Приёмы лингвистического анализа текста на уроках литературы
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Анализ текста на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы лингвистического анализа текста на уроках литературы

 Произведения великих художников живут во всех временах и в культуре всех народов. Каждое сменяющееся поколение, бросая на них особенный отсвет своего мировосприятия, как бы проявляет до сих пор покрытые непониманием предшественников пласты смысла, и творения художников обретают способность открывать читателю его собственный изменившийся мир. Можно образно сказать, что произведения великих дописывает само Время, расставляя свои акценты.

Первая встреча читателя с художественным произведением требует от него известных усилий. Вхождение в новый художественный мир, привыкание к стилю автора, познание того круга жизни, о котором идёт речь в тексте, совершается стихийно, под влиянием тех магнитов увлечения, которыми художник побуждает каждого из нас к дальнейшему чтению.

Часто судьба литературного произведения исчисляется десятилетиями и даже столетиями. За это время события сменяют друг друга, изменяется жизнь общества, разгораются и потухают войны. Искусство и его восприятие тоже претерпевают изменения. В этой нескончаемой изменчивости неизменным остаётся текст художественного произведения. Он таков, каким был в момент последнего авторского прикосновения: росчерк - и текст становится долговечнее камня.

В тексте художественного произведения всё закономерно - читателю нужно разобраться в нём и понять эти закономерности. Уроки лингвистического анализа художественного произведения помогут учащимся проникнуть в творческую мастерскую писателя и по достоинству оценить великие творения, представленные в курсе русской литературы.

Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста, т.е. художественный текст продолжает нести ту информацию, которая была заложена в тексте первоначально.

В современной методике русского языка всё более очевидным становится внимание к раскрытию эстетической функции слова. Методы работы над эстетическими ресурсами языка могут быть самыми разнообразными. Одним из них является лингвистический анализ текста.

К. Паустовский писал о том, что многие русские слова излучают поэзию, таинственный свет.

Анализ текста позволит учащимся увидеть, какие сравнения, сопоставления, ассоциации вызывает у разных поэтов и писателей тот или иной образ. Задания к текстам позволят обратить внимание учащихся на то, какие впечатления (зрительные, слуховые, обонятельные и др.) вызывает реальный предмет и какие из них оказываются самыми яркими у разных поэтов. Учащиеся обнаруживают красочную палитру слов - красок, используемых поэтами и писателями в описании словесного образа.

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Ведётся много споров о том, надо ли изучать художественные тропы и в какой степени уделять им внимание в учебном процессе, при том, что программы по литературе практически не позволяют выделить целые уроки на изучение теории, и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что всё чаще в качестве государственного экзамена предлагается анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаю необходимым уделить этому вопросу особое внимание. Для того чтобы старшеклассники могли свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств, необходимо начать их изучение уже в средних классах (это определяется образовательными программами).

Отсюда вытекают цели:

  • приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы;
  • сформировать художественные вкусы, эстетические потребности у учащихся;
  • подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

Достижение этих целей предполагает следующие задачи:

  • формирование умения слушать и понимать текст;
  • развитие навыков лингвистического анализа текста;
  • совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности.

Любой анализ произведения обязательно ставит два вопроса: «Что?» и «Как?»

        «Что?» - это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.

        «Как?» - это художественная система произведения, «его органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым».

        Всё в произведении взаимосвязано и обусловлено, поэтому я не избегаю разговора об идее, главной мысли, конфликте, сюжете, композиции, системе образов, стиле, авторской позиции. Конечно, в отведённое на уроке время я не смогу охватить все аспекты данной темы, считаю, что достаточно их обозначить и сказать, что я более подробно хочу остановиться на таком-то вопросе. Поэтому на конкретном произведении я должна помочь учащимся понять и полюбить его.

Почему и зачем нужен лингвистический комментарий художественного текста

        Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели.

        Сообщая что-либо, писатель одновременно так или иначе воздействует на читателя. Сила этого воздействия зависит от степени художественного произведения, его изобразительно-выразительной фактуры. Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далёким. И всё это лишь при условии, что мы его понимаем. Иначе говоря, наше восприятие художественного текста целиком и полностью зависит от степени его понимания. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан, когда нам известны те языковые «дроби», из которых слагаются целые образные единицы художественного текста.

        «В чём же вопрос?» Ведь мы говорим о русской литературе, т.е. о художественных произведениях, написанных на русском языке. А это наш родной язык, который мы знаем с детства, усвоили ещё, так сказать, с молоком матери. Всё это так и в то же время… не так. Почему? Да потому, что художественное произведение написано на особом – художественном (или, как говорят лингвисты, поэтическом) языке, который не равняется нашему обиходному языку. Последний выполняет только функции общения.

Поэтический же язык прозаических и стихотворных произведений выполняет не только функции общения, но и эстетические. А это значит, что художественный текст – в отличие от простого речевого целого в устной и письменной форме – всегда является неповторимой образной системой, в которой переплавляются и изобразительно-выразительные средства русского литературного языка, и их традиционные переосмысления, и индивидуально-авторские новшества.

        Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нам не понятного и нами не замеченного обезопасит от искажённого и неполного его понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения, позволит разглядеть, как оно «сделано».

        Лингвистический анализ наглядно показывает, насколько далеко так называемое «глобальное понимание» художественного произведения от его истинного осознания, насколько важным и необходимым является.

        А значит, без толкования и разъяснения при чтении текста нам не обойтись. Лингвистический комментарий оберегает нас здесь от возможных ошибок и может приучить читать художественное произведение «с пристрастием» и неспешно. Ведь лучше меньше прочитать, да лучше. Не исключая даже тех случаев, когда перед нами современное произведение, написанное современным языком.

        Среди замечательных русских поэтов ХХ века С.А.Есенин занимает своё особое и очень почётное место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным художником слова, «всем существом поэта» искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, её людей, природу, радости и заботы. Его чудесная лирика привлекала и привлекает читателей не только какой-то удивительно сердечной трепетностью, теплотой и душевной широтой, но и своим специфически есенинским – душистым и многоцветным – «песенным словом».

        Поэтическая речь С.Есенина как особое эстетическое явление представляет собой совершенно уникальный сплав самых разнообразных языковых средств.

        Говор родной рязанской деревни и образная система русского устного народного творчества у С.Есенина мирно соседствует с языком и стилистикой русской эстетической классики.

        «Сумасшедшее сердце поэта», который для людей всегда был «рад и счастлив душу вынуть», слилось в ней в одно единое художественное целое, «кипение и шорох» самых различных «словесных рек».

        Именно поэтому в есенинской поэзии современный читатель встретит немало чуждого и чужого, неясного и трудного для правильного понимания.

        В его творчестве сказались как крестьянское происхождение и семейное воспитание, так и соответствующие литературная школа, влияния и пристрастия.

«В хате»

        Современному читателю, не искушённому в истории русского быта и диалектной лексике, стихотворение «В хате» С.Есенина без «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля и энциклопедических справочников будет целой книгой за семью печатями. И это несмотря на то, что колоритную картину начинающегося деревенского дня поэт создаёт с поражающей «достоверностью», пользуясь, казалось бы, простыми и всем доступными словами.

        Наш рядовой читательский глаз ясной картины описываемого поэтом без посторонней помощи не увидит. «В хате» слишком много единиц и понятий, носителю современного языка уже не ведомых. Именно поэтому здесь абсолютно невозможно обойтись без специальных комментариев. Но приведу стихотворение:

        Пахнет рыхлыми драченами;

        У порога в дежке квас,

        Над печурками точеными

        Тараканы лезут в паз.

        Вьётся сажа над заслонкою,

        В печке нитки попелиц,

        А на лавке за солонкою –

        Шелуха сырых яиц.

        Мать с ухватами не сладится,

        Нагибается низко,

        Старый кот к махотке крадется

        На парное молоко.

        Квохчут  куры беспокойные

        Над оглоблями сохи,

        На дворе обедню стройную

        Запевают петухи.

        А в окне на сени скатые,

        От пугливой шумоты,

        Из углов щенки кудлатые

        Заползают в хомуты.

                                  1914г.

        В нём, не считая служебных (предлогов и союзов), 54 самостоятельных слова. И по меньшей мере пятая их часть нуждается в объяснении. К требующим толкования, несомненно, относятся слова:

        ДРАЧЕНЫ – «запечённые лепёшки на молоке и яйцах из пшённой

          каши и картошки»;

        ДЕЖКА – «кадка»;

        ПЕЧУРКА – «похожее на русскую печь углубление в её боковой

          стене,

          куда ставят или кладут что-либо, чтобы оно было сухим и тёплым»;

        ПАЗ – «узкая длинная щель между неплотно пригнанными

          кирпичами»;

        ЗАСЛОНКА – «железный лист с ручкой, закрывающий выходное

          отверстие русской печи»;

        ПОПЕЛИЦА – «зола»;

        УХВАТ – «приспособление на длинной деревянной ручке для

          подхватывания посуды, чтобы поставить её в русскую печь или,

          наоборот, достать её оттуда»;

        МАХОТКА – «вид горшка для молока, кваса»;

          СКАТЫЕ – «с наклоном»;

          ПУГЛИВАЯ – «пугающаяся».

Понятны по своему значению, но не укладываются в рамки современных орфоэпических норм слова НИЗКО и КРАДЕТСЯ.

          Основная масса перечисленных слов – диалектизмы, «родимые пятна» родного поэту рязанского говора.

                             Два слова из «Железной дороги»

          Напомню строчку в начале замечательного стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

         

                 Славная осень! Морозные ночи,

                 Ясные тихие дни…

                Нет безобразья в природе! И кочи,

                И моховые болота, и пни –

                Всё хорошо под сиянием лунным,

               Всюду родимую Русь узнаю…

    Трогательные и бодрые слова. Если всмотреться в них, то наше внимание привлекает, прежде всего слово КОЧИ. И понятно: сейчас его в литературном языке нет. Вместо него употребляется производное КОЧКИ. Впрочем, и во времена Некрасова существительного КОЧИ в литературной речи не было. В стихах поэта это один из многочисленных диалектизмов родного говора.

