Изучение философской лирики Ф.И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан
статья по литературе (10 класс) на тему

Сухая Ольга Андреевна

Методический материал для изучения философской лирики в аспекте русского романтизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_filosofskaya_lirika.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение философской лирики Ф.И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан

Изучение философской лирики Ф.И. Тютчева – наиболее сложный этап изучения монографической темы в 10 классе. Предлагаем начать его с чтения и анализа стихотворения «День и ночь», поскольку, по мнению исследователей, именно оно содержит ключ ко всей поэтической системе раннего Ф.И. Тютчева. Овладению основными понятиями философской лирики поэта лучше всего соответствует форма урока-практикума.

На первом этапе после чтения стихотворения «День и ночь» предлагаем учащимся поразмышлять о его эмоциональной тональности и ее источнике, отмечаем возвышенность звучания, указываем на образы «духов», «богов», на таинственность происходящего, находим создающие торжественную интонацию старославянизмы («таинственный», «бездна», «златотканый» и т.д.). Обращаемся к заглавию произведения и отмечаем, что в нем не только указаны главные «действующие лица», но и отражен художественный прием, лежащий в основе композиции стихотворения, – антитеза.

Произведение состоит из двух частей, в каждой из которых главенствует один из центральных образов, в первой – раскрывается дневной мир, вторая – посвящена миру ночи. С помощью вопросов (Какими поэтическими средствами изображены эти миры? Какой из них является более глубокой реальностью для человека, что испытывает лирический герой днем и какова природа его страха перед ночью?) отмечаем, что образу дня поется «четырехстрочный гимн» [2: 54]: это «покров златотканый», «блистательный», обладающий живительной силой для «земнородных» (поясняем, что имеются в виду живые существа, населяющие землю, – здесь использован характерный для поэта прием перифразы), «души болящей исцеленье» [2: 55], «друг человеков и богов». Это светлый, «благодатный», сияющий мир. Указываем на характерные для Ф.И. Тютчева мотивы: мотив покрова, завесы, мотив света.

На этом же этапе анализа обращаемся к образу хаоса в лирике Ф.И. Тютчева, отмечаем его связь с античной мифологией и философией. Ночь – особое время, когда между человеком и хаосом с его «страхами и мглами» «нет преград»; именно она является более глубокой реальностью для лирического героя. И все-таки день противостоит ей, как гармония – хаосу, как бытие – небытию. Делая выводы, возвращаемся к пройденным ранее пейзажно-философским стихотворениям Ф.И. Тютчева и вспоминаем, что движение природного времени циклично, поэтому день вечно сосуществует с ночью, вечно срывающей его покров [3: 121]. Подводя итоги, предлагаем учащимся рассказать о лирическом сюжете стихотворения и о том, что он им напоминает, приходим к выводу, что это миф о сотворении мира (космогонический), но созданный самим поэтом.

Размышляем, как миф о дне и ночи позволяет разобраться в ранней лирике Ф.И. Тютчева, и отмечаем, что ее принято делить на «дневную» и «ночную» поэзию. Так, в стихах первой группы поэт воспевает красоту вечно юной природы, изображает ее движение во времени. Предлагаем учащимся определить, какие из пейзажно-философских стихотворений относятся к этой группе («Весенняя гроза», «Весенние воды» и др.) В «ночной» поэзии лирический герой лицом к лицу сталкивается с ликом первородного хаоса, погружается в глубину собственной души, открывая ее тайны. Для более глубокого раскрытия образа хаоса в лирике поэта включаем в этот этап урока стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?..» и «Тени сизые смесились…». После чтения произведений предлагаем учащимся ответить, какие новые черты обретает образ хаоса в данных стихотворениях (обращаем внимание на эпитет «родимый» и стремление души лирического героя «слиться с беспредельным»).

В ходе изучения философской лирики Ф.И. Тютчева обращаемся также к стихотворениям «Silentium!», «Душа моя, Элизиум теней…», «О вещая душа моя!..», последовательно раскрывая основные черты мировосприятия поэта-романтика, особенности его художественного мира, рассматривая мотивы, характерные для его творчества и романтизма в целом. Углубить представления учащихся об особенностях видения мира поэтом и своеобразии его художественного метода позволяет сопоставление данных стихотворений с произведениями других романтиков В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, М.Ю. Лермонтова. Таким образом, закрепляется понятие о контексте лирики Ф.И. Тютчева.

