"О жизнь, я все тебе прощаю ..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

«О жизнь! Я все тебе прощаю…»

(литературная композиция,

посвященная  творчеству

А.В. Жигулина )

 

Цели:

1.      познакомить учащихся с личностью поэта;

2.      познакомить  учащихся с произведениями   Анатолия Жигулина, посвященными лагерной тематике, другим темам;

3.       стимулировать развитие художественного мировоззрения, нравственного сознания учащихся

4.      воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости  и  любви к своему краю; 

 Оборудование:

выставка фотоматериалов из семейного архива А.В.Жигулина;

иллюстрации А.Кузнецова к стихотворениям  А.Жигулина ;

книжная выставка произведений А. Жигулина;

кинофрагмент  хроники  Великой Отечественной войны;

карта ГУЛАГа, слайды – кадры с изображением  лагеря Бутугычага  ;

 

эпиграф

… И кровью алою -

Калина красная.

И горькой памятью –

Калина чёрная…

             А.Жигулин

 Учащийся:    В Доме литераторов в Москве  висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне, всего - 70 имен. Если бы была установлена такая же доска с именами репрессированных поэтов и писателей (а она до сих пор не установлена), то, конечно, среди этих  имен было бы имя и Анатолия Владимировича Жигулина. Одного из редких русских людей и по творческому дару, и по обостренному чувству совести. Он прожил жизнь чисто и честно, по законам “любви и отваги ”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_kompozitsiya_po_tvorchestvu_a._zhigulina.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

«О жизнь! Я все тебе прощаю…»

(литературная композиция,

посвященная  творчеству

А.В. Жигулина )

Цели:

  1. познакомить учащихся с личностью поэта;
  2. познакомить  учащихся с произведениями   Анатолия Жигулина, посвященными лагерной тематике, другим темам;
  3.  стимулировать развитие художественного мировоззрения, нравственного сознания учащихся
  4. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости  и  любви к своему краю;  

 Оборудование:

выставка фотоматериалов из семейного архива А.В.Жигулина;

иллюстрации А.Кузнецова к стихотворениям  А.Жигулина ;

книжная выставка произведений А. Жигулина;

кинофрагмент  хроники  Великой Отечественной войны;

карта ГУЛАГа, слайды – кадры с изображением  лагеря Бутугычага  ;

эпиграф

… И кровью алою -

Калина красная.

И горькой памятью –

Калина чёрная…

             А.Жигулин

 Учащийся:    В Доме литераторов в Москве  висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне, всего - 70 имен. Если бы была установлена такая же доска с именами репрессированных поэтов и писателей (а она до сих пор не установлена), то, конечно, среди этих  имен было бы имя и Анатолия Владимировича Жигулина. Одного из редких русских людей и по творческому дару, и по обостренному чувству совести. Он прожил жизнь чисто и честно, по законам “любви и отваги ”.

Учащийся:  (слайды) :

Мать Жигулина, Раевская Евгения Митрофановна – из знаменитого дворянского рода Раевских… – правнучка первого декабриста Владимира Федосеевича Раевского…

Отец   – Жигулин Владимир Федорович – из богатой крестьянской семьи села Монастырщина близ границы Воронежской губернии. В гражданскую войну старшие братья отца воевали в армии А.И. Деникина. Отец как младший попал в Красную армию… И Раевских, и Жигулиных люто преследовали. Ни одна беда их не миновала. Родился  Анатолий Жигулин  (как он сам себя называл “потомок двух разгромленных сословий”) в г. Воронеже 1 января 1930 года. Раннее детство будущего поэта прошло в  селе Подгорное.

Учащийся: Школа. Война. Беспризорные скитания. (слайды с  кадрами  военной хроники ). Голод 1946 – 1947 гг. Еще в школе в 9  классе  Володя Жигулин  вступил в подпольную антисталинскую организацию КПМ, Коммунистическую партию молодежи. Наивные дети тех времен, молодые люди  искали идейную опору в борьбе со сталинским режимом в  марксизме, и у них не было  альтернативы. Живя в наглухо закрытой, с тираническим режимом  стране, они  просто не знали другой реальной философии. И они изо всех сил  сопротивлялись  ненавистной диктатуре.