  В приведённых строчках есть ещё одно слово, которое требует пояснения. Таким словом является существительное БЕЗОБРАЗЬЕ как антоним слову КРАСОТА. БЕЗОБРАЗЬЕ – «некрасивость, уродство».

Что такое пальто?

Мы начинаем читать «Обрыв» И.А.Гончарова. Писатель неторопливо рассказывает нам о своих героях – Борисе Павловиче Райском и Иване Ивановиче Аянове. Хочется остановиться на пятом абзаце: Райский одет был в домашнее серенькое пальто, сидел с ногами на диване. Иван Иванович был, напротив, во фраке». Если задуматься, то первое предложение кажется странным. С одной стороны, не совсем понятно поведение светского Райского, сидящего в комнате в пальто «с ногами на диване». С другой стороны, при медленном чтении обращает на себя внимание сочетание ДОМАШНЕЕ ПАЛЬТО. Ведь для нас ПАЛЬТО – «верхняя одежда для улицы».

В чём же здесь дело?

А дело всё в том, что домашнее пальто – вовсе не пальто. Во времена Гончарова «французское весьма не удобное для нас», как говорил в «Толковом словаре…» В.И.Даль, слово ПАЛЬТО могло называть и мужскую одежда типа халата. Поэтому-то Райский, не нарушая нормы приличия, и мог сидеть в «домашнем пальто (т.е. в халате) с ногами на диване».

Таким образом, существительное ПАЛЬТО постоянно употребляется нами, но имеет здесь устаревшие, неактуальное сейчас значение.

Существительное РИЗА – одно из постоянных слов, которые то тут, то там встречаются в художественном тексте наших поэтов. Причём, почти исключительно не в том прямом и актуальном значении, а совсем в другом и, как показывает история русского языка, более древнем (ср. сербохорватское РИЗА – «одежда», болгарское РИЗА – «рубаха», древнерусское РИЗА – «одежда, покрывало»). Иметь это в виду надо обязательно, чтобы правильно понять значение читаемого текста.

Так, у М.Ю.Лермонтова в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…» слово РИЗА в значении «покрывало» является элементом открытого сравнения («И снегом сыпучим одета, как ризой она»).

Аналогично использование слова РИЗА (уже в паре с прилагательным СТАЛЬНАЯ) в стихотворении А.А.Фета «Была пора…»:

Была пора – своей игрою,

Своею ризою стальною

Морской простор меня пленял.

Совершенно по-другому – уже в составе сложносоставного слова – существительное РИЗА используется С.Есениным в стихотворении «Край ты мой заброшенный…». Здесь оно тоже имеет значение «одежда» и является элементом сложносоставного типа ПАЙ-МАЛЬЧИК, ЖАР-ПТИЦА, ПИЛА-РЫБА.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

Таким образом, переводить соответствующую строчку надо – «под соломенной крышей».

У А.С.Пушкина оно встречается неоднократно.

Ср.: в стихотворении «Арион»:

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце пред скалою.

И в «Борисе Годунове»:

Он именем царевича,

Как ризой украденной,

Бесстыдно облачился…

Последнее сравнительное употребление аналогично лермонтовскому: как РИЗОЙ – ИМЕНЕМ и как РИЗОЙ – СНЕГОМ.

В гостях у архаической мысли в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Обратимся к тексту замечательной пушкинской поэму «Руслан и Людмила», открывшей читательской общественности великого русского поэта. Эту поэму читают уже в раннем детстве, проходят на первом этапе школьной жизни. И язык её представляется многим очень простым и ясным. В целом так оно и есть. Однако, если глубоко окунуться в языковую стихию поэмы, то сразу видно, что «там чудеса» и на многих страницах постоянно встречаются «следы невиданных» или «неведомых» слов.

Чтение описания А.С.Пушкиным пребывания Ратмира в замке «на скалах»:

Я вижу терем отдаленный,

Где витязь томный, воспаленный

Вкушает отдаленный сон;

Его чело, его ланиты

Мгновенным пламенем горят;

Его уста полуоткрыты

Лобзанье тайное манят;

Он страстно, медленно вздыхает,

Он видит их (прекрасных дев – Н.Ш.) – и в пылком сне

Покровы к сердцу прижимает.

Здесь есть несколько лексических архаизмов. К ним относятся:

ЧЕЛО – «лоб»;

УСТА – «губы»;

ЛОБЗАНЬЕ – «поцелуй»;

ПОКРОВЫ – «одежда».

   Понятна и характерна для Пушкина перифраза ВКУШАЕТ ОДИНОКИЙ СОН – «спит один».

