Главные вкладки

    Литературное краеведение Саратовской области
    элективный курс по литературе (10 класс) на тему

    рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_ek_lit_.kraevedenie.docx48.86 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Согласовано                                                              Утверждаю

    Зам. директора                                                      Директор

    МБОУ «СОШ с. Заветное»                                  МБОУ «СОШ с Заветное»

    Энгельсского муниципального                           Энгельсского муниципального

     района                                                                   района

    Б.С. Мулдагалиева /__________/                         М.Н. Кадыкова  /_________/

                                                                                    Приказ № __ от _________

    Рабочая учебная программа

    по  литературному краеведению

    для обучающихся 10 класса

    МБОУ «СОШ с. Заветное»

    Энгельсского муниципального района

    на 2016 – 2017 учебный год

    Составитель

    Эльсаева Татьяна Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    Содержание

             Пояснительная записка…………………………………………………...3

      Учебно-тематический план………………………………… ……….......6

       Содержание программы ………………………………………………....7

      Тематический план……………………………………………………….9

      Информационно-методическое обеспечение…………………………..12

       

    Пояснительная записка

    Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

    Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Благодаря  занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Старшеклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса,  формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

     Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись – информатика), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции.

            Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.

    Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей Саратовской землей.

    В содержание курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения  русской литературы XIX и XX веков.

    Наряду с этими произведениями в курс включены произведения местных писателей, известных на областном уровне.

       Программа курса «Литературное краеведение Саратовского края»

    • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
    • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
    • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
    • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

    Главная цель   курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

    Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

    • Просветительская (приобщение к литературному творчеству)
    • Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)
    • Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы)
    • Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников)
    • Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов)

    В процессе освоения курса предполагается

    • знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
    • освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
    • знакомство с биографическими данными о писателях-классиках   XIX и XX веков, побывавших в Саратовской губернии;
    • анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
    • изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

     

    Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

    Программа продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:

    • правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;
    • умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;
    • находить в произведении различные тропы;
    • составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;
    • аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;
    • вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;
    • определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;
    • формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.

    Литературные произведения

    1. Г.Р. Державин «Ключ», «Река времён в своём стремленьи…»

    2. В.А. Жуковский «Рыбак», «Лесной царь»

    3. Д. В. Давыдов «Душечка», «Бородинское поле»

    4. П.А. Вяземский «Русский бог», «Тройка», «Я пережил»

    5. А.С.Пушкин. «Моя родословная», «В поле чистом серебрится», «Когда б не смутное влеченье», «Медный всадник» (Вступление), «К моей чернильнице», Саратовские страницы «Истории Пугачёва». Саратовские и петровские поэты и писатели об А.С. Пушкине.
    6. Н.П. Огарёв «Деревенский сторож», «Дорога», «Арестант»
    7. М.Ю.Лермонтов. «Тростник», «Молитва» («В минуту жизни     трудную…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»
    8. А. Н. Будищев «Росой горит слеза…», «Калитка», «В тихий сад, к цветущим сиреням», «Весна», «На родине», «Только вечер затеплится синий…».
    9. Н. Г. Чернышевский главы из романа «Что делать»
    10. А.Н. Толстой «Гадюка»
    11. Федин К.А. «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа)        
    12. Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»
    13. Алексеев ММ. «Вишнёвый омут» (глава из романа)
    14. Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести)        
    15. Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди»
    16.  Симонов К.М. Стихотворения
    17. Передреев А.К. Стихотворения
    18. Петров-Водкин К.С. « Хлыновск» (главы из повести)         
    19. Ширяева Г.Д. «Гюрги-Дюрги-Дюк», «Утренний иней»  (главы из романа)
    20. Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов»

                    (сказка в двух действиях)

    1. Е.М. Рязанова «На пороге юности»
    2. Н.Е. Палькин  Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу»
    3. . Г. Тобольский  Стихи и рассказы из сборника «Высокий час»
    4. И. И. Малохаткин «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь»
    5. КековаС.В. Стихотворения по выбору учителя
    6. А.К. Мартынов «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»
    7. Литература родного края

    Система творческих заданий.

    • Выразительное чтение художественного произведения.      
    • Сопоставительный анализ художественного произведения.
    •  Защита исследовательского проекта.
    •  Отзыв и рецензия.
    • Иллюстрация к произведению и т.д.

    Элективный курс «Литературное краеведение Саратовского края» рассчитан на 35 часов ( 1 урок в неделю).   

     

    Умения  и навыки учащихся:

     

    • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
    • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
    • освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
    • уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;
    • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Разделы

    1.

    Введение

    2

    2.

    Писатели-классики и Саратовский край

    14

    3.

    Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей

    7

    4.

    Литература и другие виды искусства в Саратовском крае

    1

    5

    Поэзия Саратовской области

    7

    6.

    Поэзия родного края

    4

    Всего:

    35 ч

    Практическая часть

    Контрольные работы

    Развитие речи

    Тесты

    Тексты для заучивания наизусть

    Количество уроков с использованием ИКТ

    Количество проектов

    2

    Количество исследовательских работ

    1

    Темы проектов,  исследовательских работ

    № п/п

    Тема проектов,  исследовательских работ

    Сроки реализации

    1.

    «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае».

    ««Будущее» Чернышевского в истории России».

    Январь

    Ноябрь

    2

    Исследовательская работа по  теме «Поэзия Энгельсского района»

    Май

    Содержание программы

             

    1. Введение

    Цели и задачи занятий по литературному краеведению.

    Известные саратовские краеведы прошлого.

    Современное состояние краеведения в Саратове

    Различные виды искусства в Саратове. Литературный процесс в Саратове.

    Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край

    А.С. Пушкин в Саратове. Поэты пушкинского круга.

    Г. Р. Державин в Саратове.

    В.А. Жуковский в Саратове.

    Д. В. Давыдов в Саратове. Стихотворения, связанные с Саратовским краем.

    П.А. Вяземский в Саратове.

    Н.П. Огарёв в Саратове.

     А. Н. Будищев в Саратове.  Написание сценария литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…»

    М.Ю.Лермонтов в Саратове. Экскурсия в музей «Тарханы» (или создание презентаций «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова»

    Н. Г. Чернышевский  и  Саратов. Посещение музея. Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России».

    М.М.Алексеев  «Вишнёвый омут» (глава из романа). Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края.

    К.А.Федин  «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа).         

    Создание и защита проекта «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае».

    А.Н. Толстой в Саратове.

                                Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.

    Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести). Литературные традиции.

    Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»

    Мир детства в произведениях Л. Кассиля

    Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди». Мечты и реальность в повестях.

    Ширяева Г.Д. «Утренний иней»  (главы из романа) .

    Е.М. Рязанова «На пороге юности».  Композиция произведения.

    Написание критической статьи «Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей».

     

    Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае.

    Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов» (сказка в двух действиях)

    Модуль IV. Поэзия Саратовской области

    Симонов К.М. Родина в стихотворениях К. Симонова

    Передреев А.К. Саратовские просторы в лирике Передреева.

    Палькин Н.Е.  Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу» .  Составление «словаря» метафор

    Тобольский И.Г. Стихи и рассказы из сборника «Высокий час» . Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста

    Малохаткин  И.И. «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь» . Составление «словаря» метафор

    Кекова С.В. Стихотворения по выбору учителя. Основные мотивы лирики.

    Исследование сборников разных лет

    Мартынов А.К. «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»

    Модуль V. Поэзия родного края

    Поэзия, проза района.

    Создание литературно-художественного альманаха «Мой край».

    Защита творческих проектов.  Работа творческой мастерской (Стихи, написанные мною). Подведение итогов года

            

    Тематическое  планирование

    Тема

    Кол. час

    Виды деятельности

    Дата

    По плану

    Коррекция

    1

    Введение. « Край ты мой, родимый край»

    1

    Лекция-беседа

    07.09

    2

    Созвездие писателей и поэтов на Саратовской земле

    1

    Лекция-беседа

    14.09

    Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край

    3

    А.С. Пушкин  в Саратове

    1

    Творческая работа «Мой Пушкин»

      Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений

    21.09

    4

    Поэты пушкинского круга

    1

    Индивидуальные сообщения. Саратовские поэты и писатели о Пушкине

    28.09

    5

    Г.Р. Державин  и  В.А. Жуковский в Саратове

    1

    Выразительное чтение и анализ стихотворений

    05.10

    6

    Д. В. Давыдов  и П. А. Вяземский  в Саратове

    1

    Анализ стихотворений, связанных с Саратовским краем

    12.10

    7

    А.Н. Будищев и Н.П. Огарев в Саратове

    1

    Написание сценария

    литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…»

    19.10

    8

    М.Ю. Лермонтов и Саратовский край

    1

    Презентация «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова»

    26.10

    9

     Н. Г. Чернышевский  и  Саратов

    1

    Лекция-беседа

    Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России»

    09.11

    10

    Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать»

    1

    Комментированное чтение фрагментов

    16.11

    11

    М.А. Алексеев «Вишневый омут»

    1

    Комментированное чтение фрагментов. Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края в романе

    23.11

    12

    К.А. Федин и Саратов

    1

    Лекция-беседа

    30.11

    13

    Главы из романов «Первые радости», «Необыкновенное лето»

    1

    Анализ текста и выявление роли эпизода в раскрытии идеи произведения

    07.12

    14

    А.К. Толстой в Саратове        

    1

    Лекция-беседа

    14.12

    15

    Желтухин. Глава из повести «Детство Никиты»

    1

     Комментированное чтение фрагментов

    21.12

    16

    «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае»

    1

    Защита проекта

    11.01

    Модуль 2. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.

