Открытый урок по литературе. Урок - исследование по киноповести В.М. Шукшина "Калина красная".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Познакомить обучающихся с творчеством В. М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Урок – исследование

                                                   «Калина красная»

Цели урока:

образовательная: познакомить обучающихся с творчеством В. М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих;

развивающая:    развивать речь обучающихся, аналитические способности, умение работать с текстом произведения;  анализировать, находить изобразительно-выразительные средства.                                                                     

 воспитательная: воспитывать интерес к русской литературе, культуру речи.                                  

 Оборудование: презентация, рабочие тетради, мультимедиа, фрагменты фильма

«Калина красная».

Предварительная работа: знакомство с киноповестью «Калина красная» В.М. Шукшина, индивидуальные задания.

 

                                                                    ХОД УРОКА

                                                                  Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Он умел так сказать правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве.                                                  

  Петр Проскурин

 I.  Организационный момент.

II.  Вступление.  Постановка темы, целей, задач урока.

(На фоне музыки преподаватель рассказывает стихотворение "Разметалось…")

 

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это село.

 

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки -

Это родина Шукшина.

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству замечательного писателя, драматурга, режиссера XX века Василия Макаровича Шукшина. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек - актер, прозаик, киносценарист, режиссер. 25 июля 2016 года этому талантливому человеку исполнилось бы 87 лет. Как не вспомнить то литературное наследие, которое получили мы от него.

 На уроке мы поговорим о судьбе Василия Макаровича Шукшина, познакомимся с его творчеством.
Я думаю, что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что каждый унесет с урока частичку его души и не растеряет ее, а приумножит на своем жизненном пути. Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них.

III.  Записать тему, эпиграф.

Но давайте подумаем: назвать Василия Макаровича только писателем мы не можем, есть у него замечательные актерские и режиссерские работы, не упомянуть о которых невозможно.

Поэтому мы пойдем по пути самого Шукшина: на уроке литературы мы приобщимся и к кинематографическому процессу.

Слово учителя:

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

  1.                  Ю. Левитанский

В этом стихотворении раскрывается жизненная позиция Василия Шукшина. А где родился писатель, где прошли его детские годы , и как формировался его талант, об этом нам расскажут ребята.

1) Махмудова Лия

2) Тягниряднова Татьяна

3) Сергиенко Елизавета

4) Жарков Григорий

         1литературовед:

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в селе Сростки Алтайского края. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его. Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена, и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город.

          2 литературовед:

Повзрослев, Шукшин в поисках работы переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем.

А потом, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше.

И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.

                     3 литературовед:

(Из воспоминаний Шукшина.) 
“Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… 
Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…” 
Чтец. “Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич… 
Председатель комиссии иронически спросил: 
- Белинского знаешь? 
- Да, - говорю. 
- А где он живет сейчас? 
В комиссии все затихли. 
- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей”. 

               4 литературовед:

Уже в это время Шукшин начинает писать небольшие рассказы. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила.

Слово учителя:

 В своих произведениях Шукшин - художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть "Калина Красная", о которой я хочу рассказать. (Взяв  в руки книгу) написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается из тюрьмы вор - рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Байкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на благодатную почву и самое главное - вовремя. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе. Но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Макарович, в роли Любы Байкаловой , жена _ Лидия Федосеева – Шукшина.

Невозможно представить киноповесть без замечательной одноимённой песни «Калина красная». Слова песни народные, музыка – Я. Френкеля. В повести персонажи исполняют песню «Калина красная» четыре раза. Вначале ее поет Люсьен, во второй и третий раз песню исполняет Егор Прокудин, и только в последний, четвертый раз, песня заиграла по-новому: «так хорошо, так славно», и это потому, что исполнили ее Егор и Люба вместе. Давайте послушаем её и ответим на вопрос: «Почему именно калина? Что предвещает этот символ? »

                                           ( просмотр фрагмента песни ) 3. 10

Предполагаемые ответы:

                                    Почему именно Калина Красная ?
1) Олицетворение русской души.
2) Природа в произведении «Калина красная» является неотъемлемым элементом повествования. В самом названии повести заложен немалый смысл. Созревшая калина, воспетая народом, символизирует в рассказе приближение какого-то финала. И мы, возможно, не знаем пока, какого, но он уже близок и неотвратим. А ярко красный цвет, неизменно присутствующий в нашем воображении, упорно отсылает к ассоциации с раной, кровью. Я могу судить лишь о собственных ощущениях, но образ калины с ее краснотой и терпким, горьковатым вкусом, для меня всегда являлся чем-то тревожным, предвещающем беду.


