Рабочая программа по биологическому краеведению Нижегородской области
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г., составлена на основе программы«Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» рекомендованная НИРО Н.Новгород авторами – составителями: Е.В. Алексеевой, Н.Е. Малютиной, Т.Г. Ореховой, Т.С. Шишовой, 2008 г. (Экспертное заключение №55 НИРО от 19 марта 2008 г).
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 35 часов (1 час в неделю) из регионального компонента.

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она  раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности  его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Нижегородской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Нижегородской области.

Особенности данной программы:

Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.

Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей.

Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем  на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

    Цели программы:

Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

   

 

Задачи программы:

Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.

Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.

Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.

Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.bio_kraev.doc115.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Лысково

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 2

_________ Анисимова О.Ю.

Приказ № ________

от   «____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________Веретельникова Т.Г.

«____»____________20__ г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

___________    Ломова А.В.

Протокол № ___

от   «____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологическому краеведению

6-й класс

Учитель: Блинов Артем Евгеньевич

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г., составлена на основе программы«Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» рекомендованная НИРО Н.Новгород авторами – составителями: Е.В. Алексеевой, Н.Е. Малютиной, Т.Г. Ореховой, Т.С. Шишовой, 2008 г. (Экспертное заключение №55 НИРО от 19 марта 2008 г).
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 35 часов (1 час в неделю) из регионального компонента.

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она  раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности  его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Нижегородской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Нижегородской области.

Особенности данной программы:

Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.

Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей.

Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем  на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

    Цели программы:

Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

   

Задачи программы:

Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.

Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.

Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.

Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

Требования к уровню усвоения курса:

Уровень воспроизведения и описания информации:

описывать особенности строения растений области

называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области

узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области

наблюдать  действие факторов среды на живые организмы

приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интеллектуальный уровень:

объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области

объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

определять по гербариям древесные  и кустарниковые породы растений, травянистые растения

сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп  по одному или нескольким предложенным критериям

оформлять результаты экскурсий

формулировать  выводы на основе собранного материала

давать характеристику растениям разных систематических групп

Творческий уровень:

прогнозировать последствия воздействия  антропогенных факторов на биологическое разнообразие  области

применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ

использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.

6 класс является  хорошо подготовленным классом, поэтому в нем реализуется продвинутый уровень предмета за счет усложнения уровня усвоения учащимися учебной, дополнительной информации, что нашло свое отражение в настоящем тематическом планировании: увеличение количества лабораторных работ, увеличение элементов дополнительного содержания, объема выполняемых заданий по рабочей тетради в классе и некоторое повышение уровня сложности домашнего задания.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
по биологическому краеведению

Учащие должны знать:

наиболее распространенных представителей живой природы Нижегородской области;
приводить примеры биологических объектов:
представителей грибов, лишайников, растений (по названию родов – для грибов, лишайников, водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов – для голосеменных и покрытосеменных растений);
представителей ядовитых грибов, растений;
пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
грибов и растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе.

знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки.

Учащиеся должны овладеть практическими умениями:
сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
выявлять отличительные признаки биологических объектов;
распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
приводить примеры приспособленности растений, лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни:

объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

определять погоду, наблюдая за растениями и животными;
осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, грибах, по экологии лишайников и растений для определения чистоты окружающей среды и др.)

Структура программы:

Тема1. Введение в биологическое краеведение (4 ч)

Тема 2.Флора Нижегородской области (10 ч)

Тема 3.Грибы и лишайники (2 ч)

Тема 4.Фауна Нижегородской области (8 ч)

Тема 5. Организм и среда (4 ч)

Тема 6. Охрана природы родного края (4 ч)

 Количество часов по программе: 35

Количество часов неделю: 1

Количество часов по календарно-тематическому плану: 35

Практических работ – 3

Проверочных работ - 4

Содержание программы:

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)

Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Нижегородской области (Докучаев В.В., Пузанов И.И., Станков С.С., Аверкиев Д.С.). Природные условия и причины биологического разнообразия Нижегородской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).

Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора,  эксперимент).  Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».

Тема 2.  Флора Нижегородской области (10 часов)

Разнообразие растений.  Флора. Зональное распределение растительности в Нижегородской области. Ботанико-географические подрайоны Нижегородской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые  растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Нижегородской области.

Практические работы:

1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.

3. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.

Тема3. Грибы и лишайники (2 часа)

Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

Практическая работа:«Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников»

Тема 4. Фауна Нижегородской области (10 часов)

Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Нижегородской области. Основные группы животных: беспозвоночные(моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных.  Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].  Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

Практическая работа: «Изучение следов жизнедеятельности животных»

Тема 5.Организм и среда (5 часов)

Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Нижегородской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.

Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Тема 6.Охрана природы родного края(4 часа)

Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.

Охраняемые территории Нижегородской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Экскурсия «Весенние явления в природе».

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

по биологическому краеведению для 6 класса

Дополнительная литература 

1)Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.1985 г.

2)Красная книга Нижегородской  области. Том 1. Животные.- Н. Новгород, 2003 г.

3)Наши зимующие птицы. Сост.: Неручев В. В., Шустов С. Б. , Орлов Е. В.- Нижний Новгород: Экоцентр « Дронт», 1994 г.

4) Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А. И. - Нижний Новгород, изд-во экоцентр  «Дронт» 1997 г.

5)Природа Горьковской области.- Горький: Волго - Вятское кн. изд-во,1974 г.

Информационные источники 

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...

рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...

Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...

Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....

Рабочая программа по биологическому краеведению

Данная программа предназначена для учащихся 6-7 классов при изучении биологического краеведения Оренбургской области....