Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса.
методическая разработка (7 класс) на тему

Татьяна  Николаевна Созыкина

Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса ко дню освобождения города Белая Калитва от немецко-фашистских захватчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_pomnit_mir_spasennyy.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

«И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»

Урок Памяти для учащихся 7 класса

ко дню освобождения г. Белая Калитва

от немецко-фашистских захватчиков.

(На фоне музыки: «2-ой концерт Рахманинова.)

1 ученик: 

Война!.. Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы,

Все встали на борьбу - и стар, и мал.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат...

И пионер солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

2 ученик: 

27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается…

3 ученик: 

Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается…

4 ученик:

Нашим родным и близким, пережившим страшную войну посвящается…

5 ученик: 

Вам, ныне живущим, и тем, кого нет, вам, не посрамившим славы российского оружия при освобождении Белой Калитвы в незабываемом сорок третьем году, посвящается...

6 ученик: 

Поколению, вступающему в жизнь, посвящается…

1 ученик:

Мы знаем по сбивчивым,
Трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

(На экране кадры войны)

2 ученик:

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

6 ученик:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,        
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

1 ученик:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

(Слайд: Звучит Голос Левитана).

2сученик: «Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение: «Сегодня 22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза».

(На экране дата начала войны. Звучит куплет песни: «Священная война».)

3 ученик: На смертный бой поднялась вся великая страна – от мала до велика, «от Москвы до самых до окраин». Началась «народная, священная война».

4 ученик: После нападения фашисткой Германии, в стране началась всеобщая мобилизация. Нескончаемый поток железнодорожных эшелонов увозил на запад отцов, мужей, братьев, сестёр, одним словом, - защитников Отечества.

5 ученик:

Ах, война, что ты сделала, подлая.
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры.

6 ученик:

На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

1 ученик:

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.

2 ученик: Путь к победе лежал через тяжелейшие поражения Красной Армии летом и осенью 1941 года.

Слайд с репродукцией картины И. Ахремчика «Защитники Брестской крепости»)

3 ученик: Подземелье Брестской крепости в один из последних дней её героической защиты. Поредевшая группа солдат и женщин – сколько силы, непреклонности, решимости на их усталых лицах! Кто-то из этих безымянных солдат оставит последнюю надпись на камне крепости: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20 июля 1941года». Враг был далеко от границ нашей Родины, а Брестская крепость все стояла и продолжала сковывать немецкие части у своих стен сопротивляясь натиску врага.

4 ученик: Красная Армия несла тяжелые потери. Наши войска мужественно сопротивлялись, но отступали под натиском  хорошо подготовленного к войне противника. Добрали фашисты и до нашей земли.

5 ученик:

Ранним утром 13 июня 1942 года фашисты начали бомбить Белокалитвинскую станицу. Их целью была железнодорожная станция и мост через Северский Донец, но бомбы падали на жилые дома. Страшный вой, взрывы, летящие осколки. Многие дома были разрушены, во многих – раненые и погибшие. Немцы вошли в станицу.

 6 ученик:

С первых дней начались расстрелы пленных красноармейцев. Расстрелы производились у печи известкового завода. Позже жители узнали, что в печи живыми сожгли подпольщиков Ермака, Караичева, Шилина, Гугуева. Много людей томились в подвале дома на улице Большой (напротив кинотеатра «Комсомолец»). В Германию были угнаны 1349 жителей Белой Калитвы, каждый десятый из этих невольников был подростком.

1 ученик:

 А за Форштадтом, где сегодня находится металлургический завод, фашисты оборудовали концлагерь. Военнопленных немцы гнали на восстановление железнодорожных путей. Каждое утро жители слышали выстрелы, доносившиеся из лагеря. Это расстреливали тех, кто не мог встать. С наступлением холодов полуодетые пленники замерзали насмерть. Зима была суровой и жестокой для всех. В холодных бараках – бывших строениях птицесовхоза пришлось зимовать и сталинградцам, которых немцы пригнали из оккупированной части Сталинграда.

2 ученик:

Война – это страшное слово

Впитала в себя столько горя.

Война – это мерзлые трупы

Солдат после жаркого боя.

Война – это горе народное,

Это страх, это грех, это мрак.

Война – это бойня окопная,

Чреда сотен тысяч атак.

3 ученик:

В декабре 1942 года над городом стали пролететь самолеты с красными звездами на борту.  Немцы заволновались. Стало понятно, что их дни сочтены.

