Конспект урока- концерта "И помнит мир спасенный!"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бобкова Людмила Николаевна

Этот материал будет интересен тем, кто хочет проводить интересные, познавательные , волнующие мероприятия ко Дню Победы. Мою разработку можно использовать как основу, добавляя ее своими идеями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_pomnit_mir_.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

И помнит мир спасенный…

Цели:

-  познакомить учащихся с личностью М. Джалиля, его творчеством; с историей концлагерей;

- развивать навыки  выразительной речи, монологической речи; индивидуальные творческие способности

- продолжать воспитывать интерес к своей истории, воспитывать патриотические чувства, прививать любовь, уважение к своей стране, народу.

Оборудование:  песня «Вставай , страна огромная!»,  фонограмма марша, звук метронома и голоса Левитана, фотографии М.Джалиля, тружеников тыла, концлагерей, памятников  узникам концлагерей, рисунки и плакаты детей класса, знамя ( проектная работа детей).

этап

ход

примечание

 Урок начинается со звука метронома и сообщения Левитана об  объявлении войны.

Священная война - Вставай, страна огромная. Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач. 1941.

Вставай, страна огромная, 
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой тёмною, 
С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная 
Вскипает, как волна, — 
Идёт война народная, 
Священная война!

Дадим отпор душителям 
Всех пламенных идей, 
Насильникам, грабителям, 
Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья чёрные 
Над Родиной летать, 
Поля её просторные 
Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти 
Загоним пулю в лоб, 
Отребью человечества 
Сколотим крепкий гроб!

Припев.

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски СССР на площади Белорусского вокзала перед войсками, отправляющимися на фронт.

26 июня 1941 года на Белорусский вокзал Москвы (метро Белорусская) приехала одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. Она пока еще не отправилась на фронт. Она исполнила песню "Священная война впервые". В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании Белорусского вокзала в Москве установлена мемориальная доска.

Песня "Вставай страна огромная" стала исполняться часто после 15 октября 1941 года, когда Вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин. Тогда ситуация на фронте уже соответствовала тексту песни. Поэтому песня "Священная война" стала ежедневно звучать по всесоюзному радио. Каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Песня "Вставай страна огромная" получила очень большую популярность во время Второй Мировой войны. На фронтах Великой Отечественной войны она поддерживала высокий боевой дух в войсках.

Второй ведущий:

- Песни о войне сочинялись, пишут их и в наши дни .  Вот и в нашем классе появилась такая песня. Написал ее наш ученик Б.К. И сейчас прозвучит премьера песни.

Первый ведущий:

-Вся страна встала на защиту своей Родины. От мала до велика! Дети приписывали себе года, чтобы пойти на фронт. Кого не брали – уходили в партизаны или на местах приближали Победу!

Стоит средь лесов деревенька.

 Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

 Мальчишечье имя носила,

 Высокие травы косила,

Была в ней веселая сила.

Завыли стальные бураны,

 Тень крыльев легла на поляны.

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде.

Бывало, придет в деревеньку,

 Мать спросит усталую Женьку:

 — Ну как ты живешь? — Помаленьку... Пошли на заданье ребята.

 Ударила вражья граната.

Из ватника вылезла вата.

 Висит фотография в школе —

В улыбке — ни грусти, ни боли, Шестнадцать ей было — не боле.

Глаза ее были безбрежны,

Мечты ее были безгрешны,

Слова ее были небрежны...

1957

Первый ведущий:

-Еще одна премьера! Свое стихотворение читает Иванна К.

Второй ведущий:

- У детей , рожденных в предвоенные, военные годы, не было детства. Оно было отнято войной! Многие наравне со взрослыми работали в тылу. Сейчас мы их называем тружениками тыла. Их заслуги приравниваются к боевым, т к вклад в Победу этих людей огромен!. У нас в классе учится правнучка Шевыревой Веры Тихоновны. Это Катя З. Она подготовила две проектные работы на тему «Маленькие герои Великой Отечественной войны. Им не было еще и 16…»

Стих-ие « Извини меня, солдат» читает Кристина Т.

Ты извини меня, солдат,

Что не могу сказать ни слова,

Что слезы в горле снова, снова,

Что я молчу, смотря в глаза.

Повестка: "Сын погиб на фронте"...

Он воевал, он был солдат,

Он столько верст прошел в пехоте,

Он так хотел прийти назад!

Мечтал сказать: "Откройте двери!

Вот я: ваш внук, ваш сын, ваш брат!

Он так в Победу нашу верил,

Он никогда не прятал взгляд!

И до сих пор душе обидно,

Что не пришел солдат домой.