Учащийся:  В 1949 году  В. Жигулин  поступил в Воронежский лесохозяйственный институт. 17 сентября того же года был арестован, просидел в тюрьме около года. И все это время жестокие избиения и пытки. В.Жигулина   и  его товарищей (всего 24 человека) судило Особое Совещание при МГБ СССР. Срок  -  10 лет… Осужден я был по статье – террор.  7 августа 1949 года он расстрелял из нагана портрет Сталина и ему   полагалась высшая мера наказания. А в это время на краткий период смертная казнь в СССР была отменена. Но, находясь в  тюрьме,  Жигулин  не знал об этом и ожидал расстрела.

Учащийся:

Начинаю поэму

Я у правды в долгу.

Я решить эту тему

По частям не смогу.

 Только в целом и полном

Это можно понять.

Только в целом — не больно

Эту правду принять.

 Как случилось такое,

Понять не могу:

Я иду под конвоем,

Увязая в снегу.

 Не в неволе немецкой.

Не по черной золе.

Я иду по советской,

По любимой земле.

Не эсэсовец лютый

Над моею бедой,

А знакомый как будто

Солдат молодой.

Весельчак с автоматом

В ушанке большой,

Он ругается матом

До чего ж хорошо!

 — Эй, фашистские гады!

Ваш рот-перерот!

Вас давно бы всех надо

Отправить в расход!..

И гуляет по спинам

Тяжелый приклад...

А ведь он мой ровесник,

Этот юный солдат.

Уж не с ним ли я вместе

Над задачей сопел?

Уж не с ним ли я песни

О Сталине пел?

Про счастливое детство,

Про родного отца...

Где ж то страшное место,

Где начало конца?

Как расстались однажды

Мы с ним навсегда?

Почему я под стражей

На глухие года?

Ой, не знаю, не знаю.

Сказать не могу.

Я угрюмо шагаю

В голубую тайгу...

Учащийся:  Обо всем этом более подробно рассказано в моей автобиографической повести “Черные камни”. И  о следствии, и о лагерях, и о тюрьмах. В начале моей лагерной “одиссеи” был Озерный лагерь (лесоповал, строительство железной дороги Тайшет – Братск). Близ этих мест Иркутской губернии находится и село Олонки, где отбывал ссылку мой знаменитый предок. Такое вот совпадение! И часто виделся мне в солнечном сиянии над иркутской тайгою кружащийся белый лебедь, словно с герба рода Раевских.

Учащийся:

Но не хочет всех лелеять

Век двадцатый, век другой.

И опять кружится лебедь

Над иркутскою тайгой.

И легко мне с болью резкой

Было жить в судьбе земной.

Я по матери — Раевский.

Этот лебедь — надо мной.

Даль холодная сияет

Облака — как серебро.

Кружит лебедь и роняет

Золотистое перо.

Учащийся: А потом, после Сибири, была Колыма,  особый береговой лагерь Бутугычаг (демонстрируются слайды). Однажды  охотники и  племена оленеводов, кочуя по реке Детрин, натолкнулись на громадное поле, усеянное человеческими черепами и костями, вскоре  олени в стаде начали болеть странной болезнью - у них выпадала вначале шерсть на ногах, а потом животные ложились и не могли встать. Это место охотники назвали долиной смерти- Бутугычагом, и с тех пор это место обходили стороной.

Учащийся:  Позже здесь, в годы советской власти, были открыты  урановые рудники, где люди в некоторых местах получали порою смертельную дозу радиации и умирали в тяжелых  мучениях…   Рудообогатительная фабрика была самым  вредным производством, и химический, и прессовый цехи, и сушилка (сушильные печи для обогащенной руды) были чрезвычайно опасны едкими вредоносными испарениями. Вокруг не было никакой растительности. Радиация убила все живое. Только мох рос на черных камнях.  У  печей, где на металлических подносах выпаривали воду из уранового концентрата после промывки, заключенные работали одну-две недели, после чего обычно умирали, а на смену им гнали новых. Мне посчастливилось остаться  в живых.

Учащийся: историческая  справка:  В Бутугычаге, Колымском лагере, умерло  380 тысяч человек... Здесь добывали уран для советской атомной бомбы. Здесь же велись строго засекреченные "медицинские эксперименты" на мозге заключенных, трупы которых потом выбрасывали в районе лагерного кладбища.

