и объяснить с точки зрения науки наблюдаемые явления и процессы.

2. Проведение эксперимента и оформление вывода.

Учащийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на уроке.

3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний.

На уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одноклассников.

Пример: Найденный в интернете на "Ютубе" лайфхак рассказывает нам, что если опустить куриное яйцо в ёмкость с подсоленной водой, то оно упадет на дно, когда свежее, и всплывет, если испорченное. При проверке опыта и формулировании выводов затрагиваются предметные области биологии (строение яйца), химии (процессы, происходящие в яйце) и физики (явление плавания при разных условиях). Ученик приобретает и применяет знания сразу по трем предметным областям.

Также учащимися были показаны и другие лайфхаки: (перечислить).

4. Итог: Данный урок мною был опробован в рамках предметной недели и получены следующие результаты:

1) получена заинтересованность учащихся предметами естественного цикла;

2) выявлена способность применять знания, получаемые в школе, на практике в повседневной жизни;

3) отмечен навык самостоятельно ставить эксперимент и делать выводы, проверять увиденные явления и процессы методом опыта;

4)  показана учащимся взаимосвязь между предметами естествознания.

Заключение:

В современнном мире учителю для успешного преподавания своего предмета обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения урока, искать и использовать продуктивные педтехнологии - одними из которых является деятельностный подход к обучению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование опытов, Взятых из СМИ как средство привлечения учащихся к изучению естественных наук. Метапредметный урок "Физические лайфхаки "

Слайд 2

Введение Одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни является естественнонаучное образование . Физика – фундаментальная часть всех естественных наук .

Слайд 3

П роблемы преподавания физики: соотношение объема информации по предмету к количеству часов отводимых на ее изучение низкой мотивации к учебе со стороны учеников проблемы преподавания в НЕпрофильных классах Некоторые разделы имеют высокую наукообразность и т.д Итог: САМЫЙ СЛОЖНЫЙ для изучения предмет в школе.

Слайд 4

В ыход из ситуации изменение формы , стиля преподавания; уход от « преподавания у доски » ; использование АКТИВНЫХ форм ведения уроков ; переход к деятельностному обучению . Это интереснее, это повышает мотивацию , а значит способствует лучшему усвоению .

Слайд 5

В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того , чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности . Для "физики"– собственная деятельность - это учебный эксперимент .

Слайд 6

Виды физического эксперимента : Демонстрационные опыты преподавателя . Лабораторные работы . Фронтальные опыты . Экспериментальные задачи . Внеклассные(домашние) эксперименты . Именно о последних и будет далее идти речь.

Слайд 7

Метапредметный урок «Физические лайфхаки » Учащиеся часто задают мне вопросы об опытах, увиденных в интернете и просят провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали опыты, увиденные на « ютубе » - « лайфхаки ». Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания метапредметного урока «Физические лайфхаки ». Данный урок: его форма проведения и способы оформление результатов, был создан мной вместе с учащимися 8 Б класса.

Слайд 8

Лайфхак - это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".

Слайд 9

Цель урока обсудить полезность (вредность и опасность) лайфхаков в повседневной жизни современных людей; проверить их на практике и объяснить с точки зрения естественных наук.

Слайд 10

Задачи урока мотивировать учащихся на изучение естественных наук с помощью массмедиа ресурсов и модных веяний и направлений; использовать деятельностный подход к изучению школьных предметов в рамках ФГОС; привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики.

Слайд 11

Результат урока: способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов; заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.

Слайд 12

Основные этапы урока: 1. Постановка задачи: перед уроком ставится цель ученикам найти в средствах СМИ лайфхак, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака , и объяснить с точки зрения науки наблюдаемые явления и процессы.

Слайд 13

2. Проведение эксперимента и оформление вывода: у чащийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на уроке.

Слайд 14

3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний: на уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одноклассников.

Слайд 15

Пример Найденный в интернете на " Ютубе " лайфхак рассказывает нам, что если опустить куриное яйцо в ёмкость с подсоленной водой, то оно упадет на дно, когда свежее, и всплывет, если испорченное. При проверке опыта и формулировании выводов затрагиваются предметные области биологии (строение яйца), химии (процессы, происходящие в яйце) и физики (явление плавания при разных условиях). Ученик приобретает и применяет знания сразу по трем предметным областям.

Слайд 16

Лайфхаки изученные учениками Отделение яичного желтка с помощью бутылки

Слайд 17

Макрофотография с помощью телефона

Слайд 18

Светильник из телефона и бутылки

Слайд 19

Способ быстро вылить бутылку

Слайд 20

«Открытие бутылки с деревянной пробкой без штопора и других инструментов (моделирование при демонстрации в классе)»

Слайд 21

Способ ускорить охлаждение жидкости

Слайд 22

Автономное поливание комнатных растений

Слайд 23

Проверка куриных яиц на состояние (сырое или сваренное; • Автономный обогреватель из батарейки и фольги; • Бытовая проверка заряда батарейки; Электромагнит из батарейки; • Зажигалка из батарейки; • Стилус для телефона из фольги или батарейки; • «Если закончился заряд на телефоне и надо срочно позвонить»; • и т.д.

