М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
· Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;
· Развивать навыки анализа текста;
Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Третьякова И.В.
УРОК
М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя.
Цели и задачи:
- Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;
- Развивать навыки анализа текста;
- Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.
Оформление класса:
Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.
Ход урока:
- Организационный этап
- Актуализация
- Поэтическая пятиминутка.
(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)
- Проверка домашнего задания.
Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?
-? Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»
- Формирование новых понятий и способов действий
- Слово учителя
Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)
В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб поэт – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой.
И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.
… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.
За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.
Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.
Слайд № 4 (Природа Кавказа)
Выступление подготовленного ученика.
2. История создания поэмы
1) В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».
Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.
В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.
Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.
2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…
Слайд № 5 (Монастырь)
3) Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».
3. Беседа по тексту.
- Понравилось ли вам произведение?
- Перечитайте эпиграф.
Слайд № 6 (Эпиграф)
Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.
4. Рассказ подготовленного учащегося.
- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?
- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?
(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).
- В чем заключается идея произведения?
(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)
- Такой герой какого героя нам напоминает?
(Романтического)
- Докажите, что Мцыри – романтический герой?
(Романтический герой – личность исключительная...)
Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)
- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?
(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).
- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?
Слайд № 8
- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.
- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?
(Чтение 2 гл)
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?
- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?
- Какова причина побега?
- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?
(Исповедь)
- В каком значении употреблено это слово?
Слайд №9 (Исповедь)
- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10
(заранее подготовленный ученик)
Работа по карточке
- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11
Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).
Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном
«Человек рожден для воли»
- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.
- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?
Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)
Слайд № 13 (День 1)
- Что символизирует образ грозы? Глава 8
(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).
- Какие картины природы ему открываются?
(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)
Слайд № 14 (День 2)
Анализ эпизодов:
Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…
- Какие строки являются кульминацией всего произведения?
Слайд № 15 (День 3)
- Что случилось в 3 день?
Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.
- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте
- Применение
Работа в группах
- Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?
- 1 группа – развернутые олицетворения;
- 2 группа – метафоры;
- 3 группа – сравнения.
- Защита рисунков учащихся.
- Тест
- Этапы информации о домашнем задании
Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.
- Выучить наизусть отрывок из поэмы.
- Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».
Индивидуальное творческое задание:
Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».
- Этап рефлексии
Этап рефлексии Слайд № 17.
М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-188082-1360928155.jpg)
Тест по литературе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"
Тест по литературе для 8 класса по программе Г. С. Меркина . М.Ю. Лермонтов "Мцыри" (в форме ЕГЭ)...
разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"
разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-502138-1414945336.jpg)
Образец итогового сочинения на тему «Как на войне раскрывается характер человека?»
Образец итогового сочинения на тему «Как на войне раскрывается характер человека?»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-1056268-1536642882.jpg)
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.
ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1308641-1611603206.jpg)
Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
hellip;Что за огненная душа,Что за могучий дух,Что за исполинская натура у этого Мцыри!В. Г. Белинский. Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романт...