Совершенствованию знаний учащихся о философском романтизме, формированию умения применить полученные знания на другом литературном материале способствует домашнее задание: сопоставительный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» и татарского поэта-романтика С. Рамиева «Моя ночь». Выполняя работу, учащиеся опираются на следующие вопросы: Какими чувствами пронизаны оба стихотворения? Какие черты образа ночи сближают стихотворения Тютчева и Рамиева? Какими поэтическими средствами создают поэты образ ночи? Есть ли в «Моей ночи» С. Рамиева образ, близкий тютчевскому хаосу? Каким видится день лирическим героям обоих стихотворений? Как, по-вашему, что объединяет лирических героев Ф.И. Тютчева и С. Рамиева? Как вы думаете, почему Ф.И. Тютчев называет ночь «святой»? Что общего между его стихотворениями «Святая ночь на небосклон взошла…» и «День и ночь»? Найдите в произведениях характерные для романтизма мотивы. Какова их функция?

Учащиеся отмечают чувства боли и одиночества, воплощенные в обоих произведениях. При этом в стихотворении Ф.И. Тютчева нет безысходности, заставляющей страдать лирического героя С. Рамиева. Ночь С. Рамиева – ад («Темна ночь моя, до зари далеко, / Ад с потухшими огнями она…» – перевод А.М. Саяповой) [4: 128], мертвый и мертвящий мир, близкий тютчевскому хаосу темнотой («кромешным мраком»), холодом, сосуществующим со стихиями воды и огня (в нем можно «утонуть» и «сгореть»), принадлежностью к Вечности. Обращаем внимание на то, что чернота окутывает и душу лирического героя. Подобно Ф.И. Тютчеву, видевшему хаос в человеческой душе, С. Рамиев видит в ней ночной мрак.

Ночь Ф.И. Тютчева «святая», то есть священная; она обнажает лик первородного хаоса, а внешний мир оборачивается «виденьем». Как и в стихотворении «День и ночь», с бездны хаоса срывается «золотой покров» дня, и человек оказывается «лицом к лицу пред пропастию темной». Рассматривая образ дня, десятиклассники указывают на то, что в стихотворении Ф.И. Тютчева он характеризуется эпитетами «отрадный», «любезный» (вновь находим перекличку со стихотворением «День и ночь»), это «золотой покров» (цвет солнца) – так реализуется в начале стихотворения романтический мотив света. В «Моей ночи» С. Рамиева, «певца зорь» [5: 128], день, столь же желанный для лирического героя, не наступает бесконечно долго (ночь «длинна», вечерняя заря «умерла», а «рассвета нет»). Его душа стремится ввысь, к звездам; отмечаем, что в стихотворении звучат характерные для романтизма мотивы звезд, полета, которые присутствуют и в лирике Ф.И. Тютчева («Душа хотела б быть звездой…»). Однако стремление ввысь, к небу чаще всего оборачивается горьким сознанием невозможности оторваться от земли («С поляны коршун поднялся…»). Звезды в стихотворении «Моя ночь» также связаны с мотивом света, который начинает звучать с появлением образа свечи, неспособной разогнать ночной мрак; душа не находит в небе ни «манящего света» звезд, ни рассвета, а вечерняя заря «умерла» – так трагически звучит классический для романтизма мотив заката-зари. Напоминаем учащимся, что и для Ф.И. Тютчева, которого привлекали переходные состояния в природе, мотив зари имеет большое значение («Летний вечер», «Я помню время золотое…»). В противопоставлении ночного и дневного миров, человеческой души и «бездны роковой» («Святая ночь на небосклон взошла…»), пугающего мрака ночи и манящего света звезд («Моя ночь») реализуется романтический мотив двоемирия.