Учащийся: В этом лагере Анатолию Жигулину удалось выжить. Он вернулся домой совершенно больным физически, с подорванным здоровьем, тяжелейшими заболеваниями, чтобы успеть до смерти написать свою "Соловецкую чайку" - вечный реквием по всем погибшим заключенным, как их называли зэкам.

Учащийся:        

Соловецкая чайка

Всегда голодна.

Замирает над пеною

Жалобный крик.

И свинцовая

Горькая катит волна

На далекий туманный

Пустой материк.

А на белом песке -

Золотая лоза.

Золотая густая

Лоза-шелюга.

И соленые брызги

Бросает в глаза,

И холодной водой

Обдает берега.

И обветренным

Мокрым куском янтаря

Над безбрежием черных

Дымящихся вод,

Над холодными стенами

Монастыря

Золотистое солнце

В тумане встает...

Только зыбкие тени

Развеянных дум.

Только горькая стылая

Злая вода.

Ничего не решил

Протопоп Аввакум.

Все осталось, как было

И будет всегда.

Только серые камни

Лежат не дыша.

Только мохом покрылся

Кирпичный карниз.

Только белая чайка -

Больная душа -

Замирает, кружится

И падает вниз.

Учащийся: А. Жигулин вспоминал:  В последнее время мне особенно часто снится Бутугычаг, рудник, рудообогатительная фабрика, сушилка… Большие длинные печи, большие стальные противни. Много лет спустя я был с писательской делегацией на подобной фабрике для обогащения металлической руды. Кажется, вольфрамовой. Многое похоже. Но работают там в  специальных респираторах. И вообще – техника безопасности, охрана труда. А на Бутугычаге не было никакой охраны труда. Естественная логика того времени – зачем зэкам - смертникам охрана труда?… И хоронили умерших заключенных  здесь  же, на склонах сопок.

  Учащийся:   В 1961 году А. Жигулин написал стихотворение  «Кладбище в  Заполярье».

     Я видел разные погосты.

     Но здесь особая черта:

     На склоне сопки – только звезды,

     Ни одного креста

     А выше – холмики иные,

     Где даже звезд фанерных нет,

     Одни дощечки номерные

     И просто камни без примет.

     Лежали там под крепким сводом

     Из камня гулкого и льда

     Те, кто не дожил до свободы

     (Им не положена звезда).

     …А нас, живых, глухим распадком

     К далекой вышке буровой

     С утра, согласно разнарядке,

     Вел мимо кладбища конвой

     Напоминали нам с рассветом

     Дощечки черные вдали

     Что есть еще позор

     Посмертный,

     Помимо бед, что мы прошли…

     Мы били штольню сквозь мерзлоты.

     Нам волей был подземный мрак

     А поздно вечером с работы

     Опять конвой нас вел в барак…

     Спускалась ночь на снег погоста,

     На склон гранитного бугра.

     И тихо зажигала звезды

     Там,

     Где чернели

     Номера…

Учащийся: Лагерные лишения и мучения не сломили  дух писателя,  он  не озлобился на весь белый свет, он не проклял предателей, стукачей, коих в лагерях было великое множество.  С мудростью много испытавшего человека он  утверждал, что проходят личные обиды на людей. Позже, в повести «Черные камни», посвященной судьбе заключенных на Колыме, он изменил имена,  фамилии предателей и сделал  это из чувства милосердия,  но «не к ним, а к их детям, их близким».

Учащийся: Даже в невыносимых условиях многие из заключенных оставались настоящими людьми, сохранили человеческие чувства, способность радоваться жизни, наслаждаться природой. Показательно в этом плане стихотворение «Летели гуси за Усть – Омчуг»

Летели гуси за Усть-Омчуг,

На индигирские луга,

И все отчетливей и громче

Дышала сонная тайга.

И захотелось стать крылатым,

Лететь сквозь солнце и дожди,

И билось сердце под бушлатом,

Где черный номер на груди.

А гуси плыли синим миром,

Скрываясь в небе за горой,

И улыбались конвоиры,

Дымя зеленою махрой.

