Методическая разработка. "Заключительный урок по теории литературы в 8-м классе".
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Седова Светлана Алексеевна

Заключительный урок не только подводит итоги изучения теоретико-литературных понятий, наша задача – подвести  итоги курса литературы в 8-м классе и наметить дальнейшие перспективы. Нам представляется, что данный урок лучше всего провести как годовую контрольную работу по литературе. В связи с этим нами использованы материалы программного и внеклассного чтения за 7-й и 9-й класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключительный урок по теории литературы в 8-м классе.

Заключительный урок не только подводит итоги изучения теоретико-литературных понятий, наша задача – подвести  итоги курса литературы в 8-м классе и наметить дальнейшие перспективы. Нам представляется, что данный урок лучше всего провести как годовую контрольную работу по литературе. В связи с этим нами использованы материалы программного и внеклассного чтения за 7-й и 9-й класс.

Вместе с тем на уроке по теории литературы есть опасность формализации теоретико-литературных понятий.

План урока можно наметить следующий.

  1. Викторина на определение жанра.
  2. Беседа по выявлению общих признаков текста, характерных для конкретных жанров. Формулирование рабочего понятия жанра.
  3. Беседа, выявляющая общность и различие произведений разных жанров в рамках одного литературного рода на примере эпических жанров. Обсуждение образа Каллиопы.
  4. Рассказ учителя об античных музах с демонстрацией скульптурных изображений. Беседа о логике организации драматических жанров.
  5. Решение проблемного вопроса: почему лирическая поэзия была представлена у греков тремя музами?
  6. Завершающий этап урока. Групповая работа: подбор текстов, наиболее отчетливо выражающих свойства жанров. Создание скульптур или иллюстраций, представляющих жанры в зримом образе.
  7. Игра в литературных пиратов: изменение жанра произведения. Рефлексия.

В зависимости от возможностей класса содержание урока варьируется. Однако первые шесть пунктов должны быть так или иначе реализованы.  Как видим, ход работы предполагает разнообразную интеллектуальную  деятельность учащихся. Форма деятельности учащихся может быть любой: от групповых заданий, заранее подготовленных дома, – до фронтальной беседы и лекции учителя.

1. Для викторины мы предлагаем следующие фрагменты. Все распечатанные тексты должны быть розданы ученикам, имя автора и название произведения мы не указываем.

1.1.Фрагмент Оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Ода В. Маяковского «О дряни».

Сонет А. С. Пушкина «Мадонна».

Послание А. С. Пушкина «Бог помочь вам, друзья мои…»

Эпиграммы А. Дельвига и В. Жуковского.

1.2. Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник».

Притча о сеятеле.

Повесть И. С. Тургенева «Ася».

1.3. Трагедия Шекспира «Гамлет».

Комедия Н. В. Гоголя «Женитьба».

Викторину возможно провести и по группам, и фронтально. В зависимости от количества учащихся и уровня класса. Так же свободно можно изменить и состав текстов. Наш выбор определялся принципами соединения внеклассного чтения и литературных произведений  курса; мы стремились представить жанровое разнообразие внутри каждого литературного рода. Можно построить викторину, используя только программные произведения. Однако, во-первых, в таком случае викторина не станет завязкой проблемы определения структуры жанра, а во-вторых, будет только проверять знание текстов, то есть деятельность ученика  ограничится репродуктивными мыслительными операциями.

Если группировать задания, то более результативным нам представляется следующий вариант. Распределим фрагменты таким образом, чтобы в каждой группе оказались тексты разных литературных родов, и в каждой был текст, жанровое определение которого затруднительно.

Результаты викторины следует записывать на доске, распределяя произведения по родовому принципу,  – это облегчит нам дальнейшую постановку задачи.                 

Задание к викторине –  определить жанр произведения. За определение автора и названия присуждаются дополнительные очки.

2. Обсудим жанровые признаки комедии. Подумаем, как нам удалось понять, что данный фрагмент – комедия? Вспомним комедии, прочитанные учениками: «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Недоросль», «Ревизор». Что общего во всех этих произведениях, помимо родовых признаков. Это отношение автора к действительности.