3) По одному из народных поверий калина — это символ первой, обязательно несчастной любви. Ее - то и испытал Егор Прокудин.

4) Это опережающий финал.

IV. Работа с текстом произведения. ( у каждого на столе карточки ).

  1. Работа с именами героев в киноповести.

      2)  Большую роль в киноповести играют имена героев.

   Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою.

Егор – нар. от Георгий – греч. «землепашец». Имя персонажа подчеркивает его истоки – выходец из крестьян; определяет его изначальную, естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает «сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя себе пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя свое истинное лицо: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…». Фамилия центрального персонажа восходит к прозвищу Прокуда – проказник, изворотливый, предприимчивый.

   Воровская кличка главного героя – Горе. Так окрестил его Губошлеп. Такова суть персонажа киноповести «Калина красная». Горе несет он окружающим его людям. Горе живет в его душе. И потому нет ей покоя.

   Не случайно В.М. Шукшин называет милую, добрую женщину, ставшую возлюбленной Егора Прокудина, Любовью. Именно Люба помогает герою обрести душевное спокойствие, научиться любить.  Имя Любовь – старославянское.

  Весь текст «Калины красной» построен на противоречиях и противопоставлениях, которые отражают метания главного героя и постепенно подводят его к неизбежному концу – гибели. Правда и ложь, жизнь и смерть постоянно соседствуют в киноповести и в душе главного героя – Егора Прокудина.  

Ведущую роль в организации текста играет антитеза, призванная передать противоречия в сознании и душе вора-рецидивиста, пытающегося вернуться к своим истокам.

История эта началась в исправительнотрудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.
Был вечер после трудового дня.
Люди собрались в клубе…
На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:
— А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задумчивую песню «Вечерний звон»!
На сцену изза кулисы стали выходить участники хора — один за одним. Они стали так, что образовали две группы — большую и малую. Хористы все были далеко не «певучего» облика.
— В группе «бомбом», — возвестил дальше широкоплечий и показал на большую группу, — участвуют те, у кого завтра оканчивается срок заключения. Это наша традиция, и мы ее храним.
Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой нагнули головы и в нужный момент ударили с чувством:
— Бомм, бомм…
В группе «бомбом» мы видим и нашего героя —
Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда «звонили», морщил лоб и качал круглой крестьянской головой — чтобы похоже было, что звук колокола плывет и качается в вечернем воздухе.
Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впереди — воля.

Во входную дверь негромко постучали условным стуком. Все сидящие дернулись, как от вскрика.
— Цыть! — сказал Губошлеп. И весело посмотрел на всех. — Нервы, — еще сказал Губошлеп. И взглядом послал одного открыть дверь.
Пошел рослый парень.
— Цепочка, — сказал Губошлеп. И сунул руку в карман. И ждал.
Рослый парень, не скидывая дверной цепочки, приоткрыл дверь… И поспешно скинул цепочку, оглянулся на всех…
Дверь закрылась.
И вдруг за дверью грянул марш. Егор пинком открыл ее и вошел под марш. На него зашикали и повскакали с мест.
Егор выключил магнитофон, удивленно огляделся.
К нему подходили, здоровались… Но старались не шуметь.
— Привет,
Горе. (Такова была кличка Егора — Горе.)
— Здорово.
— Отпыхтел?
Егор подавал руку, но все не мог понять, что здесь такое. Много было знакомых, а были не просто знакомые — была тут Люсьен (скуластенькая), был, наконец, Губошлеп — их Егор рад был видеть. Но что они?
— А чего вы такие все?
— Ларек наши берут, — пояснил один, здороваясь. — Должны звонить… Ждем.