И словно ожил камень дикий,

И всем заметно стало вдруг,

Как с мерзлой кисточкой брусники

На камне замер бурундук…

Учащийся:  Синий мир -  символ добра, где нет жестокости, зла. К этому идеалу стремится душа человеческая. Такое просветление душ помогало всем: и жертвам, и конвою – преобразиться, хоть на время отвлечься от чудовищных будней.

Учащийся: Позже, в 1963 году, А. Жигулин напишет еще одно стихотворение - удивительно доброе, проникнутое   теплыми воспоминаниями  от встречи с представителями живой природы на колымской суровой земле.

Учащийся: « Бурундук»

Раз под осень в глухой долине,

Где шумит Колыма-река,

На склоненной к воде лесине

Мы поймали бурундука.

По откосу скрепер проехал

И валежник ковшом растряс,

И посыпались вниз орехи,

Те, что на зиму он запас.

А зверек заметался, бедный,

По коряжинам у реки.

Видно, думал:

"Убьют, наверно,

Эти грубые мужики".

- Чем зимой-то будешь кормиться?

Ишь ты,

Рыжий, какой шустряк!..-

Кто-то взял зверька в рукавицу

И под вечер принес в барак.

Тосковал он сперва немножко

По родимой тайге тужил.

Мы прозвали зверька Тимошкой,

Так в бараке у нас и жил.

А нарядчик, чудак-детина,

Хохотал, увидав зверька:

- Надо номер ему на спину.

Он ведь тоже у нас - зека!..

Каждый сытым давненько не был,

Но до самых теплых деньков

Мы кормили Тимошу хлебом

Из казенных своих пайков.

А весной, повздыхав о доле,

На делянке под птичий щелк

Отпустили зверька на волю.

В этом мы понимали толк.

Учащийся: И особенно радовались заключенные хрупким  северным  цветам,   потому что  они  пробуждали самые светлые  воспоминания той счастливой долагерной жизни, напоминали о родных, любимых, тех, кого они  так давно не видели.

Учащийся:  «Полярные цветы»

Сползла машина с перевала.

И в падях,

Что всегда пусты,

Нас будто всех околдовало —

Мы вдруг увидели

Цветы!

И разом ахнули ребята,

Нажал водитель на педаль:

Была светла и розовата

От тех цветов глухая даль.

И через каменные глыбы,

По чахлым ивовым кустам,

Не в силах потушить улыбок,

Мы побежали к тем цветам.

Студент-геолог, умный парень,

Заспорить с кем-то был готов,

Что, дескать, только в Заполярье

Известен этот вид цветов.

Но порешили, кто постарше,

На спор поставив сразу крест,

Что те цветы, конечно, наши —

Из тульских и рязанских мест.

Что просто здесь,

В сторонке дальней,

В просторах вечной мерзлоты,

Они немножечко печальней

И чуть суровей, те цветы.

И под нависшим серым небом

С колымским талым ветерком

Дохнуло вдруг соломой, хлебом,

Коровьим теплым молоком...

Цветы, цветы...

Они — как люди:

Им легче, если много их.

Где мы еще теперь побудем,

Каких путей хлебнем земных?..

Уж пятый час трясется кузов,

И склоны гор опять пусты,

А мы в ладонях заскорузлых

Все держим нежные цветы...

Учащийся: Но не только о любви к природе, умении  радоваться жизни вопреки трагическим обстоятельствам, ценить ее проявления писал А. Жигулин. Одной из главных в его творчестве была тема человека, его современника, на долю которого выпало много тяжких испытаний и который сумел остаться человеком, другом.

Учащийся: «Снег над соснами кружится, кружится».

Снег над соснами кружится, кружится,

Конвоиры кричат в лесу...

Но стихи мои не об ужасах.

Не рассчитаны на слезу.

И не призраки черных вышек

У моих воспаленных глаз.

Нашу быль все равно опишут,

И опишут не хуже нас.

Я на трудных дорогах века,

Где от стужи стыли сердца,

Разглядеть хочу человека -

Современника

И борца.

И не надо бояться памяти

Тех не очень далеких лет,

Где затерян по снежной замети

Нашей юности горький след.

Там, в тайге,

Вдали от селения,

Если боль от обид остра,

Рисовали мы профиль Ленина

На остывшей золе костра.

Там особою мерой мерили

Радость встреч и печаль разлук.

Там еще сильней мы поверили

В силу наших рабочих рук.