В течение учебного года мы не однажды обращались к понятию жанра. Нам представляется, что целесообразно каждый раз формулировать рабочее определение, руководствуясь единой структурой. Таким образом, мы сформируем единство подхода к жанру. Мы считаем, что достаточно выделить следующие критерии:

  • Сюжет произведения (сюда войдут понятия: сюжет, характер конфликта, охват действительности, тема, идея, проблема произведения);
  • Стилистика текста (сюда войдут понятия: поэтическая и прозаическая речь, авторская стилистика, специфика членения текста);
  • Характер героя (сюда входят понятия: способы изображения героя, социальный статус, авторское отношение к герою);
  • Цель автора (сюда входят понятия: автор, повествователь, рассказчик, авторская позиция, отношение к действительности).

Итак, обсудим, что позволяет нам увидеть в произведениях жанровое единство. Работая в течение года по одному алгоритму, мы логически приходим к обобщению и расширению его структуры на итоговых занятиях.

Скажем, все комедии объединены задачей изображения и высмеивания нелепостей жизни; все послания предполагают дружественную близкую дистанцию между читателем и автором, соединение высокой и частной проблематики;  притчи свойственен простой конкретный сюжет, реализующий философское осмысление действительности.

На первом этапе урока достаточно этих общих замечаний, которые позволяют нам сформулировать рабочее определение жанра.

Произведения одного жанра объединены общими признаками: темой и предметом изображения, характером развития конфликта, авторским отношением к действительности, средствами изображения действительности. Таким образом, жанр – совокупность названых качеств текста.

Жанр определяет задачу общения автора и читателя. Жанр настраивает читателей на определенный характер диалога. И современный читатель может вести диалог с Шекспиром и Пушкиным, а авторы эпохи Возрождения и Средневековья могут волновать читателей вашего века, потому что в искусстве, как память, сохраняются и воспроизводятся жанровые формы текстов.

3. Расскажем учащимся, что впервые система жанров была сформулирована древними греками. Нашу лекцию будут сопровождать слайды или фотографии муз Павловского парка (скульптуры работы Ф. Гордеева). Это может быть и подготовленными выступлениями учащихся.

Греки видели мир поэтично, боги и люди жили в их представлении сообща. Бог Аполлон и его прекрасные спутницы музы покровительствовали искусствам. Каждый вид искусства представлен своей музой, рассмотрим их облик.  Мощь, благородство и спокойствие, величие, трепет и какое-то детское очарование, непринужденность видны в характерах скульптур. Музы одинаковы лишь по античным одеждам и благородству облика, но их характер различен.

3. Рассмотрим, что связывает жанры одной родовой принадлежности. Назовем известные нам эпические жанры. И используя данное определение жанра, попробуем понять, в чем их единство и отличие. Они различны по объему жизненного материала, различны по авторской задаче: проповедь поучает, сказка – развлекает, повесть заставляет задуматься. Однако, все они объединены объективным отношением к действительности: автор стремится изобразить жизнь такою, как она есть, передать само течение жизни, занимая при этом позицию наблюдателя, словно зеркало отражая мир во всех его проявлениях.

Рассмотрим фотографию скульптуры Гордеева Каллиопа, отлитую скульптором для Павловского парка. Каков характер музы эпической поэзии?

Античное благородство черт, ясность взгляда. Каллиопа –  мудрая и степенная женщина. В руках ее – свиток. Что значит жест, обращенный к зрителю? Она упреждает от поспешного вывода? Призывает помнить о том, что вечно?

4. Рассмотрим скульптуры Талии и Мельпомены. Здесь музы словно в своем настоящем, человеческом облике: маски сняты, их позы просты и естественны. Талия юна и обаятельна, атрибуты ее: тирс, маска бубен, венок, - веселые  праздничные доспехи -  скинуты богиней. Мельпомена держит в руках горестную страшную маску, которая искажена ужасом и страданием, сама же богиня будто поднимается над страстями, прямо и спокойно глядя в лицо жизни.

Что объединяет и чем отличны драматические жанры? Позиция автора тут выражена в характере развития конфликта, только ремарки дают зрителю намеки. Как можно было бы распределить известные нам драматические произведения  по мере усиления и ослабления трагического и комического начала в них? Сложности возникнут с произведениями Е. Шварца, возможно с водевилем А. П. Чехова «Свадьба». Выполнив эту работу, мы приходим к выводу о том, что все драматические жанры едины в различной степени проявления свойств комедии и трагедии. В зависимости от степени проявления свойств  рождается водевиль, драма, лирическая комедия.

