Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Изюмова Светлана Васильевна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Н.В. Миронова

протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка

_____________ С.В. Изюмова

«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка ____________

А.П. Кузьмин

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа педагога

Изюмовой Светланы Васильевны

(б/к)

по учебному предмету  «Биологическое краеведение»

7 класс

2012 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

                             ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

 3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

 4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

 5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

 6.  Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

 7.  Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

        

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими  понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса,  т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В  стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

Учебно-тематическое планирование

по   биологическому краеведению     

Классы:_____7  класс___________________________________________________

Учитель:___________Изюмова Светлана Васильевна______________________

Кол-во часов за год:

Всего ________35___________

В неделю ____1 час   ________  

плановых контрольных  работ: _5_, лабораторных работ_5_    , тестов: __5__ 

Планирование составлено на основе   федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по   экологии.

Учебник: / Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела,

темы уроков

Тип

 урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Виды

контроля

Использование

ИКТ

Дата проведения

Домашнее

 задание

Приме

чания

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ВВЕДЕНИЕ.

Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

Вводная лекция с элементами беседы

Чтение, слушание,составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать что изучает биологическое краеведение, уметь пользоваться различными источниками информации

Эвристическая беседа

конспект

С. 3 - 6

Раздел 1. Растительный мир

Грибы. Споровые растения.

Изучение нового материала

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать грибы и споровые растения  Саратовской области, уметь различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы

Фронтальная беседа

Презентация

С. 7 §1.1

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать голосеменные и покрытосеменные растения  Саратовской области

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 1.2

Флора Саратовской области.

Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать флору Саратовской области

Эвристическая беседа, схема. Выполнение пр./р и выводы  к ней.

Лесная растительность.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растительность  Саратовской области

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

1.3

Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность.

Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать и различать степную и полупустынную растительность, отличать от луговой растительности.

Работа с дополнительной литературой, схемы.

Выполнение пр./р и выводы  к ней.

Презентация

§ 1.4-1.5

Прибрежно-водная растительность.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать прибрежно-водную растительность  Саратовской области

Фронтальная беседа

§ 1.6

Интересные растения Вольского района.

Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района.»

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать интересную растительность  Вольского района

Работа с дополнительной литературой,

Выполнение пр./р и выводы  к ней.

Презентация

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растения обитающие на меловых и песчаных породах.

Фронтальный опрос

§ 1.7

Растения засолённых почв.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растения засолённых почв.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 1.8

Растительность Саратовской области.

Проверка знаний

Контрольное тестирование

Знать и различать

растительность Саратовской области.

Проверка знаний и умений

Тест

Раздел 2. Животный мир

Животные обитающие в лесу.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать животных обитающих в лесах Саратовской области

Беседа

§ 2.1

Степные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать степных животных Саратовской области

Фронтальный опрос

§ 2.2

Кто живёт около водоёмов? Водные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать водных животных Саратовской области

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 2.3 – 2.4

Беспозвоночные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать беспозвоночных животных Саратовской области

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 2.5

Животные Вольского района.

Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Вольского района».

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать животных  Вольского района Саратовской области

Работа с текстом,

Выполнение пр./р и выводы  к ней.

Опасные животные Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать опасных животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения с опасными животными.

Фронтальный опрос

§ 2.6

Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать с/х  животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения животными - вредителями.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 2.7 – 2.8

Животные на улицах города.

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Актуализация знаний и умений

§ 2.9

Животный мир.

Проверка знаний

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать животный мир Саратовской области

Проверка знаний и умений

Тест

Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края.

Геохронология, как наука.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать что изучает геохронология.

Беседа

§ 3.1

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать ископаемых беспозвоночных животных и ископаемые растения Саратовской области

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 3.2

Ископаемые позвоночные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать ископаемых позвоночных животных Саратовской области

Фронтальный опрос

§ 3.3

Ранняя история Земли. Палеозойская эра.

Практическая работа .№ 5 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Актуализация знаний и умений,

Выполнение пр./р и выводы  к ней.

§ 3.4

Мезозойская эра

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 3.5

Кайнозойская эра.

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 3.6

Живое прошлое Саратовской области.

Проверка знаний и умений

Контрольная работа

Знать живое прошлое Саратовской области.

Проверка знаний и умений

Раздел 4. Охрана природы

«Красная книга Саратовской области»

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 4.1

«Красная книга Саратовской области»

Практикум

Актуализация знаний и умений  

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Презентация

§ 4.1

Особо охраняемые территории Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать  особо охраняемые территории Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

§ 4.2

Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум

Исследовательская работа

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, работа с дополнительной литературой.

Актуализация знаний и умений

Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум

Исследовательская работа

Актуализация знаний и умений

Резервное время


Учебные экскурсии:

  1. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).
  2. Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей.
  3. Экскурсия в городской и детский парк или дендрарий ботанического сада СГУ.
  4. Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).
  5. Экскурсия на зооферму (в сельской местности).
  6. Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.
  7. Экскурсии на местные промышленные предприятия.
  8. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.
  9. Экскурсия на природоохранный объект.

Учебно-методический комплекс:

Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Рекомендованная литература:

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.

2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.

3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.

5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.

6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.

7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.

8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.

 http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.