    17

    С.К. Розанов «Внук Бояна» (главы из повести)        

    1

    Литературные традиции

    Написание рецензии

    18.01

    18

    Лев Кассиль .Жизнь и творчество

    1

    Лекция-беседа

    25.01

    19

    Мир детства в произведениях Л.Кассиля

    1

    «Кондуит и Швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки». Анализ эпизода (по выбору учащегося)

    01.02

    20

    Мечты и реальность в произведениях В.М. Мухиной-Петринской  

    1

    «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди» .Анализ эпизода (по выбору учащегося)

    08.02

    21

    Ширяева Г.Д. «Утренний иней»  (главы из романа)

    1

    Филологический  анализ текста

    Написание вступительной статьи к книге

    15.02

    22

    Е.М. Рязанова «На пороге юности»

    1

    Комментированное чтение и анализ фрагментов

    22.02

    23

     «Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей»

    1

    Творческая  работа

    01.03

    Модуль 3. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае

    24

    Живопись и литература

    Театр и литература

    1

    Лекция-беседа

            

    15.03

    Модуль 4. Поэзия саратовской области

    25

    К.М.Симонов  Стихотворения

    1

    Родина в стихотворениях К. Симонова

    Анализ стихотворения

    Создание своего стихотворения о войне

    22.03

    26

    А.К. Передреев  Стихотворения

    1

    Саратовские просторы в лирике А.К. Передреева.

    05.04

    27

    Н.Е. Палькин  Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем»

    1

    Работа с текстами. Составление «словаря» метафор

    12.04

    28

    И. Г. Тобольский «Сборник «Высокий час»

    1

    Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста

    19.04

    29

    Лирика И. И. Малохаткина

    1

    Работа с текстами. Составление «словаря» метафор . «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь»

    26.04

    30

    Кекова  С.В. Стихотворения

    1

    Основные мотивы лирика

    Исследование сборников разных лет

    03.05

    31

    Лирика

    А.К. Мартынова

    1

    Мордовский поэт.

    Единые ценности. «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»

    10.05

                                 Модуль 5. Поэзия  родного края

    32

    Поэзия, проза района

    1

    Энгельсские поэты: А. Кобылинский, Ю Вязовченко, В. Реснянский, В. Удалов

    17.05

    33

    Стихи, написанные мною

    1

    Выступления учащихся

    17.05

    34

    Самобытный поэт.  Встреча с автором

    1

    Харлов Н.И. «Прекрасное рядом»

    24.05

    35

    Защита творческих работ

    1

     Выступления  учащихся. Подведение итогов года

    31.05

    Информационно-методическое обеспечение

    Покусаев Е.И.  «Русские писатели в Саратовском Поволжье», Приволжское книжное издательство, Саратов, 1964,

     Геннадий Митин «Деятели Культуры в Саратовской губернии», Саратов, 2002

    "Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997

     Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002

    Грот Я.  «Жизнь Державина». Изд. «Алгоритм»,  Москва 1997 год.

    История русской литературы в 4-х томах.  Л., 1981.

    История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000

    Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993

    Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.

     Давыдов Д. Сочинения / Подг. Вл. Орлов. – М., 1962.

    Сахаров В. Стихов гармония и сила // Сахаров В. Под сенью дружных муз. – М., 1984.

    Кожинов В. Стихи и поэзия.

    Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора. - Саратов. – 1976

    Арзамасцев В.П. Места, воспетые поэтом. - Саратов. - 1991.

    Прокопенко Л. Саратовская тетрадь. - В кн.: Годы и люди. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по литературному краеведению Ульяновской области

    Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

    Литературное краеведение Оренбургской области. "Записки"Аксакова

    Презентация по творчеству С.Т.Аксакова.Вступительная беседа по "Запискам об уженье рыбы"...

    Литературное краеведение Оренбургской области.Дело Пугачева.

    Презентация-историческая справка о пугачевсом движении и его последствиях....

    тест по краеведению Саратовской области

    тестирование для учащихся 6 класса по курсу географическое краеведение Саратовской области...

    презентация по краеведению Саратовской области. 7 класс "Растения меловых и песчанных пород"

    презентация по краеведению Саратовской области. 7 класс "Растения меловых и песчанных пород"...