«Развитие творческих способностей учащихся – один из путей воспитания квалифицированного читателя»
статья по литературе по теме

Елена Юрьевна Сорокина

Замечательные программа и учебник по редакцией А.Г.Кутузова "В мире литературы" дают учителю возможность работать на высоком профессиональном уровне, творчески и с удовольствием. (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_bolee_sereznoy_i_trudnoy_zadachi.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся – один из путей воспитания квалифицированного читателя»

Нет более серьезной и трудной задачи, нежели научить детей умению мыслить творчески, самостоятельно. Мы можем давать детям знания, можем для этого увеличить их пребывание в школе, но тогда в самостоятельной жизни они вряд ли скажут нам «спасибо». Гораздо важнее научить детей самих добывать знания или, как сказал мудрец, дать им «удочку», а не «рыбу».

Но, к сожалению, практика работы показывает, что с годами интерес многих детей к учебе не возрастает, а ослабевает или вовсе исчезает. Многие дети к средним классам теряют те таланты или способности, которые были видны или проклюнулись в младшем возрасте. Кто в этом виноват? Причины разные, в том числе и школа.

Многие учителя, я думаю, ищут ответ на вопрос, что же делать, чтобы ученики не теряли интереса к предмету, в том числе к литературе. Потому что литература - предмет особый. Если алгебра, химия и т.д. могут не играть в жизни особой роли, если ученик не свяжет с ними свою судьбу, профессию, то литература должна сопровождать человека по жизни, стать советчиком и другом, источником эстетического наслаждения и нравственного опыта, по крайней мере, хотелось бы, чтобы это было так.

Сейчас у учителя есть большие возможности выбора программ и учебников. Но с этим связаны и большие трудности: какой учебник, какую программу выбрать, чтобы обеспечить наибольшее соответствие целям и задачам образования, его современному уровню.

Я выбрала программу и учебник под редакцией А.Г.Кутузова. Опыт работы по этой программе, и вообще в школе, позволяет утверждать следующее. Эта программа и учебники заслуживают восхищения и самых добрых слов. Авторам удалось создать программу и учебники, отвечающие самым современным требованиям, позволяющие осуществлять преподавание на высоком уровне, учитывающие возрастные особенности детей, формирующие и развивающие интерес к предмету. На мой взгляд, это вообще первый настоящий и при этом очень хороший учебник, за которым будущее.

Мне близка концепция, на основе которой строится программа, и цель образования, поставленная в ней. Она отвечает самым современным взглядам и опирается; на устойчивую историческую и методическую традицию. Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из важнейших задач обучения  в том, чтобы приучить детей  к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при. чтении художественных произведении: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

      В трудах М.А.Рыбниковой ученик предстал как активное действующее лицо, как «фактор методики». Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению М.А.Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся.

Н.М. Соколов считал, что педагогический процесс должен быть основан

на самостоятельном, творческом усвоении школьниками художественных произведений. В процессе изучения художественного произведения эмоциональное восприятие текста и его дальнейшее интеллектуальное осмысление должны составлять строгое единство. В преподавании литературы многообразные частные задачи должны объединяться в единый, нерасторжимый комплекс: обогащение учеников знаниями литературы и жизни; формирование художественного вкуса и навыков литературного анализа; развитие творческого воображения; усвоение навыков устной и письменной речи. Каждый компонент произведения должен осмысливаться в рамках целого, анализ должен органически сочетаться с синтезом.

Педагогический процесс должен быть основан на самостоятельном, творческом усвоении учащимися художественных произведений. В рамках этой традиции разработали свою систему авторы программы.

В основе "Содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. А целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Теория художественной деятельности, разработанная и принятая современной эстетикой, рассматривает художественную деятельность как взаимосвязанное единство трех составляющих: писатель-произведение-читатель. Причем творчество - необходимый критерий всех трех составляющих художественной деятельности, который, в сущности, предопределяет эстетический характер всего процесса. Творчество рассматривается в двух его функция: эвристической и эстетической, т.е. в широком значении этого определения.

Процесс художественного постижения произведения читателем проходит три фазы: предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную. На каждой из этих фаз доминирует определенная функция творчества. На основании этих положений разработана и построена система творческих заданий. Она позволяет включить в процесс художественного познания личность ученика и ориентирована на развитие творческого потенциала учащегося, а также на формирование литературно-художественных умений. Творческие задания классифицируются с точки зрения доминирующей в них функции творчества, и в зависимости от этого связывается определенный вид этих заданий с соответствующей фазой художественного восприятия. Прежде всего авторы используют фактор доступности и привлекательности. Произведения для изучения отобраны с точки зрения их эстетической значимости, места в творчестве автора и в литературном процессе. Авторы ведут читателя за собой, постепенно усложняя материал, вводя читателя в мир искусства, знакомя с шедеврами мировой литературы. В то же время отобраны такие произведения, особенно в младших классах, которые действительно интересны детям.   Особое воздействие искусства связано с тем, что, даже развлекая человека и доставляя ему наслаждение, оно активизирует его высшие способности и силы, а значит - пробуждает его к творчеству. II.II. Берков пишет, что «... в процессе самого обыкновенного чтения содержаться все основные свойства творчества: отбор материала, анализ и синтез отобранного, осмысливание, эстетическое переживание. Надо только дать возможность, а для школьника - это значит научиться осознанно сливать свои творческие возможности и творческие потенции, заложенные в художественном произведении. Но для того чтобы ребенок смог отобрать нужный материал, анализировать, обобщать, осмысливать и делать выводы, его надо учить. Л.С.Выготский считал возможным обучение художественному восприятию, в основе которого заложены моменты творчества: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

