Творчество Хасана Туфана "Прости мне, Родина..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок внеклассного чтения по творчеству татарского поэта Хасана Туфана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творчество Хасана Туфана66 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлов А.Ю. –

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района РТ

«Прости мне, Родина, что я  не соловей…»

(урок-презентация по творчеству татарского поэта Хасана Туфана)

Вид:  урок-презентация;

Метод: словесно-исследовательский, с использованием компьютерной презентации.

Цели занятия: 

-заинтересовать учащихся  жизнью и творчеством  татарского поэта Хасана Туфана, репрессированного на 16 лет;

- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность малой Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

- отметить особенности поэтической манеры Х. Туфана;

- воспитание любви к  творчеству поэта, поэзии,  родному краю.

Оформление урока:  портрет поэта;  фотографии;  вырезки из газет и журналов, оформленные в отдельный стенд; выставка книг Х. Туфана; иллюстрации учащихся к произведениям поэта, компьютер, мультимедийный проектор.

        Учащиеся  разбиваются на пять групп.  Задания к уроку  получены заранее.

1 группа  – литературоведы (готовят к уроку  сообщения о жизни и творчестве Хасана Туфана)

2 группа – чтецы (учат наизусть стихи  поэта, готовят краткий анализ лирических произведений)

3 группа – журналисты (оформляют презентацию, посвящённую жизни и творчеству поэта)

4 группа  -  художники (готовят иллюстрации к произведениям Туфана)

5 группа -  музыканты (готовят музыкальное сопровождение занятия)

Эпиграф:                                        

Прости мне, Родина,

что я  не соловей,

что я твой барабанщик скромный!

                                                                                               Хасан Туфан

Урок-презентация по теме «Прости мне, Родина, что я не соловей…» (по творчеству татарского поэта Хасана Туфана) проводится с использованием национально-регионального компонента.

Ход урока

Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух».

Слайды  №№1-3.

1. Слово учителя.

-  Дорогие ребята! Сегодня  мы  с  вами проводим урок-презентацию по творчеству нашего легендарного земляка, уроженца деревни Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан, татарского поэта-классика Хасана Туфана. На нашей аксубаевской земле родилось много известных людей. Это – Нажиб Думави и Николай Шелеби, Хасан Туфан и Ефрем Еллиев, Газиз Кашапов, и Михаил Сениэль, Набиря Гиматдинова  и  Иван Егоров, и многие другие. Конечно, каждый  из перечисленных личностей оставил свой след в  литературе,  или оставляет его, по-особенному. Но  среди них мне хочется отметить творчество Хасана Туфана неугомонностью, буйным нравом, так как он, как и Хади  Такташ, Адель Кутуй, Кави Наджми и Муса Джалиль, участвовал в закладке  фундамента новой татарской поэзии. Искал, ошибался, находил. Пополнил «золотой фонд» татарской поэзии. Надеемся, что его голос не только был и остался в  литературе, но и есть,  и   будет звучать очень долго,  несмотря на  его скромные слова: «Прости мне Родина, что я  не соловей, что я  твой барабанщик скромный!», потому что Хасан абый  писал сердцем.  

-   А  для  продолжения презентации, я  передаю слово нашим литературоведам-ведущим. От них мы  узнаем  более подробно  о жизни и  творчестве  этого замечательного  человека.

Слайд  №4.

Ведущий 1. Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевской волости Чистопольского уезда  Казанской губернии. Читать и писать научился у  отца, а  когда открылась школа в деревне, учился  в  школе.

Чтец 1  (Стихотворение «Жизнь»)

Слайд  №5.

Ведущий 2.  Весной  1914 года  братья взяли Туфана с собой на  Урал, где  он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе «Галия». Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С. Рамиевым, М. Гафури и  С. Сунчалеем.

Чтец 2 (Стихотворение «На ветру качаются ромашки»)

Слайд №6.