Согревая свой хлеб ладонями,

Забывая тоску в труде,

Там впервые мы твердо поняли,

Что друзей узнают

В беде.

Учащийся: Как это ни удивительно, но стихи о сталинских тюрьмах и лагерях Жигулин  печатал, начиная с хрущевской оттепели, почти в каждом своем сборнике – весь брежневский и дальнейший “догласный” период. Критики же не могли (не разрешала цензура) называть вещи своими именами и туманно, и даже несколько загадочно называли его поэтом “трудной темы”. После выхода сборника стихов “Прозрачные дни” (1970) Александр  Михайлов и другие критики нашли ему  место в так называемой  “тихой лирике”.  Со временем этот рабочий термин забылся и он стал просто поэтом.

Учащийся:  В большую литературу А. Жигулин вошел в середине 60-х годов, когда вслед за книгой “Память” московские издательства выпустили его книги “Избранная лирика” (1965) и “Полярные цветы” (1966). Писатель и критик Вадим Кожинов отметил: “Появление на всесоюзной литературной арене Анатолия Жигулина изменило нравственную атмосферу всей поэзии”.

Учащийся: Откликнулся из Рязани и Александр Солженицын. Вот отрывок из его первого письма Жигулину: “…Анатолий Владимирович! Я вообще отношусь к поэзии XX века настороженно – крикливая, куда-то лезет, хочет как-то изощриться особенно, обязательно поразить и удивить. Но я рад сказать, что все это совершенно не относится к Вам. Ваши стихи тронули меня, что бывает очень редко. Вы человек честный, душевный и думающий. И все это очень хорошо передают стихи. Без всякого насилия, круто и аппетитно замешивается у Вас и лагерный колымский быт, и разные виды работ, и стихи»

Учащийся:  Известность Жигулина стремительно росла от книги к книге, что, впрочем, не сделало его жизнь спокойной и безмятежной. Под постоянным гнетом болезней, в подцензурное время слежек и запретов, не  уезжая из страны, он создал уникальную поэзию, не подвластную натиску официоза. Именно он не дал теме ГУЛАГа исчезнуть из нашей литературы. Его “лагерные стихи останутся памятником сложной и трагической эпохе”, – писал А.Борщаговский.

Учащийся: Жигулин был ценим как лирический поэт, как поэт, продолжающий традиции русской лирики XIX века. Главное, он нашел свой стиль, выразил свой XX век в его самых страшных проявлениях (война, лагерь), нашел в этих традициях опору своему пронзительному лиризму и милосердию.

Учащийся: О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески –

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной – и утешенье,

И исцеление мое.

Учащийся:

А. Жигулин никогда не обижался на судьбу за то, что ему пришлось пережить. С благодарностью  и уважением  он  относился и  к  Колыме, принесшей ему столько страданий и испытаний.  Позже, в 1966 году, он посвятил Магадану одно из своих стихотворений:

Вспоминаются черные дни.

Вспоминаются белые ночи.

И дорога в те дали - короче,

Удивительно близки они.

Вспоминается мутный залив.

На воде нефтяные разводы.

И кричат,

И кричат пароходы,

Груз   печали на плечи взвалив.

Снова видится дым вдалеке.

Снова ветер упругий и жесткий.

И тяжелые желтые блестки

На моей загрубевшей руке.

Я вернулся домой без гроша...

Только в памяти билось и пело

И березы дрожащее тело,

И костра золотая душа.

Я и нынче тебя не забыл.

Это с той нависающей тропки,

Словно даль с голубеющей сопки,

Жизнь открылась

До самых глубин.

Магадан, Магадан, Магадан!

Давний символ беды и ненастья.

Может быть, не на горе -

На счастье

Ты однажды судьбою мне дан?..

Учащийся:

6 августа 2000 года завершился жизненный путь  поэта Анатолия Владимировича Жигулина. Тяжело восприняли  эту утрату те, кто его знал. Илья Дадашидзе, его друг, так  писал о Жигулине в те дни: «Жигулин никогда не был человеком состоятельным и особенно сильно бедствовал в последние годы. Он никогда не был суетным и многословным. Он всегда был честным и прямым, что, впрочем, подчеркивать излишне».

