рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

 

Аннотация к рабочей программе
учебного курса биологическое краеведение
6 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г., составлена на основе программы "Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс" рекомендованная НИРО Н. Новгород авторами - составителями: Е.В. Алексеевой, Н.Е. Малютиной, Т.Г. Ореховой, Т.С. Шишовой, 2008 г. (Экспертное заключение № 55 НИРО от 19 марта 2008 г).

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 34 часа (1 час в неделю) из регионального компонента.

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Нижегородской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Нижегородской области.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса , УМК учителя и учащихся. Преподавание ведется по учебному пособию: Биологическое краеведение: Нижегородская область: 6 класс: учеб. пособие/ Нижегород. ин-т развития образования; отв. Ред. Е.В. Алексеева.- Н. Новгород: 2010.
Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.
Цели программы:
" Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.
" Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.
" Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

Задачи программы:

" Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.
" Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.
" Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.
" Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного
Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине - биологическое краеведение. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_biol_kraevedenie.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   Ужовская средняя общеобразовательная школа

Принята на педагогическом совете                                                                                                        Утверждаю

Протокол №12 от 30.08.2013                                                                                                                  Директор школы___________/Добряева Т.В./                        

                                                                                                                                                                    Приказ № 282  от 02.09.2013

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Рабочая    программа   учебного предмета  « Биологическое краеведение»  для  6 класса  

Программа разработана

учителем биологии

МБОУ Ужовская СОШ

Чивкуновой Е.В.

2013 год

Пояснительная записка



        Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г., составлена на основе программы «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» рекомендованная НИРО Н. Новгород авторами – составителями: Е.В. Алексеевой, Н.Е. Малютиной, Т.Г. Ореховой, Т.С. Шишовой, 2008 г. (Экспертное заключение № 55 НИРО от 19 марта 2008 г).
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 34 часа (1 час в неделю) из регионального компонента.

        Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Нижегородской области.

          Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Нижегородской области.

Особенности данной программы:

Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.

Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей, ботанический сад.

           Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем  на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Цели программы:

1. Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.

2. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.

3. Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

Задачи программы:

1. Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.

2. Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.

3. Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.

4. Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

Требования к уровню усвоения курса:

Уровень воспроизведения и описания информации:
- описывать особенности строения растений области
- называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области
- узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области
- наблюдать  действие факторов среды на живые организмы
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интеллектуальный уровень:
- объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
- объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

- определять по гербариям древесные  и кустарниковые породы растений, травянистые растения
- сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп  по одному или нескольким предложенным критериям
- оформлять результаты экскурсий
- формулировать  выводы на основе собранного материала
- давать характеристику растениям разных систематических групп

Творческий уровень:
- прогнозировать последствия воздействия  антропогенных факторов на биологическое разнообразие  области
- применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
- использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по биологическому краеведению

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • приводить примеры биологических объектов:  представителей грибов, лишайников, растений (по названию родов – для грибов, лишайников, водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов – для голосеменных и покрытосеменных растений);
  • представителей ядовитых грибов, растений;
  • пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
  • грибов и растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
  • узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  • называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.
  • знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки.

                 Учащиеся должны овладеть практическими умениями:

  • сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  • выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  • составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  • приводить примеры приспособленности растений, лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  • объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  • работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  • осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
    использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  • использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни:

  • объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
  • объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  • определять погоду, наблюдая за растениями и животными;
  • осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  • решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, грибах, по экологии лишайников и растений для определения чистоты окружающей среды и др.)


Содержание рабочей программы

Название раздела (темы)

Количество часов

Учащиеся должны знать / уметь

1

Тема 1. Введение в биологическое краеведение

4

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;

Учащие должны уметь:

  • осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий

2

Тема 2.Флора Нижегородской области

10

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • приводить примеры биологических объектов:  представителей  растений (по названию родов – водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов – для голосеменных и покрытосеменных растений);
  • представителей ядовитых растений;
  • пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
  • растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
  • узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  • называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.

Учащие должны уметь:

  • сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  • выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  • составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  • приводить примеры приспособленности растений  к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  • объяснять значение  растений в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  • работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  • осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
    использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  • использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.
  • объяснять правила поведения в природе, сбора  ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
  • объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  растениями;
  • определять погоду, наблюдая за растениями ;
  • осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  • решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, по экологии растений для определения чистоты окружающей среды и др.)

3

Тема 3.Грибы и лишайники

2

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • приводить примеры биологических объектов:  представителей грибов, лишайников (по названию родов – для грибов, лишайников);
  • представителей ядовитых грибов;
  • грибов  занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
  • узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  • называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.
  • знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки.

Учащие должны уметь:

  • сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  • выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  • составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  • приводить примеры приспособленности  лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  • объяснять значение грибов,  лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  • работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  • осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
    использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  • использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.
  • объяснять правила поведения в природе, сбора грибов, необходимость охраны природных объектов;
  • объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  • решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о  грибах, по экологии лишайников  для определения чистоты окружающей среды и др.)

4

Тема 4.Фауна Нижегородской области

8

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • приводить примеры биологических объектов:  представителей фауны;
  • представителей ядовитых животных;
  • промысловые виды животных;
  • животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
  • узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах в природе;
  • называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.
  • знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки.