Но, как сказал И.В.Гете: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». А это значит, что для того, чтобы восприятие и постижение состоялось, необходимо, по меньшей мере, чтобы читатель понял язык художника, то есть они должны обладать в какой-то степени сходными умениями. Чтобы ученик оценивал произведение не на уровне «нравится - не нравится», а с точки зрения грамотного читателя, нужно сформировать у него основные эстетические и теоретико-литературные понятия.

Средством достижения этого является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место отводится теории литературы.

Программа и учебники 5-9 классов представляют собой единую систему. Программа и учебник каждого класса - часть этой системы, или подсистема. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие. Названия курсов определяют тематику произведений и раскрывают закономерности происхождения литературы. Например, 5 класс - «Фольклор и литература», 6 класс -- «Миф - фольклор литература», 7 класс - «Образ - герой - характер», 8 класс - «Традиции и новаторство», 9 класс - «Автор - образ - читатель».

Работа ведется от простого к сложному. Мы как будто поднимаемся со ступеньки на ступеньку. Авторы учитывают возрастные особенности детей. В пятом классе мы попадаем в игру, в сказку. Вместе с книжонком Прошей и профессором Иваном Калиновичем мы путешествуем по стране Литературии. В шестом классе с шестиклассниками Машей, Сережей и Путником путешествуем во времени и пространстве, чтобы стать Хранителями. А в седьмом знакомимся с Автором-истолкователем, и он помогает нам.

Уже в пятом классе мы знакомимся с очень многими теоретическими понятиями. Это знакомство происходит одновременно с изучением произведений. Произведение становится для читателя не отдельным рассказом, сказкой, повестью, а частью огромной системы. В самом начале 5 класса дети получают творческое задание, рассчитанное на выполнение в течение всего года: к концу года составить карту страны Литературии, страны необыкновенной, «которая не имеет конца и края, которая есть и одновременно нет, в которой можно очутиться в любом месте и в любом времени». При выполнении этого задания дети приводят в систему свои знания, развивают  воображение, пробуют свои силы и как художники.

Позже, в 8 классе, выполняется похожее задание Ученики рисуют вековое древо литературы, корнями которого являются мифы и фольклор, ствол разделяется на три части (три рода), каждая ветвь на более тонкие ветки и веточки (жанры), а на них листочки (произведения). На одних листочков много, на других мало - жанры развиваются по-разному. Некоторые веточки засохли (это исчезнувшие жанры). А животворящим началом, теми соками, которые питают дерево, является традиция.

Но эти понятия не просто ярлыки, которые мы наклеиваем на произведения. Они помогают восприятию. Мы определяем род произведения


и знаем, что если это лирика, то в нем изображены чувства, мысли, переживания; если это эпос, то в центре внимания события, происходящие с героями, и их поступки. А если это драматическое произведение, то особое внимание надо обращать на речь героев, так как представление о характерах героев и причинах их поступков у нас складывается на основе речи героев и авторских ремарок.

При знакомстве с родами литературы мы выполняем необычное задание: я прошу нарисовать, как дети представляют их, какого цвета, а словами объяснить свои представления. Получаются очень необычные работы. Например, три кита, на которых держится литература. Эпос чаще

всего оказывается ярким, например красным. А лирика ассоциируется с чем-

 то голубым или розовым.

 Уже в пятом классе мы знакомимся с понятиями «сюжет» и «композиция» и используем их в работе. Они помогают ориентироваться в содержании, устанавливать последовательность, замечать отступления, особенности построения. Дети хорошо справляются с пересказом сюжета. При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» мы отмечаем, где нарушена последовательность событий, восстанавливаем ее и объясняем причины таких действий автора. При знакомстве с поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри» тоже восстанавливаем нарушенную хронологию и думаем над вопросом: «Почему вся история жизни Мцыри уместилась в одной главе, а трем дням посвящены остальные 23 главы? Почему Лермонтов так построил поэму?» Еще более сложным вопросом задаемся при изучении романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»: какую роль композиция романа играет в раскрытии характера героя.

В 5 классе начинается знакомство с понятиями «писатель», «автор», «рассказчик». Узнаем, что автор - это тот, чей голос мы слышим в произведении. И учимся слышать этот голос. При чтении сказок П.Ершова «Конек-Горбунок», Г.Андерсена «Соловей» находим те места, где слышится голос автора, пытаемся понять чувства, интонации. Такая работа требует


очень внимательного отношения к тексту, умения следить за событиями сюжета, в дальнейшем она углубляется, усложняется. В 7 классе при изучении повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» мы находим множество авторских отступлений. Выясняем, что в них автор выражает свои чувства, отношение к героям, обращается к истории, общественной жизни. Размышляем над сложным вопросом: «А что изменилось бы, если бы исчезли эти отступления и мы не слышали голоса автора?»