Над безымянною могилой

Горит негаснущий огонь...

Промчались годы горевые,

Но мать к порогу выйдет вновь:

Нет ничего сильнее в мире,

Чем материнская любовь.

 

Не забывайте о солдатах,

Вступившихся за честь страны,

Не забывайте свист снарядов,

И будьте памяти верны!

 

Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах

И так надеялись на мир!

 

Но вновь солдат с больничной койки

Вставал — и шел на честный бой!

Не за награды был он стойким,

За край сражался свой родной!

 

Не забывайте о солдатах!

Тот миг, когда он погибал,

Не похоронки скорбной датой —

Молчания минутой стал!

Ведущий:

- Одним из чудовищных явлений войны были концлагеря. Их еще называют дорогой в ад. И не зря. Чуть более подробно об этом расскажет Алина В.

Первый концентрационный лагерь для политических заключённых (коммунистов и социал-демократов) в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. Он располагался на окраине городка Дахау (близ Мюнхена).В 1936 г. около Берлина был создан концентрационный лагерь Заксенхаузен. В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому своё).В 1938 г. после «Хрустальной ночи» в концентрационные лагеря начали направлять немецких евреев только в связи с их национальностью.По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года в оккупированной Польше был создан концлагерь Освенцим14 июня 1940 г. сюда привезли первый эшелон — 728 поляков. На территории Польши, ЧехииЛатвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря МайданекСаласпилс и многие другие. Официально признаны Правительством ФРГ не все  концентрационные лагеря (1939—1945 гг.) .На самом деле концентрационных лагерей было намного больше, свыше 42 тысяч лагерей и гетто.

Фантазиям душегубов не было предела. ( Учитель рассказывает  о 2-3 показательных примерах. Дальше без слез , ужаса и комка в горле говорить не получается). Во многих странах есть памятники узникам концлагерей . 11 апреля – это день памяти жертв концлагерей.

Ведущий:

-Чудом удалось избежать отправки в концлагерь Германии 13- летней Еве Жутновой.

По некоторым данным 2,5 миллиона детей , находившихся в лагерях, так и не увидели больше  своих родителей, не познали счастья и радости .  А ведь сколько детей могло бы родиться , если бы не война!!!

Ученик Матвей Ш. рассказывает об этом человеке, его подвиге.

После призыва в армию в июне 1941 года Джалиль учился

 на двухмесячных курсах политработников и ушёл на фронт. Вскоре он стал на Волховском фронте сотрудником фронтовой газеты «Отвага».

На Волховском фронте в 1942 году обстановка стала усложняться. Вторая ударная армия была отрезана от остальных советских войск. Старший политрук Муса Мустафович Залилов (настоящее имя) 26 июня 1942 г. с группой офицеров и солдат, пробиваясь из немецкого окружения, попал в засаду. В завязавшемся неравном бою Муса получил ранение в грудь и попал в плен в бессознательном состоянии. Начались его скитания по фашистским тюрьмам. В Советском Союзе его считали «пропавшим без вести».


Чтобы продолжать борьбу с врагом, Муса Джалиль вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. На территории оккупированной немцами Польши, в Едлиньске близ Радома, где легион «Идель-Урал» формировался, Муса организовал группу подпольщиков среди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных.

Джалиль, пользуясь тем, что немцы поручили ему проводить культурно-просветительскую работу, разъезжал по лагерям для военнопленных, устанавливая конспиративные связи и вербуя новых членов организации подпольщиков под видом набора самодеятельных артистов в хоровую капеллу, созданную в легионе. Джалиль был связан с «Берлинским комитетом ВКП(б)», подпольной организацией под командованием Николая Степановича Бушманова.

21 февраля 1943 года 825-й батальон, сформированный первым в легионе «Идель-Урал», был направлен в Витебск, там он предпринял попытку восстания, и часть бойцов сумела присоединиться к белорусским партизанам. При попытках использования их в боевых действиях личный состав оставшихся шести батальонов легиона тоже переходил часто на сторону партизан и РККА.

В августе 1943 года Джалиля арестовало гестапо за несколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных. Муса Джалиль за участие в подпольной деятельности в берлинской тюрьме Плётцензее в 1944 году 25 августа был казнён на гильотине.

