План-конспект открытого урока чтения в 5 классе по теме Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Антипенко Валерия Юрьевна

Вашему вниманию предлагается конспект урока чтения в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Структура урока содержит различные упражнения, направленные на развитие познавательной сферы учащихся, формирование навыков выразительного чтения, а так же приобщение к русскому культурному наследию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою….»

Цель: познакомить учащихся с произведением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…» и показать на материале классических произведений красоту зимнего леса.

Задачи:

  1. Образовательные:

- продолжать знакомить учащихся с поэтическими произведениями о родной природе;

- расширить знания учащихся о способах передачи воспринятого автором в литературных, живописных, музыкальных произведениях;

- развивать навыки выразительного чтения, как результат осознанного восприятия прочитанного;

- развивать навыки работы с толковым словарем.

        2. Коррекционно-развивающие:

- коррекция произвольного внимания путем активного слушания речи учителя, аудиозаписи;

- коррекция и развитие связной речи через прочтение поэтического произведения учителем и самостоятельно;

- коррекция и развитие мелкой моторики через работу с разрезными карточками;

- коррекция и развитие эстетического восприятия;

- коррекция и развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы;

- обогащение словарного запаса.

        3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебному предмету;

- воспитывать умение работать в команде, проявлять уважение к одноклассникам;

 Формируемые УУД:

  1. Познавательные: уметь строить речевое высказывание в устной форме; выделять существенную информацию из текста;

 развивать умение ориентироваться в тексте.

  1. Личностные: уметь воспринимать лирическое настроение текста, музыки, живописного произведения;

 эмоционально оценивать событий.

  1. Коммуникативные: уметь создавать устные высказывания в соответствии с поставленной задачей;

уметь слушать и слышать;

формулировать собственное мнение и позиции по прочитанному.

  1. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

уметь вносить необходимые коррективы в понимание смысла слов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

- словесные: рассказ, беседа

- наглядные: показ иллюстраций, видеоряда, презентации

- практические: работа с разрезанными карточками.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация, иллюстрации, аудиозапись, карточка, учебник, доска, мел.

Ход урока:

1.Организационный этап: приветствие, создание положительного настроения на работу.

- Ребята, я рада вас сегодня видеть на уроке! Думаю, что он станет для нас уроком настроения, доброты и красоты.

2. Постановка цели и задач урока:

Мы с вами начинаем изучение новых произведений из цикла «Картины родной природы». Сегодня и на следующих уроках наше внимание будет обращено к удивительному, чарующему, прекрасному и в то же время суровому времени года- зиме.  В нашем путешествии в мире литературы нам, как всегда, будут помогать музыка и живопись. Мы увидим, как зимнее время года отражалось и в музыке, и в живописи и, конечно же, в поэзии. Мы узнаем, какими способами талантливые люди могут отражать свои чувства и переживания.

3.Актуализация знаний.

Сегодня на дворе январь, второй месяц зимы. Давайте посмотрим за окно и перечислим признаки зимы  и наши с вами собственные ощущения от этого времени года. (Ответы учащихся)

Ребята, каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо и, когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями и переживаниями. Он старается передать эту красоту красками, звуками и словами.

Прежде всего, давайте познакомимся с живописными произведениями на тему зимы. Итак, посмотрите, пожалуйста, на репродукции знаменитых русских художников. Давайте посмотрим, как они изображали зимний лес, как хотели передать свое ощущение и настроение. (Рассматривание репродукций, обсуждение деталей. Ответы учащихся). 

А теперь давайте вспомним, какие герои русских сказок так или иначе связаны с зимним лесом (Показ иллюстраций «Снегурочка», «Морозко», «Сказка о лисичке-сестричке и волке»).

Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и погрузиться в мир музыки. Мы сегодня прослушаем с вами произведение великого русского композитора П.И. Чайковского «Январь. У камелька». Кто знает, что такое камелёк? (Работа учащихся с толковым словарём).

Музыкальное произведение прозвучит в исполнении Полины Олеговны Осетинской, советской и российской пианистки. Во время прослушивания постарайтесь почувствовать зимнее настроение. Может кто-то из вас услышит, как трещит утренний мороз, а может как воет метель. Обратите внимание на лицо пианистки, на движения ее рук и эмоции. (Просмотр видеоклипа. 5 минут).

4.Физкультминутка.

Сейчас, я предлагаю нам немного отвлечься от учебы. Предлагаю физкультминутку.

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим фонарики

5.Усвоение новых знаний.

- Рассказ учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы, самые известные стихотворения — «Весенние воды» и «Весенняя гроза». Федор Иванович также писал любовную лирику, затрагивал также и политические темы.

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в Орловской губернии.

Начальное образование поэт получил дома. Изучал многие предметы и иностранные языки. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет в 1821 отправляется в качестве дипломата в Мюнхен, где проводит 22 года. Все это время, Федор Иванович сочинял стихотворения. По возвращении в Москву продолжает своё творчество.

  1. июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался. Был похоронен в Царском Селе.

6.Работа с поэтическим произведением.

- Ребята, прежде чем мы познакомимся со стихотворением «Чародейкою зимою…», давайте познакомимся со словами, которые могут вызвать у вас затруднения. (Работа с толковым словарем)

Чародейка- волшебница, колдунья.

Бахрома- тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих шнурков и кистей.

Чудной- странный, удивляющий своей необычностью.

- Теперь давайте прочитаем стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и следить за моим прочтением. (Чтение стихотворения учителем).

Работа с учебником: стр. 131, распечатка с репродукцией и стихотворением.

- Чтение стихотворения по строчке, вслед за учителем. (Обращать внимание на интонационный рисунок произведения).

- Беседа по прочитанному:

1. Как поэт называет Зиму?

2. Что значат слова «чародейка» и «очарован»? Можем ли мы сказать, что эти слова означают то же самое, что и слово «волшебный»?

3. Что околдовало лес? (Зима)

4. Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса? Найдите их в тексте.

5. Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?

6. Почему автор называет жизнь леса зимой «неподвижной, немой, чудной»?

7. Почему говорит о лесе «не мертвец и не живой»?

7. Практическая работа.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам небольшое соревнование. Вы разделитесь на команды. Я раздам вам строчки из стихотворения. Они  разрезаны. Ваша задача собрать их в целую строфу. Победит тот, кто первым соберет строфу. Затем, выберите чтеца, который прочитает нам строфу вслух.

Цель игры: развитие мелкой моторики, коррекция мышления, зрительного восприятия.

8. Подведение итогов занятия

Итак, внимательно исследовав текст стихотворения, мы убедились, что Тютчев, изображая природу, пытается понять её душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Выставление и комментирование оценок

10. Запись домашнего задания:

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...