И.С.Тургенев. "Бирюк"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Селезнёва Марина Николаевна

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_7_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Селезнева М.Н.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1

Тема урока:  Проблема человеческих взаимоотношений в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Цели урока: 1) выяснить, как решается проблема человеческих взаимоотношений в  рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»;

2) развить умение анализировать эпическое произведение (рассказ); формировать коммуникативные компетенции;

3) воспитывать эстетический вкус; формировать умение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока. [Слайд №1]

2. Беседа о смысле заглавия рассказа [Слайд №2]

- Начнём работу над произведением, как ни странно, с разговора о животных. А конкретно - о волках.  Вспомните, каким главным качеством обладает волк как герой фольклорных произведений (поговорок, пословиц, сказок)?

(Кровожадность)

- Соответствует ли действительности такое народное представление о волке?

(Да, это хищное, плотоядное животное)

- Какие ещё качества волка отмечают исследователи этих животных?

(Выносливость, чутьё, ум)

- Почему разговор о произведении мы начли с беседы о волках?

(«Бирюк» - название произведения. Герою рассказа, леснику Фоме Кузьмичу, крестьяне соседних деревень дали прозвище - Бирюк. А слово это имеет значение - волк-одиночка)

- Почему одинокому волку народ дал специальное название?

(Обычно волки охотятся стаями)

- Всякий ли волк решится на охоту в одиночку?

(Только матёрый зверь)

- Подведём итог. Какое представление о герое рассказа формирует у читателя название произведения?

(Жестокий, выносливый, уверенный в своих силах человек, обладающий тонким чутьём)

3. Групповая работа

- Название рассказа - не единственное средство, формирующее наше представление о характере персонажа. Какие ещё средства создания характера вы знаете?

(Пейзаж, портрет, речь, интерьер)

- Цель работы в группах - выяснить, подтверждают ли перечисленные средства создания характера представление о герое, которое сложилось у нас после анализа заголовка рассказа. Добавляют ли они какие-либо черты к портрету героя? Материалом исследования станет экспозиция рассказа, т.е.  часть произведения до завязки. В какой момент происходит завязка рассказа?

(Бирюк выражает готовность проводить барина из леса и при этом берёт ружьё, потому что слышит, что «в лесу шалят»)

- Для воссоздания атмосферы произведения я хочу предложить вам [слайд №3]

* Анализ результатов групповой работы

1) пейзаж: столетние дубы и липы говорят о том, что лесник любит свою работу, выполняет её очень качественно;

2) речь: лесник проявляет сочувствие к барину, предлагает ему укрытие от дождя;

3) интерьер: «Не весело войти ночью в мужицкую избу»; [Слайд №4]

4) портрет: наружность, внушающая уважение (мужественное лицо, смелый взгляд)  

- Подведём итог.  Какое представление о герое рассказа складывается после анализа таких  средств создания характера, как пейзаж, речь, интерьер, портрет? Совпало ли оно с нашим первоначальным мнением о герое?

(Нет, не совпало. Это мужественный, смелый человек, способный к состраданию, который любит лес, добросовестно выполняет свои обязанности, но живёт в крайней бедности)  

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием, разрешить которое нам необходимо на следующем этапе урока.  

4. Знакомство с художником-силуэтистом Елизаветой Меркурьевной Бём.

Однако прежде чем перейти к следуюшему этапу урока, я хочу обратить ваше внимание на необычное изображение персонажа - силуэт. Это не картина, не рисунок, а литография - отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на камне. [Слайд №5]

На слайде №5 вы видите портрет художницы, выполнившей это изображение.

* Рассказ ученицы о Е.М. Бём. [Слайд №6]

- С сочувствием или с осуждением  относится художник к персонажу? Какие черты характера угадываются в герое произведения?

(Молодой, статный, мужественный человек, но на плечах его - груз забот)

5. Беседа о системе образов в рассказе.