Мы ждали вас… Ивы пришли,

Из пепла нас освобождая,

Защитники родной Земли,

Родных детей, родного края.

И своей жизни не щадя.

Вы клятву верности сдержали-

С врагом коварным в бой идя,

В обиду Родину не дали!

4 ученик:

Враги укрепились на противоположном берегу Донца. Отступая под напором наших войск, старались уничтожить всё: взорвали железнодорожный мост, повредили пути. 30 декабря 1942 года, после разгрома войск Манштейна,  Белокалитвинский  район становится важным участком Сталинградской битвы. На Белокалитвинской земле разворачиваются ожесточенные бои. 12 января 1943 года немцев выбили из хутора Дядин. На следующий день начались танковые контратаки врага, которые пришлось отбивать 2-му батальону танкового корпуса.

5 ученик:

 Герой  Советского  Союза  Федор  Григорьевич  Старцев  в  январе 1943 года совершил  на  белокалитвинской земле то, что  ни  до  него, ни  после  не  довелось  сделать  никому  из наших бойцов на фронтах  Великой Отечественной  войны.

     К 10 часам утра  12 января  1943  года  был  освобожден  хутор  Дядин. 2-й батальон  майора  Ключиева  из 58-й механизированной  бригады  получил  приказ: выдвинуться  западнее  хутора  в степь  и  там соединиться с танками  2-го танкового  корпуса, чтобы  вместе развивать наступление на  хутор  Поцелуев.  Но  внезапно  с тыла, откуда  меньше  всего  ожидали,  появилось 20  немецких  танков.  Положение  батальона  стало критическим.  Немцы  явно  стремились  сбросить  советских  солдат  в  Северский Донец  и  уничтожить  их на разбитом  льду.  Сопротивляться  в открытой  степи  такой  силе было  почти  невозможно,  так  как  в батальоне  не  было  своих орудий,  а  на  бросок  гранаты  немцы  бы  никого  не  подпустили.

     

 6 ученик:

И  тогда  к  наступавшим  танкам короткими  перебежками  устремился  один  человек с противотанковым ружьем  в  руках. Это был Федор Старцев.  Мало  кто знал  его  по имени,  потому  что  в  часть  он  прибыл  буквально  за  пять  дней  до  описываемых  событий.

     1 ученик:

 До этого была  не легкая  жизнь  в  далекой  Пермской  области,  где  его  мать  одна  поднимала  пятерых детей. С раннего детства – работа у людей, каждый  кусок  хлеба  на счету.  Но выросли  все,  получили профессию. Самому  Федору  довелось  погонять  басмачей  в  Средней Азии,  работать  в  Перми слесарем  на заводе. Когда  началась  война, он тоже  хотел  идти  на фронт, но на оборонных  предприятиях  требовались рабочие  для  выпуска  оружия,  и  на  таких  людей  распространялась  «бронь».  Только  в  сентябре 1942 года, когда  на  Урале  формировались  добровольческие  части,  удалось  ему попасть  в  армию,  да  только  сначала в  учебную  часть.  Там  стал  бронебойщиком.  Так  что  назвать  35-летнего  мужчину  не осознающим смертельного  риска,  с  которым  был  сопряжён  каждый его  шаг  в  заснеженной  степи,  нельзя.

     

2 ученик:

 Федор  сразу  оценил  ситуацию  и  нашел  единственно  верный  выход.  Он  увидел,  что  прямо  по  ходу немецких  танков  их  путь  пересекает  узкий  овраг  с  крутыми  склонами.  В  неглубокой  промоине  и  залег Старцев, оставаясь  невидимым  для  противника.  А  танки  на  полном  ходу  уже  подлетали  к  оврагу. Видимо,  немцы  предвкушали  лёгкую  победу   над  беспомощными  русскими.  Завидев  овраг,  стальная  лавина  резко  замедлила  ход,  а  затем  танки  стали  разворачиваться,  выискивая  удобный  проход  через  овраг.

      3 ученик::

 Вот  тогда и  «заговорила» «бронебойка»  Старцева.  С  короткого  расстояния  он  сделал  несколько выстрелов  из  ружья  по  бортам  танков,  и  первые  4  машины  остановились   и  начали  дымить.  Раздались  еще  несколько  глухих  хлопков  –  и  еще  3  танка  были  подбиты.  Старцев  быстро  сменил  позицию,  и  вовремя,  потому  что  его  уже  засекли,  и  овраг   буквально  залил  ливень  свинца  и  осколков.

