Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Баллада В.А. Жуковского «Светлана»

Цели и задачи:

1. Способствовать  развитию у учащихся предметных знаний и умений:

- познакомить учащихся с литературой 19 века;

- провести аналитическую работу по произведению В.А. Жуковского «Светлана»;

- продолжить знакомство с  теорией литературы, поговорить о родах литературы, о жанре «баллада»;  

- сформировать у учащихся навыки исследования литературного произведения.

2.Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:

- формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;

- воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою;

- выступать перед аудиторией сверстников;

- работать индивидуально и в команде.

3.Способствовать воспитанию у учащихся

чувства любви к своей культуре, литературе и обычаям предков

        Ход урока        

1.Вступление

   Учитель: В качестве эпиграфа к разделу  учебника  «Пролетая над снами…» служат строчки из произведения Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Попытаемся определить, исходя из их содержания, о чем пойдет речь в данном разделе, с какими произведениями мы с вами познакомимся. Послушайте.

 – А вы сами-то верите в привидения? – спросил лектора один из слушателей.

 – Конечно нет, – ответил лектор и медленно растаял в воздухе.

    Итак, что вы можете сказать?

 Ученики (предполагаемый ответ): мы будем изучать произведения, связанные с чем-то необычным, потусторонним миром, мистикой.

    Учитель: Правильно. Первое произведение, которое мы разберем – это баллада В.А. Жуковского «Светлана» (1808 – 1812). Давайте познакомимся с краткой биографической справкой автора.

2.Презентация ученика

Биографическая справка.

   Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский поэт, академик, переводчик. Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

    Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался  в частном пансионе, Тульском народном училище. С 1805-1806 годах работал в «Вестнике Европы», в 1808-1809 годах был его редактором.

    Первые стихотворения были написаны во время учебы в пансионе при университете города Москвы. Творчество Жуковского 1808-1812 г.  наполнено сентиментализмом и романтизмом. Это баллады Людмила (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808-1812).         После войны 1812 года поэт создает такие произведения, как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

    В 1815 году Жуковский становится участником литературного общества «Арзамас». В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Сначала он был чтецом при императрице, вдове Павла I, а потом воспитателем будущего императора Александра II.

     1810-1820 гг. – расцвет творчества поэта. Самые известные произведения того времени: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев» и др. Анализ стихотворений В.А. Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие. Значимым достоянием являются переводы Жуковского. Это «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1849), «Наиль и Дамаянти» (1844).

    Умер Василий Андреевич Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене, похоронен в Санкт-Петербурге.

3.Словарная работа

Чтобы лучше понять произведение, обратимся к следующим словам:

налой, аналой, перси, Зиждитель (значение в сносках).

А также выясним значение слов «паникадило» и «фимиам»

Паникадило –  в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад.

Фимиам – ароматическая смола, благовоние, вещества,  сжигаемые при богослужениях.

4.Содержание  произведения.

Пересказ или чтение баллады «Светлана».

Работа по вопросам 1-2 на стр. 13

Предполагаемые ответы:

1)Это момент самого гадания Светланы

Чуть Светлана дышит…

Вот…легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

2)Это проникновение в потусторонний мир, гадание, фантастика.

5.Теория литературы

Чтение статьи словарика «Роды литературы», «Эпос» и «Лирика», «Баллада».

Запись в тетради.

Обобщение: существует  4 литературных рода – эпос, лирика, драма, лироэпика.

В эпосе главное – изображение событий, которые происходят с героем.

В лирике – изображение чувств автора, герой изображен в различных состояниях.

Баллада – лироэпический жанр, «рассказ в стихах» с историческим фантастическим или любовно-драматическим сюжетом.

Учитель: Докажите, что произведение В.А. Жуковского является балладой.

Ученики (предполагаемый ответ): Это рассказ в стихах, окрашенный чувствами. Мы наблюдаем события, которые происходят с героиней и ее душевное  состояние (грусть, страх).

Учитель: Назовите основные элементы композиция баллады.

Ученики (предполагаемый ответ): зачин (первая строфа), завязка (начало гадания Светланы),развитие действия (сон), кульминация (встреча с другом-мертвецом(сон)), развязка (пробуждение), концовка (последняя строфа).

Учитель: Правильно. Обратите внимание – центральное место в композиции данного произведения занимает сон. Сон – это литературный прием. Он может включаться в произведение, чтобы предсказать будущие события, рассказать о прошлом героя, раскрыть внутреннее состояние героя, объяснить причины его характера, поступков и т.д. Как вы думаете, какова роль сна в балладе «Светлана»?

Ученики (предполагаемый ответ): Скорее, раскрыть внутреннее состояние героини, показать ее страх, переживание по поводу расставания с возлюбленным. А еще сон здесь раскрывает традиции (например, гадание на суженого в крещенские вечера), верования народа, его представления о мире. Икона, свеча и белый голубь выступают как защитники живых перед страшным миром мертвых.

Учитель: Почему баллада не оставляет мрачного впечатления, несмотря на страшный сон, который приснился Светлане?

Ученики (предполагаемый ответ): Финал истории светлый: жених вернулся к Светлане живым. Также обращает на себя внимание и последняя строфа произведения (концовка), в которой автор утверждает: «Лучший друг нам в жизни сей/ Вера в провиденье./ Благ Зиждителя закон:/Здесь несчастье – лживый сон;/Счастье – пробужденье».

Учитель: Верно, именно так отражается в произведении светлый и добрый взгляд  поэта на мир.

6.Обобщение.

Ученики говорят о том, что они узнали нового на данном уроке.

7.Домашнее задание.

Прочитать балладу Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...