План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»
план-конспект урока по литературе на тему

Яневич Татьяна Викторовна

 

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.

Задачи:

1.     Систематизация  знаний о сказках;

2.     Развитие целостности восприятия на основе упражнения  в собирании разрезных картинок; памяти на основе упражнений воспроизведения материала.

3.     Повышение  интереса к чтению.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация, пазлы по сказкам, карточки со словами, картинки по сказках.

Ход  урока.

I. Организационный момент

       Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.

II. Актуализация знаний

Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?

- Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок. (Слайд 1)

III. Путешествие в волшебный мир сказок

- Но прежде чем отправится в это путешествие, нам нужно как следует размяться  (артикуляционная гимнастика). (Слайд 2)

 

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

 

- Кто мне напомнит как назывался раздел, который мы недавно закончили изучать? (Чудесный мир сказок)

- А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? ( в сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

- А что это за литературный жанр -  сказка? (это   художественное произведение, в котором есть вымысел,  элементы  чудесного, фантастического; сказка  обязательно чему-то учит). (Слайд 3).

- А какие бывают сказки? ( волшебные, бытовые, про животных.

(Слайд 4).

- Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют авторы и народ).

(Слайд 5).

- А как называются сказки, которые сочиняет народ? (народными)

- А как называются сказки, которые написали авторы?  (авторские)

- О сказках даже сочиняют стихотворения, и одно такое нам приготовили ребята: (Новожилова Г. и Королева Н.)

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

- Так как вы думаете звучит тема нашего урока? ( «Чудесный мир сказок»). (Слайд 6).

 

   Зрительная гимнастика.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем

 

IV. Работа с учебником.

- А сейчас мы проверим вашу память, вспомните ли вы сказочных героев. У вас на партах лежат конверты. В каждом конверте пазлы. Угадаете ли вы что это за сказки?

1 парта – Лиса и тетерев

2 парта – Медведь и пчелы

3 парта – Овечка и волк

4 парта – Тигр и лиса

5 парта – Лиса и журавль

6 парта – Лиса и куропатка

- А как вы думаете, сказки, которые вы отгадали из конвертов, они какие? (народные)

- Ребята, хотите знать с какой сказкой мы сейчас встретимся? Обратите внимание на доску, все слова перемешались, кто поставит их в правильном порядке и прочитает название сказки? (Лиса и журавль)

- Давайте откроем наши учебники на странице 80. Какого народа эта сказка? (Русская)

- Найдите в тексте и прочитайте, чем же угощала лиса журавля? А что приготовил журавль на обед?

- Прочитайте последнее предложение в тексте (как аукнется, так и откликнется). Как вы его понимаете?

- А в какой еще сказке рассказывается о лисе? На странице 90 сказка «Лиса и куропатка». А какого народа эта сказка? (Французская). Обратите внимание, в правильном порядке расположены картинки? Кто поможет все исправить? Кто хочет рассказать эту сказку по картинкам?

- В этих сказках присутствовал такой персонаж как лиса – а какая она?

- Одинаковый характер у нее в этих сказках? А в каких еще сказках данного раздела мы встречали лису? (Лиса и тетерев, Тигр и лиса)

V. Физкультминутка.

- Давайте сделаем маленькую остановку в нашем путешествии и немного отдохнем:

Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения)

VI. Работа с учебником.

- Продолжаем наше увлекательное путешествие. Ребята, назовите, пожалуйста сказку, которая  доставалась вам в пазлах (2 парта).

 (Медведь и пчелы)

- Я предлагаю вспомнить ее (страница 87). Какого народа эта сказка?(Башкирская)

- Что же так любил есть медведь?

- Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост?

- Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем?

- Забрал ли человек мед у пчел? Почему? Подтвердите свой ответ текстом.

- О чем попросили пчелы человека?

- Чему учит эта сказка?

-Обратите внимание, после сказки есть поговорка. Кто ее прочитает? («На добро отвечают добром»). Как вы ее понимаете?

VII. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

 

 

- Я знаю что вы любите загадки, поэтому постарайтесь отгадать героев следующей сказки:

Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве ...  (Овечка)

 

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это - ... (Волк)

- Правильно, это сказка «Овечка и волк». А какой народ ее написал? (Украинский) Давайте прочитает ее по ролям. (с. 85)

- Что посоветовала овечка волку?

- Что же с ним произошло?

- К сожалению мы говорили не о всех сказках данного раздела. А какие же сказки вы еще помните? (Храбрый баран, Лиса и тетерев, Тигр и лиса, Куцый хвост, Глупый котенок).

VIII. Итог урока.

- Ребята, а ведь сказки нас чему то учат, помогают нам. Вот на доске даны слова, как вы думаете, какие из них лишние?(добро, доверие, обман, грубость, жестокость, уважение, счастье, обида, помощь, мудрость) Почему?

- Вот и подошло наше путешествие к концу. В этом разделе мы читали много сказок разных народов. Ребята, а какая сказка вам понравилась больше всего? Почему именно эта сказка?

-Для чего нам нужно читать сказки? (Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”).

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

План-конспект урока чтения и развития речи

с комплексным применением знаний, умений

и элементами ИКТ  

на тему:

 «Чудесный мир сказок»

3-Б класс

Подготовила:

  учитель начальных классов

 Яневич Т.В.

г.Сергиев Посад

2016 г.

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.