5. Рассмотрим скульптуры Евтерпы, Эрато и Полигимнии – все они – музы лирической поэзии. Почему лирическая поэзия представлена тремя музами? Обратимся к лирическим жанрам. Они объединены стремлением выразить авторское чувство, однако тематика произведений различна. Это и события государственной значимости – и тогда перед нами ода, торжественный гимн; любовная лирика, язвительная эпиграмма, содержание которой всегда связано с конкретным человеком или событием – она сиюминутна, но острота не вовсе утрачивается, благодаря лаконичности формы. Восьмиклассникам известны и другие лирические жанры, лирика пейзажная, хокку, послания, элегии. Жанровое многообразие вызвано стремлением максимального соответствия между формой, темой и чувствами поэта. Именно многообразие человеческих чувств становится жанрообразующим стержнем в лирических жанрах.

Задумаемся, почему все скульптуры муз Павловского парка – покойны и светлы, даже страстная Эрато?

Искусство просветляет жизнь, выявляет в страстях главное и значительное. Музы служат вечности, а не сиюминутному. С другой стороны, простота и человечность муз связаны со временем создания скульптур – эпохой сентиментализма. Эпоха, стиль оказывают свое влияние на мысль художника. Теоретико-литературная тема курса 9-го класса – стили и эпохи искусства.

6. Попросим учащихся  подобрать тексты, наилучшим образом, с их точки зрения, выражающие разные жанры: рассказ, послание, трагедию, балладу, оду, роман. Выбор должен быть мотивирован. Придумаем две скульптуры различных жанров. Описывая зрительный образ, ученики должны обратить внимание на позу, жест и материал скульптуры, поскольку они являются специфическими формами выразительности данного вида искусства. Так же подумаем, где могли бы быть размещены эти скульптуры.

      7. Попробуем  изменить жанр произведения в зависимости от наших настроений, нашей оценки характеров героев и событий. Безусловно, это задание будет вносить юмористическую ноту в наши размышления. Однако, этот прием литературного творчества, имеющий древнюю и славную традицию. Мы напомним ученикам о новелле Банделло «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных», получившей иную интерпретацию в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», о разной разработке сюжета о вещем Олеге в летописи, песне Пушкина и балладе Высоцкого, о разнообразном решении одного сюжета в водевиле Чехова «Свадьба» и его рассказе «Свадьба с генералом», приведем другие примеры. Вопрос в том, какой текст предложить для стилистического эксперимента.

Нам представляется, что это должен быть небольшой по объему прозаический текст, вызывавший во время изучения яркую эмоциональную реакцию школьников. Скажем, «Станционный смотритель» Пушкина. Поскольку сочувствие учеников к главному герою заставляет их упрекать Дуню в эгоизме, и позиция учеников сильно расходится с авторской. Мы можем предложить им подумать, как изменить произведение, чтобы оно стало мелодрамой. Или, например, повесть «Гробовщик» может быть изменена в направление к трагедии, к балладе или к сатире – в зависимости от того, какова оценка героя и его жизненной позиции.

Эта работа может быть завершающим творческим итогом урока. Мы проведем беседу с учащимися, а потом они запишут собственную версию, кратко отметив нужные в произведении изменения в соответствии с выбранным жанром.

Эта работа может быть и домашним заданием, тогда ученики должны написать небольшую стилизацию фрагмента текста, например финала или кульминации. На следующем уроке при чтении сочинений необходимо дать комментарий с точки зрения жанровых канонов текста. Обсуждение вариантов позволит затронуть тему соотношения массового и высокого искусства и вопрос об адекватности интерпретации литературных произведений в других видах искусств, например в современном кино.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по теории литературы в 5-9 классах

Теория литературы - это должен знать каждый! Предлагаются задания по классам, но каждый имеет право выполнять задания и из других классов!...

тест № 1 по теории литературы для учащихся 8 класса

тест позволяет проверить теоретические знания учащихся по литературе на этапе 8 класса...

Методическая разработка заключительного мероприятия Недели технологии."А ну-ка, девочки!"

Мероприятие представляет собой конкурсную развлекательную программу .Конкурсы можно  менять в зависимости от  реальных  условий  и возможностей учащихся ....

Таблица к уроку по теории литературы "Эпос, лирика, драма"

Определение литературных родов, соотнесение с жанрами....