Тогда же знакомимся с понятием «рассказчик», выясняем, кто это такой, зачем он нужен автору, что меняется в произведении с присутствием рассказчика. Еще до чтения рассказа Н.Гоголя «Заколдованное место» узнаем, кто рассказывает эту историю, представляем, где это происходит, какой он, какова его роль. Рассказчики нам встретятся не однажды в произведениях разных писателей. В 7 классе в повести А.С.Пушкина мы встретимся уже с целой системой рассказчиков: сам А.С.Пушкин, помещик Белкин, Сильвио, граф, полковник, и сумеем в ней разобраться. Позже это помогает восприятию такой своеобразной формы произведения как «сказ». Мы учимся проникать в художественный мир писателя, постигать его замыслы.

Таким образом учащиеся накапливают теоретические сведения. Запас их увеличивается постепенно. Уже в 5 классе дети усваивают примерно 60 теоретических понятий. Мы знакомимся с родами литературы и некоторыми жанрами, знаем, что такое эпитет, сравнение, олицетворение и т.д. По это не становится перегрузкой. Учебник построен так, что позволяет в форме игры, сказки усваивать серьезные понятия. Накопление их идет постоянно. Вместе с ростом учащихся и увеличением знаний изменяется и форма изложения материала. Все это позволяет анализировать произведения на довольно высоком уровне. В шестом классе дети знакомятся с понятием «лирический герой» и начинают создавать этот «внутренний автопортрет автора». В 7 классе для этого используют известные им способы и средства создания характера. Учатся различать лирических героев разных авторов. Читатели становятся соавторами. «Художественное произведение практически существует в бесчисленных актах восприятия, полностью друг с другом никогда не совпадающих». Читатель с помощью различных приемов и средств проникает в мир писателя, постигает его и в своем сознании, в своем воображении воссоздает его, пропуская через свое, личностное восприятие. И на этом пути происходят открытия, большие и маленькие. Так, изучая стихи С.Есенина, дети приходят к выводу, что С.Есенин относится к природе с любовью, она у него живая, потому что чаще всего он использует олицетворение. В классе ведется совместная исследовательская, творческая работа, устанавливается атмосфера сотрудничества. Иногда открытие одного становится открытием всех, в том числе и учителя, и урок поворачивается совсем в другое русло. Так было, например, на уроке по сказке П.Ершова «Конек-Горбунок». Девочка заметила, что Конек и Иван похожи. Мы стали выяснять чем, почему и т.д. И пришли к выводу, что один из «уроков» сказки состоит в том, что нельзя ни о ком и ни о чем судить по «внешности».

Программа, по которой мы работаем, рассматривает литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество знания и умения. Именно как единство. Связи между компонентами, как мне кажется, действуют так. Чтобы понять творчество писателя, нужны знания и умения. Знания и умения позволяют попробовать себя в творчестве. Творческие пробы помогают изнутри увидеть и по-иному, более глубоко, понять творчество писателя. В программе и учебнике поэтому нет привычных нам уроков развития речи. Вместо этого есть система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера». Эти работы стоят обычно после каждой темы. Они могут быть и устными, и письменными. Начинаем мы свое творчество с заданий очень легких, имеющих репродуктивный характер. При изучении темы «Детский фольклор» дети знакомят друг друга со своими любимыми загадками, играми, считалками. Эти задания не вызывают затруднений, хотя требуют определенных усилий, чтобы изложить правила игры в форме понятной тем, кто ее не знает. К тому же показывает, что устное народное творчество живет и сейчас. Дети приносят на урок и давно известные считалки и игры, и новые, в которых отражаются реалии сегодняшнего дня, например диснеевские мультфильмы и даже «Caнта-Барбapa». Известная не одному поколению считалка «На золотом крыльце сидели ...» звучит сегодня и в двух других вариантах:

«На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джери,

Скрудж Магдак и три утенка

Выходи. Ты будешь Понка».

«На золотом крыльце сидели

Круз и Идеи, Том и Келли,

(в-т «Санту-Барбару» смотрели)

Если Джина не придет,

То Сиси с ума сойдет.»

Следующее творческое задание связано с сочинением загадки. Мы оказываемся в «Городе загадок», узнаем знакомые загадки, проводим конкурс загадок. С помощью учебника делаем вывод, что же такое загадка и по каким законам она строится. Дети получают задание сочинить свою загадку. Но это произойдет после того, как на уроке будет проведена подготовительная работа. Опыт показывает, что как бы успешно не прошли уроки по изучению темы, домашняя творческая работа выполняется гораздо успешнее, если на уроке дети получают некий алгоритм, представляющий порядок или образец действий. Так перед самостоятельным сочинением загадки мы коллективно сочиняем загадку в классе.