И вот районный автобус привез Егора в село Ясное.
А Егора на взгорке стояла и ждала Люба. Егор сразу увидел и узнал ее. В сердце толкнуло — она!
И пошел к ней.
— Ёмое, — говорил он себе негромко, изумленный, — да она просто красавица! Просто зоренька ясная. Колобок просто… Красная шапочка…
— Здравствуйте, — сказал он вежливо и наигранно застенчиво. И подал руку. —
Георгий. — И пожал с чувством крепкую крестьянскую руку. И — на всякий случай — тряхнул ее, тоже с чувством.
— Люба. — Женщина просто и както задумчиво глядела на Егора. Молчала. Егору от ее взгляда сделалось беспокойно.
— Это я, — сказал он. И почувствовал себя очень глупо.
— А это — я, — сказала Люба. И все смотрела на него спокойно и задумчиво.
— Я некрасивый, — зачемто сказал Егор.
Люба засмеялась.
— Пойдемка посидим пока в чайной, — сказала она. — Расскажи про себя, что ли…

Ну, Георгий… — начала она, — расскажи, значит, про себя.
— Прямо как на допросе, — сказал
Егор и мелко посмеялся. Но Люба его не поддержала, и Егор посерьезнел.
— Ну, что рассказывать? Я бухгалтер, работал в ОРСе, начальство, конечно, воровало… Тут — бах! — ревизия. И мне намотали… Мне, естественно, пришлось отдуваться. Слушай, — тоже перешел он на «ты», — давай уйдем отсюда: они смотрят, как эти…
— Да пусть смотрят! Чего они тебе? Ты же не сбежал.
— Вот справка! — воскликнул Егор. И полез было в карман.
— Я верю, верю, Господи! Я так, к слову. Ну, ну? И сколько же ты сидел?
— Пять.
— Ну?
— Все… А что еще?
— Это с такими ручищами ты — бухгалтер? Даже не верится.
— Что? Руки?.. Аа. Так это я их уже там натренировал… — Егор потянул руки со стола.
— Такими руками только замки ломать, а не на счетах… — Люба засмеялась.
И Егор, несколько встревоженный, фальшиво посмеялся тоже.
— Ну а здесь чем думаешь заниматься? Тоже бухгалтером будешь?
— Нет! — поспешно сказал Егор. — Бухгалтером я больше не буду.
— А кем же?
— Надо осмотреться… А может, малость попридержать коней, Люба? — Егор тоже прямо глянул в глаза женщины. — Ты както сразу погнала вмах: работа, работа… Работа — не Алитет. Подожди с этим.
— А зачем ты меня обманыватьто стал? — тоже прямо спросила Люба. — Я же писала вашему начальнику, и он мне ответил…
— Аа, — протянул Егор, пораженный. — Вот оно что… — И ему стало легко и даже весело. — Ну, тогда гони всю тройку под гору. Наливай.
И включил Егор музыку.
— А такие письма писал хорошие, — с сожалением сказала Люба. — Это же не письма, а целые… поэмы прямо целые.
— Да? — оживился Егор. — Тебе нравятся? Может, талант пропадает… — Он пропел: — Пропала молодость, талант в стенах тюрьмы. Давай, Любовь, наливай. Централка, все ночи полные огня… Давай, давай!
— А чего тыто погнал? Подожди… Поговорим.
— Ну, начальничек, мля! — воскликнул Егор. — И ничего не сказал мне. А тихим фраером я подъехал? Да? Бухгалтером… — Егор хохотнул. — Бухгалтер… По учету товаров широкого потребления.
— Так чего же ты хотел,
Георгий? — спросила Люба. — Обманывалто… Обокрасть, что ли, меня?
— Ну, мать!.. Ты даешь! Поехал в далекие края — две пары валенок брать. Ты меня оскорбляешь, Люба.
— А чего же?
— Что?
— Чего хочешьто?
— Не знаю. Может, отдых душе устроить… Но это тоже не то: для меня отдых — это… Да. Не знаю, не знаю,
Любовь.
— Эх,
Егорушка.
Егор даже вздрогнул и испуганно глянул на Любу: так похоже она это сказала.
— Что?
— Ведь и правда, пристал ты, как конь в гору… только еще боками не проваливаешь. Да пена изо рта не идет. Упадешь ведь. Запалишься и упадешь. У тебя правда, что ли, никого нету? Родныхто…
— Нет, я сиротинушка горькая. Я же писал. Кличка моя знаешь какая? Горе. Мой псевдоним. Но все же ты мне на мозоль, пожалуйста, не наступай. Не надо.