Проверьте себя

Разберём отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В этих отрывках содержатся слова, которые в настоящее время уже устарели, стали редко употребляемыми.

Задание

Прочитайте внимательно приводимые строки и попробуйте самостоятельно выделить устаревшие слова и определить то значение, с которым они используются в соответствующем тексте.

1. В каком году – рассчитывай,

    В каком году – угадывай,

   На столбовой дороженьке

   Сошлись семь мужиков:

   Семь временно обязанных

2. Тут башмачки козловые

    Дед внучке торговал…

3. Хожалому, квартальному

    Не в бровь, а прямо в глаз…

4. Дрожу, гляжу на лекаря:

    Рукавчики засучены,

    Грудь фартуком завешана,

    В одной руке – широкий нож,

    В другой ручник – и кровь на нём,

    А на носу очки!

   

5. Наклали шляпу полную

    Целковников, лобанчиков,

    Прожжённой битой, трёпаной

    Крестьянской ассигнации.

Укажем теперь имеющиеся в приведённых «кусочках» устаревшие сейчас слова и, если так можно выразиться, переведём их на современный язык. Такими словами у Некрасова являются слова: СТОЛБОВАЯ, ВРЕМЕННО ОБЯЗАННЫЕ, КОЗЛОВЫЕ, ХОЖАЛЫЙ, КВАРТАЛЬНЫЙ, РУЧНИК, ЦЕЛКОВНИК, ЛОБАНЧИК, АССИГНАЦИЯ.

Как видим, большинство слов, вызвавших у учащихся хлопоты и раздумья, являются историзмами, связанными с крестьянским бытом XIX века.

Перечисленные слова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова в соответствующих местах этого художественного текста имеют следующее значение:

    СТОЛОБОВАЯ (дороженька) – «большая проезжая дорога с верстовыми столбами (верста - километр)»;

    ВРЕМЕННО ОБЯЗАННЫЕ – «освобождённые крепостные, обязанные в то же время либо платить за землю оброк, либо отбывать определённые повинности»;

    КОЗЛОВЫЕ (башмачки) – «сделанные из кожи козла»;

    ХОЖАЛЫЙ – «рассыльный при полиции или полицейский низкого чина»;

    КВАРТАЛЬНЫЙ – «полицейский надзиратель над кварталом»;

    РУЧНИК – «полотенце»;

    ЦЕЛКОВНИК – «рубль серебряный»;

    ЛОБАНЧИК – «золотая монета»;

    АССИГНАЦИЯ – «бумажные денежные знаки».

Не только ветрило

У Ф.И.Тютчева есть чудесное лирическое стихотворение «Восток белел…», прозрачное и трепетное двенадцатистишие, с композиционной и смысловой точки зрения организованное анафорой (т.е. единоначатием эмоционально-смысловой значимости: «Восток белел… Восток алел… Восток вспылал…»)

Восток белел. Ладья катилась,

Ветрило весело звучало,-

Как опрокинутое небо,

Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,

С чела откинув покрывало,-

Дышала на устах молитва,

Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась –

Блестящая поникла выя,-

И по младенческим ланитам

Струились капли огневые

                                1836г.

В качестве анафоры выступает слово ВОСТОК («часть горизонта, где восходит солнце»), а в качестве градации – глаголы БЕЛЕЛ, АЛЕЛ, ВСПЫХИВАЛ как всё большие степени рассвета.

В сборнике «Ф.Тютчев. Стихотворения» (М., 1976г.) в примечаниях к этой поэтической миниатюре объясняется только слово ВЕТРИЛО – «парус» (устар.)

В русском языке слово ВЕТРИЛО – «ветер» в «Слове о полку Игореве»: «О ветре! О ветрило! Чему, господине, насильно веши?» (что значит «О ветер, ветрило, зачем, господин, сильно дуешь?»)

В стихотворении Ф.Тютчева «Восток белел…» объяснению в качестве ходовых в первой половине ХIХ века традиционно поэтических слов подлежат и другие слова и словосочетания. Это, во-первых, существительные:

ЛАДЬЯ – «лодка»;

ЧЕЛО – «лицо, лоб»;

УСТА – «губы»;

ВЗОРЫ – «глаза»;

ВЫЯ – «шея»;

ЛАНИТЫ – «щёки».

Во-вторых, это чудесная перифраза в конце стихотворения КАПЛИ ОГНЕВЫЕ – «слёзы», соотносительная с общенародным выражением «горячие слёзы», но ещё более яркая и выразительная.

Однако это ещё не всё. Вернуться хочется к строчке «Во взорах небо ликовало…». Мы теперь знаем, что «во взорах» значит «в глазах» (ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: «с досады взоры опустив, Надулся он»). И всё-таки это не даёт полного понимания строчки. Напротив, вызывает недоумение, как это в глазах может ликовать небо. Всё встаёт на свои места только тогда, когда мы узнаём, что слово НЕБО имело раньше переносное значение «блаженство, наслаждение, радость, что-то неземное».