Слайд 24

Итог Данный урок мною был опробован в рамках предметной недели и получены следующие результаты: заинтересованность предметами естественного цикла; учащихся самостоятельно ставят себе цели, планируют свою деятельность, находят пути решения поставленной задачи, применять знания, получаемые в школе, на практике в повседневной жизни; у чащиеся самостоятельно ставят эксперимент и делают выводы , проверяют увиденные явления и процессы методом опыта.

Слайд 25

Заключение В современном мире для успешного усвоения обучающимися любого предмета учителям обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения урока, искать и использовать продуктивные педтехнологии - одними из которых является деятельностный подход к обучению.

Слайд 26

Спасибо за просмотр!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

города Вязьмы Смоленской области

Домашняя лабораторная работа:

«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»

Выполнила:

ученица 8 класса Б

Батькова Елизавета

Проверил:

учитель физики

Лютов А.А. 

2016г.

Тема: «Светильник из телефона и бутылки»

Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.

Оборудование: банка или бутылка, наполненная водой, телефон.

Описание работы.

Лайфхак: если на включённую вспышку телефона поставить бутылку или банку с водой, то света от неё будет намного больше.

Ход работы:

  1. Наполним банку или бутылку водой.
  2. Выключим свет в комнате.
  3. Включим фонарь на телефоне.
  4. Поставим на него бутылку или банку с водой.
  5. Получим лампу.

Объяснение:

Свет попадая в другую оптическую среду (в нашем случае в воду), преломляется и распространяется под другим углом. Доходя до границ среды, он либо частично выходит и частично отражается, либо испытывает  полное  отражение ,попадая на другую грань и опять частично отражаясь, таким образом  свет от фонарика выходит не пучком вдоль одной линии, а рассеивается в разные стороны.

C:\Users\Алексей\Downloads\eccbc87e4b5ce2fe28308fd9f2a7baf371.jpg

Вывод: лайфхак работает, и я считаю, что он полезен в жизни человека, и безопасен.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

города Вязьмы Смоленской области

Домашняя лабораторная работа:

«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»

Выполнила:

ученица 8 класса Б

Волкова Анастасия

Проверил:

учитель физики

Лютов А.А. 

2016г.

Тема: «Способ быстро вылить воду из бутылки»

Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.

Оборудование: бутылка, наполненная водой.

Описание работы.

Лайфхак: Если нужно вылить бутылку с водой, раскрутите ее и вода выльется быстрее.

Ход работы:

  1. Наполним бутылку водой.
  2. Придаём воде вращательное движение.
  3. Ждем пока выльется вся вода.
  4. Снова наполним бутылку водой.
  5. Просто выливаем её.

Объяснение:

При вытекании воды из бутылки ее место занимает входящий снаружи воздух (он вталкивается туда силой атмосферного давления). Итак, вниз течет вода, а вверх движутся пузырьки воздуха. Это движение определенного объема воды вниз и такого же объема воздуха вверх можно сравнить с движением транспорта на суженном участке дороги. Сначала проезжает автомобиль в одном направлении, а тому, кто едет навстречу, приходится подождать, пока встречная машина проедет и освободит путь.

Когда вода вращается, центробежная сила прижимает ее к стенкам бутылки. В середине, вдоль оси вращения, образуется воздушный канал. По этому каналу воздух поступает в бутылку, занимая место вытекающей из нее воды. При этом он не препятствует вытеканию воды.

https://pp.vk.me/c637328/v637328074/1e4d8/ezEXPEglqAs.jpg

Вывод: опыт проведён и лайфхак работает. В первом случае, когда мы придали бутылке с водой вращательное движение, вода вылилась намного быстрее, чем во втором случае, когда мы просто вылили воду из бутылки. Я считаю данный лайфхак полезным и безопасным.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

города Вязьмы Смоленской области

Домашняя лабораторная работа:

«Исследование опыта к открытому уроку «Физические лайфхаки»»

Выполнила:

ученица 8 класса Б

Погодина Алина

Проверил:

учитель физики

Лютов А.А. 

2016г.

Тема: «Макрофотография с помощью телефона»

Цель: проверить лайфхак на возможное практическое применение, объяснить с точки зрения наук наблюдаемые процессы и явления, оценить полезность и безопасность.

Оборудование: телефон, капля воды, пипетка.

Описание работы.

Лайфхак: Если нанести на объектив камеры каплю воды, телефон сможет делать неплохие макрофотографии.

Ход работы:

Аккуратно нанесем с помощью пипетки на объектив камеры телефона каплю воды и сделаем фото. 

Объяснение:

За счёт сил поверхностного натяжения воды, капля не будет стекать с объектива камеры, а попытается уменьшить свою потенциальную энергию, приняв форму полусферы, за счет сил поверхностного натяжения. Из за такой формы из капли получается оптическая линза, причём выпуклая, а значит увеличительная. 

Вывод: опыт проведён и лайфхак работает. Макрофотография получается с помощью капли за счёт того, что она принимает форму полусферы и получается выпуклая линза, которая за счёт своей выпуклости увеличивает. Я считаю данный лайфхак безопасным, но малополезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Представление опыта практической деятельности "Дидактические игры при изучении естественных наук"

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой де...

Представление опыта практической деятельности "Дидактические игры при изучении естественных наук"

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой де...

«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»

Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов.  Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...

Статья на тему "Исследовательская деятельность учащихся на уроках естественных наук в современной школе"

В данной статье отражены основные моменты исследовательской деятельности учащихся на конкретном примере. Представлены элементы исследования....