Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_7_b_kl.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/_Щербинина Е.А./

«29» августа  2016 г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В../

   Приказ № 132 от «29» августа   2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ  

КЛАСС 7«Б»

УРОВЕНЬ базовый

учителя биологии,  экологии

первой  квалификационной категории

Ермошиной Любови Ивановны

 Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.

____________________/Бородастова И.В./

2016 – 2017 уч.г

Рабочая программа по краеведению для основной школы составлена на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  3. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  4.  Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  5. Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
  6.  Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
  7.  Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
  8. За основу рабочей программы взята программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева - опубликованная издательским центром «Добродея» в 2009  году (Сборник курса краеведения к учебнику биологического краеведения авторов Сельцер В.Б.,Худяковой Л.П.,Дмитриевой Н.В.,Сосновской Р.Л.)

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области.

Планируемые результаты изучения курса краеведения

По окончанию 7 класса обучающийся научится:

-называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

- объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:

- определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

- узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

- приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

- давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

- определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

- применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

 Раздел 1. Введение - Что изучает биологическое краеведение - 2 часа

Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением - география, биология, геология, история, метеорология. Предмет биологического краеведения.

Экскурсия № 1 - «Природа родного края и методы ее исследования».

Раздел 2. Растительный мир - Флора Саратовской области. -3 часа

Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Особенности представителей живого мира, обитающих в условиях увлажнения. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни

животных и растений. Основные природные сообщества своей местности.

Практическая работа №1. Со школьными определителями растений и животных.

Раздел 3. Растительный мир -  Растительность Саратовской области - 8 часов

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Споровые растения нашей местности. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Лишайники. Использование растений в жизни человека. Полезные дикорастущие

растения. Лекарственные, пищевые растения. Сельскохозяйственные культуры. Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения - паразиты. Сорные растения. Ядовитые растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр. Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.

Экскурсия №2 «Изучение флоры поселка и его окрестностей.

Практическая работа №2 «Изучение ядовитых, лекарственных трав с. Ивантеевка».

Раздел 4. Животный мир - 10 часов

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.

Раздел 5. Живое прошлое Саратовского края - 6 часов

История развития органического мира. Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Палеонтологическая характеристика родного края.

Раздел 6. Охрана природы - 6 часов

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные - природные достояния всей планеты. Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы.

Природоохранные объекты родного края.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (8 часов)

1

7.09

Что изучает биологическое краеведение

2

14.09

Экскурсия №1 «Природа родного края и методы ее исследования».

Раздел 1. Растительный мир - Флора Саратовской области (3 часа)

3

21.09

Грибы. Споровые растения.

4-5

28.09

5.10

Голосеменные и покрытосеменные растения

Раздел 2.Растительный мир - Растительность Саратовской области (8 часов)

6

12.10

Лесная растительность

7

19.10

Степная растительность.

8

26.10

Полупустынная растительность

2 четверть (8 часов)

9

9.11

Луговая растительность.

10

16.11

Прибрежно – водная растительность

11

23.11

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

12

30.11

Растения засолённых почв.

13

7.12

Контрольная работа №1 по теме «Растительность Саратовской области».

Раздел 3. Животный мир (10 часов)

14

14.12

В лесу

15

21.12

В степи

16

27.12

Около водоёма

3 четверть (11 часов)

17

11.01

Водные животные

18

18.01

Беспозвоночные

19

25.01

Опасные животные

20

1.02

Сельскохозяйственные животные

21

8.02

Вредители сельского хозяйства

22

15.02

Животные города

23

22.02

Контрольная работа № 2 по теме «Животный мир».

Раздел 4.Живое прошлое Саратовского края - 6 часов

24

1.03

Основные понятия о геохронологии.

25

9.03

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

26

15.03

Ископаемые позвоночные

27

22.03

Ранняя история Земли. Палеозойская эра

4 четверть (8 часов)

28

5.04

Мезозойская эра.

29

12.04

Кайнозойская эра.

Раздел 5.Охрана природы(6 часов)

30

19.04

«Красная  книга Саратовской области».

31-32

26.04

3.05

Особо охраняемые природные территории

33-34

10.05

17.05

Итоговый урок по теме «Судьба природы – наша судьба»

35

24.05

Поведение итогов

Контрольные и практические работы

№ п/п

Вид контроля

Тема

1

Практическая работа №1.

Со школьными определителями растений и животных.

2

Практическая работа №2

«Изучение ядовитых, лекарственных трав с. Ивантеевка».

3

Контрольная работа №1

«Растительность Саратовской области».

4

Контрольная работа № 2

«Животный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...

рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...

Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...

Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....