Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
статья по литературе (6 класс) на тему

Портнягина Надежда Дмитриевна

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей среды, своеобразие организации учебно-воспитательного процесса, личностные особенности сельских школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_portnyaginan.d.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портнягина Надежда Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа» Аллаиховский р-н  РС(Якутия), высшая категория

nikitys5@mail.ru 

Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.

        Всю свою педагогическую деятельность проработала в сельской малокомплектной школе. Хотелось поделиться своим опытом.

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей среды, своеобразие организации учебно-воспитательного процесса, личностные особенности сельских школьников.

        Одной из причин возникающих трудностей является малая наполняемость классов, которая создает ряд проблем: отсутствие состязательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации. Однако обучение в таких школах имеет огромный потенциал: сотворчество педагогов, учащихся и родителей, совместное обсуждение и решение проблем; взаимодействие детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе.

        Школьный предмет «литература» имеет глубокие внутренние связи с дисциплинами эстетического и культуроведческого цикла, поэтому может рассматриваться как интегрирующий фактор, на основании которого объединяются и взаимодействуют различные области знаний.

        Разновозрастная группа (РВГ) – это объединение людей разного возраста. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старашим предоставляется возможность выступить в роли наставника, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные решения. Например, тема «Роль И.А. Крылова в развитии жанра басни» компенсаторная функция реализуется при оценке 9-ми знаний учащимися 6 класса особенностей жанра басни, в конце занятия девятиклассник осуществляют проверку итогового тестового задания шестиклассников.

        Важнейшая педагогическая функция РВГ – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества: активность, ответственность, инициативность, заботливость.

        Работа учителя при подготовке к РВЗ сложна и многогранна. Педагогу необходимо четко понимать и осознавать отличительные особенности занятий в разновозрастных группах в сравнении с традиционными, классно-урочными. Занятия в РВГ способствуют решению следующих задач:

- развитие мотивации учения;

- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- формирование организаторских умений и навыков;

- развитие самостоятельности;

- овладение способами самоорганизации;

- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации.

        Педагогу очень важно владеть методикой организации учебного занятия в РВГ. Процесс подготовки включает несколько этапов:

1 этап – обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы.

2 этап – определение задач разновозрастного занятия.

3 этап – отбор содержания учебного материала.

4 этап – планирование занятия.

5 этап – подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями.

Типы и формы проведения занятий по литературе в таких группах может быть разнообразной.

        Пример одного из уроков РВГ с учетом принципа дифференциации.

Тема: «Два бунта» по произведениям А.С.Пушкина «Дубровский» (6 класс, ФГОС, автор В.Я.Коровина) и «Капитанская дочка» (8 класс, автор Т.Ф.Курдюмова)

Дифференциация основного содержания занятия:

6 класс

8 класс

Бунт в усадьбе

Личная драма

Роль личности

Бунт народных масс

Народная драма

Роль личности

  1. Знакомство с темой и целеполагание.
  2. Работа с эпиграфом: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» А.С.Пушкин.

- Возможно ли было избежать бунта?

- Действительно ли он бессмысленный?

- Беспощадный ли? Попробуем это выяснить.

  1. Работа в группах по классам:

6класс

Базовый уровень

  1. Репродуктивный уровень (вспоминают об исторической эпохе по вопросам)
  1. Конструктивно-описательный уровень (находят в тексте причины восстания по вопросам)

Повышенный уровень

3.Конструктивно-аналитический уровень (анализ эпизода пожара по вопросам)

4. Творческий уровень (рассказать о личной драме героев и подумать, а могло ли быть иначе?)

8 класс

Базовый уровень

  1. Репродуктивный уровень (вспоминают об исторической эпохе по вопросам)

2.Конструктивно-описательный уровень (находят в тексте причины восстания Пугачева)

Повышенный уровень

3.Конструктивно-аналитический уровень (нахождение примеров бессмысленности и беспощадности бунта в процессе поэтапного чтения текста)

4. Творческий уровень (анализ текста по вопросам:

- Понимает ли Пугачев бессмысленность и жестокость бунта?

-  Согласен ли он с этими словами?

- подумай, можно ли было избежать бунта?)

  1. Отчет по группам.
  2. Организация дискуссии (учащиеся рассаживаются за общий круглый стол: на одну сторону те, кто согласен с утверждением Пушкина, за другую – кто не согласен)
  3. Рефлексия над вопросами:

- Какая группа была убедительнее?

- Кто из ребят поменял свое мнение? Почему?

  1. Д/З. выучить наизусть отрывок; написать творческую работу «Согласен ли я с мнением Пушкина или нет?»

        Таким образом, дифференцированный подход к осуществлению разновозрастного обучения позволяет разнообразить формы организации деятельности детей и обеспечить свободный выбор заданий, максимально соответствующих возможностям каждого ребенка.

Используемая литература:

  1. Байбородова Л.В. Обучение литературе в средней школе: методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.- (Библиотека учителя литературы)
  2. Байбородова Л.В. Методика обучения в сельской малочисленной школе (преподавание литературы): Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
  3. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  4. Финтисова О.А. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой. – Волгоград: Учитель, 2009.- 317с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Концепция воспитательной деятельности в сельской малочисленной школе

Построение воспитательной деятельности в условиях сельской малочисленной школы в разновозрастных группах...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...