Фрагмент .урока.

Ребята, дома вы должны будете сочинить загадку. Я думаю, что у вас это получится, но чтобы вы в этом были уверены, мы на уроке вспомним все, что знаем о загадке и сочиним ее здесь.

- Что такое загадка? (Жанр устного народного творчества, в котором описывается, но не называется предмет и его надо угадать)

- Какие два закона загадки вы знаете?( 1 - в загадке указываются признаки предмета, 2 - чаще всего используется сравнение)

/ Попутно ведется запись в тетради, которая представляет собой порядок действий при сочинении загадки:

  1. Загадываем предмет.
  2. Описываем признаки.
  3. Находим сравнение.

А теперь, пользуясь записями, попробуем сочинить загадку.

- Что первое мы должны сделать? (Выбрать предмет. Выбираем - лампочка)

- Что делаем во вторых? (Называем признаки: висит, светит, горит, находится в комнате, на потолке)

-  Что еще нам надо  сделать? (Найти сравнение. Сравниваем с грушей)

/Эти записи появляются в тетради под соответствующими цифрами/

-  Какие бывают загадки? (Рифмованные и нерифмованные)

-  А теперь на основе записей попробуйте составить и записать загадку.

(В комнате на потолке висит груша и светит (или горит)

Получилась у нас загадка? (Да)

- Давайте попробуем сделать ее стихотворной. /с помощью учителя получается: «В комнате под потолком

Висит груша с огоньком»

- А теперь дома попытайтесь сделать то же самое и сочинить свою загадку.

На уроке дети учатся коллективной работе, испытывают радость творчества, домой уходят уверенные, что выполнят задание. А на следующем уроке с удовольствием загадывают в классе свои загадки (см. Приложение). А другие их отгадывают. И еще выступают в роли критиков (я учу сначала отметить хорошее, а потом сделать замечание, если есть) Замечают, если, например, неудачно названы признаки, то есть по ним трудно угадать предмет, они могут относиться к любому предмету.

После изучения жанра сказки дети попробуют сочинить волшебную сказку. И этому тоже предшествует большая работа. Мы знакомимся с особенностями сказок на уровне жанра, композиции и сюжета. В учебнике есть интересное задание, в котором перечислены особенности сказок, а дети должны распределить, что относится к сюжету, композиции и жанру. Мы добавляем уже известные нам особенности. И когда начинаем работать, обращаемся к записям. Мы выясняем, что сочиняем волшебную сказку, следовательно, в ней должно быть волшебство и в конце добро обязательно побеждает зло. Далее мы обращаемся к композиции и вспоминаем, что сказка должна начинаться с зачина, а заканчиваться концовкой. Выясняем, кто может быть героем сказки и какими качествами он должен обладать. Вспоминаем элементы сюжета: странствия героя, приключения, встреча с дарителем, появление волшебных предметов и существ. Вспоминаем, что в композиции сказки обычно присутствует троекратное повторение, и обсуждаем, какие элементы сюжета могут повторяться три раза, а какие нет. После этого дети сочиняют сказку. Надо отметить, что дети стараются не только сочинить сказку, но и оформить ее в виде книжечки, украсить иллюстрациями, сделать все красиво и аккуратно.

Слушая сказки одноклассников, дети отмечают наиболее интересные и хорошо замечают отклонения от сюжета, нарушения и сбои.

Перед сочинением мифа мы тоже проводим работу по установлению порядка и последовательности действий. Дети пробуют свои силы в сочинении юмористического рассказа, рассказа об изобретении, сюжета повести. Сначала все вместе в классе, а потом дома сочиняем стихи. Сочиняем миф, басню, балладу. Дети относятся к этим заданиям с интересом, воспринимают спокойно. И когда мы впервые знакомимся с жанром романа, совершенно серьезно спрашивают, будем ли мы сочинять роман. Это творчество имеет очень большое значение. Дети более серьезно относятся к теоретическим знаниям (тем более что изучение теории происходим естественно и органично), потому что они используются при выполнении творческих работ. А это в свою очередь помогает по-иному посмотреть на художественное произведение. Увидеть в нем динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданы писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то ecть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Таким образом частные умения, ориентированные на постижение отдельных компонентов произведения ,складываются в систему, в сложное умение – умение анализировать художественное        произведение. Следовательно, художественное восприятие поднимается на более высокий уровень.

Есть еще одна сторона. Творческие работы помогают детям оценить труд и талант писателя. Они сами сочиняют загадки, сказки, стихи, но никогда не приходят к выводу, как можно было бы опасаться, что это легко. Они понимают, что их стихи нельзя сравнить с теми прекрасными образцами, что мы читаем в учебнике. Чем дальше мы движемся, тем глубже они это понимают, понимают, что кроме знаний нужен огромный труд и, в первую очередь, талант, и проникаются уважением к этому необыкновенному труду.

Формы работы меняются. Например, в 6 классе мы изучаем тему «Баллада». Это одна из самых интересных тем. Дети знакомятся со многими балладами разные авторов, на разные темы, написанными в разное время, в разных странах. Я всегда в первый раз читаю баллады сама, чтобы дети получили эстетическое удовольствие от выразительного» чтения. Первое впечатление самое сильное, и именно оно определяет восприятие произведения. Уже в начале изучения темы я сообщаю, что в конце будет урок-конкурс на лучшее исполнение баллады. В процессе работы дети учатся выразительному чтению и выбирают самую интересную для себя, учат ее наизусть и готовят выразительное чтение для конкурса.

В процессе работы над каждой балладой дети знакомятся с теоретическими сведениями: где и когда появились баллады, их источники, темы, особенности формы и содержания, приемы, например, «повтор с нарастанием», «незаконченная композиция». Эти сведения содержатся в учебнике, но они разбросаны и связаны с изучением конкретных произведений. Дети получают творческое литературоведческое задание: составить статью для словаря-справочника «Все обо всем» «Что такое баллада?», используя материал учебника. Эта работа развивает умение отбирать и систематизировать материал, развивает связную речь. А потом, опираясь на свою же теоретическую работу, учащиеся пробуют сочинить балладу. Она может быть на любую тему, любого вида, с рифмой или без. Получается очень интересные и необычные работы.

Опыт показывает, что гораздо лучшие результаты получаются, если дети не просто сдают свои работы, а читают их в классе. Во-первых, это позволяет ребенку сравнить свою работу с работами других, оценить, чему-то поучиться. Во-вторых, дети гораздо ответственнее и требовательнее относятся к своим работам, зная, что их предстоит вынести на суд критики. Еще одно творческое задание, связанное с балладой, очень необычно. Оно называется «Искусство художественного перевода». Дети получают отрывок из баллады на немецком или английском языке, в зависимости от того, какой язык изучается в классе. Они делают перевод-подстрочник, а потом литературную обработку, чтобы получился стихотворный текст. У всех получаются разные варианты, совсем не похожие на известный детям вариант (они его, кстати, очень редко узнают). Так дети на практике узнают, почему существуют разные переводы одного и того же произведения. Потом мы читаем статью учебника и узнаем, от чего зависит «художественный» перевод. Эта работа позволяет использовать межпредметные связи, развивает интеллект, воображение.

Но наша система творческих работ не ограничивается только сочинением произведений того или иного жанра. После изучения романа А.С.Пушкина «Дубровский» я предлагаю детям написать сюжет продолжения романа. Это задание несколько иного плана. Герой уже есть, со своей судьбой, своим характером. И придумывая продолжение, «автор» должен глубоко проникнуть в художественный мир произведения, понять мысли, чувства героя, мотивы его поступков, чтобы не нарушить логику развития характера. Дети придумывают самые разные варианты развития событий, пытаются использовать детали из романа. За три года только один ученик использовал вариант, при котором Владимир убивает Верейского и потом женится на Маше. Это вызвало резкую и доказательную критику: логика характера говорит, что такое невозможно. Все это свидетельствует о глубине постижения произведения.

Некоторые творческие задания предполагают поисковую, исследовательскую, сравнительную работу. Так, при изучении «Повести о Петре и Февронии» предлагается найти эпизоды, которые можно истолковать двояко, и истолковать их. Работа выполняется по образцу.

Потом при изучении «Легенды о Тристане и Изольде», дети самостоятельно находят эпизоды и дают им двойное истолкование. Они учатся интерпретации. Кроме того, при чтении этой легенды мы учимся устанавливать связи: находим знакомые мотивы, которые встречались в изученных ранее произведениях. Дети находят до пяти знакомых мотивов: сенешаль, который воспользовался плодами победы (водовоз из сказки «Два Ивана солдатских сына»); черные и белые паруса - знак победы и поражения (миф о Тезее); кусты роз, выростающие на могилах и сплетающие вершины (баллада «Прекрасная Маргарет и милый Вильям»). Результаты этой работы показывают, что дети владеют определенным запасом знаний, умеют видеть элементы сюжета, устанавливать связи, систематизировать материал. Кроме того, эта работа позволяет детям увидеть, что литературы разных стран развиваются сходными путями, между ними существуют связи.

Вместе с писателями и учебником ученик проходит по ступенькам лестницы, поднимаясь к вершине, - стать Читателем. Для этого мы проникаем в глубины авторского замысла и авторского мастерства. Такой процесс происходит, очевидно, в спиралевидной последовательности: каждый новый виток спирали - качественно новый уровень восприятия последующего литературного произведения. А переход к новому уровню может быть обеспечен лишь на основе развития литературно-художественных умений читателя, которые только и позволяют понять систему законов  искусства.