Ведущий 1. В 1918-1924 гг. Хасан Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в  1924-1928 гг. – в  школе слободы «Бишбалта» г. Казани.

Чтец 3 (Стихотворение «Белая берёза»)

Слайд №7.

Ведущий 2. В 1928-1930 гг.  Хасан  абый совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.

Чтец 4

Меня поэтом мать не родила,

Мой стих – итог пережитого:

Всех предков горести, надежды и дела

В душе моей живут и просят слова.

Слайд №8.

Ведущий 1.  Вернувшись из поездки, поэт в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным  секретарём  журнала «Совет эдэбияты» (ныне «Казан утлары»).

Чтец 5 (Стихотворение  «Мой путь»)

Слайд №9.

Ведущий 2.  В 1940 году  наш земляк был репрессирован и на долгие  годы отлучён от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в  1956 году он возвращается в Казань.

 

Чтец 6  (Стихотворение  «Чьи руки теплее?»)

Слайд №10.

Ведущий 1.  Хасан Туфан начал печататься в 1924 году. А через два-три года о нём уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Поэт одним из первых привнёс в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в  золотой фонд татарской поэзии.

Чтец 7  (Стихотворение «А ты послушай»)

Слайд №11.

Ведущий 2.  С  середины 30 гг. 20 века в творчестве  Хасана Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к  лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.

Чтец 8

И в  чужих лесах и рощах есть берёзы,

Есть берёзы средь чужих  полей,

Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы

Лишь берёзы родины моей.

Слайд №12.

Ведущий 1.  Поэзия Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.

Чтец 9

О Родина, тебя принять прошу

Огонь стихов, как совесть, непродажных, -

Сейчас, пока живу, пока дышу,

Или потом, когда – неважно!

Слайд №13.

Ведущий 2.  В 50-60-х гг. поэзия  нашего земляка достигает новых высот. Он создаёт целый ряд таких произведений, которые  вправе  считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряжённость мысли.

Чтец  10

То ль как солнце, ты  была  светла,

То ли нежность  матери хранила, -

Много брал я  у  тебя тепла,

Если сердце стужа леденила.

Руку на плечо мне положив,

Ты меня вела в года  крутые,

Тем, что я  ещё сегодня жив,

Лишь тебе обязан я, Россия!

Слайд №14.

Ведущий 1.  За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х. Туфану в 1966 году  присуждена Государственная премия Татарстана  им. Г. Тукая.

Чтец 11

Каждый день по-особому нов,

Будь он короток или велик.

Он имеет свой собственный лик,

Он имеет свой собственный звон.

Каждый день по-особому нов.

Слайд №15.

Ведущий 2.  Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани. Похоронен там же.

Чтец 12

Наверно, цветы Киремети,

Сегодня бранят меня снова.

За то, что бродя по планете,

Для них не нашел и полслова!

Родные просторы! Кружить бы

По чащам, равнинам, полесью,

На музыку вас положить бы

И вам подарить бы ту песню…

2. Анализ 2-3 стихотворений поэта.

1)  Какие мысли  звучат в стихотворениях поэта?

(Во многих  своих  стихотворениях Х. Туфан воспевает природу родного края. В его лирических произведениях – образные мысли, мечты великого поэта. И эта мечта – видеть родной край в  райском обличии, зелени, цветах.)

2)  Какие темы затрагивает лирика поэта?

(Пейзажную лирику, любовную и гражданскую)

3)  Какова особенность стихотворения «Белая берёза»?

(Стихотворение написано в 1933 году. В нём нет напряжённой метафоричности, которая была в раннем творчестве поэта. Здесь отчётливо проступают песенные фольклорные мотивы. Поэт одухотворяет берёзу, обращается к  ней как  к  живому  существу.)

4)  Кому посвящено стихотворение «На ветру качаются ромашки»?

(Оно посвящено жене поэта, известной артистке Луизе Салиаскаровой.)

5) Кто является лирическим героем в данном стихотворении?