Судьба Мусы Джалиля в СССР долгое время оставалась совершенно неизвестной. МГБ СССР завело в 1946 году розыскное дело на Мусу Мустафовича Залилова. Он обвинялся в сотрудничестве с врагом и измене Родине. В 1946 Нигмат Терегулов, бывший военнопленный, принёс в Союз писателей Татарской ССР блокнот стихов Джалиля. Ещё через год из консульства СССР в Брюсселе была получена вторая тетрадь. Её вынес из Моабитской тюрьмы Андре Тиммерманс, бельгийский участник Сопротивления. Он с Джалилем сидел в одной камере. Муса сказал ему в последнюю встречу, что группу товарищей-татар и его самого скоро казнят, и попросил передать тетрадь на родину.

Только благодаря напряжённым многолетним усилиям следопытов его истинная судьба и трагическая гибель были установлены. Через 12 лет после его гибели 2 февраля 1956 г. Мусе Джалилю было присвоено звание и орден Героя Советского Союза посмертно за исключительное мужество и стойкость, которые он проявил в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Было также присуждено поэту за цикл стихотворений, написанных в фашистской тюрьме, «Моабитская тетрадь» – звание лауреата Ленинской премии – посмертно.

«Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Ведущий:

-Память о той войне будет жить до тех пор, пока мы будем помнить о ней!А мы обязаны помнить и передавать эту память своим детям, внукам, правнукам!

-К выносу знамени будьте готовы!

Учитель рассказывает об истории создания этого знамени всем присутствующим. Оно будет передано в школьный музей «Память священна».

В заключении звучит песня в исполнении Кристины Т, Алины В., Жени О. «И все о той весне».

Кино идет,
Воюет взвод,
Далекий год
На пленке старой...
Нелегкий путь,
Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары...
Счастливый май,
Любимый край,
Своих солдат встречай скорее...
От ран обид
Земля дрожит
Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ: 
И все о той весне
Увидел я во сне,
Пришел рассвет и миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела,
И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых,
И офицеров...
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери...
Я помню свет
Далеких лет,
В свою страну
Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раз

-Спасибо всем участникам и гостям мероприятия. Я желаю вам только мирного неба над головой, счастья и душевного благополучия.

Все дети стоят у доски и после

прослушивания  объявления хором

 начитают петь песнь

«Вставай ,страна огромная»

(Песню взяли в сокращении)

Все присаживаются на свои места.

Ведущий остается

и рассказывает об

 истории создания песни.

Звучит песня в

исполнении автора

 Кирилла Б.

Читает стих-ие

 К. Ваншенкина «Женька»  

  Женя О.

Выступает Катя З.

 со своей

исследовательской работой.

Учитель обращает внимания на фотографии, размещенные на доске. На них изображены люди за работой. Они вяжут, шью, работают в полях, стоят у станков и мн др.

Информация взята

 из википедии .

Может быть дополнена

 или изменена.

Учитель

 открывает вторую

часть доски ,

 где вывешены

 фотографии узников ,

 места пыток, бараки

 и мн др.

Снова со своей

 исследовательской

работой выступает  Катя З.

Учитель

обращает внимание

на фотографию

 М. Джалиля.

Звучит фоном музыка.

 Учитель читает

 стих-ие М. Джалиля

  «Варварство»

Все встают. Звучит песня

 М. Магамаева

«Люди мира, на минуту встаньте!»

Если есть экран, то можно

 вывести изображение на него.

Звучит марш, двое учеников

 выносят знамя, которое

задолго до мероприятия

готовил каждый свое

 в отдельности,

а потом соединяли на уроках

технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И помнит мир спасенный..." (урок по литературе, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы)

Урок по произведениям о Великой отечественной войне с использованием элементом театрализации....

План-конспект мероприятия на тему «И помнит мир спасенный»

План-конспект мероприятия на тему «И помнит мир спасенный»Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ С.В. Светловой...

Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса.

Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса ко дню освобождения города Белая Калитва от немецко-фашистских захватчиков....

Конспект образовательного события «И помнит мир спасенный…»

Формирование патриотических ценностей, любви к Родине, интереса к её истории, к людям, вошедшим в историю, получение необходимых сведений о жизни в военные годы, которая является примером мужест...

Урок памяти с презентацией ко Дню Победы в Великой Отечественной войне для школьников 6 класса "И помнит мир спасенный..."

Данный урок разработан на основе материала взятого из школьного музея "Истоки". В нем рассказывается о героях Советского Союза, которые сражались за мир и свободу Луганского края....

Урок - реквием "И помнит мир спасенный"

Не секрет, что тема Великой Отечественной войны у современного поколения детей не вызывает такого обостренного чувства, как у представителей старших поколений. Поэтому беседа учителя, сопровождаемая у...

Урок победы "Помнит мир спасенный!"

Цель: формирование у ребят высокого патриотическое сознания, верности Отечеству,  воспитание у подростков уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества через обращение к памяти о...