  1. Работа с диалогом.

Необычайно выразителен диалог в киноповести «Калина красная». Замечателен эпизод знакомства Егора Прокудина с родителями Любы Байкаловой. Речь старика и Егора каждая по-своему лексически окрашена, каждая имеет свою интонацию. В течение этого разговора Егор то несусветно «заливает», задетый недоверием стариков, то наступает на Федора с вопросами, разыгрывая из себя следователя, ведущего допрос. Он находчив, речист и, можно сказать, «артистичен». Недаром в конце концов рассерженный было старик приходит в восторг от этого ухаря: «Чисто комиссар какой!»

- Чем интересен диалог? Какие изобразительно- выразительные средства мы встречаем здесь?  (Присутствуют в киноповести канцеляризмы и просторечия:

- Ну, поставим вопрос несколько иначе

- Тихо! – скомандовал старик. – Один дурак городит чего не попадя, а другая… )

В.М. Шукшин здесь употребляет немало эпитетов, фразеологизмов, ярких, красочных обращений. Речь героев содержит и элементы фольклорной лексики.

                                        ( просмотр отрывка из кинофильма ) 5 минут

Дом у Байкаловых большой, крестовый. В одной половине дома жила Люба со стариками, через стенку — брат с семьей.
Дом стоял на высоком берегу реки, за рекой открывались необозримые дали. Хозяйство у Байкаловых налаженное, широкий двор с постройками, баня на самой крутизне.
Старики Байкаловы как раз стряпали пельмени, когда хозяйка, Михайловна, увидела в окно Любу и Егора.

Вошли Люба с Егором.
— Здравствуйте! — приветливо сказал Егор.
Старики в ответ только кивнули… И открыто, в упор разглядывали Егора.
— Ну, вот и бухгалтер наш, — как ни в чем не бывало заговорила Люба. — И никакой он вовсе не разбойник с большой дороги, а попал по… этому, по…
— По недоразумению, — подсказал Егор.
— И сколько же счас дают за недоразумение? — спросил старик.
— Пять, — кротко ответил Егор.
— Мало. Раньше больше давали.
— По какому же такому недоразумению загуделто? — прямо спросила старуха.
— Начальство воровало, а он списывал, — пояснила Люба. — Ну, допросили? А теперь покормить надо — человек с дороги. Садись пока, Георгий.
Егор обнажил свою стриженую голову и скромненько присел на краешек стула.
— Посиди пока, — велела Люба. — Я пойду баню затоплю. И будем обедать.
Люба ушла. Нарочно, похоже, ушла — чтобы они тут до чегонибудь хоть договорились. Сами. Наверно, надеялась на своих незлобивых родителей.
— Закурить можно? — спросил Егор.
Не то что тяжело ему было — ну и выгонят, деловто! — но если бы, например, все обошлось миром, то оно бы и лучше. Интереснее. Конечно, не ради одного голого интереса хотелось бы здесь прижиться хоть на малое время, а еще и надо было… Гдето надо было и пересидеть пока, и осмотреться.
— Кури, — разрешил дед. — Какие куришь?
— «Памир».
— Сигаретки, что ли?
— Сигаретки.
— Нука, дай я опробую.
Дед подсел к Егору. И все приглядывался к нему, приглядывался.
Закурили.
— Дак какое, говоришь, недоразумението вышло? Метил комунибудь по лбу, а угодил в лоб? — как бы между делом спросил дед.
Егор посмотрел на смекалистого старика.
— Да… — неопределенно сказал он. — Семерых в одном месте зарезали, а восьмого не углядели — ушел. Вот и попались…
Старуха выронила из рук полено и села на лавку.
Старик оказался умнее, не испугался.
— Семерых?
— Семерых. Напрочь: головы в мешок поклали и ушли.
— Святсвятсвят… — закрестилась старуха. — Федя…
— Тихо! — скомандовал старик. — Один дурак городит чего ни попадя, а другая… А ты, кобель, аккуратней с языкомто: тут пожилые люди.
— Так что же вы, пожилые люди, сами меня с ходу в разбойники записали? Вам говорят — бухгалтер, а вы, можно сказать, хихикаете. Ну — из тюрьмы… Что же, в тюрьме одни только убийцы сидят?
— Кто тебя в убийцы зачисляет! Но только ты тоже, того… что ты булгахтер, это ты тоже… не заливай тут. Булгахтер! Я булгахтеровто виделперевидел!.. Булгахтера тихие все, маленько вроде пришибленные. У булгахтера голос слабенький, очечки… и, потом, я заметил: они все курносые. Какой же ты булгахтер — об твой лобто можно поросят шестимесячных бить. Это ты Любке вон говори про булгахтера — она поверит. А я, как ты зашел, сразу определил: этот — или за драку, или машину лесу украл. Так?
— Тебе прямо оперуполномоченным работать, отец, — сказал Егор. — Цены бы не было. Колчаку не служил в молодые годы? В контрразведке белогвардейской?
Старик часточасто заморгал. Тут он чегото растерялся. А чего — он и сам не знал. Слова очень уж зловещие.
— Ты чего это? — спросил он. — Чего мелешьто?
— А чего так сразу смутился? Я просто спрашиваю… Хорошо, другой вопрос: колоски в трудные годы воровал с колхозных полей?
Старик, изумленный таким неожиданным оборотом, молчал. Он вовсе сбился с налаженного было снисходительного тона и не находил, что отвечать этому обормоту. Впрочем, Егор так и построил свой «допрос», чтобы сбивать и не давать опомниться. Он повидал в своей жизни мастеров этого дела.
— Затрудняетесь, — продолжал Егор. — Ну, хорошо… Ну, поставим вопрос несколько иначе, подомашнему, что ли: на собраниях часто выступаем?
— Ты чего тут Микиткуто из себя строишь? — спросил наконец старик. И готов был очень обозлиться. Готов был наговорить много и сердито, но тут Егор пружинисто снялся с места, надел форменную свою фуражку и заходил по комнате.

