Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по сказке Маршака " 12 месяцев"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Баранникова Ирина Михайловна

Интегрированный урок литературы и музыки по сказке " !2 месяцев"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и литературы

 «Двенадцать месяцев»

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков с использованием новых технологий.

Методическая цель урока: создание деятельностной среды на уроке для продолжения темы «Музыка и литература, музыка и живопись»

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве;

- учить понимать и чувствовать связь музыки, литературы и живописи.

Развивающие:

- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный, литературный и художественный вкус.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к художественному слову, музыке, живописи.

Личностные результаты обучения:

- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование интереса к музыкальным и литературному произведению, изобразительному искусству;

- формирование понимания музыкального и литературного произведений.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование умения формулировать тему и цели урока;

- развитие навыков контроля, самоконтроля, прогнозирования.

Познавательные УУД:

- формирование критического мышления;

- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, уметь строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью;

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Формы работы:

- фронтальная

- групповая

- в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, баян, презентация по теме урока, текст пьесы-сказки «12 месяцев» С.Маршака, ноутбуки, папки с материалом для создания кейса (музыкальные файлы, стихи, репродукции картин художников)

Ход урока

Учитель музыки:

1.Приветствие учащихся

- Сегодня мы с вами опять встретились на уроке, где присутствуют учителя музыки и литературы. Как вы думаете, почему?

Слайд № 1- Наш урок я предлагаю начать с прослушивания новой песни

Звучит песня «Времена года»

- Как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о временах года). Сколько времен года знаете? Сколько месяцев в году?

Какими словами вы можете охарактеризовать эту песню?

- Как мы с вами назовем тему нашего урока? Слайд № 2

С каким литературным произведением можно ее связать?-  «12 месяцев».

Слайд № 3 Как думаете, что мы должны сделать на уроке? Какие задачи стоят перед нами?

Вспомнить автора

Жанр произведения

Что такое пьеса. Чем она отличается от обычного произведения?

Словарная работа

Дать характеристику героям

Разберем, какими средствами и как можно передать настроение природы.

Проведем конкурс «Самое красивое предложение о подснежнике».

Послушаем красивую музыку

Вспомним песни о временах года

Попробуем создать кейс

 Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.

А самое главное, ответим на вопрос: как музыка, литература и изобразительное искусство объединяются для того, чтобы более полно раскрыть образы героев сказки, понять их поступки, почувствовать красоту природы, которая окружает людей.

Слайд № 4 Во втором классе мы с вами на уроках музыки путешествовали в музыкальные страны и узнали, что оперы и балеты играют на сцене театров, а симфонии и концерты – в филармониях.

А как вы думаете, где будет проходить пьеса-сказка «12 месяцев»? (в театре: драматическом, музыкальном, юного зрителя или кукольном?).

Давайте отправимся с вами в такой театр.

Слайд № 5 Мы узнаем с вами о предстоящем спектакле из объявления, которое называется АФИША (фото на слайде)

Слайд № 6 А когда мы зайдем в сам театр, нам предложат программку, в которой мы увидим…

- название сказки

- ее автора

- краткое содержание действий

- героев сказки и т.д.

Для того, чтобы нам с вами было интересно смотреть эту сказку, мы немного попробуем разобраться в ней.

Учитель литературы

Слайд № 7 Кто автор этой пьесы? – С.Я.Маршак

Маршак едва ли не самый известный детский писатель. Посмотрите, как много у него рассказов и стихов для детей. Они легко запоминаются, но их хочется перечитывать снова и снова.

Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943  году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
Слайд № 8-12- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

Слайд № 13 -Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
- Понравилась вам сказка? 
- Чем?

Слайд № 14 - Докажите, что это сказка.

Почему пьеса?

    Слайд № 15 - Перед вами на партах два варианта произведения С.Я Маршака с одинаковым названием «Двенадцать месяцев».

слайд № 16 Первая – эпическая сказка  (ксерокопии)

Вторая – драматическая сказка (отрывок из которой дан в учебнике)
-Как вы думаете, какая перед нами стоит задача?
(Сравнить произведения, на основании сравнения вывести понятие драма). Поработайте в парах. Чем отличаются произведения?

1.написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)

2.Афиша, перечень действующих лиц

3.Диалог,монолог

4.Ремарки

5.Акты, действия, явления

6.Повествование – перечень действующих лиц

Что такое пьеса? 

Слайд № 17 Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

-  Почему сказка так называется?

О том, как 12 месяцев помогли героине набрать зимой подснежники

-  Назовите всех персонажей сказки?

 Персонажи.

Слайд № 18- Восстановите ход событий по картинкам (сюжет).

Слайд № 19 ответы правильные

Слайд № 20 Работав парах «Конструктор». Объясните выражение слов и выражений

Указ –

Мачеха

Посох

Прорубь

Твой черед

Не гневайся

Дуйте, что есть мочи

Проворные руки

Видимо-невидимо

Играть в горелки

Амуниция

Играть туш

Гофмейстерина

Муфта

Деваться мне некуда

Слайд № 21 Действующие лица

Итак,Королева издает указ (фрагмент мультфильма)

Слайд № 22 Кто это из сказки?

- Куда отправляет мачеха падчерицу?

- Для чего понадобились подснежники зимой?

- Что можно сказать о поступке мачехи и падчерицы?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

Итак, действие происходит зимой. Нашей героине на помощь приходят 12 месяцев. Вы знаете, что наш русский народ очень мудрый: всё видит, всё примечает и сочиняет пословицы.