Задачи:

  1. Систематизация  знаний о сказках;
  2. Развитие целостности восприятия на основе упражнения  в собирании разрезных картинок; памяти на основе упражнений воспроизведения материала.
  3. Повышение  интереса к чтению.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация, пазлы по сказкам, карточки со словами, картинки по сказках.

Ход  урока.

I. Организационный момент

        Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.

II. Актуализация знаний

Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?

- Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок. (Слайд 1)

III. Путешествие в волшебный мир сказок

- Но прежде чем отправится в это путешествие, нам нужно как следует размяться  (артикуляционная гимнастика). (Слайд 2)

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

- Кто мне напомнит как назывался раздел, который мы недавно закончили изучать? (Чудесный мир сказок)

- А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? ( в сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

- А что это за литературный жанр -  сказка? (это   художественное произведение, в котором есть вымысел,  элементы  чудесного, фантастического; сказка  обязательно чему-то учит). (Слайд 3).

- А какие бывают сказки? ( волшебные, бытовые, про животных.

(Слайд 4).

- Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют авторы и народ).

(Слайд 5).

- А как называются сказки, которые сочиняет народ? (народными)

- А как называются сказки, которые написали авторы?  (авторские)

- О сказках даже сочиняют стихотворения, и одно такое нам приготовили ребята: (Новожилова Г. и Королева Н.)

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

- Так как вы думаете звучит тема нашего урока? ( «Чудесный мир сказок»). (Слайд 6).

   Зрительная гимнастика.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем

IV. Работа с учебником.

- А сейчас мы проверим вашу память, вспомните ли вы сказочных героев. У вас на партах лежат конверты. В каждом конверте пазлы. Угадаете ли вы что это за сказки?

1 парта – Лиса и тетерев

2 парта – Медведь и пчелы

3 парта – Овечка и волк

4 парта – Тигр и лиса

5 парта – Лиса и журавль

6 парта – Лиса и куропатка

- А как вы думаете, сказки, которые вы отгадали из конвертов, они какие? (народные)

- Ребята, хотите знать с какой сказкой мы сейчас встретимся? Обратите внимание на доску, все слова перемешались, кто поставит их в правильном порядке и прочитает название сказки? (Лиса и журавль)

- Давайте откроем наши учебники на странице 80. Какого народа эта сказка? (Русская)

- Найдите в тексте и прочитайте, чем же угощала лиса журавля? А что приготовил журавль на обед?

- Прочитайте последнее предложение в тексте (как аукнется, так и откликнется). Как вы его понимаете?

- А в какой еще сказке рассказывается о лисе? На странице 90 сказка «Лиса и куропатка». А какого народа эта сказка? (Французская). Обратите внимание, в правильном порядке расположены картинки? Кто поможет все исправить? Кто хочет рассказать эту сказку по картинкам?

- В этих сказках присутствовал такой персонаж как лиса – а какая она?

- Одинаковый характер у нее в этих сказках? А в каких еще сказках данного раздела мы встречали лису? (Лиса и тетерев, Тигр и лиса)

V. Физкультминутка.

- Давайте сделаем маленькую остановку в нашем путешествии и немного отдохнем:

Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения)

VI. Работа с учебником.

- Продолжаем наше увлекательное путешествие. Ребята, назовите, пожалуйста сказку, которая  доставалась вам в пазлах (2 парта).

 (Медведь и пчелы)

- Я предлагаю вспомнить ее (страница 87). Какого народа эта сказка?(Башкирская)

- Что же так любил есть медведь?

- Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост?

- Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем?

- Забрал ли человек мед у пчел? Почему? Подтвердите свой ответ текстом.

- О чем попросили пчелы человека?

- Чему учит эта сказка?

-Обратите внимание, после сказки есть поговорка. Кто ее прочитает? («На добро отвечают добром»). Как вы ее понимаете?

VII. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

- Я знаю что вы любите загадки, поэтому постарайтесь отгадать героев следующей сказки:

Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве ...  (Овечка)

 

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это - ... (Волк)

- Правильно, это сказка «Овечка и волк». А какой народ ее написал? (Украинский) Давайте прочитает ее по ролям. (с. 85)

- Что посоветовала овечка волку?

- Что же с ним произошло?

- К сожалению мы говорили не о всех сказках данного раздела. А какие же сказки вы еще помните? (Храбрый баран, Лиса и тетерев, Тигр и лиса, Куцый хвост, Глупый котенок).

VIII. Итог урока.

- Ребята, а ведь сказки нас чему то учат, помогают нам. Вот на доске даны слова, как вы думаете, какие из них лишние?(добро, доверие, обман, грубость, жестокость, уважение, счастье, обида, помощь, мудрость) Почему?

- Вот и подошло наше путешествие к концу. В этом разделе мы читали много сказок разных народов. Ребята, а какая сказка вам понравилась больше всего? Почему именно эта сказка?

-Для чего нам нужно читать сказки? (Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”).

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе

Тема урока: Урок представляет собой занятие по изучению основных технических приемов и элементов игры в баскетбол.Цель: Закрепить разученные элементы техники передвижений, ловли и передачи мяча по раз...

План-конспект открытого урока чтения в 5 классе по теме Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."

Вашему вниманию предлагается конспект урока чтения в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Структура урока содержит различные упражнения, направленные на развитие познавательной сферы...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом»в 5 классе...

План-конспект к уроку ОДНКНР 6 класс "Наука как источник знания о человеке и человеческом"

Тема: Наука как источник знания о человеке и человеческом.Предмет: ОДНКНР.Класс:  6...