  1. Работа с кульминацией киноповести.

- Одной из ключевых в фильме является сцена встречи Егора со своей матерью после двадцатилетней разлуки.

Василий Шукшин понимал, как необходимо здесь добиться, чтобы потрясение, испытываемое Егором Прокудиным, передалось бы и зрителю.

В итоге засняли документальную беседу именно с такой матерью, у которой война отняла всех сыновей. Разумеется, кое-что было дополнено поздними досъемками, монтажом, но это — хроникальные кадры.

Неграмотная крестьянка Ефимья (в титрах Офимья) Ефимовна Быстрова из вологодской деревни рассказывала про свою жизнь, про своих детей. Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лидии Федосеевой, которые были заранее продуманы и направляли рассказ в нужное для фильма русло. Все получилось.

 

                                        ( просмотр отрывка из кинофильма ) 5.40

- Почему эта сцена вызывает сильные душевные переживания у героя и у нас с вами как читателей и зрителей? (В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим все нормы человеческой морали, но в повести есть и сострадание народное отношение к горю, трагедии. Это покаяние героя.)

 Слово учителя:

- Какие качества героя можно выделить: искренность, возвышенность, доброта, это необычный человек, возвышенная натура.

- Что хочет сказать нам Шукшин, изобразив такого героя? Какую мысль вкладывает в уста героев?

( Эта повесть и фильм о ценности человеческой жизни, о попытке человека, нарушившего нравственный закон, расстаться со своим прошлым. рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, прощения, но так и не обретшей желанного успокоения ).

 V. Итог урока

Запишите в тетрадь ответ на вопрос в 2 – 3 предложениях : « Моё отношение к герою». Что вызывает Егор Прокудин – жалость, сострадание, осуждение? А может  его жизненный путь так и должен был окончиться?»

  1. Чтение работ ( рефлексия )

- Что нового узнали о жизни и творчестве В.М. Шукшина?

- О чём хотели бы узнать больше?

- Что понравилось на уроке?

  1. Подведение итогов урока, оценки за урок.

Мы познакомились с творчеством  замечательного писателя, режиссера, актера

 В. М. Шукшина. Хочется верить, что творчество Шукшина стало вам ближе, роднее. Если после урока вы станете чуть добрее, внимательнее друг к другу, значит он прошел для вас не зря.

Закончить хочу урок стихотворением Е. Евтушенко, посвященным Василию Шукшину.

В искусстве уютно быть сдобной булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ…

Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.

         Нам с ложью не сжиться,

В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...