Учащие должны уметь:

  • сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  • выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  • составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  • приводить примеры приспособленности животных  к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  • объяснять значение животных в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  • работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  • осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
    использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  • использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.
  • объяснять правила поведения в природе при встрече с опасными и ядовитыми животными, необходимость охраны природных объектов;
  • объяснять правила оказания первой помощи при укусах насекомых, клещей, змей;
  • определять погоду, наблюдая за  животными;
  • осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;

5

Тема 5. Организм и среда

5

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • влияние разных экологических факторов на живые организмы;
  • приводить примеры влияния факторов на биологические объекты;
  • узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  • называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.

Учащие должны уметь:

  • выявлять влияние разных экологических факторов на  биологические объекты;
  • приводить примеры приспособленности растений, лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  • объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;

6

Тема 6. Охрана природы родного края

5

Учащие должны знать:

  • наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
  • приводить примеры системы  охраны живых объектов;
  • грибы, растения, животные, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;

Учащие должны уметь:

  • объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  • объяснять правила поведения в природе, необходимость охраны природных объектов;



Содержание курса

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)

Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Нижегородской области (Докучаев В.В., Пузанов И.И., Станков С.С., Аверкиев Д.С.). Природные условия и причины биологического разнообразия Нижегородской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).

Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».

Тема 2. Флора Нижегородской области (10 часов)

Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Нижегородской области. Ботанико-географические подрайоны Нижегородской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Нижегородской области.

Практические работы:

1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

2. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.

Тема3. Грибы и лишайники (2 часа)

Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

Тема 4. Фауна Нижегородской области(8 часов)

Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Нижегородской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края]. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

Практическая работа: «Изучение следов жизнедеятельности животных»

Тема 5.Организм и среда (5 часов)

Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Нижегородской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.

Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Тема 6.Охрана природы родного края (5 часов)

Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.

Охраняемые территории Нижегородской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Экскурсия «Весенние явления в природе».

Календарно-тематическое планирование

№ урока в теме

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4часа)

Предмет биологического краеведения. Исторический обзор

Природные условия. Биоразнообразие Нижегородской области.

Методы исследования. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Экскурсия: «Природа родного края и методы ее исследования».

Тема 2. Флора Нижегородской области (10 часов)

Разнообразие растений. Флора. Зональность

Разнообразие растений: водоросли, мхи,  папоротникообразные.

Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Ядовитые и лекарственные растения.

Практ. работа №1. «Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам»

Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора , хранения и заготовки.

Структура Красной книги. Охраняемые растения нашего края.

Практ. работа № 2. «Определение деревьев и кустарников в осеннее-зимний период».

Обобщающий урок по теме «Флора Нижегородской области».

Тема 3 . Грибы и лишайники (2 часа)

Биологическое разнообразие грибов . Практическое значение.

Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы

Тема 4. Фауна Нижегородской области (9 часов)

Разнообразие животных. Фауна. Зональность.

Разнообразие животных: беспозвоночные.

Разнообразие животных: позвоночные.

Птицы и млекопитающие нашего края. Практ. работа № 3. «Изучение следов жизнедеятельности животных»

Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.

Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе.

Охраняемые животные нашего края.

Экскурсия в местный краеведческий музей.

Обобщающий урок

Тема 5. Организм и среда (4 часа)

Экологические факторы и среда обитания.

Наземные природные сообщества

Водные природные сообщества

Изменения ландшафта, смена сообществ

Тема 6. Охрана природы родного края (5 часов)

Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.

Охраняемые территории Нижегородской области.

Экскурсия «Весенние явления в природе»

Летние задания.

Заключительный урок




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

по биологическому краеведению для 6 класса


УМК для ученика


1)Учебное пособие для 6 кл. «Биологическое краеведение. Нижегородская обл.» под ред. Е.В. Алексеевой, Н. Новгород, НИРО, Ниж. гуманитарный центр, 2008 г. (Рекомендовано Научно-методическим экспертным советом НИРО)

2)Рабочая тетрадь /Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 кл./ Е.В. Алексеева, Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2010 г.


УМК для учителя


Программа « Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 кл.» : Е.В. Алексеева, Н.Е. Малютина, Т.Г. Орехова, Т.С. Шишова, НИРО, Н. Новгород, 2008 г. (Экспертное заключение №55 НИРО от 19 марта 2008 г)


Дополнительная литература 


1)Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.1985 г.

2)Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные.- Н. Новгород, 2003 г.

3)Наши зимующие птицы. Сост.: Неручев В. В., Шустов С. Б. , Орлов Е. В.- Нижний Новгород: Экоцентр « Дронт», 1994 г.

4) Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А. И. - Нижний Новгород, изд-во экоцентр «Дронт» 1997 г.

5)Природа Горьковской области.- Горький: Волго - Вятское кн. изд-во,1974 г.


Информационные источники 


www.bio.1september.ru

Учебно-наглядные пособия:

Гербарии лекарственных растений

Гербарий ядовитых растений

Модель цветка яблони

Микропрепараты по ботанике и зоологии

Микроскопы

Семена различных растений

Таблицы:

  1. Грибы
  2. Лишайники
  3. Семена
  4. Клетка зеленого листа
  5. Видоизмененные побеги
  6. Разнообразие листьев
  7. Полезные насекомые
  8. Многообразие рыб.
  9. Многообразие земноводных
  10. Многообразие пресмыкающихся
  11. Многообразие и экологические группы птиц
  12. Многообразие млекопитающих
  13. Схема строения биосферы
  14. Связи в лесном биоценозе

Мультимедийный материал:

  1. Уроки биологии КиМ. Растения,бактерии,грибы. 6 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2004.
  2. Ядовитые растения нижегор –пр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...

Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...

Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс...