Рабочие программы по биологическому краеведению
рабочая программа по биологии на тему
Биологическое краеведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologicheskoe_kraevedenie.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ
______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевка с.Чадаевка
Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________
Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О
«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.
Рабочая программа
Малашиной Марины Николаевны
Биологическое краеведение 7 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____от «___»августа 2014г.
Пояснительная записка
Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2.В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3.Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её. Воспитанию любви к родному краю.
Программа разработана с учётом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
Основные цели и задачи курса:
1.Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2.Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3.способствовать развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4.Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6.Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7.Научить детей чувствовать красоту природы.
8.Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9.Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу, музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса по биологическому краеведению.
Учащиеся должны знать:
- методы краеведческой работы;
- географическую характеристику области;
- природные сообщества области;
- растительный мир области;
- животный мир области;
- прошлое, настоящее и будущее области;
- историю развития органического мира;
- влияние человека на природные объекты;
- природоохранную деятельность в Саратовской области.
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения;
- работать с картографическим материалом;
- давать краткую географическую характеристику области;
- давать характеристику природным сообществам;
- объяснять связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками;
- давать характеристику животному и растительному миру;
- объяснять влияние человека на природные объекты.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока. Тип урока. | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания. | Домашнее задание |
Тема I. ВВЕДЕНИЕ – 1 час. | |||||||
1. | Введение. Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Краеведение. Науки связанные с краеведением. Краеведческая работа в области. Учёные краеведы области. | Знать термин краеведение. Знать направления краеведческой работы. Объяснять, с какими науками связано краеведение. Знать учёных краеведов области. | Беседа по вопросам. Работа с диском. | Важнейшие краеведческие музеи. | Конспект урока. С.3-6 учебного пособия. | |
Тема II. МЕТОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ – 2 часа. | |||||||
2. | Методы краеведческой работы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Методы работы: литературный, метод полевых наблюдений, картографический метод, статистический, анкетирования, фотографирование и киносъёмка. | Знать методы краеведческой работы. Уметь применять методы на практике. | Беседа по вопросам. Работа с тетрадью на печатной основе с.2-4. | Конспект урока. | ||
3. | Практическая работа со школьными атласами – определителями растений и животных. Урок – практикум. | Атласы определители растений и животных. | Уметь работать с атласами определителями. | Беседа по вопросам. Работа с диском. | Повторить конспекты урока. | ||
Тема III. КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛАСТИ – 4 часа. | |||||||
4. | Краткая географическая характеристика области. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Рельеф области. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоёмы. Климат области. Основные природные зоны. | Уметь давать краткую географическую характеристику области. Знать особенности рельефа, климата, основные природные зоны. | Работа с дополнительной литературой, географическими атласами и картами. | Пойменные природные объекты. | Конспект урока. | |
5. | Характеристика природных сообществ. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные природные сообщества области. | Знать основные природные сообщества области, своей местности. Уметь давать характеристику природному сообществу. | Работа с дополнительной литературой и диском. | Конспект урока. | ||
6. | Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Комбинированный урок. | Фауна. Флора. Связь фауны и флоры. Взаимоотношения живых организмов в разных экосистемах. | Знать термины: флора, фауна. Объяснять связь флоры и фауны с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Приводить примеры взаимоотношений живых организмов в разных экосистемах. | Беседа по вопросам. Работа с диском. | Конспект урока. | ||
7. | Изучение местных экосистем. Экскурсия. Урок – практикум. | Местные экосистемы: лес, лесополоса, степь (луг, поляна), водоём (река, пруд). | Знать местные экосистемы. Уметь различать экосистемы. Уметь давать характеристику местным экосистемам. | Беседа по вопросам. Наблюдения. | Задание в тетради. | ||
Тема IV. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР – 8 часов. | |||||||
