В гостях у тетушки Солохи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Подгорбунская Лариса Викторовна

Урок литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождлеством"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок  по литературе в 6 классе.

Тема урока:  №7 «Творчество Н.В.Гоголя»

Урок №5 (16)

Дата проведения: 30 октября 2008 года.

Тема урока: «В гостях у тетушки Солохи» (по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Характеристика героев повести.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о героях повести.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках: знание текста повести, умение составлять характеристику персонажа, навык работы с текстом, выразительное чтение прозаического текста, умение отличать реальность от вымысла.

  • Обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока: умение составлять характеристику героя, закрепление представления о повести.

  • Сформировать устойчивую мотивацию к изучению классической литературы.

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать умения монологического  высказывания на основе проблемного обсуждения материалов повести.

  • Развивать навык нахождения информации с полным пониманием прочитанного текста.  

Воспитательные: 

  • Воспитать внимательное отношение к слову, интерес к народной жизни.

  •  Учить работать в сотрудничестве.

  • Воспитать самостоятельность, доброжелательность к мнению других.

Образовательные:

  • Сформировать общеучебные умения и навыки, в том числе, использование  учащимися различных технологий работы со справочными материалами, осуществлении самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.  
  • Отработать технологическую и коммуникативную компетентность при работе в группе.

Тип урока: систематизация и обобщение

Вид урока: урок-восхождение

     

 Оборудование:

  • Текст повести «Ночь перед Рождеством»
  • Иллюстрация к повести «Ночь перед Рождеством»
  • Альбом «Н.В.Гоголь», 6 класс.
  • Художественный фильм «Ночь перед Рождеством»\
  • Презентация Microsoft Power Point, проецируемая на интерактивной доске «Иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством».
  • Эпиграфы к уроку.

Этапы урока :

  1. Организационный
  2. Актуализация опорных знаний
  3.  Этап первичного обобщения
  4. Этап конкретизации изученного посредством обмена мнениями
  5.  Подведение итогов урока.  Информация о домашнем задании
  6.  Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Приветствие. ( 3 минуты )

Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

           Учитель  знакомит учащихся  с  задачами  урока,  делит класс на четыре группы, каждая из которых получает задания :

           1.представить своего героя;

           2.подготовить инсценирование эпизода, где наиболее ярко раскрывается образ героя.

 

      Первая группа работает над характеристикой Солохи.

     Вторая группа работает над характеристикой Черта.

     Третья группа работает над характеристикой Вакулы.

    Четвёртая группа работает с главой «Приступ», делая акцент на герое как предводителе народного восстания.  

   Перед тем как начать работу над образами различных героев,  следует выяснить,почему Гоголь начинает повесть с описания природы и какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия.

Самостоятельная работа в группах (5 минут)

Актуализация  опорных знаний учащихся по теме.

Цель: обеспечение мотивацией школьников на принятие целей урока, актуализация субъектного опыта учащихся.

Вопросы:

1.Как у Гоголя возникла идея написать повести , вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

2.Какие повести вошли в этот сборник?

3.Определите основные темы повести «Ночь перед Рождеством».

4.В чем заключается основная идея повести «Ночь перед Рождеством»?

5.Почему повесть начинается с описания природы?

6.Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия?

          Учащиеся готовят ответы на вопросы, используя в качестве опоры текст повести «Ночь перед Рождеством», материалы учебника литературы за 8 класс.

  Ш.       Этап первичного обобщения    (7 минут)

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию.

Этапы обобщения исходного материала посредством визуального воздействия и коллективной работы.

Учащимся демонстрируется презентация ,«Иллюстрации к повести », проецируемая на интерактивной доске, что помогает им осмыслить глубину образов различных героев произведения.

Индивидуально-групповая работа по плану, предложенному учащимся в начале урока.

         

_IV      Этап  конкретизации изученного посредством обмена мнениями__ 

(14 минут)

Цель: определение качества и уровня усвоения учащимися цели урока. урока.  Выставление оценок. (4минуты)

  

Проводится устная работа. Ребята систематизируют свое представление о герое. А лидер группы дает развернутую характеристику. (7 минут) (Ответы на вопросы см Приложение 1) 

Далее демонстрируется отрывок из фильма «Ночь перед Рождеством» (.Он поможет конкретизировать характеристику героя,(3 минуты)

Работа с тренажером на компьютере

.(7 минут) (Приложение 2)

   Домашнее задание: 

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 и 2 группе составить план сценария учебного кинофильма к тексту.

3 и 4 группе составить вопросы викторины по тексту.

V.   Рефлексия.

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казан тутие (Тетушка из Казани).

Воспоминания  Крюковой ( Бикмайкиной Алии Асымовны ),родственницы жены татарского писателя Шарифа Камала. Посвящается 130- летию со дня его  рождения ....

Праздник Осени "В гостях у тетушки Тыквы".

Праздник Осени "В гостях у тетушки Тыквы"....

Сценарий игровой программы "Веселинка и тетушка Непогода".

Сценарий игровой программы рассчитан на детей младшего школьного возраста. Содержит познавательные игры с элементами театрализации....

"Уроки тетушки Совы" картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР (средняя группа)

quot;Уроки тетушки Совы" картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР  (средняя группа)...

В гостях у тетушки Мелодии

В гостях у тетушки Мелодии...

«В ГОСТЯХ У ТЕТУШКИ ОГОРОДНИЦЫ»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями...

"В гостях у тетушки СовьI"

НОД по развитию когнитивной сферы в подготовительной группе: «В гостях у тетушки Совы»Цель:- развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творчес...