Сближают произведения и образы лирических героев, страдающих от одиночества; однако Ф.И. Тютчев, представитель философского романтизма, говорит не о конкретном человеке, а о человеке вообще. Его лирический герой, погружаясь в бездну собственной души, оказывается «немощен и гол». В этом мире не действуют законы разума: «Упразднен ум, / И мысль осиротела…» Отметим, что романтики верили именно в силу поэтической интуиции, противопоставляя ее рациональному познанию [5: 10]. Лирический герой Ф.И. Тютчева теряет опору в призрачном внешнем мире, все «светлое», «живое» оказывается «давно минувшим сном». При этом «чуждое, неразгаданное ночное» позволяет тютчевскому человеку познать «наследье родовое», приблизиться к раскрытию тайн внутренней вселенной. Обратим внимание учащихся на то, что вера в огромные возможности человека – сына вселенной, в его способность постичь ее тайну является принципиальной для романтизма [6: 151].

Страдания лирического героя стихотворения С. Рамиева, написанного от первого лица, напротив, безысходны, напрасны; он становится узником ночного мрака. Не случайно «темней, тесней» становится небосвод, художественное пространство сужается, все явственней звучит мотив смерти, традиционный для романтизма. Отметим, что мысль о том, что каждого человека в конце пути ждет смерть, голос которой слышится лирическому герою даже в вечной красоте природы, проходит через творчество и С. Рамиева («Я умираю») [7: 40], и Ф.И. Тютчева («Смотри, как на речном просторе…»).

В ходе проверки домашнего задания необходимо остановиться и на языке произведений, образный язык философской лирики сложен для восприятия учащихся. Указываем на старославянизмы, присущие поэтике Ф.И. Тютчева как романтика, усвоившего традиции классицизма, на цветопись в «Моей ночи» С. Рамиева, передающую непроницаемость мрака «черной» ночи, который становится густым и «липким» в пламени свечи.

Подводим итоги. Что объединяет Ф.И. Тютчева и С. Рамиева? Прежде всего, это романтическое мировосприятие с его трагизмом, традиционные романтические образы и мотивы. Центром художественного мира обоих поэтов является человек. Учащиеся, знакомые с творчеством С. Рамиева по урокам татарской литературы, отмечают, что лирический герой поэзии С. Рамиева – свободный человек, всемогущий и созидательный, восстающий против действительности; с лирическим героем Ф.И. Тютчева его сближает беспомощность перед лицом судьбы, понимание того, насколько бессильна человеческая душа [8: 25-27]. Вместе с тем в лирике обоих поэтов присутствуют жизнеутверждающие мотивы; и Ф.И. Тютчев, и С. Рамиев воспевают человеческое «я», способное отстоять свое достоинство, стоически переносить удары судьбы.

Таким образом, изучение лирики Ф.И. Тютчева в аспекте романтической поэтики предполагает сочетание приемов целостного, сопоставительного и мотивного анализа, постоянную опору на культурно-исторический и художественный контекст творчества поэта, использование на уроках внутрипредметных и межпредметных связей, позволяет совершенствовать навыки анализа поэтического текста, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, более глубокому постижению авторской концепции. Все это в результате обеспечивает формирование более глубоких представлений учащихся об особенностях художественного мира Ф.И. Тютчева.

Список использованной литературы

  1. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов, редкол.: И.Л. Андроников, В.Г. Базанов, А.С. Бушмин, В.Э. Вацуро, В.В. Жданов, М.Б. Храпченко. – М.: Сов. энцикл., 1981. – 746 с.
  2. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева: учеб. пособ. – М. : Высш. шк., 1981. – 111 с.
  3. Шакирова Л.Г. Символика философских стихотворений Ф.И. Тютчева о природе: Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. – М., 1988. – 157 с.
  4. Саяпова А.М. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. – Казань: Алма – Лит, 2006. – 246 с.
  5. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975. – 240 с.
  6. Милюгина Е.Г. Романтический образ поэта-пророка в свете эзотерической традиции // Романтизм: Грани и судьбы. – Тверь, 1998. – Ч. 2. – С. 150-156.
  7. Нагуманова Э.Ф. Поэтическая «натурфилософия» Ф.И. Тютчева и татарская поэзия начала XX века (сопоставительный аспект): Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. – Казань, 2004. – 156 с.
  8. Зарипова-Четин Ч. Проблема демонизма в творчестве С. Рамиева в контексте восточно-европейской эстетики. – Казань: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...