8. | Флора Саратовской области. Грибы. Споровые растения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Флора Саратовской области. Грибы. Водоросли. Лишайники. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. | Знать термин флора. Знать грибы и споровые растения Саратовской области. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. Знать споровые растения и особенности их строения. Приводить примеры грибов и представителей споровых. | Тетрадь с печатной основой с.4 – 7. Беседа по вопросам. Работа с диском. | Красная книга области: грибы и споровые растения. | П.1.1, с.7 -11. | |
9. | Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Комбинированный урок. | Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. | Знать представителей голосеменных и покрытосеменных растений. Объяснять их значение в природе и жизни человека. | Работа в тетради с печатной основой с.8 -14. Работа с дисками. | Фитотоксины. | П.1.2. Вопросы. | |
10. | Растительность Саратовской области. Лесная растительность. Комбинированный урок. | Лесная растительность. | Знать представителей лесной растительности. Давать характеристику представителям лесной растительности. Знать виды лесов, особенности их состава. | Рабочая тетрадь с печатной основой с.15 - 18. Работа с дисками. | Функции лесов. | П.1.3. Вопросы. | |
11. | Степная растительность. Полупустынная растительность. Комбинированный урок. | Степная растительность. Полупустынная растительность. | Знать представителей степной и полупустынной растительности. Приводить примеры растений. Знать условия обитания растений данных групп. | Рабочая тетрадь с.19 – 22. Работа с дисками. | Господствующие травы. | П.1.4. Вопросы. | |
12. | Луговая растительность. Комбинированный урок. | Луговая растительность. | Знать представителей луговой растительности. Приводить примеры растений лугов. Знать условия произрастания растений лугов. | Рабочая тетрадь с печатной основой с.22 -23. Работа с дисками. | Травостой. | П.1.5. Вопросы. | |
13. | Прибрежно – водная растительность. Комбинированный урок. | Прибрежно – водная растительность. | Знать представителей прибрежно – водной растительности. Знать условия произрастания растений. Приводить примеры растений. Знать значение растений в природе. | Рабочая тетрадь с печатной основой с.24-25. Беседа по вопросам. Работа с дисками. | Высшие водные растения. | П.1.6. Вопросы. | |
14. | Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Комбинированный урок. | Растения меловых и песчаных пород. | Знать растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Знать особенности условий существования растений этих групп. Приводить примеры растений, обитающих на меловых и песчаных породах. | Рабочая тетрадь с печатной основой с.25 – 26. Работа с дисками. Беседа по вопросам. | Карбонатные степи. Псаммофилы. | П.1.7. Вопросы. | |
15. | Растения засоленных почв. Комбинированный урок. | Растения засоленных почв. | Знать растения засоленных почв. Знать причины засоления почв. Приводить примеры растений засоленных почв. | Рабочая тетрадь с печатной основой с.27 – 28. Беседа по вопросам. | Солончаки. Галофиты. | П.1.8. Написать рефераты об интересных растениях | |
Тема V. ЖИВОТНЫЙ МИР ОБЛАСТИ – 8 часов. | |||||||
16. | В лесу. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Животные леса: копытные, хищные, пресмыкающиеся, амфибии, насекомые. | Знать животных, обитающих в лесу. Объяснять взаимоотношения, складывающиеся между животными леса. Приводить примеры животных леса. | Тетрадь с печатной основой с.29 – 32. Беседа по вопросам. Работа с дисками. | Плотоядные животные. | П.2.1. Вопросы. | |
17. | В степи. Комбинированный урок. | Животные степи: копытные, хищники, пресмыкающиеся, птицы, насекомые. | Знать животных, обитающих в степи. Объяснять взаимоотношения, складывающиеся между животными степи. Характеризовать условия жизни обитателей степей. Приводить примеры животных степи. | Тетрадь с печатной основой с.32 -34. Беседа по вопросам. Работа с дисками. | П.2.2. Вопросы. | ||
18. | Около водоёма. Водные животные. Комбинированный урок. | Животные обитающие вблизи водоёмов. Водные животные. | Знать животных , обитающих вблизи водоёмов и в водной среде. Приводить примеры животных. Объяснять особенности строения животных, связанные с водным образом жизни. | Тетрадь с печатной основой с.34 – 38. Работа с дисками. | Промысловые рыбы. | П.2.3; 2.4. Вопросы. | |
19. | Беспозвоночные. Комбинированный урок. | Беспозвоночные суши, водные. | Знать представителей беспозвоночных. Описывать среды обитания беспозвоночных. Объяснять роль беспозвоночных в природе и жизни человека. | Тетрадь с печатной основой с.40 -42. Работа с дисками. | Биоиндикаторы. | П.2.5. Вопросы. | |
20. | Опасные животные. Комбинированный урок. | Опасные животные. | Знать представителей опасных животных. Приводить примеры опасных животных. Объяснять роль опасных животных в природе и жизни человека. | Тетрадь с печатной основой с.44. Работа с дисками. | П.2.6. Вопросы. | ||
21. | Сельскохозяйственные животные. Комбинированный урок. | Сельскохозяйственные животные. | Знать представителей сельскохозяйственных животных. Объяснять значение сельскохозяйственных животных. Знать отрасли животноводства. | Тетрадь с печатной основой с.45. беседа по вопросам. | АПК. | П.2.7. | |