- Может быть, называя рассказ «Бирюк», Тургенев имел в виду какого-то другого героя? Так иногда бывает в литературе. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать систему образов в рассказе.

- Перенеситесь мысленно в Россию середины 19 века. Вспомните, каким  было политическое устройство страны и разделите персонажей на две группы в соответствии с их социальным положением.

(Барин - крепостные: Бирюк, Улита, младенец, крестьянин)

- Рассмотрим силуэт дочери лесника.  Почему её приходится ухаживать за малышом?   Каким образом Е.М. Бём удалось подчеркнуть бедственное положение девочки?  [Слайд №7] 

- Можно ли утверждать, что основной конфликт произведения - это конфликт между помещиком и крепостными?

(Нет, основной конфликт - конфликт между лесником и крестьянином)

- Как и почему возникает этот конфликт?

(Крестьянин срубил дерево - лесник ловит его и отбирает лошадь)

- Прежде чем мы будем говорить о причинах, заставивших крестьянина идти воровать, скажите, почему возникает гроза. [Слайд №8]

(Электрические разряды)

- У крестьянина в середине 19 века такое же было представление о грозе, как у вас?

(Нет. Это пророк Илия бросает стрелы, стремясь поразить дьявола)

- Что заставило крестьянина отправиться воровать в грозу? [Слайд №9]

- С помощью какой детали передано отчаяние крестьянина? (Топор)

6. Чтение по ролям кульминации рассказа.

- В какой момент действие достигает кульминации?

(Когда крестьянин вступает в прямой конфликт с лесником)

- Послушайте чтение по ролям. Проследите, как меняются чувства героев на протяжении диалога. [Слайд №10]

(Отчаяние крестьянина всё возрастает, в момент наивысшего напряжения чувств он бросает в лицо леснику обвинение, которое возвращает нас к названию рассказа - «зверь», пьющий христианскую кровь! Именно таким видится лесник нечастным крестьянам.  Лесник сначала в меру сочувствует, потом изумляется, наконец, сострадание, христианские чувства берут верх)

- Почему на похвалу барина («Ты, я вижу, славный малый») лесник отвечает с досадой («Полноте, барин»)?

(Возникает внутренний конфликт - борьба противоположных чувств)

7. Беседа о смысле финала рассказа. [Слайды №11 и №12]

- Вы знаете, что Кобылий Верх действительно существовал в Спасском-Лутовинове. Более того, в действительности, жил в поместье лесник. И звали его Фома. На слайдах вы видите место, где стоял его дом, колодец, из которого он брал воду. Вот только в жизни этот бдительный и строгий лесник был убит местными крестьянами. Почему Тургенев не последовал правде жизни?

(Устранение Бирюка - не решение проблемы. Тургенев призывает  к состраданию на уровне государства)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра.

—Что побудило Бирюка отпустить крестьянина, нарушившего закон?

Домашнее задание к данному уроку было следующим:

I ряд. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова прочитать статью, посвящённую слову «бирюк» и после этого обратиться к книге А.Э.Брэма «Жизнь животных»

II ряд. Прочитать в «Энциклопедическом словаре» Ф.Брокгауза, И.Эфрона статью о крепостном праве.

III ряд. В книге А.В.Терещенко «История культуры русского народа» прочитать статью «Илия-громоносный» (стр.559)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина. И.С.Тургенев "Бирюк"

Викторина И.С.Тургенев "Бирюк" используется на уроках литературы в 6 классе для проверки знания текста....

Проверочная работа. Тургенев. Бирюк

Проверочная работа. Тургенев. Бирюк...

урок литературы И.С.Тургенев "Бирюк"

Урок – мастерская.Основная идея этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс к познанию, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно...

презентация к уроку И.С.Тургенев "Бирюк"

Презентация к уроку литературы И.С.Тургенев "Бирюк"...

И.С.Тургенев "Бирюк"

Урок по рассказу И.Тургенева "Бирюк", 6класс...

И.С.Тургенев "Бирюк"

конспект урока...