В 7 классе мы работаем над темой «Образ - герой - характер». Знакомимся с тем, что это такое. С помощью каких способов автор создает характер героя. Мы узнаем, изучая различные произведения, около двадцати способов и приемов создания характера. Пользуемся этими знаниями при анализе произведения и характеристике героя. Определяем, с помощью каких способов автор создает тот или иной характер. Для этого может служить поступок, характеристика других героев, прямая авторская характеристика, контраст, речь, портрет, пейзаж и т.д. Мы устанавливаем связь между родом литературы и способами создания характера: в эпосе используют одни способы создания характера, в лирике или драме другие. Знакомимся с понятиями «сильный характер», «национальный характер», «романтический герой». Накопленные знания позволяют ученикам анализировать самостоятельно прочитанные произведения. Так при изучении темы «сильный характер» мы опираемся не только на повесть Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», но и на прочитанные летом книги «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Всадник без головы» М.Рида, на произведения современного кинематографа. А понятие «романтический герой» рассматриваем не только на примере поэм А.С.Пушкина «Братья-разбойники» и М.Ю.Лермонтова «Мцыри», но и на примере самостоятельно прочитанных поэм А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и М.Ю.Лермонтова «Демон». Накопленные знания дети используют и на уроках русского языка, когда при изучении темы «Отзыв о книге» «Рецензия» анализируют самостоятельно прочитанные произведения.

В 8 классе темой нашей работы становится «Традиции и новаторство». Дети знакомятся с особенностями развития литературы, понятием «традиция», ее местом в литературе, традиции в форме и содержании, с ролью новаторства в развитии литературы. Затем применяем эти знания на практике. Мы сравниваем сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и народную сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», которая легла в основу сказки А.Пушкина, отмечаем, насколько и в чем Пушкин сохранил верность традиции, а в чем проявил новаторство, ведь получилось самостоятельное, оригинальное произведение.

Продолжая рассматривать жизнь традиции, знакомимся с современным произведением Ю.Кузнецова «Атомная сказка». Стихотворение небольшое, но очень интересное с точки зрения сочетания традиции и новаторства. На вопрос о впечатлении дети обычно отвечают, что очень необычным показалось произведение, поворот сюжета, совершенно неожиданным конец. С этого и начинаем.

Фрагмент урока.

- Узнали ли вы «старую сказку», о которой идет речь?

- Почему автор так кратко «обрисовывает» сюжет? (Надеется, что его знают все)

- В чем проявляется традиция? (Автор использует известный сказочный сюжет)

- Но произведение получилось необычным, значит, автор проявил новаторство. В чем? ( Автор изменил характер героя, а значит, с определенного момента изменяется сюжет)

 - Где начинаются изменения?

 - Вспомните, что происходило в народной сказке.

- А что произошло в «Сказке» Ю.Кузнецова?

- Почему герой так поступил? Ради чего?

- Как вы к этому относитесь?

- Как относится к этому автор? (Он осуждает героя)

- Как вы это определили? (Герой назван дураком)

 -Это отличается от сказочного «дурачка»? Почему автор так относится к герою, почему считает дураком? /Если дети затрудняются, задаем дополнительные вопросы./

 - Что получает в итоге Иван-царевич, найдя лягушку? (Счастье, любовь)

- А дурак в стихотворении, сделав свой выбор? Что изменилось в герое?(Отношение к миру, к жизни)

В каких отношениях находился сказочный герой с природой?   (Понимание, близость к природе, вера в чудо, вера в то, что лягушка превратится в царевну)

 А теперь? (Герой и природа разобщены, человек видит в ней объект изучения, покорения и все)

- Что же он получил взамен счастья, любви, от которых отказался?

- А стоило оно того? 9Нет, не стоило, потому автор так резок – «Счастливое лицо дурака»)

- Каков смысл названия? Почему сказка названа атомной»? (Двадцатый век назвали «атомным» назвали атомным веком». Открыт атом, осваивается космос, век научных открытий, но принесло ли это счастье людям?)

- Обратите внимание, как автор говорит о лягушке. «Белое царское тело», «в каждой жилке звучали века») Это создание природы, совершенное, приспособленное к жизни эволюцией в миллионы лет, она такой же «царь» природы, как и человек. Но чем она является для героя? (Объект опыта, изучения, для человека только он «царь» природы)

Автор осуждает потребительское отношение к природе, которое сложилось в «атомном» веке. Это сделало жизнь человека менее счастливой. И не понимать этого и быть все время счастливым может только дурак.

Дети ведут диалог с учебником. Задают вопросы и отвечают на них, соглашаются или не соглашаются с автором, делают выводы. Эта работа вызывает интерес, оживленное обсуждение, напряженные поиски ответа на вопросы; так бывает, когда интерес вызывает само произведение.

После изучения «Атомной сказки» мы проводим «Творческий практикум» на тему «Старая сказка на новый лад». Дети используют известный сказочный сюжет или героя, но развивают сюжет или характер по-своему. Помещают сказочного героя в современные условия или современного героя в сказку. Результаты получаются очень интересные. В детских сказках Кашей и Баба-Яга оказываются в нашем мире. Кащей крадет иголки в магазинах, стараясь избежать смерти. Баба-Яга в восторге от удобств современной «избушки» решает остаться в нашем времени. В этих произведениях отражаются и приметы времени. Из сказки «Снегурочка» получается почти «триллер»: в отместку за то, что Снегурочка отказывается прийти на свидание, герой подкарауливает ее и растапливает с помощью газовой горелки. Очень интересной мне кажется сказка о Коньке-Горбуньке (см.приложение).