Юрий Буртин, критик, поэт: «Лирика  А. Жигулина на уровне лучших достижений той поэтической традиции, которая берет свое начало у Тютчева и Фета».

Учащийся:  Феликс Светов:  «Судьба Жигулина-поэта непросто характерна для судьбы русских поэтов в XX веке вообще, но это именно та самая судьба поэта, без которой поэт не существует в России. Он был подлинным и настоящим поэтом».

Учащийся: Евгений Евтушенко: Еще одним поэтом стало меньше, еще одним живым свидетелем войны против собственного народа, унесшей миллионы жизней. Ему повезло, потому что он все-таки выжил, выкарабкался в литературу сквозь штабеля остекленевших трупов, навечно примороженных друг к другу внутри той самой земли, по которой мы так забывчиво ходим. «Нет, не “Железного Феликса” надо поставить напротив Лубянки, а Толю Жигулина, в бронзе и граните. Если бы я был скульптором, то именно с него я бы слепил неизвестного лагерника».

Учащийся: Лев Анненский: Для того, кто знает, как калечила Анатолия Жигулина жизнь, его смерть не стала неожиданностью. Эта смерть потрясает на другом уровне сознания: завершена судьба поэта, масштаб которого  был ясен при жизни. Я многое говорил ему – и когда впервые вчитался в его стихи в 60-е годы, и когда работал вместе с ним в редакции журнала “Дружба народов” в 70-е, и когда на пороге 90-х был некоторое время хранителем рукописи его мемуаров. Я многое говорил ему. Кроме одного. Кроме того, что имя его никогда не исчезнет из истории русской поэзии и тем будет причастно вечности. Такие вещи человеку в лицо не говорят. Я говорю это теперь, над его гробом.

Учащийся:

 Жизнь! Нечаянная радость!

Счастье, выпавшее мне.

Здесь вечерняя прохладность,

Белый иней на стерне.

И война, и лютый голод,

И тайга – сибирский бор,

И колючий, жгучий холод

Ледяных гранитных гор.

Всяко было, трудно было

На земле твоих дорог.

Было так, что уходила

И сама ты из-под ног.

Как бы ни было тревожно,

Говорил себе: держись!

Ведь иначе – невозможно,

Потому что это – жизнь.

Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия…

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

Учащийся:

Давно с берёз слетели листья,

И на рябинах у крыльца

Повисли трепетные кисти,

Как обнажённые сердца.

И всюду видится нетвёрдость,

Непостоянство бытия…

И не горит, как мокрый хворост,

Душа притихшая моя.

И сердце бьётся неприметно,

Оно устало на весу

Дрожать от холода и ветра

В пустом неприбранном лесу.

О, жизнь! Я всё тебе прощаю,

И давний голод в недород,

И что увлёк меня, вращая,

Большой войны круговорот.

Прощаю бед твоих безмерность –

Они устроены людьми.

Прощаю, как закономерность,

Измены в дружбе и любви.

Для всех утрат, былых и близких,

Я оправданий не ищу.

Но даже горечь дней колымских

Тебе я всё-таки прощу.

И только с тем, что вечно стынуть

Придётся где-то без следа,

Что должен я тебя покинуть, –

Не примирюсь я никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Я люблю, тебя жизнь".

Сценарий  "Я люблю, тебя жизнь!"выступления агитбригады  учащихся коррекционной школыVIII вида на муниципальном конкурсе "Жить так здорово - здорово!"...

Слайды к сценарию "Я люблю, тебя жизнь!"

Слайды к сценарию "Я люблю, тебя жизнь!" по блокам: о жизни, о спорте, детские рисунки, о любви....

«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/

Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...

Я люблю тебя Жизнь

Формировать потребность в занятии спортом; Воспитывать негативное отношение учащихся к вредным привычкам....

Познавательное занятие "Все в этой жизни зависит от тебя!"

Занятие проводится в рамках программы социализации и самореализации подростков "Твой выбор"...

Классный час "Все в этой жизни зависит от тебя!"

Занятие проводилось в рамках программы "Здоровье - это жизнь, здоровье - это сила!"с детьми подросткового возраста. Цель занятия: формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью...

Сценарий выпускного внчера "Прощай школа. здравствуй жизнь"

Сценарий последнего звонка для 9 класса...