(Сам поэт. Он гадает на ромашках: любит  или  не  любит? И каждый раз ромашки отвечают: «любит». Герой же  стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку «на её безвременной могиле уж давно белеет резеда». /Дело в  том, что жена Туфана сдавала  свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье/).

6)  Что означает псевдоним поэта?

(«Туфан» в переводе с  татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к  характеру его поэзии. Словно тайфун – дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики – Туфан вступил в татарскую поэзию.)

7)  На родине поэта установлен бюст поэта (скульптор – Махмут Гасимов). Чем отличается бюст от памятника?

(Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части человека /по грудь или по пояс/. Памятник – скульптура или архитектурное  сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь /выдающейся личности, исторического события/).

3.Отзыв о книге Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар. – М.: Сов. Россия, 1987 (выступление 1 обучающегося)

4.Слово воспитанникам для защиты своих иллюстраций к  произведениям поэта (2-3 обучающихся).

5.Запись в тетради   (тема урока, эпиграф, названия основных произведений  Х. Туфана)

Слайды №№16-18.

6.Словарная работа.

Абый (в  переводе с татарского) -   дядя.

Медресе -   средняя мусульманская школа.

Скульптор  – художник, занимающийся скульптурой.

Слобода -  в России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок.

Слайд  №19.

7.Отгадывание кроссворда по теме «Туфан».

Звучит мелодия Георгия Свиридова «Метель-вальс»

Кроссворд «Туфан»

к

И

р

е

м

е

т

ь

х

и

с

б

у

л

л

а

т

а

й

ф

у

н

г

а

с

и

м

о

в

м

о

р

а

н

Вопросы:

  1. Название деревни, в  которой родился поэт.
  2. Настоящее имя Хасана.
  3. Что означает слово «туфан» в переводе с татарского?.
  4. Скульптор бюста Хасану Туфану на родине поэта.
  5. Переводчик стихов  Туфана с татарского на русский язык.

8. Просмотр видеоматериалов по дому-музею поэта.

9. Итог занятия.

-  Дорогие ребята! Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве  известного татарского поэта Хасана Туфана.  Хасан Туфан – выдающийся поэт, его творчество является истинно народным и пользуется огромной любовью. Если вы хотите узнать о нём  ещё больше, заходите на сайт Хасана Туфана в Интернете, и будете нам благодарны. А если хотите непосредственно  прикоснуться  с  его жизнью, то приезжайте  на родину поэта - в деревню Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан. Край Туфана вам запомнится на  всю жизнь! До свидания!

     

Слайд №20.

Литература

  1. Батулла Роберт. Вернулся навсегда // Сельская новь. 2000, 9 февраля.
  2. Валиуллин Дамир. Мир Хасана Туфана  // Казанские истории. -  2002, №№9-10.
  3. Гиниятуллина А. Писатели  Советского Татарстана. – Казань, 1970.
  4. Михайлов А.Ю. Знаешь ли ты Аксубай? – Аксубаево, 2014.
  5. Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая. – Казань, 1987.
  6. Мустафин Ф. Дело Туфана // Татарстан. – 1992.
  7. Розенгартен Михаил. Встречи  с Туфаном // Республика Татарстан. – 2001, 16 января.
  8. Хабибуллина Роза. Жемчужина татарской поэзии // Сельская новь. - 2000, 14 октября.
  9. Юзеев Нил. Мир поэта. – Казань, 1987.
  10. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Открытое мероприятие посвященное творчеству Хасана Туфана.

Мероприятие подготовили учителя  СОШ №10 г.Елабуга :Гумерова Лейсина МарсовнаМингазова Рамзия Марсовна , Рамазанова Диляра Фанависовна...

Фестиваль детского творчества "Я эту землю Родиной зову"

Сценарий мероприятия в рамках фестиваля детского творчества...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей

Из опыта работы по внеурочной деятельности  на тему  "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"...

Презентация Биография Хасана Туфана

Презентация Биография Хасана Туфана...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...