"Оставаться человеком при любых обстоятельствах" по рассказу Б.Житкова "Механик Салерно"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе посвящается анализу рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitkov_b.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

"Оставаться человеком при любых обстоятельствах"

Б.Житков и его рассказ "Механик Салерно"

Цели:

1.Продолжить знакомство с творчеством Б.Житкова, анализ рассказа "Механик Салерно"

2. Развивать устную речь учащихся, формировать вдумчивого читателя.

3.Воспитывать ответственность человека за свои поступки.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Урок посвящается анализу рассказа.

Ребята, в четвертом классе вы уже познакомились с творчеством Б.Житкова.

  • Какие его произведения вы прочитали?
  • Какие они по характеру?
  • Какие факты биографии вам известны?

А сейчас (ученик) расскажет о Борисе Житкове. А после его рассказа ответите на вопрос: "Что в биографии писателя вас удивило особенно?"

Дополнение учителя.

Б.Житков был штурманом дальнего плавания, корабельным мастером, водолазом, ходил на яхте, преподавал математику, знал несколько языков, путешествовал и объехал полсвета. Он был другом К.И.Чуковского еще по гимназии, и тот посоветовал Житкову стать писателем, а С.Я.Маршак напечатал его рассказы в детском журнале "Воробей"

Море и жизнь - одна из излюбленных тем Б.Житкова. Одна из сестер, В.С.Арнольд, вспоминает:"Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное - это правда. Он писало том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои - живые люди, не портреты, конечно, и рассказы его не протоколы, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким; он знал его и  злым, и мирным. Рассказы о море писал моряк Житков".

Посмотрите, пожалуйста, на портрет Житкова. Можно ли, посмотрев на этот портрет, сказать, что этот человек был моряк?

Сегодня мы будем анализировать рассказ "Механик Салерно",который вы прочитали дома. Тема сегодняшнего урока "Оставаться человеком при любых обстоятельствах".

Рассказ "Механик Салерно" впервые был опубликован под названием "Было давно" в журнале "Знание-сила" в 1932 году. Во всех последующих изданиях назван "Механик Салерно".

  • Когда вы увидели название рассказа, о чем вы подумали, что предположили?
  • Совпало ли ваше предположение с прочитанным?

Учитель

Известно, что писатель В.Шкловский отозвался о рассказе так:"Есть у Б.Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолевая соль. Описание в "Механике Салерно" посвящено не столько пожару - таких описаний в мировой литературе очень много, - сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха".

  • Согласны ли вы с подобным утверждением?
  • Расскажите, как ведут себя капитан, Гропани(штурман), Матео (механик), матросы (работа в группах)
  • Рассказывая о капитане, остановитесь на приказаниях
  • Поведение Гропани и Матео с пассажирами
  • Изображение адского труда матросов
  • Сцена бунта
  • Речь капитана
  • Какой поступок капитана особенно потрясает душу читателя?

Давайте обратимся к 8 главе. Для начала прочитаем по ролям.

  • Чем оно вызвано?
  • Можно ли понять и оправдать?
  • Найдите слова, которые передают отношение автора к героям (капитана и пассажира)
  • Кто по национальности герои рассказа?
  • Как вы думаете, почему, когда читаешь рассказ, не обращаешь внимания на национальную принадлежность его героев?

Давайте попробуем заглянуть внутрь рассказа, услышать, как разговаривают герои. Обратимся к 14 главе.

Послушаем 2 пары и определим, какой паре удалось лучше передать интонацию переживаний.

  • Почему капитан ударил его по лицу?
  • Как вел себя Салерно после признания?
  • Чем заканчивается рассказ?
  • Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно?
  • Подготовил ли нас автор к такому финалу?
  • Как вы думаете, что стало с Салерно?

Обратимся к языку рассказа?

  • Какую особенность вы заметили? (Короткие, сжатые фразы, небольшие отрезки текста - все это передает напряженность, динамизм происходящего)

Вернемся к заглавию рассказа

  • Почему же было изменено заглавие рассказа? Какую роль играет в нем механик Салерно?

Итог

Вспомнив все, что вы говорили ранее, сделайте, пожалуйста, вывод: какова идея рассказа? (Идея рассказа не только в том, что ради спасения людей надо идти на жертвы, что экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, не приемлемые для мирного времени, но и том, что человек в ответе за свои действия, он всегда должен помнить, что от его поступков может зависеть судьба, а иногда и жизнь других людей).

Вернемся к теме нашего урока "Оставаться человеком при любых обстоятельствах". Что это значит?

Домашнее задание

На выбор:

1.Сочинить рассказ о сложном выборе

2.Вспомнить случаи из жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Классный час "Оставаться человеком или Ленинградский День Победы"

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда). Сценарий включает в себя информационный блок и беседу об истоках героизма защитников Ле...