Целью системы творческих заданий является выработка умений и навыков личностного эстетического постижения литературных произведений как явлений искусства, а также развитие творческого потенциала личности, поэтому основу составляют задания, связанные с литературоведческими знаниями, соответствующими возрастным возможностям школьников и рассчитанными на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся.

На этой основе система творческих заданий используется не только при изучении отдельных произведений, но и цикла произведений, сходных по жанровым, стилистическим или тематическим признакам.

Мы знакомимся с традициями древнерусской литературы, литературы 18 века, 19 века. Знакомимся с тем, какие традиции переходят из века в век, связывают древнерусскую литературу и литературу 18 века, западноевропейскую литературу и русскую. Именно традиция является тем животворным соком, который питает литературу, скрепляет звенья цепи, делает интересным и понятным нам произведения, написанные очень давно, а новаторство позволяет литературному древу расти и развиваться. Свои наблюдения и выводы дети оформляют в виде сочинений-рассуждений, сочинений-эссе. После знакомства с творчеством Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина дети пишут «Похвальное слово литературе 18 века». В нем они говорят о значении этого периода, о том, что это век ученичества, связавший древнерусскую литературу и литературу 19 века, соединивший традиции русской, западноевропейской литературы и создавший свои; век, ставший фундаментом для «золотого века» русской литературы. Они говорят о вкладе каждого из изученных писателей в развитие литературы. Самые сильные учащиеся пробуют создать стилизацию под торжественную речь, опираясь на текст речи Н.Мерзлякова в «Прологе» учебника (см.приложение).

После изучения темы «Романтизм» и знакомства с произведениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева дети рассуждают в сочинении на тему «Романтический герой русской литературы», каков же этот герой, его черты, в каких произведениях и как он раскрывается, с помощью каких средств создается ею характер.

Знакомясь с рассказом Н.Лескова «Человек на часах», мы добавляем к своим знаниям понятие о еще одном виде  конфликта - «внутреннем конфликте». И пишем сочинение на тему «Борьба чувства и долга в произведениях русской литературы». Для этого ученикам нужно вспомнить многие изученные ранее произведения, рассмотреть их под новым углом зрения и отобрать подходящие. Дети обращаются, кроме рассказа «Человек на часах», к повести Н.Гоголя «Тарас Бульба», к роману А.С.Пушкина «Дубровский». Прослеживают, с кем из героев связан «внутренний конфликт», в чем он заключается, как автор его разрешает.

Чтобы справится с такими работами, надо обладать довольно высоким уровнем теоретических знаний, умением отбирать и анализировать факты, систематизировать и обобщать, а это показатели интеллектуального развития. Наиболее удачные из работ как раз и показывают высокий уровень знаний и умений.

Большое внимание я уделяю развитию воображения. Для этого использую различные приемы работы, в том числе словесное рисование. Нужно развивать и более высокий уровень воображения: творческое, или воссоздающее. Это воображение, при котором читатель видит не только го, что в тексте, но и то, что за текстом. Для развития этих способностей я использую задания различного типа. Например, при изучении романа «Дубровский» сравнить, как выглядят Покровское и Кистиневка. А для этого надо по деталям, разбросанным в тексте, воссоздать их облик. Читая «Житие Сергия Радонежского», останавливаемся на одной фразе: «После этого ушел в пустыню и срубил там хижину и пребывал в ней, подвизаясь и молясь Богу непрестанно». И представляем, что стоит за ней. Представляем, что увидел бы за ней режиссер современных фильмов. И решаем, что на основе этой фразы он бы снял несколько серий фильма. Проводим аналогию с романом Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Вспоминаем, как подробно там описано каждое дело, например строительство дома,частокола. Таким образом одновременно с развитием воображения делаем выводы об особенности изображения действительности в древнерусской литературе.

В системе творческих заданий есть задания и другого типа. Дети пробуют себя в роли сценаристов. В 7 классе пишут киносценарий эпизода из «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина. А в 8 классе создают идею роматического фильма. Есть задания, связанные с инсценировкой. Этот вид творчества используем при изучении комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (инсценируем эпизод). А в 7 классе инсценируем самостоятельно прочитанный рассказ А.П.Чехова. Но рассказ надо еще превратить в сценарий. Дети становятся одновременно сценаристами, режиссерами актерами. Такие задания развивают другие умения: актерские, навыки владения голосом, выразительного чтения, умения двигаться, организовать сцену. Эти задания тоже вызывают большой интерес, и уроки превращаются в театральные представления. Некоторые дети раскрываются очень неожиданно. Потом мы обсуждаем эти инсценировки отмечаем интересные работы и промахи в инсценировке, игре актеров.

Многие задания предполагают дифференцированный подход и выполняются с учетом уровня индивидуального развития. Так например, после изучения темы «Романтизм» в выполнении задания возможны варианты: одни пишут сочинение «Романтический герой русской литературы», другие - «Мцыри - романтический герои». Ряд заданий в учебнике предполагает два варианта: один для всех, другой для тех, кто особенно любит литературу, то есть для самых сильных учащихся.

