Лингвостилистический анализ рассказа И. Бунина "Красавица"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Лодыгина Алла Васильевна

Материал может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 кл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt341 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" «Красота спасёт мир». Ф.М. Достоевский. Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В Москва, 2015

Слайд 2

Лингвостилистический анализ произведения «Это анализ, основанный на разыскании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов языка произведения в их теснейшей связи с особенностями содержания и идеи текста». Л. Щерба

Слайд 3

Портретная характеристика персонажей Персонаж Цитаты Худ. ср-ва выразительности вывод Чиновник пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу” “казался не интересен во всех отношениях”. “ носил очки цвета иода ”, Красавица “ знала себе цену”, “молод еньк ая”, “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “ взгляд имела зоркий”. Мальчик “ семилетний”, “живой”, “ласковый”

Слайд 4

Портретная характеристика персонажей Персонаж Цитаты Худ.ср-ва выразительности вывод Чиновник пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “ чахоточного сложения”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу” “казался не интересен во всех отношениях”. “ носил очки цвета иода ”, Деталь (отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её). Аллитерация Открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда вывод: заурядный, но, вроде, порядочный человек. Красавица “ знала себе цену”, “молод еньк ая”, “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “ взгляд имела зоркий”. Уменьшит-ласкат суффикс Образ красавицы пока не прояснён (знать себе цену, хорошо одета – потенциально могут получить и тот, и другой смысл). Мальчик “ семилетний”, “живой”, “ласковый” положительная, одобрительная окраска

Слайд 5

Конфликт рассказа Конф-ликт Цитаты Стилистич. Особенности, худ. ср-ва выразительности Вывод Завязка «И вот..» «красавица спокойно возненавидела » ( жестокость) « сделала вид , что совершенно не замечает его » (со своим зорким взглядом) «Отец притворился, будто у него нет и никогда не было сына» «совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме».

Слайд 6

Конфликт рассказа Конф-ликт Цитаты Стилистич. Особенности, худ. ср-ва выразительности Вывод Завязка «И вот..» «красавица спокойно возненавидела » ( жестокость) « сделала вид , что совершенно не замечает его » (со своим зорким взглядом) «Отец притворился, будто у него нет и никогда не было сына» «совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме». Завязка с вывода , глагол вместо прилагательных оксюморон Контекстная антонимия Сравнит. оборот Тройственное отрицание( трусость) Сравнит. оборот( стал несуществующим в ответ на отношение отца и мачехи) Отсутствие оценочного ряда прилагательных сюжет переходит с описательно изобразительного пути на повествовательно – событийный это самое жестокое наказание. Разные чиновник и мачеха становятся в итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Возникает чувство жалости к маленькому мальчику. Автор не рассказывает о своих чувствах и эмоциях, позволяя читателю самому пережить эмоциональные впечатления

Слайд 7

Начало сюжетного конфликта, его развитие “ Тотчас после свадьбы перевели .” «он весь бархат на диване изотрет », “ Велела” Развязка “ Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “ мамином” сундуке “ неслышная”, “незаметная”, “одинаково смиренно сидит”, “рисует”, “шёпотом читает”, “смотрит в окно”, “стелет себе постельку”, “сам прилежно убирает”, “свёртывает”, “уносит”.

Слайд 8

Начало сюжетного конфликта, его развитие “ Тотчас после свадьбы перевели .” «он весь бархат на диване изотрет », “ Велела” Односоставное неопределённо – личное предложение Прямая речь нет такого литературного слова, есть «протрет» старинное, высокое, то же что “приказала”. Глагол изъявительного наклонения имеет форму повелительного сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующие лица. Она хозяйка !!! Развязка “ Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “ мамином” сундуке “ неслышная”, “незаметная”, “одинаково смиренно сидит”, “рисует”, “шёпотом читает”, “смотрит в окно”, “стелет себе постельку”, “сам прилежно убирает”, “свёртывает”, “уносит”. Повтор ( смысловой акцент) «тихие определения и глаголы» Настоящее время употребляется в значении прошедшего, т. е. настоящее историческое (оно выразительно, наглядно, оно представляет действие как бы совершающееся у нас перед глазами). Теперь это единственный тёплый предмет в доме Нет слов, обозначающих “звучание”, т.е. “жизнь” (а ведь он от природы “живой”).

Слайд 9

Развязка “ угол ок ”, “дом ик ”, “книж ечк а”, “постель к а”, “добр ишк о” (ранее: “диван чик ”, “тюфяч ок ”). « круглое одиночество» « совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь» существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. « круглый сирота» открытая субъективная позиция автора. Трагедия маленького мальчика

Слайд 10

Если человек добр, он красив, Если он красив, его любят, Если его любят, он счастлив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)

  Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия...

Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства»)

Анализировать художественный текст, в отличие от публицистического, значительно сложнее, т.к. ученик должен не только сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором, но...