Корогод

Есть у С.Есенина чудесное стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…», написанное им ещё в 1914 году с характерной и постоянной для него мыслью: «Не надо рая, дайте родину мою». В этой жанрово-психологической миниатюре просто нельзя пройти мимо слова КОРОГОД:

И чудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Без его правильного понимания читатель не может представить конкретной картины, нарисованной поэтом. Оно требует комментария, поскольку мы не очень понимаем, где «гудит весёлый пляс».

В книге С.Есенина «Стихи и поэмы» (Школьная библиотека). М., 1974г. составитель в сноске толкует существительное КОРОГОД следующим образом: «Корогод – искажённое хоровод».

НО:

ХОРОВОД – название древней славянской игры, участники которой идут по кругу с пением и плясками (ср.: «Хорошо в лугу широким кругом В хороводе пламенном пройти» А.Блок).

Сделаю только вывод: предложно-падежная форма ЗА КОРОГОДОМ у поэта имеет здесь совсем другое значение, нежели «за хороводом».

Где же «чудит весёлый пляс»?

На лугах, ЗА КОРОГОДОМ, т.е. «за порядком, за домами, образующими улицу» (см. В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т.2), где отмечается и значение «порядок» у слова КОРОГОД и объясняется слово ПОРЯДОК как «ряд домов, составляющих одну из противоположных сторон улицы деревни или села».

Есенин использует диалектное слово.

Фразы с перифразой

В стихотворной речи особенно нам нередко приходится встречаться с самыми разными описательно-метафорическими и перифрастическими сочетаниями. Они выступают в поэзии и как дань литературной традиции, и как продукт индивидуально-авторских словесных преобразований.

Перифразы в стихотворных произведениях оказываются одной из наиболее ярких особенностей. Вот несколько примеров из произведений А.С.Пушкина:

  1. Меж тем в лазурных небесах

Плывёт луна, царица нощи.

                                «Руслан и Людмила»

  1. Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест.

                                                                    «Осень»

  1. Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звёзды, и луну,

Луну, небесную лампаду…

                        «Евгений Онегин»

Задания для тренинга по определению перифраз

Указать перифразы, раскрыть их значение.

  1. Она почила вечным сном.

                  А.С.Пушкин

2. Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова)

3. Забытый светом и молвою,

   Далече от брегов Невы,

Теперь я вижу пред собою

Кавказа гордые главы.

         А.С.Пушкин

4. Приветствую тебя, пустынный уголок,

   Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

   Где льётся дней моих невидимый поток

   На лоне счастья и забвенья.

            А.С.Пушкин

5. Каким наитием,

    Какими истинами,

   О чём шумите вы,

   Разливы лиственные?

            М.Цветаева

Изучение изобразительно-выразительных средств я начинаю в средних классах, что определяется общеобразовательными программами.

Эпитет как разновидность тропа

Что такое ЭПИТЕТ?

Эпитет – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

Например, в 5 классе я предлагаю работу по анализу стихотворения «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

На пушистых ветках

С нежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Задания

  1. В стихотворении С.Есенина «Берёза» отметьте эпитеты. Обозначьте и назовите их.
  2. Разберите выделенное слово по составу. Определите значение приставки.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

  1. Какой здесь использован троп?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой рисует поэт природу? Запишите ключевые слова, необходимые для характеристики.

Внеклассное чтение

  1. Прочитайте стихотворение поэта Н.И.Рыленкова, определите его тему.

На опушке зной замешан густо,

А в лесу – чем дальше, тем свежей.

Есть у зайцев заячья капуста,

Ежевика зреет у ежей.

Дождались малиновки малины,

В журавине бродят журавли…

Позови тут детство с луговины,

И оно откликнется вдали.

  1. Отметьте слова, в которых представлен мир природы. Какой частью речи они являются?

ЖУРАВИНА – клюква. В белорусском языке слово «журавина» употребляется как литературное.

  1. В скольких именах существительных названы детали пейзажа?
  2. Какое слово не относится к теме природы?
  3. Сформулируйте предположение о том, какая тема в стихотворении Н.И.Рыленкова является основной, какая – вспомогательной.
  4. В стихотворении Н.И.Рыленкова отметьте эпитеты. Выпишите их. Сделайте вывод.

Задания для тренинга по определению эпитетов

Задание

Найти в приведённых поэтических отрывках эпитеты.

  1. Всё красное лето

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе!..

    Ф.И.Тютчев

  1. Только в спальне горели свечи

Равнодушно – жёлтым огнём.

           А.А.Ахматова

  1. Побледневшие звёзды дрожали,

Трепетала листва тополей…

           В.Я.Брюсов

  1. Я не слыхала звонов тех,

          Что плавали в лазури чистой.

          Семь дней звучал то медный смех,

          То плач струился серебристый…

                        А.А.Ахматова

  1. И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл…

           А.А.Ахматова

  1. Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Чёрный камыш отсырел  дымится,

Ветер шумит камышом.