        Видно  было, что  танкисты  по  радио  потребовали  от  своей  пехоты  прочесать  овраг  и  убедиться,  что оттуда  уже  нет  опасности .  Но  тут  уже  наша  пехота своим  огнем  отсекла   наступающие  немецкие  порядки.   Укрываясь  дымом,  Фёдор  добрался  до  полого  склона,  где  танки  могли  преодолеть  овраг,  и снова  залёг.

     

  4 ученик:

  Когда  огонь  стих,  танки   снова  пошли  вперед и  стали  один  за  другим  спускаться  в о враг  именно  там, где  и  залег  Старцев.  Не  встретив  противодействия,  первый  из  них  уже   стал  выходить на  открытую  местность,  прямо  перед нашей  залегшей  пехотой.  И  тут  снова  прозвучали  выстрелы  «бронебойки».  Два головных  танка  остановились,  загораживая  дорогу  остальным,  а  тем  временем  вспыхнули  и  два  танка  в хвосте  колонны.

        Уцелевшие  танки  внезапно  заметались  в  разные  стороны,  ведя  беспорядочную  стрельбу.  Это  на  них  устремились  советские  «тридцатьчетвёрки»,  которые  подошли  к  полю  боя.  Поединок ,  который  длился  30 минут,  закончился.

 

5 ученик:

11  горящих  и  подбитых  немецких  танков  стали  результатом  легендарного  боя  одного  бронебойщика.  А сам  он  в  этом  бою  остался  цел  и  невредим.  

18 января его часть наступала в районе станицы  Калитвенской  Каменского  района  и  снова  была   контратакована  немецкими  танками.  И снова бронебойщик  Старцев  сказал  веское  слово  сибиряка:  от  его  выстрелов  остановились  3  танка,  а  4  уже  загоревшийся,  на  полном  ходу обрушился  на  позиции,  откуда вел  огонь  наш  солдат…  Так  погиб  Федор  Старцев.  Его  тело  товарищи  перевезли  в  хутор  Поцелуев  и  похоронили в  братской могиле.  

4 ученик:

Чёрный камень, чёрный камень,
что ж молчишь ты, чёрный камень?

Разве ты  хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
стать надгробьем для могилы
Неизвестного солдата?

Разве камни виноваты
в том, что где-то под землею
слишком долго спят солдаты?
Безымянные солдаты.
Неизвестные солдаты...

А над ними  травы сохнут,
А над ними звезды меркнут.
И качается подсолнух.
И оранжевое солнце  разливается по небу.

(Владимир  Высоцкий «Только он не вернулся из боя»)

6 ученик:

19 января – особенная дата в истории нашего города. В ночь на 19 января соединения корпуса ворвались в Белую Калитву. После упорного короткого боя противник отступил на правый берег Донца и укрепился на возвышенности. Оттуда немцы просматривали все подходы к плацдарму. Во что бы то ни стало нужно было завладеть высотой. 79,9! Выполнить приказ было поручено эскадрону лейтенанта Аннаклыча Атаева.

1 ученик:

Лейтенант Атаев и его бойцы перешли по льду Донец и захватили укрепление врага – длинную бетонированную траншею с перекрытиями и амбразурами для ведения огня.

На рассвете, прикрываясь четырьмя бронемашинами и десятью танками, гитлеровцы пошли в атаку. От артиллерийского огня, который противник открыл по горстке наших бойцов, рушились укрепления. И один за другим гибли защитники высоты. Погибали, но не отступали ни на шаг. В конце дня оставшиеся в живых собрались вместе и поклялись, что пока на этом изрытом снарядами клочке земли есть хоть один боец, высота не будет отдана врагу. Попытки фашистов вернуть высоту были тщетны. В неравном бою атаевцы уничтожили 300 фашистов и много военной техники. Бойцы отбили 7 контратак врага, продержались 2 суток – 21 и 22 января. Стояли насмерть, обеспечив переправу основных частей Красной Армии.

(Иосиф Кабзон «На безымянной высоте»)

2 ученик:

Донец – немой свидетель.

Зимой на берег твой крутой

Ворвались русские, как ветер

И завязался бой.

Над Калитвой пылал восход,

Река от крови розовела.