Слайды № 23,24 Задание «Осколки»

Верны ли эти приметы?

Идём далее:

Слайд № 25– Девочка встречает в лесу двенадцать братьев. Они очень похожи?  (мультфильм на 19-30 мин.)

Чем они отличаются? (Внешностью, голосом.). Маршак пишет: их 12. Трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое- совсем юноши (фрагмент мультфильма 20-00 минута).

 Учитель музыки

Чтобы передать свое настроение, описать природу словом, нужна..? литература

Чтобы передать настроение природы в красках, необходима…? Живопись

Ну а чтобы выразить настроение, состояние природы в звуках нам поможет…? Музыка.

Чтобы наша пьеса-сказка была на сцене театра более интересной, как вы думаете, чем необходимо ее наполнить? (музыкой и декорациями)

Слайд № 26 У двух композиторов, которые жили в разное время и в разных странах, есть музыкальные альбомы с одним и тем же названием «Времена года». Один из них хорошо вам знаком: автор балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», а другой – венецианский композитор Антонио Вивальди (портреты на слайде). Коротко рассказать о каждом альбоме.

Слайд № 27 У каждого вида искусства найдутся средства выразительности, с помощью которых можно передать красоту каждого времени года.

Наша задача: подобрать музыку этих замечательных композиторов к спектаклю.

Слайд № 28 Слушание «Октябрь» П.И.Чайковского.

- Как вы думаете, какое время года нарисовала музыка? Почему так считаете?

- Какие средства использовал композитор для передачи осеннего настроения? (динамика – тихая; регистр – средний, высокий; темп – неторопливый; характер – грустный, тоскливый)

– Какие краски должен взять художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)

Слайд № 29 Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)

- о каком времени года нам рассказала физкультминутка?

– Изменится ли настроение природы зимой? Почему?

Слайд № 30 Слушание «Зима» А.Вивальди

- Как вы думаете, какой зимний месяц рисует музыка? (помочь подсказками, что в декабре – новогодний праздник, в январе – морозы, в феврале – ветры, встреча зимы с весной)

- Какие средства использовал композитор для передачи зимнего настроения? (динамика –; регистр –; темп –; характер -)

– Какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение зимы? Почему?

Из двух предложенных четверостиший, какое больше подойдет к этой музыке?

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

– А какая будет музыка у весны? (Громкая, веселая, быстрая, потому что все просыпается.)

– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)

– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

Слайд № 31

Послушайте загадку:

Из-под снега вышел друг – 
И весной запахло вдруг.

Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».

Слайд № 32

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».

– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?

– Какие звуки вы услышали?

– Что вы представили?

– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и  хочется  то  ли  покружиться  в  вальсе – плавном, небыстром,  то  ли  просто  закрыть  глаза  и  помечтать  под  эту  чудесную музыку.

11.Учитель литературы

Слайд № 33– Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

– Как называет подснежник девочка?

- А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

Слайд № 34 Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки

Работа в парах: выбрать стихи о подснежнике

12.Учитель музыки

Слайд № 35 А итогом нашего урока станет создание кейса. Мы с вами поделимся на 4 группы (каждая группа вытягивает листочек с названием времени года). Ваша задача: всеми подручными средствами, которые имеются на ваших ноутбуках, как можно ярче представить свое время года и защитить его. В папке на ноутбуке имеются картины художников, музыкальные файлы, песни, стихи о временах года.

Слайды № 36, 37 Учащиеся работают в течение 10 минут, а затем представляют свое время года.

Слайд № 38 – защита проектов

1 группа – время года Весна:

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!

Весна – это время года, когда природа просыпается, оживает после зимней спячки. Тает снег, появляется первая травка, цветы, прилетают птицы

Художники используют для изображения весны яркие краски: голубые, нежно зеленые. Мы выбрали картины художников, которые изобразили весну:

И подобрали музыку, которая очень ярко передает весеннее настроение.

Предлагаем исполнить всем песню «Висели две сосульки».

2 группа - время года Лето:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

(солнце)

А в какое время года солнце очень жаркое? – летом

На вопрос «Что для вас лето?» ребята отвечали по-разному:

Лето- это каникулы! Каникулы – это отдых, путешествия, приключения и открытия!

Лето – это веселье, катание на велосипедах.

Лето – это веселье, радость, новые ощущения и впечатления!

Лето – это ура!!!

Лето - это маленькая жизнь целых три месяца веселых и замечательных каникул! 

Картины и музыку мы подобрали такую.

Предлагаем вам весело потанцевать. (клип «Лето, солнце, жара»)

3 группа – время года Осень

Взгляните на эти картины!!! (под музыку) Правда красивые!

Поэты восхищались этим временем года:

Осенняя пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые поля.

Мы предлагаем вам передать свое настроение в цвете (краски, кисточки, вода)

4 группа  - время года Зима

13.Учитель литературы

Слайд № 39 Итог урока.

– Чему учит нас это произведение?

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)

Слайд № 40– Какие виды искусства описывают красоту природы?

– Какое же задание получила Падчерица?

Слайд № 41– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Слайд № 42 Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.

3.Записать в тетрадь песни о временах года

4.Подобрать картины художников о временах года.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Клише для выступления групп

Мы расскажем вам о времени года…

Для этого времени года характерно…

Чтобы выразить это время года в литературе, музыке и живописи, мы использовали следующие произведения, картины, стихи…

И вот что у нас получилось… (слад в презентации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе

Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...