            И.А.Бунин

  1. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

          И.А.Бунин

  1. И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена…

            А.С.Пушкин

  1. В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, тёмный и седой

Поток, не скованный зимой.

            А.С.Пушкин

СРАВНЕНИЕ – один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их сходству, иногда очевидному:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

                              М.Ю.Лермонтов

    Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол-гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

                                 И.А.Бунин

  1. Тема стихотворения сформулирована уже в его названии. Какие впечатления возникают у человека, вспоминающего детство, с чем они связаны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли в стихотворении И.А.Бунина другая тема, кроме темы детства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Внимательно прочитайте стихотворение ещё раз. С чем сравниваются в нём эти детали пейзажа?

БОР _________________________________________________________

СТВОЛ ______________________________________________________

ЗАПАХ СОСНЫ ______________________________________________

  1. В стихотворении «Детство» из 46 существительных всего ___ глаголов.

Выпишите их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте предположение о том, почему не глаголам отдано предпочтение поэтом в данном стихотворении.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                 Сказка

…И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,

Был жаркий день, и озарён

Весь лес был солнцем и от солнца

Весёлым блеском напоён.

Узорами ложились тени

На тёплый розовый песок,

И синий небосклон над бором

Был чист и радостно высок.

Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен, и текла

Вдоль по коре, сухой и жёсткой,

Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.

                          И.А.Бунин

Задания

  1. Почему стихотворение И.А.Бунина называется «Сказка»? Вы обнаружили в нём сказочные образы, сюжеты, персонажей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова главная тема стихотворения? В каких строчках она наиболее отчётливо  сформулирована?
  2. Сравните стихотворения И.А.Бунина «Детство» и «Сказка». Какая тема объединяет эти произведения?
  3. Какие цвета и оттенки цветов воссоздаёт И.А.Бунин в своих стихотворениях?

Цветообозначения

«Детство»

«Сказка»

                             

                   Узник

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

                                         А.С.Пушкин

Задания:

Внимательно прочитайте стихотворение. Оно тематически словно бы делится на две части. Попробуйте определить их. Запишите строку, завершающую первую часть, и строку, с которой начинается часть вторая.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие слова первой части, на ваш взгляд, наиболее точно создают настроение и передают состояние лирического персонажа? Выпишите эти слова и словосочетания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое настроение создаётся во второй части стихотворения? Определите его, аргументируйте свой вывод. Запишите его.

АРГУМЕНТ – основание, довод, приводимые для доказательства

чего-либо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, для чего в последней строке стихотворения употреблено многоточие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, для чего в последней строке стихотворения употреблено многоточие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зимнее утро

Задания

  1. Определите изобразительные средства в каждой строфе. Это поможет вам охарактеризовать стихотворение в целом. Вспомните, какие средства художественной речи вам знакомы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, аллитерация, интонация конца предложения и др.) Если они встречаются в строфе, выпишите и обозначьте их.

Текст

Изобразительные средства

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою Севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

А нынче погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые

И берег, милый для меня.

  1. Дайте описание рисунка А.С.Пушкина. Запишите ключевые слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким предстаёт перед вами, читателями, персонаж «друг прелестный», к которому обращается поэт в «Зимнем утре». Выпишите детали, позволяющие воссоздать его образ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К данным словам подберите синонимы:

НЕГА –

ВЗОР –

ЛЕЖАНКА –

  1. Выпишите эпитеты из стихотворения «Зимнее утро» - и вы отгадаете кроссворд.

Ответ: прозрачный, великолепный, чудесный, прелестный, весёлым, печальная, мрачные, янтарным.

  1. Перед вами ряд словосочетаний текста стихотворения, обозначающих цвет. Прежде всего определите его. После этого выполните пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения «Зимнее утро». Попытайтесь сочетанием цветов передать настроение, созданное во второй либо в третьей строфе. 

МУТНОЕ НЕБО - ____________________________________________

ЛУНА, КАК БЛЕДНОЕ ПЯТНО - _____________________________

ТУЧИ МРАЧНЫЕ - _________________________________________

ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА - _______________________________________

БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ, СНЕГ ЛЕЖИТ - _________________________

ЛЕС… ЧЕРНЕЕТ - __________________________________________

ЕЛЬ ЗЕЛЕНЕЕТ - ___________________________________________

ЯНТАРНЫЙ БЛЕСК - _______________________________________

Образы и изобразительные средства повествования «Метель»

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения

Задания

  1. Вам предложены названия серии эпизодов, происходящих в повести «Метель». Отберите из них те, что представляют композицию произведения и запишите в нужном порядке.

  1. Жизнь Марьи Гавриловны в родительском доме.
  2. Увлечение французскими романами.
  3. Решение Марьи Гавриловны.
  4. Взаимное чувство.
  5. План побега.
  6. Вещий сон.
  7. Прощание с родителями.
  8. Побег Марьи Гавриловны из родительского дома.
  9. Договор Владимира со свидетелями.
  10. На пути в церковь.
  11. Заблудился.
  12. Разговор Владимира со стариком.
  13. В поисках дороги.
  14. Венчание не состоялось.
  15. Болезнь Марьи Гавриловны.
  16. Ответ Владимира на письмо родителей Марьи Гавриловны.
  17. Война 1812 года.
  18. Переезд.
  19. Смерть отца Марьи Гавриловны.
  20. Встреча с Бурминым.
  21. Признание в любви.
  22. Рассказ о необычайном случае в метельную ночь.