 Девятый класс начинается с повторения, обобщения материала, прежде чем перейти к новому. Мы впервые пробуем такую форму работы как семинар. Эта работа требует от учащихся литературоведческих знаний, навыков самостоятельной работы, отбора и систематизации материала, умения оформлять свои высказывания. В начале года у нас проходят два семинара: «Человек и литературе », «Литературные традиции».

Готовясь к первому семинару, учащиеся делятся на группы и готовят сообщения-доклады на одну из четырех тем: первая группа- «Мифологический герой», вторая - «Сказочный герой», третья - «Русский былинный герои», четвертая - «Герой литературы средневековья». Для выполнения этого задания ученики обращаются к учебникам прошлых классов, к справочной литературе, к записям в тетрадях. Во время семинара мы выслушиваем выступления учащихся каждой группы (один-два человека), задаем вопросы, дополняем, обсуждаем, делаем записи. На семинар отводим два часа. Эта работа трудная, но интересная. Дети пробуют свои силы в научном творчестве в качестве исследователей-литературоведов. Такой вид деятельности позволяет за короткое время обобщить знания но большой теме и, опираясь на них, двигаться дальше.

Изучая различные произведения, мы встречаемся с «бродячими сюжетами», с мотивами, темами, которые переходят из произведения в произведение в литературе разного времени, разных стран. Мы знакомимся с прекрасными произведениями. В девятом классе после встречи с произведениями В.Шекспира «Ромео и Джульетта», М.Сервантеса «Дон Кихот», Мольера «Тартюф» мы проводим творческий практикум на тему «Вечные образы в литературе». К нему дети заранее получают вопросы и задания. Ведется большая работа по подготовке. На уроке мы выясняем, что такое «вечный образ», какие мы знаем, почему они становятся вечными, что служит критерием. На этом уроке используют различные способности умения и навыки учащихся. Умение работать со справочной литературой, система литературоведческих знаний и знание произведений, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение выразитель читать, находить причинно-следственные связи, видеть художественные средства, с помощью которых создается образ. Дети выполняют различные задания. Они пишут доклад «Галерея образов эпохи Возрождения», готовят сообщение о вечных образах из произведений, изученных в предыдущих классах. Находят сведения об истории этих образов и их жизни в литературе. Определяют, с помощью каких средств были созданы эти образы. Размышляют над сложными вопросами: почему эпоха Возрождения дала больше всего вечных образов, как связаны время и способы создания характера, как образ живет в литературе, что такое «вечный образ», является ли тот или иной образ вечным (Тартюф, Митрофанушка)? Урок превращается и исследовательскую лабораторию. А итогом работы становится сочинение-эссе на тему «Но то, что было истинно великим, останется великим навсегда» (В.Шекспир) (см. приложение).

Круг чтения мы расширяем с помощью самостоятельного чтения. Дети ведут читательские дневники с пятого по девятый класс. В них записываются книги, прочитанные самостоятельно. Мы устанавливаем минимальное количество книг, обязательное для чтения в течение четверти. Дневники проверяю в конце каждой четверти. Они показывают, что дети читают. Кто-то только обязательное количество, кто-то больше, есть и любители чтения. Дневники позволяют вести контроль за внеклассным чтением, приучать к чтению, расширять кругозор, влиять на круг чтения. Время от времени мы проводим уроки-рекомендации, на которых дети и я рассказываем о самых интересных книгах, которые советуем прочитать. Список, который я даю на лето, всегда состоит из двух частей. В первой обязательные книги, которые изучаются по программе, их нужно прочитать все. Во второй просто интересные для данного возраста произведения, из которых надо прочитать на выбор два-три. Судя по отзывам детей, дневники прочитанных книг служат для них источником информации, которой они обмениваются, и помогают выбрать произведения для самостоятельного чтения. Кроме того, такая работа развивает речь, учит правильно и кратко выражать свои мысли. Многие дети очень интересно и красочно оформляют дневники, делают рисунки на тему произведения, хотя это не обязательно. Так что эта работа служит развитию и других художественных способностей, эстетического вкуса.

Все сказанное не исчерпывает видов творческих работ, которые мы используем. Подводя итоги, можно сказать, что данная система работы приносит  определенные  результаты. Дети получают хорошие результаты на контрольных работах, участвуют и побеждают в олимпиадах.

Но главный результат я вижу в том, как интеллектуально и творчески «растут» дети. Это видно и в ответах на уроках, и в круге чтения, и в творческих работах.

Надеюсь, что наша работа приведет к тому, что из них вырастут настоящие читатели, способные к полноценному восприятию литературных произведений, и для них литература станет необходимой спутницей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

как могут помочь проектные технологии в условиях перехода на ФГОС...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

Развитие творческих способностей как один из ведущих факторов социализации личности учащихся с нарушением интеллекта.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаб...

Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Статья обобщения опытом по формированию творческой активности учащихся средствами иностранного языка с целью овладения коммуникативной компетенцией. Решение вопроса обучения практическому владению ино...