22. | Вредители сельского хозяйства. Комбинированный урок. | Вредители сельского хозяйства. | Знать вредителей сельского хозяйства. Объяснять вред приносимый вредителями с/х. Приводить примеры мер борьбы с вредителями с/х. | Тетрадь с печатной основой с.42-43. Работа с дополнительной литературой. | Ядохимикаты. | П.2.8. Вопросы. | |
23. | Животные города. Комбинированный урок. | Животные города: птицы, млекопитающие, декоративные, беспозвоночные. | Знать животных, обитающих в городе. Объяснять их роль в городе и жизни человека. | Тетрадь с печатной основой с.38 - 39. | Бродячие собаки. Бездомные кошки. | П.2.9. Вопросы. | |
Тема VI. ЖИВОЕ ПРОШЛОЕ САРАТОВСКОГО КРАЯ - 6 часов. | |||||||
24. | Основные понятия о геохронологии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Геохронология. Абсолютный возраст. Относительный возраст. Геохронологическая шкала. Периоды жизни. | Знать термин геохронология. Уметь работать с геохронологической шкалой. | Тетрадь с печатной основой с.48 -49. Беседа по вопросам. | Стратиграфическая шкала. | П.3.1. Вопросы. | |
25. | Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. Комбинированный урок. | Ископаемые беспозвоночные животные. Ископаемые растения. необычные названия. | Знать термин палеонтология. Объяснять происхождение необычных названий животных и растений. Приводить примеры ископаемых беспозвоночных и растений. | Тетрадь с печатной основой с.49 – 51. Беседа по вопросам. Работа с диском. | Фоссилии. | П.3.2. Вопросы. | |
26. | Ископаемые позвоночные. Комбинированный урок. | Ископаемые животные: костистые и хрящевые рыбы; рептилии, млекопитающие. | Знать ископаемых позвоночных животных. Приводить примеры животных. Объяснять, почему скелеты крупных позвоночных находят очень редко, чаще разрозненные кости. | Тетрадь с печатной основой с.52 – 55. | П.3.3. Вопросы. | ||
27. | Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Комбинированный урок. | Ранняя история Земли. Палеозойская эра: кембрийский , ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский периоды. | Знать раннюю историю Земли. Знать периоды палеозойской эры. Характеризовать периоды, отмечая особенности каждого. Уметь отличать периоды по растительному и животному миру. | Тетрадь с печатной основой с.56 -57. Заполнение таблицы. | Кристаллический фундамент. Метаморфизм. | П.3.4. Вопросы. | |
28. | Мезозойская эра. Комбинированный урок. | Мезозойская эра. Периоды: триасовый, юрский, меловой. | Знать периоды мезозойской эры. Характеризовать особенности каждого из периодов. Описывать растительный и животный мир периодов. | Тетрадь с печатной основой с.57 – 58. Заполнение таблицы. | П.3.5. Вопросы. | ||
29. | Кайнозойская эра. Комбинированный урок. | Кайнозойская эра. Периоды: палеоген, неоген, четвертичный. | Знать периоды кайнозойской эры. Характеризовать особенности каждого из периодов. Описывать растительный и животный мир периодов кайнозойской эры. | Тетрадь с печатной основой с.59 - 60. Беседа по вопросам. Заполнение таблицы. | Время межледниковья. | П.3.6. Вопросы. | |
Тема VII. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - 2 часа. | |||||||
30. | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Антропогенные факторы: промышленные предприятия, предприятия энергетики. | Знать антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Приводить примеры воздействий со стороны человека. Уметь находить решения проблем. | Беседа по вопросам. Работа с периодической печатью. | Конспект урока. | ||
31 | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Антропогенные факторы: сельское хозяйство, транспорт, свалки. | Знать антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Приводить примеры воздействий со стороны человека. Уметь находить решения проблем. | Беседа по вопросам. Работа с периодической печатью. | Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия. | Конспект урока. | |
Тема VIII. ОХРАНА ПРИРОДЫ - 3 часа. | |||||||
32. | Красная книга Саратовской области. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Красная книга Саратовской области. | Знать структуру Красной книги Саратовской области. Уметь работать с Красной книгой. | Беседа по вопросам. Тетрадь с печатной основой с.61 - 62. | П.4.1. Вопросы. | ||
33. | Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок. | Охраняемые территории. | Знать охраняемые территории Саратовской области. | Беседа по вопросам. Тетрадь с печатной основой с. 63 -64. | Памятники природы. | П.4.2. Вопросы. | |
34. | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба». Урок практикум. | Защита рефератов. |
Учебно – методический комплект.
1.Литература:
- Программа для 7 класса общеобразовательных школ авторы Н.В.Дмитриева, В.Ю. Крестьянинов. Саратов.
- Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./ Сост. В.Б. Сельцер, Л.П.Худякова, Н.В.Дмитриева, Р.Л.Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008.-96 с.
- Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. Дмитриева Н.В., Сосновская Л.Р.-
Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008.- 64 с.
2.Библиотека электронных наглядных пособий .
- Диск «Биологическое краеведение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа...
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению
Данная программа предназначена для учащихся 6-7 классов при изучении биологического краеведения Оренбургской области....
Рабочая программа по биологическому краеведению Нижегородской области
Пояснительная запискаРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г.,...