  1. О чём повесть «Метель»? Только ли о любви?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните смысл названия повести А.С.Пушкина. Это станет вашей самостоятельной творческой работой.

Творческая работа

В чём смысл названия повести А.С.Пушкина «Метель»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов

«Парус»

  1. Из стихотворения «Парус» выпишите инверсии. В скобках обозначьте их грамматическую форму.

Например: «…шепчется ветер» (сказуемое - подлежащее).

ИНВЕРСИЯ – изменение порядка слов в предложении для достижения определённой художественной цели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обратите особое внимание на знаки препинания в конце предложения. Недостающие знаки препинания обозначьте цветным фломастером.

                          Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

Что ищет он в стране далёкой

Что кинул он в краю родном

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит

Увы, он счастия не ищет,

И не от счастия бежит

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой

  1. Запишите синонимы к слову МЯТЕЖНЫЙ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие слова (части речи) передают состояние бури?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

А.С.Пушкин

«Полтава»

  1. Прочитайте внимательно отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» «Тиха украинская ночь…»

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листвы.

Но мрачны странные мечты

В душе Мазепы: звёзды ночи,

Как обвинительные очи,

За ним насмешливо глядят.

И тополя, стеснившись в ряд,

Качая тихо головою,

Как судьи, шепчут меж собою.

И летней тёплой ночи тьма

Душна, как чёрная тюрьма…

  1. Какие литературные приёмы использовал поэт, чтобы показать красоту украинской ночи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проследите в поэме роль союза НО. Запишите свои выводы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из поэмы «Полтава» сравнения, разбейте их по принадлежности к тому или иному герою.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите образы «Полтавы», противопоставленные друг другу (по закону антитезы).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНТИТЕЗА – сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий или образов для усиления впечатления.

Творческая работа

Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  1. Объясните значение слов:

ОПРИЧНИК – «дворянин, состоявший в опричнине - войске»

ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД – «народ на Руси»

КРУЧИНИТЬСЯ – «печалиться»

ЗАЗУБРИЛАСЬ САБЛЯ – «затупилась»

МОЛВИТЬ – «говорить»

СВАХА – «в старину женщина, помогавшая найти жениха или невесту»

ГОРЮ ПОСОБИТЬ – «помочь в беде»

ПРОСТОВОЛОСАЯ – «с непокрытой головой»

СКАЗЫВАТЬ – «говорить, рассказывать»

  1. Сформулируйте тему творческой работы по «Песне…»

Творческая работа

Рецензия на эпизод

(Сцена выбирается по желанию ученика)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.В.Гоголь.

«Тарас Бульба»

Самостоятельная работа

Задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Проверьте себя по тексту.

Одна бедная мать (не) спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих л..жавших рядом она ра..чёсывала их молодые (не) брежно всколоче..ые  кудри и смачивала их слезами она гл..дела на них вся гл..дела всеми чу(?)ствами вся пр..вратилась в одно зрение и (не) могла нагл..дет(?)ся. Она (в)скормила их собстве..ой грудью она возрастила взл..леяла их – и только (на) один миг вид..т их перед собою.

  1. Определите, какие художественно-образные средства применяет Гоголь в данном отрывке. Над каждым из них напишите название:

…Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает на лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг утихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость.

Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного страшного отца. Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя; но это не было имя Отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки.

Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, на сказавши ни единого слова.

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»

  1. Дайте определение следующим понятиям:

КОМПОЗИЦИЯ –

КОНТРАСТ –

ИНВЕРСИЯ –

- Дано объяснение слова ЧЕРНЕЦ. Выпишите из текста поэмы предложение с этим словом.

- Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с девушкой и в его борьбе с барсом? В две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду отдельно).

Эпизод «Встреча с девушкой»

Эпизод «Бой с барсом»

- Найдите и приведите примеры применения выразительности поэтической речи: интонация конца предложения, сравнения, эпитеты и другие тропы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов

Лирика

- Определите основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

_________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как вы полагаете, в чём причина безысходности и тоски, пронизывающих многие стихотворения поэта?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

- Найдите эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Можно ли утверждать, что поэт тяготеет к одному типу эпитетов (например, к такому: «хладный, чуждый»)? Есть ли здесь связь с общей эмоциональной окраской стихотворений М.Ю.Лермонтова? Аргументируйте свои выводы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Чтобы добиться свободного владения русским языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, частью которого является и фразеология.

        Считаю работу с данной языковой единицей неотъемлемой частью системы работы по развитию речи школьников, необходимой для активизации их творческой речевой деятельности.