Стрелял немецкий миномёт,

И берег резали осколки,

Вгрызаясь в глину и песок.

И лейтенант на камнях колких

Убит был снайпером в висок

На славу берег тот крутой,

Но в сорок третьем легендарной,

Бессмертной стал он высотой.

Она тогда набухла кровью-

Была жестокая война,

И те бессмертные герои

Свои ей дали имена

Ракеты гасли, как зарницы,

Ценою доблестных трудов

Возвращена была станица

В семью отбытых городов.

В заздравной дате государства,

Ещё дымится снег январский,

Кинжальным вспоротый огнём.

                                       

3 ученик:

За этот подвиг, который по праву сравнивают с подвигом панфиловцев, лейтенант Аннаклыч Атаев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а его боевые товарищи награждены Орденом Отечественной войны I степени. А высоту 79,9 белокалитвинцы назвали Высотой Бессмертия. Сейчас Высота Атаева – место поклонения подвигу победителей в Великой Отечественной войне. На этом месте был воздвигнут мемориал.

4 ученик:

Весть о героическом подвиге группы воинов из 112-й Башкирской кавалерийской дивизии быстро распространилась по стране. О подвиге атаевцев написали центральные газеты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1943 года лейтенанту А. Атаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. На своей родине он был удостоен звания «Герой Туркменистана». Все бойцы были награждены орденами Отечественной войны I степени. Мужественные защитники высоты были похоронены на месте последнего боя.

1 ученик:

Ой, зачем ты,  солнце красное,

все уходишь — не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, Единственный...

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать над могилою...

Не хочу я ничегошеньки —

только сына милого.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись,  моя надежда!

Ласточка моя!

Солнышко  мое,

Зорюшко моё.

(Поет  Катя Саргсян «Обелиск»)

5 ученик:

 Сейчас Высота Атаева – место поклонения подвигу победителей в Великой Отечественной войне.

Каждый год 9 мая на Высоте Бессмертия зажигают Вечный огонь. Сюда приходят ветераны Великой Отечественной. Их с каждым годом, к сожалению, становится все меньше. Приходят молодые люди, которым и в наше время пришлось воевать. Белокалитвинцы  несут сюда цветы, признательность и огромную благодарность освободителям. Мы помним и всегда будем помнить павших героев.   Память народа – огромная книга, где записано всё.

6 ученик:

…Чтоб солнце каждый день светило

В моем родном степном краю,

Они легли здесь за Россию,

За Дон, за родину мою!

Волненье это сохраняя,

И голову склоняя низко.

Постой у Вечного огня

И помолчи у обелиска.

Седого облака крыло

Скользит над ним светло и гордо.

Здесь столько наших полегло,

Что перехватывает горло…

(Поет Катя Саргсян песню в исполнении Юлии Началовой «Ты же выжил солдат»)

Учитель:  Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. Минутой молчанья почтим память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

(Звучит звук метронома)

4 ученик:

Будь, Россия, всегда Россией

Помни прошлого уже не вернуть.

Будь свободной, гордой и красивой,

Если нас уже тоже не будет, будь!

Родились мы в стране самой снежной,

Но зато в самой нежной стране,

Не безгрешной, правда, но безбрежной,

С русской песней наравне.

Россияне все мы вместе сила.

Врозь нас просто с планеты стряхнуть.

Да хранит, Господь, тебя, Россия,

Если нас не будет, ты  Россия будь!

(Весь класс поет песню «Моя Россия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока Памяти, посвященный П.А.Каурову

Урок Памяти, проведенный 6 декабря 2014 года в школьном музее для учащихся старших классов и активистов музея...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Сценарий Урока Мужества "Помни блокаду"

Урок Мужества посвящён блокаде Ленинграда. Музыкально-литературная композиция подходит для проведения её старшеклассниками, а зрителями могут быть обучающиеся 1-11 классов, что делает это мероприятие ...

Сценарий урока памяти "Дети Беслана"

Материал предназначен для проведения классного часа. Видео и клипы можно скачать с интернета ( они имеются в свободном доступе)....

Сценарий урока памяти жертв политических репрессий.

Урок памяти жертв политических репрессий«Люди, помните!»...

Сценарий урока памяти "Духовный и нравственный подвиг блокадного Ленинграда"

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Классный час в 5 классе "Урок Памяти "Помнить - значит знать"

Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на...