        Так, например, на уроке итогового повторения лексики в 5-м классе я провожу работу со стихотворением В.Суслова «Как работает слово».

Задания

- Выписать фразеологические обороты, определить их значение.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло

_______________________________________________________________

О смелом мы вправе сказать наперёд:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

______________________________________________________________

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: как с гуся вода.

_______________________________________________________________

Случалось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал?

__________________________________________________________________

Лентяй отдыхает, а время идёт –

Под камень лежачий вода не течёт.

________________________________________________________________

        На некоторых уроках обращение к фразеологии является необходимым, например, при изучении деепричастного оборота.

Задания

- Запишите фразеологизмы и расставьте знаки препинания:

1. Мама месила тесто, засучив рукава. – Отец привык работать засучив рукава.

2. Поглядывая на нашу работу, Андрей предпочитал всё же сидеть сложа руки. - Учитель призывал нас сидеть спокойно, положив руки на парты.

Раздаточный материал ко всем разделам программы

Упражнение 1

Установить главное слово модели или его грамматическую основу.

В роли какого члена предложения выступает.

В каком стиле речи употреблён.

Твой отец добрый малый, - промолвил Базаров, - но он человек отставной, его песенка спета. (И.С.Тургенев)

Упражнение 2

Прочитайте предложения. Выделите в них фразеологизмы, определите их значение и стилистическую роль.

  1. И какой толк, если тебе хоть пятёрку с плюсом выставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому охота будет растить олуха царя небесного (Л.Кассиль)
  2. Ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку не чист. (А.Грибоедов).

Использование фразеологизмов делает речь учащихся выразительной, точной, образной.

ИТАК, арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, слову.

План комплексной работы с текстом

(примерные вопросы и задания)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы.
  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  5. Укажите средства художественной изобразительности, которые используются автором. (Если анализируется художественный текст). Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?
  6. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
  7. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  8. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетание)?
  9. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
  10. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  11. Найдите в тексте два-три многозначных слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  12. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  13. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Задания для тренинга по определению сравнения

Задание

Найти в приведённых поэтических отрывках сравнения.

  1. Лес, точно терем расписной,

        Лиловый, золотой, багряный,

        Весёлой, пёстрою стеной

        Стоит над светлою поляной.

                             И.А.Бунин

 2. Вам не видать таких сражений!

     Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел…

                          М.Ю.Лермонтов

3. Кругла, красна лицом она,

    Как эта глупая луна

    На этом глупом небосклоне.

                        А.С.Пушкин

4. Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная, боязлива…

                       А.С.Пушкин

5. Там, где, словно ожерелья,

    Многоцветные каменья

    Поднялись над пеной волн…

                      В.Я.Брюсов

6. Летели дни, крутясь проклятым роем…

                         А.А.Блок

7. Я больше всех удач и бед

    За то тебя любил,

    Что пожелтелый белый цвет

    С тобой – белей белил.

                        Б.Пастернак

8. И над землёю воздух в колебанье

    Мигает быстро, будто бы кипит.

                         В.Соловьёв

9. Руки голы выше локтя,

    А глаза синей, чем лёд.

    Едкий, душный запах дёгтя,

    Как загар, тебе идёт.

                          А.А.Ахматова

Задания для тренинга по определению метафор

Задание

Найти в приведённых поэтических отрывках сравнения.

  1. День догорел на сфере той земли,

      Где я искал путей и дней короче…

                                 А.С.Пушкин

  1. Вытянув серебряные крылья

      Через весь широкий небосвод,

      Вёл вожак в долину изобилья

      Свой немногочисленный народ…

                               Н.А.Заболоцкий

  1. Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое.

                        Я.Смеляков

  1. Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

                       С.Есенин

  1. Ветхозаветная тишина.

Сизой полыни крестик.

Похоронили поэта на

Самом высоком месте.

                      М.Цветаева

  1. Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

                     С.Есенин

  1. За отряд улетевших уток,

За сквозной поход облаков

Мне хотелось отдать кому-то

Золотые глаза веков…

                    Н.Асеев

  1. А крылами взмахнувших уток

Мне прикрыла лишь осень очи,

Но тебя и слепой – зову так,

Что изорвано небо в клочья.

                   Н.Асеев

Помните

  • Художественное произведение, чтобы его по-настоящему знать, надо читать не спеша, внимательно, с чувством.
  • Замедленное чтение позволит понять и воспринимать текст более правильно.
  • Читайте художественные произведения бережно.
  • Не обольщайтесь, что вы в них всё понимаете.
  • Не торопитесь со своими выводами по их содержанию и форме.
  • Не забывайте – в нужных случаях – обращаться к толковым словарям русского языка: в «минуту жизни трудную» они вам помогут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.

Материал содержит перечень задания для комплексного лингвистического анализа текста, а также тексты для анализа....

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и ...

Приёмы работы с текстом на уроках литературы

Приёмы работы с текстом на уроках литературы (из опыта работы)...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...